Предмет и виды психодиагностики


Предмет и виды психодиагностики

Предмет и сущность психодиагностики

Определение 1

Психодиагностика – это отрасль психологической науки, занимающаяся рассмотрением способов, принципов и положений оценки индивидуально-психологических качеств человека.

Психодиагностика, как отрасль психологического знания, с одной стороны рассматривает вопросы индивидуально-психологических различий как отдельных индивидов, так и групп, а с другой занимает разработкой практических методов и методик измерения данных различий, качеств и свойств психики. Объектом психодиагностики выступает человек, носитель психики, через деятельность которого проявляются ее существенные стороны.

Предмет психодиагностики является дискутивным, разные авторы по-разному его рассматривают и определяют. В частности, А.А. Бодалев и В.В. Столин выделяют следующие предметы психодиагностики:

  • методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;
  • методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических исследований;
  • дифференциальную психометрику как методологию обнаружения различий;
  • нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

В свою очередь К.М. Гуревич и Г.А. Берулава обозначают в качестве предмета теоретические и операциональные принципы разработки и построения методик, практических закономерностей их применения и толкования результатов, а также определение границ применимости инструментария.

С третьей точки зрения предметом науки представляется постановка психологического диагноза, как конечного итога деятельности психолога. При этом диагноз включает в себя не только констатацию факта о состоянии тех или иных психологических качеств личности, но и прогноз развития исследуемого свойства, а также рекомендации по коррекции или его развитию.

Задачи и принципы психодиагностики

Замечание 1

Для психодиагностики в большей степени, чем для других психологических наук, характерна тесная связь теоретических и прикладных исследований и направлений работы.

Теоретические исследования выступают фундаментом, на основании которого осуществляется разработка прикладных методов и методик психодиагностики, кроме того теоретические знания о возникновении, формировании и динамике психологических качеств, необходимы для грамотной интерпретации получаемых данных, понимания границ применимости диагностических инструментов.

Для обеспечения достоверности знаний, получаемых в теоретических исследованиях и концепций, которые выстраиваются на их основании, в психодиагностике как науке применяются общепсихологические принципы.

Во-первых, это принцип отражения, согласно которому корректная регуляция поведения личности возможна лишь при адекватном отражении внешнего мира.

Во-вторых, принцип развития, который выражается в необходимости изучения психики и отдельных ее свойств с учетом всего процесса их развития в течении жизнедеятельности индивида.

В-третьих, принцип единства сознания и деятельности, который гласит, что психика не только проявляется, но и формируется в деятельности. Соответственно изучая деятельность личности, например, такую как выполнение тестовых заданий, можно судить о ее психике.

В-четвертых, это личностный принцип, подразумевающий комплексный подход к изучению личности и отдельных ее качеств, так как последние существуют не изолировано, а включены в систему тесных взаимосвязей с другими качествами, и вместе составляют целостную личность.

Использование данных принципов позволяет не только разрабатывать валидный и надежный диагностический инструментарий, но и эффективно применять его при решении прикладных задач. В качестве основных практических вопросов, на которые направлена психодиагностика, можно выделить следующие задачи:

  1. Диагностическое исследование интеллектуально-познавательной сферы, изучение высших психических функций.
  2. Диагностическое исследование эмоционально-волевой и мотивационной сферы, изучение иерархии мотивов и потребностей личности.
  3. Диагностическое исследование особенностей личности, изучение ценностей и направленности личности, самооценки, характера.
  4. Диагностика профессиональных способностей, склонностей и интересов.
  5. Диагностическое исследование психологического климата коллектива.

Виды психодиагностики

В первую очередь можно выделить общую и специальную психодиагностику. Общая психодиагностика направлена на выявление достаточно универсальных психологических свойств и качеств, которые присущи подавляющему большинству респондентов и может применяться без наличия каких-либо специальных условий.

Специальная психодиагностика, напротив, ставит перед собой задачу выявление особенных свойств, качеств и состояний психики, либо исследование личности, которая находится в специальных условиях, под воздействием специфических факторов, например, таких, как наличие соматического или психического заболевания, прием психоактивных веществ, наличие дефектов развития.

Арсенал психодиагностических методик, с помощью которых решаются задачи, как общей, так и специальной психодиагностики, также можно классифицировать на несколько видов в зависимости применяемого подхода:

  • Объективный подход предполагает оценку психологических качеств респондента, в зависимости от способа и степени успешности разрешения им специальных заданий, тестов.
  • Субъективный подход основывается на изучении представлений респондента о самом себе, своей личности, индивидуальных особенностей. Субъективный подход лежит в основе личностных опросников.
  • Проективный подход опирается на идею о том, что при творческом взаимодействии личности с эмоционально-нейтральным материалом, последний становится экраном, на который проецируются психологические особенности и переживания личности. Исследуя продукты деятельности респондента, такие как тексты, изображения, поделки можно получить информацию о состоянии его психики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :