Социальная психодиагностика – это процесс определения социально-психологических особенностей личности, для оценки их состояния и прогнозирования их дальнейшего развития.
Социальную психодиагностику осуществляют посредством огромного количества методов и инструментов, объединенных в группу диагностических методик. Их конструирование и уточнение требований, которым они должны соответствовать, правила их применения и границы выводов, на которые могут распространяться полученные результаты – этим образована специфическая для социальной психодиагностики область знаний.
Массовость социальной психодиагностики предполагает, что будут получены сравнимые результаты, так как диагностика без сравнения не выполняет своих задач. Сравнение результатов позволяет установить относительную точку отсчета.
Социальная психодиагностика используется в теоретических или практических исследованиях, чтобы собрать материал для психологического заключения об отдельном лице или группе лиц, демонстрируя отличия этого отдельного лица от других или отличие этой группы от других групп. Статистика при этом усиливает доказательства, которые были получены в процессе сравнения переменных, они обосновываются, и демонстрируется уровень их наглядности.
Обобщенные результаты социальной психодиагностики, выраженные в общепринятой психологической терминологии, являются целостным социальным диагнозом, то есть научным заключением, характеризующим состояние социального и психического здоровья рассматриваемого объекта, как члена группы.
Проведение социальной психодиагностики предполагает, что будут выявлены причинно-следственные связи и побудительные мотивы поведения социальных объектов, а также их отождествление с окружающими объектами, либо обнаружение у них особой индивидуальности действий и поступков.
К этапам социально-психологической диагностики относят:
Социальная психология дает возможность:
В процессе социальной психодиагностики следует учитывать диалектическую связь проблем, так как решение одной проблемы может повлечь за собой возникновение ряда новых.
Специфика социальной психодиагностики заключается в том, что личность в ней рассматривается сквозь вовлеченность ее в различного рода социальные группы. Наиболее характерными методом социальной психодиагностики являются оциометрия, предложенная в 30-х годах ХХ века Морено Я. – известным американским психологом.
Социометрия решает ряд задач:
Измерением предполагается проведение опроса каждого члена малой группы, чтобы установить тех участников коллектива, с которыми он предпочел бы или напротив, не хотел бы осуществлять совместную деятельность.
Результаты социальной психодиагностики можно представит как социоматрицу, то есть таблицу, социограмму, графически отражающих структуру отношений в группе.
К наиболее значительным недостаткам метода относят: трудности при выявлении мотивов межличностного выбора; высокую вероятность искажения результатов в связи с неискренностью испытуемых или из-за воздействия психологической защиты; возможность использовать данные методики только в небольших группах, у которых есть опыт группового взаимодействия.
Групповая оценка личности – базируется на вынесении оценок личностных качеств и поведения человека людьми, которые с ним близко знакомы, включая коллег по работе или иному типу деятельности. Основной областью применения данной методики является аттестация, подбор и расстановка кадров в различных коллективах.
Референтометриеский метод – способ выявить референтность членов группы для каждого лица, которое входит в ее структуру.
Референтность – понятие, которое трактуется двусмысленно. Во-первых, она рассматривается в качестве формы межличностных отношений, а во-вторых, в качестве свойства личности. В обоих случаях суть ее заключается в ценности для одного человека суждений о чем-либо для него значимом, выносимых другим членом группы.
Методика Филдера – методика, представляющая собой одну из разновидностей социально-психологической конкретизации идей о биполярных измерениях, как в методе семантического дифференциала. Данную методику используют, чтобы оценить качества личности по чертам и оценкам, которые испытуемым приписаны и отнесены к другим людям.
Контент-анализ – особый, относительно формализованный метода анализа документов, при котором в тексте документа выделяют специальные единицы, а позже ведут подсчет частоты их употребления. Метод контент-анализа целесообразно применять, только если исследователем проводится работа с крупным информационным массивом, так что есть необходимость проводить анализ многочисленных текстов. На практике данный метод используют в социальной психодиагностике при исследовании сферы массовой коммуникации.