Психодиагностика – это область психологических знаний, являющаяся теоретическим направлением, которое занимается разработкой методов выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей индивида, а также являет собой сферу практической деятельности психолога.
Психодиагностика – это отрасль психологической науки, разрабатывающая теоретические идеи, принципы и инструменты оценивания индивидуально-психологических особенностей личности.
Психодиагностика состоит из следующих структурных элементов:
Предмет психодиагностики включает в себя принципы диагностирования и психологического заключения, диагностические методы и методики, а также нормативные требования, предъявляемые к разработке, адаптации и использованию методик.
Цель психодиагностики – разработать эффективную систему диагностических методик, изучающих индивидуальные свойства человека и последующее улучшение качеств его жизни.
Основной задачей психодиагностики является постановка психологического диагноза.
Психологический диагноз – это процесс, устанавливающий категоризацию и классифицирующий некоторые особенности личности.
По другому мнению, психологический диагноз – это зафиксированный вывод, касающийся состояния и свойств испытуемого, сделанный на основании проведенного комплекса исследований, касающихся отдельных показателей и личностных характеристик.
По Гуревичу, психологический диагноз – это вывод об актуальном состоянии индивида, а также прогнозирование его дальнейшего развития и разработка свода рекомендаций.
Гуревич выделял два вида диагнозов: диагноз на основании констатации наличия или отсутствия какого-либо признака, и диагноз, который позволяет находить место испытуемого внутри обследуемой выборки.
В зависимости от типа диагноза, клиент может быть перенаправлен к врачу, педагогу со специальным образованием или к психологу.
Может быть выдвинут семейный диагноз, если речь идет о целостной психодиагностической работе с семьей испытуемых.
Семейный диагноз – это выявление в жизни семьи нарушений, из-за которых возникают и сохраняются у одного или нескольких ее членов трудности в повседневной жизни, а также психические расстройства. Также семейный диагноз предполагает выявление таких психологических особенностей семьи и ее членов, которые влияют на коррекцию этих нарушений, которые должны быть учтены при выборе метода оказания помощи и в процессе ее осуществления.
В структуре любого психологического диагноза специалистами выделено три основных блока: степень соответствия объекта психодиагностики феноменологическому уровню; отражение причинных оснований; характеристика предполагаемых мероприятий, которые расположены в компетентности практического психолога.
Психодиагностика, в качестве науки, представляет собой область психологии, которая разрабатывает методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
В качестве теоретической дисциплины, психодиагностика прочно связана как с переменными, так и с постоянными величинами, которые характеризуют внутренний мир индивида. С одной стороны, психодиагностика является способом проверки теоретического построения, а с другой стороны – конкретное воплощение теоретических построений, то есть способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретным фактам.
Теоретическая психодиагностика базируется на основных принципах общей психологии, которые можно назвать ее основными свойствами:
Эти принципы, или свойства психодиагностики являются основой для разработки ряда психодиагностических методик, то есть способов получения достоверных данных, касающихся содержания переменных в психической реальности.
Психодиагностика имеет связь с психологическим тестированием (измерение психологических характеристик личности посредством тестов).
В общем виде, можно сказать, что основными свойствами психодиагностики являются:
Психологическая оценка – более обширное понятие по сравнению с психологическим тестированием, но часто оно выступает как синоним психологического тестирования, охватывая все разнообразие психологических измерений – от психических функций до личности.
Развитие психодиагностики способствует появлению особой группы исследовательских методов – диагностических. Основная особенность данной группы методов – измерительно-испытательная, оценочная направленность, посредством которой возможно достижение количественной и качественно квалификации изучаемого явления.