Рисуночная психодиагностика


Рисуночная психодиагностика

Рисунок как проективная методика

Рисуночная психодиагностика является одним из видов проективной психодиагностики.

Определение 1

Проективная психодиагностика - это психодиагностика, предполагающая использование проективных методов. В процессе творческой деятельности личность проецирует, вкладывает внутренние переживания и существенные стороны психологических особенностей на результат творческой деятельности.

Всем проективным методикам свойственны следующие общие черты:

  • неоднозначность, неопределенность стимульного материала;
  • отсутствие ограничений в исполнении/выборе ответа;
  • отсутствие оценки.

Рисуночные методики не описывают какое-то отдельное свойство психики или ее качество, они не могут отдельно дать характеристику воли или, например, мотивации. Они дают представление о целостном развитии личности. Используемый стимульный материал часто кажется бессмысленным, но человек, которому предложили, например, дорисовать рисунок, изобразит картину, максимально близкую к той, которая его волнует.

Работая с проективными методиками, психолог не дает им оценку, нельзя сказать, правильно или неправильно она была исполнена. Испытуемому не надо соответствовать требованиям социума, значимых людей, даже своим собственным, что создает большое пространство для самовыражения, приводит к возникновению механизма проекции, а также открытости самого испытуемого.

Замечание 1

Кроме того, рисуночные методики являются универсальными для использования людей самого разного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая самым преклонным возрастом. Проективные методики способны открыть психологу те стороны личности, которые не доступны при исследовании с помощью тестов, наблюдений или опросов, проникая в самые интимные глубины человеческой души.

Механизм рисуночной диагностики

Для использования проективных методик на практике необходимо понимать, как данные методики работают.

В их основе лежит понятие проекции, которое разрабатывалось в трудах Фрейда и Юнга. Суть его заключается в том, что человек невольно приписывает другим людям тех качеств и желаний, которые испытывают сами, но не признаются в этом себе. Юнг показал, что переживания человека вызывают определенные изменения в творческой деятельности человека, тем самым открыв для исследования область бессознательного.

В 1939 году по отношению к целому ряду уже существующих методик Франк употребил термин «проекция». Он считал, что с их помощью человек проецирует свой внутренний мир, свои смыслы, ценности и чувства на поле (предметы, материалы и т.д.), предоставляющие ему возможность для свободного культурального моделирования.

Постепенно понятие проекции расширилось и стало включать в себя несколько составляющих:

  • защитные реакции;
  • атрибуция - приписывание мотивов, собственных чувств и поступков другим;
  • аутистическая проекция, исходящая от потребностей воспринимающего;
  • рационализация.

Для того, чтобы проекция произошла и личность наделила ситуацию личностным смыслом, ему предлагается многозначный стимульный материал, который может быть подвергнут самой разнообразной интерпретации или исполнению. Экспериментатор дает только самые общие инструкции, практически не ограничивая фантазию испытуемого. Таким образом, белый лист предстает как экран, на который личность проецирует свои желания, страхи и потребности. При этом стоит указать на то, что сам испытуемый не понимает значения своих рисунков, тем самым не может сам себе дать интерпретацию результатов.

Однако проективные методики вызывают целый ряд критических замечаний. Их критикуют за крайне слабую научную обоснованность. Не ясно, какие слои личности были отражены в такой диагностике - сознательные или бессознательные. Также трудно понять, что именно было «спроецировано» - мотивы, влечения, потребности и т.д. Кроме того, интерпретация результатов зависит от мастерства и опыта экспериментатора, при этом сама методика не предполагает влияние на ее результаты разнообразных защитных механизмов личности.

Рисуночные методики психодиагностики

Рисуночные тесты предполагают разную степень зависимости от характера задания. Так, могут быть свободные задания, например, «Спонтанный рисунок», «Моя жизнь через три года», «Мое настроение», в котором установки экспериментатора выражены очень слабо. Тематические задания имеют определенную структуру или идею. К ним относят «Автопортрет», «Дерево», «Рисунок семьи» и т.д.

При интерпретации рисуночных методик внимание концентрируются на двух видах показателей: что нарисовано и как нарисовано. Существуют определенные универсальные показатели, диагностирующие личность: расположение рисунка на бумаге, величина рисунка и пропорции изображенных на нем предметов, стиль раскрашивания, особенности нажима, стирание или, напротив, выделение каких-либо частей. Однако ни один из признаков не является достаточным основанием для выводов, а должен анализироваться в комплексе с остальными.

Приведем интерпретацию способов нажима и качества линий в рисуночной психодиагностике. Качество нажима выдает психомоторный тонус, состояние эмоциональной напряженности. Сильный нажим выдает психическую напряженность, амбициозность или агрессивность, может говорить как о проявлении воли и напористости, так и о состоянии тревожности. Чем сильнее нажим, тем выше уровень эмоционального напряжения. Кроме того, он может показывать острую стрессовую ситуацию. Если нажим слабый, то личность испытывает чувства неуверенности, робости. Слабые, легкие, отрывистые линии могут свидетельствовать о том, что человек испытывает дефицит самоуважения. Изменения в нажиме при рисовании тех или иных деталей также свидетельствует о их значимости для человека - чем более значимы, тем сильнее прорисованы, сильнее выделены. При этом стоит учитывать, что способ нажима может быть всего лишь художественным выразительным средством и говорить только о том, что личность имеет художественное образование.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :