Психодиагностика интеллекта


Психодиагностика интеллекта

Сущность понятия "интеллект"

Определение 1

Интеллект (в широком смысле) – это совокупность всех известных познавательных функций человека: начиная ощущением и восприятием и заканчивая мышлением и воображением. В узком смысле под интеллектом понимают мышление.

Интеллект представляет собой основную форму познания действительности.

Известно три разновидности в понимании функций интеллекта:

  • способность к обучению;
  • оперирование символами;
  • способность активного овладения закономерностями окружающей человека действительности.

Специфика и методология психодиагностики интеллекта

Определение 2

Психодиагностика интеллекта – это совокупность методик и приемов, которые направлены на изучение и получение данных, а также количественное измерение уровня интеллектуального развития человека.

Психодиагностика интеллекта обычно осуществляется посредством специализированных тестов интеллекта, или тестов общих способностей.

Замечание 1

Интеллект, в качестве объекта измерения, при этом подразумевает в первую очередь, такие проявления индивидуальности, которые относятся к познавательным свойствам и особенностям личности.

Это объясняет почему при психодиагностике интеллекта основные тестовые методики направлены на оценку особенностей мышления, памяти, пространственного мышления, математических и психомоторных способностей и пр.

Практическое значение психодиагностики интеллекта обусловлено как минимум двумя факторами:

  • необходимость охватывать измерениями и числами умственных операций;
  • признание того факта, что многие типы профессиональной деятельности – трудовая, спортивная, военная и пр., подразумевают, что интеллектуальный уровень – важнейшая предпосылка выполнения этой деятельности.

Выделяют две группы тестов интеллекта:

  • монометрические, к которым относят шкалу Стенфорда-Бине, тест Р. Кэттела, прогрессивные матрицы Равена и т.д.;
  • тестовые батареи, направленные на диагностику как общего интеллекта, так и специальных интеллектуальных факторов. Например, тесты Д. Векслера или Р. Амтхауэра и пр.

По критерию оценки результатов тестирования тесты интеллекта разделяют на те, в которых оценку производят, учитывая сложность задания, а время выполнения задания играет менее значимую роль. И такие, которые содержат более однородный тестовый материал, но на результат диагностики огромное значение оказывают скоростные качества испытуемого.

Примером одних из наиболее современных методик являются тесты общих и специальных способностей Г. Айзенка, краткий отборочных тест (КОТ) Бузина В.Н. и пр.

Интеллектуальный уровень, который можно измерить посредством тестов, в значительной мере зависит от социальных, культурных, экономических и прочих условий. Поэтому тестовый интеллект в значительной мере зависит от уровня образования и возможностей приобщения испытуемого к культуре и его экономическому положению.

Тесты интеллекта были созданы в определенных социально-культурных условиях, в которых всегда учитывают социальные нормы и ценности, а также стандарты поведения и мышления, которые характерны для данной культуры. Поэтому в некоторой степени есть интерес в разработке и применении тестов, которые предназначены для измерения уровня интеллектуального развития, вне зависимости от факторов окружающей среды, включающей культуру, образование, национальные особенности и пр. Например, культурно свободный тест интеллекта, который был разработан Р. Кэттелом в 1958 году. Тест сформирован на базе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется в восприятии. По мнению автора, информация, полученная посредством данного теста в различных культурных группах, можно сопоставить между собой. Это мнение вызвало ряд критических высказываний.

Психодиагностику интеллекта осуществляют посредством тестовых баллов, коэффициента интеллекта, используют профиль интеллекта, качественную характеристику индивидуального интеллекта. В последнем случае во внимание принимают не только количество решенных заданий и время их выполнения, но также и характер ошибок, реакцию испытуемого на примененные способы решения и эмоциональность испытуемого. Также важным является выявление таких заданий, которые были решены испытуемым наиболее легко и те, в которых он испытал наибольшие затруднения.

Замечание 2

Основной критерий психодиагностики интеллекта – это оценка особенностей умственного и личностного развития индивида, а также формирование у него знаний и профессионально значимых качеств.

Тесты интеллекта необходимы для того, чтобы изучить уровень интеллектуального, или умственного развития личности. В таком случае под интеллектом принято понимать не любое проявление индивидуальности, а в первую очередь познавательные процессы и функции. Тесты интеллекта – наиболее ранние в историческом плане психодиагностические методики.

Из всех известных на сегодняшний день методик, наиболее распространены тестовые – они достаточно краткие, стандартизированные испытания, посредством которых можно в краткий промежуток времени узнать интересующие характеристики индивидуально-психологических особенностей личности, в соответствии с некоторыми определенными параметрами.

Обрабатывая результаты тестирование можно узнать не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, который свидетельствует об овладении им понятиями и логическими операциями, а также о преобладании вербального либо образного мышления.

Таким образом, тестирование позволяет делать прогнозы успешности дальнейшего обучения, скорости протекания мыслительных процессов, а это является свидетельством того, что у испытуемого есть некоторая выраженность свойств нервной системы.

Психодиагностику интеллекта можно использовать при тестировании абитуриентов при их поступлении в вуз, чтобы контролировать особенности умственного развития в процессе обучения, для выявления сложностей и затруднений при принятии решений, касательно необходимой работы по коррекции или самокоррекции, а также для объективного оценивания качества образования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :