Интеллект (в широком смысле) – это совокупность всех известных познавательных функций человека: начиная ощущением и восприятием и заканчивая мышлением и воображением. В узком смысле под интеллектом понимают мышление.
Интеллект представляет собой основную форму познания действительности.
Известно три разновидности в понимании функций интеллекта:
Психодиагностика интеллекта – это совокупность методик и приемов, которые направлены на изучение и получение данных, а также количественное измерение уровня интеллектуального развития человека.
Психодиагностика интеллекта обычно осуществляется посредством специализированных тестов интеллекта, или тестов общих способностей.
Интеллект, в качестве объекта измерения, при этом подразумевает в первую очередь, такие проявления индивидуальности, которые относятся к познавательным свойствам и особенностям личности.
Это объясняет почему при психодиагностике интеллекта основные тестовые методики направлены на оценку особенностей мышления, памяти, пространственного мышления, математических и психомоторных способностей и пр.
Практическое значение психодиагностики интеллекта обусловлено как минимум двумя факторами:
Выделяют две группы тестов интеллекта:
По критерию оценки результатов тестирования тесты интеллекта разделяют на те, в которых оценку производят, учитывая сложность задания, а время выполнения задания играет менее значимую роль. И такие, которые содержат более однородный тестовый материал, но на результат диагностики огромное значение оказывают скоростные качества испытуемого.
Примером одних из наиболее современных методик являются тесты общих и специальных способностей Г. Айзенка, краткий отборочных тест (КОТ) Бузина В.Н. и пр.
Интеллектуальный уровень, который можно измерить посредством тестов, в значительной мере зависит от социальных, культурных, экономических и прочих условий. Поэтому тестовый интеллект в значительной мере зависит от уровня образования и возможностей приобщения испытуемого к культуре и его экономическому положению.
Тесты интеллекта были созданы в определенных социально-культурных условиях, в которых всегда учитывают социальные нормы и ценности, а также стандарты поведения и мышления, которые характерны для данной культуры. Поэтому в некоторой степени есть интерес в разработке и применении тестов, которые предназначены для измерения уровня интеллектуального развития, вне зависимости от факторов окружающей среды, включающей культуру, образование, национальные особенности и пр. Например, культурно свободный тест интеллекта, который был разработан Р. Кэттелом в 1958 году. Тест сформирован на базе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется в восприятии. По мнению автора, информация, полученная посредством данного теста в различных культурных группах, можно сопоставить между собой. Это мнение вызвало ряд критических высказываний.
Психодиагностику интеллекта осуществляют посредством тестовых баллов, коэффициента интеллекта, используют профиль интеллекта, качественную характеристику индивидуального интеллекта. В последнем случае во внимание принимают не только количество решенных заданий и время их выполнения, но также и характер ошибок, реакцию испытуемого на примененные способы решения и эмоциональность испытуемого. Также важным является выявление таких заданий, которые были решены испытуемым наиболее легко и те, в которых он испытал наибольшие затруднения.
Основной критерий психодиагностики интеллекта – это оценка особенностей умственного и личностного развития индивида, а также формирование у него знаний и профессионально значимых качеств.
Тесты интеллекта необходимы для того, чтобы изучить уровень интеллектуального, или умственного развития личности. В таком случае под интеллектом принято понимать не любое проявление индивидуальности, а в первую очередь познавательные процессы и функции. Тесты интеллекта – наиболее ранние в историческом плане психодиагностические методики.
Из всех известных на сегодняшний день методик, наиболее распространены тестовые – они достаточно краткие, стандартизированные испытания, посредством которых можно в краткий промежуток времени узнать интересующие характеристики индивидуально-психологических особенностей личности, в соответствии с некоторыми определенными параметрами.
Обрабатывая результаты тестирование можно узнать не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, который свидетельствует об овладении им понятиями и логическими операциями, а также о преобладании вербального либо образного мышления.
Таким образом, тестирование позволяет делать прогнозы успешности дальнейшего обучения, скорости протекания мыслительных процессов, а это является свидетельством того, что у испытуемого есть некоторая выраженность свойств нервной системы.
Психодиагностику интеллекта можно использовать при тестировании абитуриентов при их поступлении в вуз, чтобы контролировать особенности умственного развития в процессе обучения, для выявления сложностей и затруднений при принятии решений, касательно необходимой работы по коррекции или самокоррекции, а также для объективного оценивания качества образования.