Функции и цели мышления


Функции и цели мышления

Определение понятия "мышление"

Определение 1

Мышление - это социально обусловленный, связанный с речью психологический процесс отражения всего нового, т.е. процесс обобщенного и опосредованного отражения реальности в ходе ее синтеза и анализа, появляется на базе практической работы, из чувственного познания и способен выходить за его пределы (ОВ. Брушлинский).

Суть человеческого мышления заключается в установлении взаимосвязей, обобщении качеств однородной группы явлений, осознании сути определенного явления как разновидности конкретного класса явлений.

Определение мышления, которые возможно отыскать в большинстве учебников, обхватывают некоторое количество признаков. О. В. Брушлинский стремился увеличить численность своеобразных признаков в определении мышления. Но подобный расклад демонстрирует предмет изучения или же показывает на отличие мышления от восприятия.

Есть и другие походы к определению мышления. СЛ. Рубинштейн считал, что главным предметом психического изучения мышления считается его процесс или же обсуждение данного процесса в плане работы. ПЯ. Гальперин писал, что психология исследует не только лишь мышление и не полностью все мышление, а лишь только процесс ориентировки субъекта при решении умственных задач. О.К. Тихомиров был уверен, что предметом психического изучения мышления есть виды мышления.

Замечание 1

Суть мышления возможно квалифицировать так: мышление - это психологический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения значительных свойств, элементов и связей меж ними в предметах объективной реальности.

Это отражение происходит на базе появления второсигнальных временных нервных связей с опорой на первосигнальные связи. Слово же вбирает в себя значительное значение в характеристике предметов, событий и явлений, благодаря собственной возможности к обобщению дает возможность оторваться в из реальности, абстрактно отобразить глубинное в объектах.

Функции мышления

На базе своеобразных черт мышления возможно отметить его главные функции. Ограничимся выделением 4 ведущих функций (В.Д. Шадриков)

  • Понимание. ГС. Костюк в свое время отмечал, что процессы осознания - это и есть процессы нашего мышления, направленного на раскрытие тех или же других объектов в их значительных связях с другими объектами, что достигается на базе включения нового познания в личный опыт. С точки зрения Е.В. Ильенкова, понять явление значит узнать способ его появления, изучить сами обстоятельства появления данного явления, вызывает образование некоторых понятий и понимание. Понимание можно рассматривать как форму мышления, свойство или же компонент мышления.
  • Решение задач и проблем. Мышление появляется в том случае, когда индивидуального субъективного опыта для достижения цели недостаточно, т.е. в проблемной ситуации. Осмыслить и сконструировать вопрос - это уже конкретный шаг к решению проблемы, а понимание того, что известно и что надо находить, говорит о превращении проблемной ситуации в конкретную задачу. Умение отыскать связь неизвестного и известного в задаче означает отыскать метод ее решения.
  • Целеобразования. Образование целей составляет процесс порождения более новых целей, что случается в мышлении. Мышление обнаруживает собственные предсказательные способности и создает единый образ конечного итога работы. Общая задача мышления конкретизирует в промежуточных целях. Наконец, постановка промежуточной, единой и конечной цели как один и есть целоеобразовательным ходом, который происходит в мышлении.
  • Рефлексию оценивают как работу субъекта, которая нацелена на понимание действий и способов его познания. Самопознание как правило, выполняет регулирующую функцию относительно поведения или же работы субъекта

В случае если схематично ообозначить главные функции мышления как познавательного процесса, то необходимо отметить следующие его характеристики:

  • мышление выделяет то общее, что сводит отдельные предметы, действия, факты;
  • находит как несущественные, так и важные различия между предметами или же рассуждениями;
  • осуществляет относительный анализ вероятных путей решения проблемы;
  • предлагает подходящий вариант решения и дальнейших поступков и, образно говоря, сочетает воздействия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит ещё подумать», «желательно внести коррективы» и прочее.

Таким образом, мышление являет собой высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей меж объектами или же явлениями находящегося вокруг мира.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психологических функций. Оно рассматривается как работа, которая имеет мотив, задачу, систему поступков и операций, итог и контроль. Мышление есть высшая степень познания, процесс отражения в мозге реального мира, который базируется на двух принципиально отличающихся психофизиологических механизмах: образования и нескончаемого пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и выводов.

Мышление дает возможность получить познание о таких объектах, свойствах и действиях, находящихся и происходящих в мире, которые не могут быть восприняты с помощью одной лишь первой сигнальной системы. Все формы и законы мышления – это предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы в соответствии с этим, психологии и физиологии. В процессе восприятия и ощущения человек узнает мир вокруг себя в итоге конкретного, чувственного его отражения. Именно так трактуют психологи такое понятие как мышление.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :