Мышление в психологии


Мышление в психологии

Общая характеристика мышления

Определение 1

Мышление – это познавательный процесс переработки информации получаемой личностью из внешнего и внутреннего мира, с ее преобразованием и получением качественно новой информации на ее основании.

Процесс мышления начинается еще на стадии восприятия информации от объектов окружающей реальности, при выявлении их структуры, взаимосвязи между составными частями, складыванием целостного образа объекта, раскрытии его существенных свойств.

Когда возможности для манипуляции с непосредственно отображаемым объектом исчерпывают себя, мышление целиком переносится во внутренний план сознания, где не ограничено никакими рамками. В идеальном мыслительном пространстве личность может производить с объектом любые манипуляции, подвергать его воздействию различных факторов, сравнивать с другими объектами и т.д. Часто результатом данной мыслительной деятельности становится модель совершенно нового, не существующего в опыте личности, а иногда и в опыте человечества, объекта, которая сохраняется с помощью процесса памяти.

Жан Пиаже в рамках своей теории определял мышление как обмен между организмом и средой с целью установления равновесия.Оно возникает в ходе эволюции для более точной адаптации человека к окружающему миру. Чувственное познание противоречиво. Мышление снимает это противоречие.

Замечание 1

Основная цель мышления – опосредствованное познание предмета, представление его в виде объекта, объективной реальности, то есть независимая самоцель, самодостаточный образ, безотносительно тому, как человек этот предмет ощущает, каково его значение для субъекта.

Мыслительные операции и формы мышления

Процесс мышления протекает не стихийно, существуют определенные правила, согласно которым выстраивается мыслительная деятельность. В качестве способов организации мыслительной деятельности можно выделить формы мышления и операции, которые личность усваивает из культурно-исторического опыта своей социальной среды. Формы и операции сами по себе не являются врожденными способами мыслительной активности и вырабатываются в процессе научения.

Среди форм мышления можно выделить:

  1. Понятие
  2. Суждение
  3. Умозаключение

Понятие — это форма мышления, представляющая собой отражение в значении слова общих существенных и отличительных признаков предмета. Понятия необходимы для описания окружающего мира, они служат в качестве ярлыков-обозначений, которые личность навешивает на объекты реальности.

Суждение представляет собой форму мышления, в которой отражается связь между двумя объектами или явлениями, либо раскрывается их сущность. Суждение включает в себя два понятия и связь между ними. Распространенный вариант суждения – простой категорический силлогизм.

Умозаключение — более сложная форма мышления, которая представляет собой вывод из нескольких суждений. Виды:

  • Дедуктивное – это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления общего и единичного суждения.
  • Индуктивное – это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений.
  • Аналогии – вывод о принадлежности предметов определенному признаку на основе сходства с признаком других предметов.

Операции – это умственные действия, сформулированные в процессе развития общества, продукт преобразования внешнего, предметного действия, скоординированного с другими в единую систему.

Свойства мыслительных операций:

  1. Координация операций – сложение двух элементов в мышлении дают третий, не сводимый к сумме свойств первых двух. Ментальная химия.
  2. Обратимость – каждая операция имеет обратную.
  3. Композиция операций – в мышлении возможно несколько различных путей для достижения одного результата. ($2+3=5$, $10-5=5$, вода, нагретая до $80%^\circ$ превращается в пар, а пар охлажденный до $80$ - в воду)
  4. Операция плюс обратная операция равна нулю.
  5. Количественная характеристика операции при прибавлении увеличивается, а качественная нет.

Процессы мышления

Операции и формы мышления включены в мыслительные процессы, которые определяют направление, цель мышления на данном этапе, способ его взаимодействия с информацией от окружающего мира. Как правило выделяют следующие процессы мышления: анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Анализ и синтез это два взаимосвязанных процесса.

Определение 2

Анализ – это практическое или мысленное разложение целого объекта, или явления на части, компоненты.

Определение 3

Синтез – это объединение различных составных частей в целое.

Анализ и синтез – это творческие процессы, которые не имеют готовой, универсальной схемы, их осуществление зависит от характера и структуры объекта. Анализ и синтез существуют на всех уровнях познания, начиная с чувственного, заканчивая абстрактно-логическим. Мысленный анализ – это отражение существенных характеристик объектов в понятиях и суждениях, выражающихся в языковой форме. Мысленный синтез – это воспроизведение целостности объекта через соединение его компонентов и через фиксацию характера связи между элементами предмета или явления. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

В когнитивной психологии анализ и синтез часто рассматривают в качестве автономных процессов мышления. Преобладание анализа или синтеза лежит в основе индивидуальных свойств личности. В отечественной психологиинапротив анализ и синтез не противостоят друг другу, а существуют в единых формах в мыслительной активности. Анализ объектов мышления предполагает действие особого механизма – анализ через синтез, то есть включение познаваемого объекта во все новые связи с другими объектами, в следствии чего выделяются новые свойства изучаемого объекта.

Определение 4

Обобщение – процесс мышления и его результат, заключающийся в мысленном выделении существенных и потому общих свойств и отношений между предметами.

Обобщение может осуществляться на бытовом уровне, когда в качестве общих свойств выступают схожести в чувственном восприятии объектов, либо на научном уровне по существенным признакам. В качестве существенных принимаются такие признаки объекта, которые характеризуют егосоставные части или свойства сохраняющие стабильность при взаимодействии с другими объектами.

Обобщение играет важную роль в психическом развитии личности. Обобщение различных психических свойств, процессов, состояний является условием их развития. Например, обобщение мотивов приводит к появлению у человека характера, обобщение мыслительных процессов приводит к формированию интеллектуальных способностей.

Определение 5

Абстракция – это процесс и результат мыслительной деятельности субъекта, состоящий в интеллектуальном отвлечении от ряда конкретных признаков объекта, выделении существенных всеобщих свойств и превращение их в самостоятельный предмет познания.

Абстракция начинается с анализа и синтеза эмпирического содержания объекта, с данных восприятия и заканчивается в ограничении определяемого свойства, в мышлении при отвлечении от других затем происходящих изменений перцептивного в мыслительном процессе, что приводит к обнаружению существенного.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :