Мышление – познавательный психический процесс, предполагающий обобщенное и опосредованное отражение связей и отношений между предметами объективной действительности.
Мыслительная деятельность любого человека – разнообразная и многоплановая, особенно это проявляется в существовании нескольких видов мышления.
Мыслительный процесс характеризует ряд следующих особенностей:
Мышление, как и ряд других познавательных процессов, свойственных человеку, характеризуется некоторыми специфическими чертами. Эти черты в разной степени могут присутствовать у разных людей, а также в разной степени важны в процессе решения разнообразных проблемных ситуаций. Некоторые из этих качеств представляются более значимыми в процессе решения теоретических задач, а какие-то – в процессе решения практических вопросов.
К свойствам мышления можно отнести:
Трактовка мышления в качестве процесса предполагает, в первую очередь, что непосредственная детерминация мыслительной деятельности может быть осуществлена только как процесс. Иными словами, в процессе решения задачи человек продолжает выявлять все новые, неизвестные ему до этого условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мыслительного процесса. Следовательно, детерминация мышления не дается изначально в качестве чего-то абсолютно готового и уже законченного, она именно образуется, постепенно формируясь и развиваясь в процессе решения задачи, то есть, выступая как процесс.
Развернутый мыслительный процесс, так как он всегда направлен на разрешение какой-либо задачи, можно разделить на несколько основных фаз или этапов:
Огромная роль в процессе проверки правильности суждения отведена умозаключениям.
Умозаключение – наиболее сложная форма и продукт процесса мышления. Умозаключение формируется из данных, полученных целым рядом суждений, и осуществляется через рассуждения.
Выделяют три основных метода или способа получения умозаключения в результате рассуждений:
Умозаключение, полученное путем дедукции – предполагает протекание рассуждения через получение заключения от более общих знаний к частным, то есть, от общего к единичному. В этом случае, переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Умозаключение, полученное путем индукции – предполагает рассуждения, идущие от частного знания к более общим положениям. В этом случае имеет место эмпирическое обобщение, при котором на основании повторяемости признаков делают вывод относительно его принадлежности любому явлению этого класса.
Умозаключение по аналогии делает возможным, в процессе рассуждения, логические переходы от известного знания о каком-то одном предмете, к новому знанию, касающемуся другого отдельного предмета, базируясь на уподоблении одного явления другому. Иными словами, от единичного случая к подобного рода единичным случаям, либо от частного к частному, минуя что-то общее.
Суждение в качестве наименьшей единицы логического мышления было выделено Платоном. В свою очередь, Аристотелем было продемонстрировано, что только в наиболее общих суждениях, которые являются истинными для всех объектов этого класса, можно выразить законы природы и общества. Им было доказано, что в случае, если обе посылки являются частными, то из них нельзя сделать строго логический вывод.
Строго логический вывод может быть получен только посредством дедуктивного метода.
Например, он взял два суждения: «Драгоценные металлы никогда не ржавеют» - это большая посылка и «Золото – драгоценный металл» - это малая посылка.
Взрослый человек, обладающий развитым мышлением, воспринимает это не как два изолированных друг от друга предложения, а в качестве готового логического соотношения, то есть силлогизма, из которого можно сделать единственный вывод – «следовательно, золото не ржавеет».
Чтобы сформулировать данный вывод не требуется личного опыта, так как он получен посредством объективного логического средства – силлогизма. Любые другие виды рассуждений, то есть индуктивное и аналогия, с позиций истинной основы логического мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам, мышление становится доказательным, убедительным и непротиворечивым.
Индукция и дедукция тесно связаны между собой. Человек, при рассуждении о каком-то явлении, делает умозаключения не только обобщающие, но может делать и частные выводы, базируясь на общих положениях и закономерностях. Тесная связь двух этих типов умозаключений помогает наиболее полно раскрыть явления и предметы действительности.