Наличие у субъекта сознательной осведомленности о собственных намерениях и способностях,а также спосбность к восприятию и угадыванию намерений и мыслей других людей,осведомленность о наличие сознания у других –«теория разума». исследования теории разума включают в себя 2 задачи- «ложные убеждения» и «ошибочный шаг". В обоих типах задач изображены соцвзаимодействия между двумя людьми. в процессе тестирования читается рассказ и показываются картинки. В задаче «ложные убеждения» . человек 2 меняет расположение предмета когда 1 чел выходит из комнаты (например стакан со стола на холодильник.)в задаче «ложные убеждения « первого порядка у 1 чел спрашивают:»как он думает,где будет стоять стакан когда он вернется в комнату?. правильный ответ :на столе (так как человек придерживается ложного убеждения что стакан на месте. Для ответа на вопрос нужно мысленно сделать вывод о том,какие убеждения у 1 чел. Несколько дополнительных вопросов для проверки понимания действительного положения вещей. например вопрос на запоминание :где вначале был стакан?В задаче «ложные убеждения второго порядка,направленной на диагностику способности понимать,что думает человек 2 о том,что думает человек 1)начало рассказа такое же, но добавляют что чел 1 выйдя из комнаты наблюдает в окно действия чел2 (чел2 не подозревает что первый видел как он переставлял стакан)испытуемого спрашивают « когда чел1 вернется в комнату,что подумает чел2,о том что думает чел1 о том где находится предмет?»В задаче «ошибочный шаг»оценивается способность испытуемого догадываться о душевном состоянии чел1(слушающего )и чел 2 (говорящего). в рассказе чел2 совершает ошибочный поступок и в неловком высказывании случайно раскрывает информацию,которая д/б держаться в секрете например :говорящий получил на свадьбе от слушающего вазу а потом через год слушающий нечаянно разбил её будучи в гостях у 2 (говорящего)чел 2 :говорит :»не беспокойтесь ваза мне не нравилась её кто-то подарил на свадьбу. испытуемого просят подтвердить наличие ошибочного шага,указать человека сделавшего ошибочные высказывания(выделения и понимания ошибочного шага) объяснить почему чел 2 недолжен был это говорить (понимание душевного состояния слушателя) и понимание почему чел2 так сказал . задают контрольные вопросы. дети в 3-4 года понимают задачу ложные убеждения 1го порядка. в 6-7 задачу вторго порядка. в 9-11 способность понимать «ошибочный шаг»В целом задачи теории концентрируются в способности распознать душевное состояние человека у которго в результате действий другого чедовека выработались ложные убеждения. Воснове лежит понимание того,что один из двух людей в своих убеждениях основывается на конвенциональном предвосхищении и не ожидает что второй будет прятать предмет. у здоровых это понимание считается типичным и лежит в основе ложных убеждений. Нарушения задач теорий разума были выявлены у большинства детей с аутизмом. Имм разыгрывают представление «салли ложит шарик в корзину и уходит из комнаты . энни перекладывает шарик в коробку. »у детей спрашивают где будет салли искать шарик когда вернется?дети с аутизмом не понимают что салли не знает о том,что шарик переложен . они не могут отделить собственное знание от знания другого. нарушается также способность понимать убеждения другого челдовеканапример ихпросят спрятать монетку в кулаке. дети с аутизмом прячут одну монетку в кулаке держа второй раскрытым и отказываются понимать как что другой человекдогадается в каокой руке монетка видя только один зажатый кулак. поражения: есть данные подтверждающие участие фронтальной доли в выполнении теории разума, кроме этого зоны височной коры и миндалины. атакже Хаппе и др. предположили что правое полушарие играет роль в нарушениях задач теории разума.