При анализе историч текстов в их содержании и форме можно найти признаки, говорящие о том, что материалы подвергались редакт-ю. Письменность позволяет проводить историч исследования редакт-я уже на документальной основе. До наших дней дошли письменные источники различ давности. В их ряду одно из 1ых мест занимают Веды – сборники (их 4) гимнов, ритуальных правил и предписаний, кот относятся к древнеинд лит. Главный среди них - Ригведа, (третья четверть II тыс до н. э.) Ригведа – сб гимнов, в кот восславляются боги, воспевается процесс жертвоприношения, восхваляется роль жрецов – брахманов. Длительность периода сложения гимнов не известна. Однако тот факт, что это сб и они были созданы кем–то, нельзя не принимать во внимание при рассмотрении их с позиций редактирования. Документальными источниками письменности, представляющими интерес с т зр истории редакт-я, нужно считать сб сказаний об Иисусе Христе -евангелия. Изучение текстов и их анализ с использ-м "гипотезы многих источников", привели к выводу, что евангелия составлены из распространенных тогда пророчеств, изречений и притч, автором которых якобы был Иисус, + описаний его жизни и совершенных им чудес. Был выделен ряд лит форм: "парадигмы" – поучительные сказания. В основе каждого лежит какое–ниб изречение Иисуса; "новеллы", содержащие рассказы о совершенных Иисусом чудесах, и "логии", означающие разумную, вечную, суверенную основу всех вещей. Евангелия были написаны в I веке. 1ое – Евангелие от Марка – через 40 лет после смерти Христа, 4ое (Евангелие от Иоанна) через 65–70 лет . Не все сб одинаковы с т зр лит формы. Но, они имеют принципиально схожую структуру: тексты разделены на главы, состоящие из коротких, последовательно пронумерованных, как правило, однофразовых фрагментов. Было ли это сделано теми, кого принято считать авторами сб, или кем–ниб другим, сказать трудно, т. к. ни одной подлинной рукописи не сохран. Однако если в ней принимал участие кто–то кроме автора, можно говорить о редакт-ии как самостоятельном процессе. + все евангелия однообразно оформлены, есть повод считать, что они обладают признаками серийного оформления. Рассмотрение каждого евангелия в отд выявляет и др признаки ред-я. Так, Евангелие от Луки отличает высокая культура слова и стиля, оно имеет правильное построение фраз, синтаксис ритмичен и естествен. Факты из жизни Иисуса в значительной степени связаны хронологически с историей Римской империи→ достоверность. Произведение организовано определенным образом → можно предполагать, что оно прошло редакторскую обработку. Согласно лит и материальным источникам, у славян первоначальная письменность возникла в 1ой половине I тыс н. э. Уже в несовершенных формах письменности выд элементы, которые заслуживают внимания с позиций редактир - архаический календарь древних славян, нанесенный на поверхность кувшина (4 в н. э.) Предполагается, что он был предназначен для ритуальных обрядов в определенные дни. Календарь достаточно точен. Этот факт можно принять за свидетельство тщательной фактографической обработки результатов наблюдений, что, по современным оценкам, можно связать с редактир. Отличительной особенностью календаря является своеобразная организация материала. Это также может служить предположением, что в действиях составителя древнего было то, что мы теперь относим к редактир-ю – общий подход к расположению материала. Еще одним фактом того, что редактир-е имело место уже на ранней стадии развития славянской письменности, явл договоры рус князей с Византией, относящиеся к VIII–Х веков. Будучи двусторонними соглашениями, договоры требуют при их подготовке, как правило, неоднократных обсуждений и согласований, что также явл следствием редактир-я. До нашего времени дошли договоры 911, 944 и 977 годов. Можно предполагать, что их редактир-м занимались не только составители, но и сами князья. Плюс, крупнейший памятник 11 в "Русская Правда" – законодательный свод Др Руси. Этот юридический документ не мог быть составлен без редакт-я, т. к он отличается краткостью и точностью языка, отработанностью формулировок.