Несмотря на следование классическим традициям, в литературе XX в. очень заметно влияние модернизма. Это влияние прослеживается в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», произведениях австрийского писателя Франца Кафки («Процесс», «Америка» и др.), ирландского писателя Джеймса Джойса (1882–194 1) («Дублинцы», «Улисс», «Портрет художника в юности»). Многие писатели в своих произведениях пользуются новым творческим принципом, характерным для западноевропейской литературы начала XX в., – «потоком сознания». Впервые этот термин употребил американский философ и психолог Уильям Джеймс в своей книге «Научные основы психологии» (1890 г.). Под этим принципом понимается передача процессов душевной жизни, некий «внутренний монолог». Это заставляет при прочтении книги поверить в свое присутствие в условиях, описываемых автором, сильнее сопереживать героям. Вторая мировая война сказалась не только на жизни людей, но и на культуре. В философии и литературе выделилось новое направление – экзистенциализм (от позднелат. exsistentia– «существование»). Основная тема экзистенциализма – человеческое существование с его проявлениями (страхи, заботы, совесть и др.). Экзистенциализм имеет две ветви: 1) религиозный экзистенциализм (немецкий философ Карл Ясперс, французский философ и драматург Габриэль Оноре Марсель и др.); 2) атеистический экзистенциализм (французский писатель Жан Поль Сартр, французский писатель и мыслитель Альберт Камю). Наверное, одно из наиболее значимых событий в истории культуры XX в. – появление нового («седьмого») вида искусства, кинематографа. На начальном этапе это было немое кино, но в 1927 г. кино становится звуковым. Киноискусство нельзя рассматривать как обособленный вид искусства, ведь оно является синтезом литературы, театра, музыки, изобразительного искусства и др. На начальном этапе своего существования кино ассоциируется с такими именами, как Рене Клер, Жан Ренуар, Жан Кокто и Марсель Карне. Эти выдающиеся французские режиссеры сделали кинематограф независимым. Кино послевоенного периода – это прежде всего фильмы Жан Люка Годара, Франсуа Трюффо, Роберто Росселини, Луиса Бунюэля, Фредерико Феллини и др. Первые два десятилетия после окончания Второй мировой войны лидирует проблемное кино «новой волны». На смену ему приходит расцвет комедии. Появляются фантастические фильмы, мелодрамы, приключения, боевики и многие другие жанры. Огромную роль в киноискусстве играют США. Особое значение имеет Голливуд. Именно здесь до 50-х гг. находилась основная часть американской кинопромышленности. В американском кино появляется новый национальный жанр – вестерн. Постепенно США становятся лидерами в киноискусстве. Здесь появляется наибольшее количество фильмов и кинозвезд. Голливуд становится зачинателем американской эстетики и стандартов массовой культуры в США, влияние которой на весь остальной огромно.