Начало XIX века ознаменовалось широчайшим строительством во многих городах России. Строились самые разнообразные здания. Разветвленный государственный аппарат нуждался в специализированных зданиях для различных министерств. Перестраивается Адмиралтейство, возводятся здания Главного штаба, Сената и Синода в Петербурге. Для нужд армии сооружаются манежи, казармы, провиантские склады, гауптвахты и госпитали. Возникает множество учебных заведений, строится лицей в Царском Селе, университеты в Юрьеве (Тарту) и Казани. Ширится строительство гостиных дворов и торговых рядов, складов и бирж. В Москве и Петербурге возводятся театры. Столь массовое и беспрецедентное строительство послужило толчком к решению новых градостроительных задач, вставших перед русскими зодчими. В России, опережая градостроительные тенденции Западной Европы, архитекторы решают проблемы застройки городов комплексно, создавая единые городские ансамбли. Перестраивается центр Петербурга, а после пожара 1812 года вновь застраивается и реконструируется Москва. Почти все крупные архитекторы того времени участвуют в создании "образцовых" (типовых) проектов для городской застройки. Передовые идеи русской инженерной мысли способствовали строительству множества металлических мостов, таких как первый мост через Мойку (1804 - 180 8) и цепные мосты через Фонтанку (182 4) в Петербурге. В 1808 г. архитектор А. Н. Воронихин создал первую уникальную металлическую конструкцию решетчатого купола с пролетом 17,1 м. Александринский театр получает металлические конструкции в стропильной системе перекрытия и конструкции лож. А. А. Монферран в 1838 г . выполняет из металла купол Исаакиевского собора Развитая металлургическая промышленность России поставляла высококачественный металл в строительство, обеспечивая тем самым поступательное, опережающее Европу развитие новой архитектурной и инженерной мысли. И как результат высочайший расцвет архитектуры Российского государства первой половины XIX века оставил богатейшее наследие. Андрей Никифорович Воронихин (1759 - 181 4) стал наиболее ярким зодчим первого десятилетия XIX века. Воронихин был выходцем из крепостных графа А. С. Строганова. С 14 - 15 лет обучался у московских зодчих В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1786 г. перед отъездом за границу граф освободил его от крепостной зависимости. Воронихин проявил большие способности в период своего обучения. С 1791 г. он начал работать самостоятельно, а в 1800 г. выиграл конкурс и получил заказ на возведение Казанского собора в Петербурге. Здание собора начинает ряд представительных сооружений, выстроенных вдоль Невского проспекта. Осуществление проекта завершилось к 1811 г. и явилось примером крупной ансамблевой застройки, организующей обширную площадь. Воронихин также стал автором здания Горного института в Петербурге, дачи Строганова на Черной речке, а также многих построек в Петергофе, Павловске и Стрельне. Важно и то, что Воронихин возглавил плеяду замечательных зодчих начала XIX века. Вслед за Воронихиным эстафету подхватил Андреян Дмитриевич Зaxaров (1761 - 181 1). Он оставил богатейшее наследие, наиболее значимым сооружением в котором является новое здание Главного Адмиралтейства. Одним из крупнейших проектов начала века стало создание ансамбля Стрелки Васильевского острова с центральным зданием Биржи, построенной архитектором Тома де Томоном (1760 - 181 3). Тома де Томон получил образование в родной Франции и соседней Италии, а в 1799 г. приехал в Россию. И уже через два года он получил заказ на большой проект здания Биржи как придворный архитектор Александра I. Однако проект пришлось многократно переделывать, поскольку его не утверждал Совет Петербургской академии художеств. В результате многочисленных консультаций и поддержки со стороны Воронихина и Захарова проект, наконец, удалось осуществить. Здание Биржи во многом определяло облик центральной части города, особенно со стороны Невы. Следующий этап строительства в Петербурге связан с именем замечательного архитектора Карла Ивановича Росси (1775-184 9). Под его руководством в Петербурге общими усилиями целых коллективов специалистов разных областей строительства были созданы блестящие ансамбли городских площадей. Дворцовая площадь с грандиозным зданием Главного штаба (1819 - 182 9), площадь Александринского театра с Театральной улицей ставят архитектора Росси в один ряд с самыми выдающимися архитекторами Западной Европы. Постройкой здания Главного штаба он завершил ансамбль Дворцовой площади, а зданиями Сената и Синода закончил оформление Сенатской площади. Однако судьба гения на закате сложилась печально. В архитектуре получили признание идеи нового русско-византийского стиля, и Росси вынужден был уйти в отставку. В последние годы жизни он более не привлекался к значительным строительным работам. Одновременно с Росси в Петербурге работали и другие замечательные мастера. Василий Петрович Стасов (1775 - 184 8) в основном работал в столице. Им построены Павловские казармы на Марсовом поле, Спасо-Преображенский и Измайловский соборы, Триумфальные ворота у московской заставы и многое другое. Но и в Москве им были построены Провиантские склады, которые стали значительным и ярким сооружением своего времени. Классическая архитектура величественных ансамблей Петербурга повлияла и на архитектуру Москвы начала века. Однако Москва после пожара 1812 года испытывала значительные экономические трудности, поскольку нуждалась в восстановлении не только великолепной застройки дворянских усадеб и дворцов, но обширного жилого фонда для простых горожан. В связи с этим поиск нового генерального плана Москвы привел к менее затратным вариантам. Последний генеральный план, по которому осуществлялась застройка, оставлял без изменения уже сложившуюся структуру города В нем основное значение отводилось застройке старых улиц "типовыми" домами и организации ансамблей двух главных городских площадей. Прежде всего, вокруг Кремля и по берегам р. Неглинки создавалась парадная зона города, как преддверие ансамбля Кремля. Обустраивалась главная Красная площадь, получившая здание Торговых рядов, реконструированных архитектором О. И. Бове. Вокруг Кремля возникли вновь или были восстановлены после пожара парадные здания, главными фасадами обращенные в сторону Кремля: дом Пашкова, дом Благородного собрания, здание Университета. Поэтому новая Театральная площадь созданием театра, местоположение и ориентация которого поддерживали общую градостроительную концепцию, вписалась в цепь парадных площадей, расположенных полукольцом вокруг Кремля, каждая из которых сохраняла свою самостоятельную ось, направленную к Кремлю. В этой работе принимал активное участие Осип Иванович Бове (1784 - 183 4). После большой работы по созданию многими архитекторами ансамбля Театральной площади к разработке окончательного варианта были привлечены АА. Михайлов и О. И. Бове. Однако Большой театр, построенный в 1820 г., уже в 1850 г. сгорел. Перестройкой его занимался архитектор А. К. Кавос. Сегодня театр имеет облик, значительно отличающийся от первоначального, заложенного в проекте Бове. Помимо Театральной площади с Большим и Малым театрами Бове принадлежит множество других построек. Он принимал участие в строительстве Александровского сада, в отделке здания Манежа, построенного А. А. Бетанкуром, Триумфальных ворот у Тверской заставы, дома Гагарина на Новинском бульваре, разрушенного в 1941 г. попавшей в него бомбой, Первой градской больницы и многих других зданий Москвы. В 40-х гг. XIX в. в русской архитектуре наблюдаются признаки упадка, что было связано с политикой Николая I и введенной им жестокой цензурой. Последним памятником, построенным в духе классических традиций первой трети XIX века, стал Исаакиевский собор в Петербурге архитектора А. А. Монферрана. Проект неопытного молодого зодчего, приехавшего в Россию из Франции в качестве чертежника, являл собой сырой вариант, в котором не учитывались русские традиции классической архитектуры и отсутствовали высокие художественные качества, свойственные крупным ансамблевым композициям Петербурга и Москвы. К тому же проект обладал серьезными конструктивными недостатками. В результате к работе были привлечены крупнейшие зодчие В. п. Стасов, К. И. Росси, А. И. Мельников и А. А. Михайлов. Строительство собора продолжалось в течение сорока лет (1818 - 185 8). Стасов и Михайлов долгие годы продолжали участвовать в проектировании и строительстве. Проект был существенно улучшен, однако получить цельное представление об архитектурном масштабе здания (101,52 м в высоту) при взгляде на него так и не удалось. Таким образом, классический период русской архитектуры, завершившийся грандиозным возведением Исаакиевского собора, был ознаменован подъемом строительного дела и широким размахом архитектурных замыслов. Великолепные ансамблевые градостроительные решения зодчих России заметно выделялись в этот период на фоне классических образцов западной архитектуры. Нигде в Европе не было осуществлено столь масштабных градостроительных проектов, отмеченных высочайшим мастерством зодчих. Русские архитекторы не только восприняли классический стиль, который пришел в Россию из Европы, они его применили в новых, более суровых климатических условиях, развили и обогатили, наделив национальными чертами. Памятники русского классицизма стоят в одном ряду с лучшими европейскими образцами, а подчас и значительно превосходят их по цельности, выразительности и грандиозности решения.