В целом оценка конкурентоспособности товара включает: 1-изучение рынка; 2-изучение конкурентов товара; 3-изучение потребностей покупателей; 4- выбор параметров оценки товара. В мировой практике количественная оценка конкурентоспособности товара складывается из следующих этапов: 1. Анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного образца в качестве базы для сравнения и определения качества товара. 2. Определение набора сравнительных параметров двух товаров. 3. Расчет показателя конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность - свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичным объектами, представленными на данном рынке. конкурентоспособность -это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности обеспечивается введением показателя, который принимает лишь два значения: 1 или 0. Если товар соответствует нормам, то этот показатель равен 1, если не соответствует - 0. Групповой показатель по всей массе нормативных параметров представляет собой произведение единичных показателей по каждому из них. По величине технического параметра потребитель оценивает, насколько свойство товара, представленное им, удовлетворяет соответствующий элемент потребности. Групповой показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем выше его величина, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя. Подход к решению задачи оценки экономических параметров товара во многом сходен с анализом по техническим параметрам. Его особенность состоит в том, что соизмерение всех экономических параметров происходит на стоимостной основе. На основе групповых показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам строится интегральный показатель конкурентоспособности: К = Iн. n* Im. n/ Iэ. n где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемого товара по отношению к образцу; Iн. п — групповой показатель по нормативным параметрам; Im. n - групповой показатель по техническим параметрам; Iэ. n групповой показатель по экономическим параметрам. По смыслу этот показатель отражает различие между сравнивае-мыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование. Если К < 1, анализируемое изделие уступает образцу, если К > 1, то оно превосходит образец по конкурентоспособности. При равной конкурентоспособности К = 1)