Установки по отношению к профессии или работе обозначаются как: 1) удовлетворенность работой (варьирующаяся от очень положительной до очень отрицательной); 2) отношение к компании (преданность организации). Высокая удовлетворенность работой может быть связана с действием когнитивного диссонанса (самоубеждением). Существуют две группы факторов, влияющих на отношение к работе: организационные факторы (условия работы) и личностные факторы, (характеристики работающих людей). Организационные факторы: 1) система вознаграждений компании – оплата труда, продвижение по службе; 2) воспринимаемое качество руководства – личные и профессиональные качества руководства; 3) степень участия людей в принятии важных решений. Природа самой профессии играет важную роль в удовлетворенности работой (монотонность, разнообразие работы, работа по способностям и т. д.). Личностные факторы, влияющие на удовлетворенность работой: статус и стаж работы, соответствие работы интересам, удовлетворенность человека жизнью в целом. Отдельные люди и группы часто вступают в конфликт – они работают друг против друга, пытаются помешать интересам друг друга. Конфликты напрямую связаны с агрессией. Эти понятия не идентичны. Агрессия выражается в попытках причинить вред. Причины конфликтов: 1) несовместимость интересов; 2) другой человек мешает интересам воспринимающего человека. Причины конфликта на рабочем месте: организационные (связаны со структурой и функционированием компании); межличностные (связаны с социальными взаимоотношениями). Стратегии поведения в конфликте:соперничество – стремление получить как можно больше для себя или своей группы; компромисс – готовность разделить все поровну; примирение – желание сдаться и позволить другим получить все выгоды; уклонение – желание избежать конфликта любыми способами, включая уход из ситуации; сотрудничество – попытка увеличить до максимума общий выигрыш. Наиболее широко используемая процедура разрешения конфликтов – переговоры. В процессе переговоров противоположные стороны обмениваются предложениями, контрпредложениями и уступками либо напрямую, либо через своих представителей. Если процесс проходит успешно, вырабатывается решение, приемлемое для обеих сторон, и конфликт исчерпывается. Второй важный метод разрешения конфликтов опирается в основном на социально-психологические принципы. Он подразумевает обращение к совместным целям – целям, разделяемым обеими сторонами.