Осенью 1991 г. положение в экономике СССРухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофе. Потребительский рынок почти не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми,торговля проводилась по талонам и визитнымкарточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голодав крупных городах возникла не из-за плохого урожаяи нехватки продовольствия в стране. Просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгоднопродавать государству урожай по официальным ценам, и крестьяне выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на черном рынке были в несколькораз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительствозакупило менее 20 % урожая. Дефицит бюджета составлял 20 % ВВП и практически вышел из-под контроля. Иностранные кредитыбыли полностью исчерпаны, и никто в мире не хотелбольше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 "гг. страна не могла выплатить по ним проценты. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало низкого уровня - всего 286,6 т, что былопросто несопоставимо с неотложными финансовымиобязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго- и теплоснабжением из-за неритмичных поставоктоплива. В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых и решительных мер, ответственность за судьбу страны в ноябре-декабре 1991 г. взяло на себя российское правительство во главе с Президентом Б. И. Ельциным, у которого имелосьдва варианта дальнейших действий. В соответствии с первым их них следовало сначала стабилизировать экономическую обстановку припомощи традиционных советских методов ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширениясферы карточного распределения потребительскихтоваров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривалапрограмма «500 дней». Второй вариант открывал перспективу быстрогопроведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации: ограничением бюджетного дефицита,рестриктивной кредитной политики и т. д. При этоминституциональные реформы дополняли бы макроэкономическую стабилизацию. Президент Б. Н. Ельцин после некоторого колебаниясделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре1991 г. было сформировано новое правительство. В этот период всем казалось, что основная политическая борьба в стране завершена и что все силы должны быть направлены на проведение экономическихпреобразований. Исходя из этого Президент России приостановил реформу политической системы, сохраняяее прежней, что, как оказалось позже, было большойошибкой. Ведь в советской Конституции не было четкого разграничении полномочий между ветвями власти (да этого и не требовалось в условиях тоталитарного строя). Этот фактор стал в скором времени одним из важнейших препятствий на пути экономических реформ.