К началу 1992 г. правительство, возглавляемоеученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработалопрограмму радикальных реформ в области народногохозяйства. Центральное место в ней занимали мерыпо переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры шоковой терапии). Главным архитектором шоковой терапии сталвице-премьер правительства Гайдар со своими единомышленниками - молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой - Чубайсом, Шохиным и др. Их программаэкономических реформ включала три основных направления: либерализацию цен, свободу торговли, приватизацию. В результате освобождения ценс 1 января 1992 г. денежные средства населенияпрактически обесценились, в результате оказалось,что покупать акции приватизируемых предприятий ужебыло не на что. С 1 октября 1992 г. началась выдачавсему населению ваучеров (приватизационныхчеков, на которые затем можно покупать акции предприятий). Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальныйкапитал, а в процессе приватизации возникли многиеогромные состояния. Одновременно с освобождением цен упразднилась система централизованногораспределения ресурсов. Правительство пыталосьдобиться стабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (т. е. стабилизировать показателиэкономики всей страны, контролируя основные показатели ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Микроэкономические показатели (науровне предприятий) выпали из поля зрения правительства, и предприятия в условиях свободных цен,взлетевших в сотни раз, испытывали огромные трудности - не могли закупить сырье и комплектующие,сбыть товар. В российской экономике существовалиогромные перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК, процветали монополии, многие устаревшиепроизводства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст. При высокой степени монополизации производствапроизводители диктовали свои цены, что привелок их увеличению в 100-150 раз, при росте средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболее сильно пострадали бюджетники, начался отток научных кадров и специалистов ВПК,в коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее децентрализация в отличие от приватизации сферы торговли. Условия были таковы, что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческомуаппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Итоги первого (199 2) года реформ: 1) спад промышленного производства - 35 %, взаимныенеплатежи предприятий достигли 3,5 трлн руб. ; 2) не удалось добиться успеха в финансовой реформе - жесткая кредитная политика под давлениемдиректорского корпуса, депутатов, профсоюзовсменилась политикой уступок; 3) увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции; 4) внешний долг рос, на его обслуживание уходилатреть годового дохода страны; 5) снижение жизненного уровня, рост социальнойнапряженности, рост безработицы, забастовки.