1993-1994 гг. стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массыколичественных преобразований, а 1995-1996 гг. годами второго этапа с переходом к новой модели,основанной на качественных внутриструктурных, а неколичественных изменениях. В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиямирешалась с помощью их массового акционированияи ваучерной приватизации в 1992-1994 гг. В короткийсрок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, вариантыльгот для всех категорий акционеров, коллективныхи индивидуальных собственников. Российский ваучербыл неименным, и на нем стоял денежный номинал,рассчитанный по балансовой стоимости совокупныхгосударственных производственных фондов на 1 июля1992 г. Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, чтообъяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75 %приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и, таким образом, был создан резервдля неизбежного дальнейшего перераспределениякапитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучернойприватизации доля внутренних акционеров в капиталекомпаний существенно снизилась, а внешних - увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черной и цветной металлургии), торговым компаниям. Большинство же приватизированныхкомпаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь 'на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавшихогромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Было достигнуто главное - в Россииначалось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры набазе формирования частного сектора. Приватизации второй половины 1994 — начала 1996 г г . можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечныйпоток деклараций не имел подсобой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежнойприватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Последний этап приватизации (начался в 1996 г. и продолжается до сих пор) - самый длительный,ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. Однако еще рано говорить об итогах приватизации в России, но ясно одно - Россия рано или поздно станетстраной с рыночной экономической системой.