--PAGE_BREAK--В последние десятилетия системы управления в высокоразвитых странах, в частности, в США и Японии, ориентируются на творческие информационные технологии так называемого третьего уровня. Они охватывают полный информационный цикл – выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования нового объекта, достижения новых высших целей.
Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации системы управления, позволяют задействовать ПК в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач
Таким образом, современные информационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многое необходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средств мультимедиа (комплексное представление информации). Считается, что именно Интернет как разновидность информационных технологий станет основой ХХІ века как века информационных технологий.
1.1.3. Интернет как разновидность информационных технологий
Internet – гигантская компьютерная сеть, состоящая из множества соединенных друг с другом меньших по размеру сетей и покрывающая весь земной шар. Выделяют такие информационные службы Интернет, как E-mail, Ftp, Telnet, WWW, Gopher и др.
Intranet – корпоративная сеть, использующая продукты и технологии Интернета для хранения, связи и доступа к информации. Intranet создают ведомственные (корпоративные) системы на базе Internet-технологий.
Системы управления базами данных (СУБД) – предназначены для хранения и обеспечения эффективного доступа к массивам информации.
История Всемирной Паутины уходит своими корнями в 1962 г. Тогда Дж. Ликлайдер стал первым руководителем исследовательского компьютерного проекта в DARPA (Defence Advanced Research Project Agency – Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США). Он сумел убедить своих преемников в важности создания глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам любого компьютера
Впервые такая связь компьютеров, находящихся в разных штатах, осуществилась в 1965 году благодаря Лоуренсу Робертсу и Томасу Мерилу. Она происходила по низкоскоростной коммутируемой телефонной линии. Но это была первая в мире нелокальная компьютерная сеть.
Идея создания Интернет возникла в связи с необходимостью построения отказоустойчивой сети, которая могла бы продолжать работу, даже если бы большая часть ее стала неработоспособной. Одновременно сеть должна быть достаточно устойчивой к возможным ошибкам при передачи пакетов, т.е. обладать механизмом контроля пакетов и обеспечить наблюдение за доставкой информации. Таким образом, основной принцип Интернет – независимость отдельного узла (компьютера) сети от разрушений и неполадок в тех участках сети, которые не связаны непосредственно с данным узлом.
Рост популярности сети Интернет в коммерческом секторе привел к тому, что Интернет отошел от первоначальных исследовательских корней. Это в сочетании с осознанием необходимости общественной поддержки Интернета привело к формированию в 1991 году Сообщества Интернет под руководством Винта Серфа. В 1992 году Совет по развитию Интернета был превращен в Совет по архитектуре Интернета, функционирующий под покровительством Сообщества Интернет.
В сеть Интернет входят миллионы компьютеров и сетей компьютеров, работающих под управлением разных операционных систем, с разными форматами данных, на разных аппаратных платформах. Однако при обмене информацией все компьютеры должны пользоваться едиными соглашениями (протоколами) о способах формирования и передачи сообщений.
Основой сети Интернет является стек протоколов TCP/IP. TCP обеспечивает на передающем компьютере разбивку отправляемого сообщения на куски, так называемые дейтаграммы, восстановление на принимающем компьютере сообщения из поступающих дейтаграмм в нужном порядке, повторную отправку не доставленных или поврежденных дейтаграмм. IP выполняет функции маршрутизации и доставки по адресу отдельных дейтаграмм.
Каждый компьютер, подключенный к Интернет, имеет уникальный физический адрес (IP-адрес). IP-адрес назначается администратором сети во время конфигурации компьютеров и маршрутизаторов. IP-адрес состоит из двух частей: номера локальной сети и номера хоста в ней. Хост представляет собой объект сети, который может передавать и принимать IP-адреса.
Электронная почта (e-mail). Торговая марка Electronic Mail была зарегистрирована в 1974 году. До тех пор использовалось название «Система передачи сообщений с помощью компьютеров»
Электронная почта позволяет обмениваться сообщениями с пользователями на других компьютерах. Для обеспечения данного сервера созданы специальные почтовые серверы, которые хранят сообщения для своих пользователей. После подключения к компьютеру теоретически можно соединяться с любым другим компьютером в Интернете – для этого необходимо иметь разрешение, и удаленный компьютер должен программно поддерживать это соединение.
World Wide Web (WWW) – гипертекстовая информационно-поисковая система в Интернет. Блоки данных WWW («страницы») размещаются на отдельных компьютерах, называемых WWW-серверами и принадлежащих отдельным организациям или частным лицам. С помощью гипертекстовых ссылок, встроенных в документы WWW, пользователь может переходить от одного документа к другому. Сервис WWW предназначен для размещения рекламной, образовательной и другой информации. WWW используют протокол HTTP. Последний обеспечивает навигацию по WWW, формирует информационные запросы и передает запрошенную информацию пользователю.
Основным поставщиком услуг Интернета в РБ является национальный провайдер БелПак Министерства связи РБ. Указанный провайдер продает сервисы Интернет непосредственно пользователям, а также другим провайдерам, расположенным на территории республики. Среди наиболее крупных провайдеров можно выделить Unibel Министерства образования, Basnet Национальной академии наук РБ, а также некоторые частные компании, такие, как Соло, Открытый контакт и другие. В настоящее время в республике ведут работы по созданию опорной сети НИКС, которая будет включать в себя Unibel, Basnet, а также сеть БГУ и БГЭУ
За последние годы сотни изготовителей создали огромное количество программ, процедур и инструментальных средств для работы с Интернетом. Сформировавшиеся в результате мощные технологии, в частности Web-браузеры, Web-серверы, протокол передачи гипертекстовых сообщений (HTTP), упростили совместное использование всех видов информации множеством узлов глобальной мировой сети. Все больше организаций начинают сознавать, что технологии, вызванные к жизни глобальной сетью, пригодны для создания мощных корпоративных информационных систем и систем обеспечения коллективной работы, которые часто называют «Интранет».
Интранет – это корпоративная сеть (возможно – сеть офиса, предприятия, лаборатории и кафедры), использующая продукты и технологии Интернета для хранения, связи и доступа к информации. Интернет-сети, как правило, состоят из внутрикорпоративных Web-серверов, доступ персонала к которым организован через локальные вычислительные сети или собственные коммутируемые телефонные каналы. Благодаря связям с корпоративными базами данных, файл-серверами и хранилищами документов Web-серверы предоставляют сотрудникам компании различные виды информации через единый интерфейс – Web-браузер. Персонал через свои браузеры получает доступ к наборам корпоративных Web-страниц, содержащих связи с корпоративными документами и данными в формате HTML (язык разметки гипертекста)
Сеть дает любому человеку практически бесплатную возможность оповестить миллионную аудиторию о предлагаемых им услугах или продукции. Интернет уравнивает частных лиц, крупные корпорации: у всех есть одинаковые возможности для привлечения покупателей. Не надо платить тысячи и даже миллионы долларов за мгновения рекламы на телевидении – ваша страничка в Интернет будет функционировать круглосуточно, без перерывов
И все же следует не забывать, что информационные технологии (в том числе, Интернет) – это всего лишь способы сбора, хранения, переработки и передачи информации, создаваемой человеком. Волшебными возможностями, которые могли бы радикально изменить жизнь человечества к лучшему, эти технологии пока не обладают. Как и многие другие достижения науки и техники (например, электричество, автомобиль и т.д.), Интернет решает многие задачи общества, но одновременно порождает и новые проблемы.
Сеть не может заменить или имитировать духовный мир человека. Более того, многие психологи уже высказывают тревогу по поводу отрицательного влияния компьютера, игр и коммуникаций на психологию, интеллектуальное развитие и поведение человека.
Виртуальная реальность – это не всегда благо. Иногда она может породить виртуальные знания, виртуальное образование, виртуальные чувства. Едва ли не самая главная опасность Сети состоит в том, что она незаметно вытесняет из жизни человека живое общение, которое сближает и обогащает людей, заставляет их думать, приучает к ответственности перед партнером. В сети есть не только океаны важной и полезной для общества информации, не только сайты талантливых и интересных людей, но и множество «островков» ненужных, вздорных и даже вредных «произведений», которые могут дезориентировать малоопытного человека.
Таким образом, процесс развития информационных технологий происходит не быстрыми темпами, но уверенно. Сегодня наиболее распространенной разновидностью информационных технологий является Интернет. Интернет – самый массовый и оперативный источник информации.
С каждым годом значительно увеличивается число пользователей услугами Интернет, в том числе и в нашей республике. Интернет имеет как положительную, так и отрицательную сторону своего содержания. Многие психологи считают, что Интернет дезорганизует личность, препятствует социализации личности, непосредственное общение заменяется виртуальным.
Для информационного общества такое явление, как информационная перегруженность, при которой на индивидов обрушивается поток зачастую противоречивых мнений и фактов о мире, возникает как следствие глобализации средств массовой информации, в результате которой люди подвергаются массированному воздействию со стороны наступающих с огромной скоростью новостей и их интеграции. Темпы наступления информационной революции не оставляют надежды на то, что человек сможет сколь-нибудь рационально использовать всю получаемую информацию. Происходит все большее нарушение (или даже разрушение) частной жизни людей или организаций посредством информационных технологий.
Таким образом, информационные технологии в своем развитии вышли на более качественный уровень. Информационные технологии на основе новейшей компьютерной техники способствуют высокоэффективной организации управления на предприятии, в учебном заведении; помогают снизить временные затраты на различные операции.
Развитие информационных технологий происходит во всем мире. И, несмотря на то, что информационные технологии помогают решить многие проблемы, в частности, Интернет, оказывают деморализующее влияние на индивида, на его поведение и интеллект.
Для уменьшения отрицательного влияния информационных технологий необходимо уменьшить разрыв между разработчиками и потребителями информационных технологий, создать благоприятные условия адаптации части людей к среде информационного общества.
1.2. Отрасль Информационных технологий как
самостоятельная ивзаимодействие ее с другими
отраслями государства.
Не секрет, что информационные технологии влились во все сферы жизнедеятельности страны и тесно переплелись с другими отраслями. Мы не можем представить себе ни одно, даже самое маленькое, успешно развивающееся предприятие без применения информационных технологий. Только на отдельно взятом предприятии могут использоваться множество направлений применения компьютерных технологий. От хранения и обработки данных, до регулирования работы предприятия, автоматизации систем.
Тогда можно только представить, как тесно переплелись информационные технологии в процессе управления и жизнедеятельности государства.
«Высокие технологии — лицо любой страны. Поэтому правительство любой страны заинтересовано, чтобы люди других стран, посещая Беларусь, увидели уровень информационных технологий в республике. Информационные технологии являются важнейшей составляющей жизни общества и государства.
На разных примерах мы убеждаемся, что Беларусь подтверждает свои жизненные и конструктивные заявления конкретными действиями по развитию информационного пространства. Существуют и работают проекты, в частности, по созданию „электронного правительства“, а также развитию оптоволоконной сети. Беларусь прилагает большие усилия по наращиванию информационно-технологического потенциала, инвестируя большие средства в сектор образования и исследовательской работы. Это очень важно, так все это приводит к информационному обществу, основанному на обладании знаниями
В процессах глобальной информатизации как никогда актуальными являются вопросы, связанные с дальнейшим развитием информатизации, созданием систем информации, межгосударственного обмена информацией. Решение этих вопросов носит системно-комплексный характер, и они не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Что же такое информатизация в принципе? Каждое государство понимает под этим термином нечто свое, но объединить и выкристаллизовать общие представления о процессах внедрения компьютерных технологий в государственные системы могут установка и концентрация на достижении главной ее цели — обеспечение информационных потребностей личности, общества и государства.
Беларусь заинтересована в том, чтобы международное сообщество по достоинству оценило достигнутый ею высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий. Об этом заявил Глава государства Александр Лукашенко 21 апреля на встрече с Генеральным секретарем Международного союза электросвязи (МСЭ) Хамадуном Туре.
Информатизация содействует не только росту культуры общества и формированию сознания, но и способствует осуществлению должного информационного взаимодействия в любой сфере государственных органов, юридических и физических лиц для обеспечения эффективной управленческой, творческой и других видов деятельности. Информатизация как процесс внедрения информационных технологий в государственную сферу позволяет согласовать, связать воедино все составляющие информационной системы государства, осуществить их взаимодействие на принципиально новых началах, соответствующих современному уровню развития информационных технологий.
Решение задач, стоящих перед информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом, информационных процессов в любой сфере деятельности, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на базе современных информационных технологий, методов формализации и моделирования в контексте и на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации.
Идеи информатизации пришли в республику Беларусь в середине 80-х годов практически одновременно и с востока и с запада. Когда в республике только начиналась реализация первых проектов по созданию баз данных, соседи Беларуси уже имели немалый опыт в этой области. И Беларусь училась у России, Нидерландов, других стран. Практический опыт специалистов Европы, теоретические разработки московских ученых, Концепция информатизации Российской Федерации, техническая поддержка со стороны Программы ТАСИС послужили идеологической предпосылкой для создания современной белорусской модели государственной системы информации, которая для Республики Беларусь является в определенном смысле парадигмой развития информационных технологий в целом.
В основу развития информатизации в Республике Беларусь легли следующие основные принципы, которые актуальны и сегодня.
Первый: развитие информатизации должно быть направлено на удовлетворение общегосударственных, а не местнических интересов. Информатизация призвана служить всему обществу: как государственной власти, так и гражданам.
продолжение
--PAGE_BREAK--Второй: управление процессами информатизации должно находиться в руках государства, которое, согласно Конституции, обязано обеспечить права и свободы граждан путем контроля за достоверностью распространяемой информации, ее своевременной актуализацией, защитой конфиденциальных и секретных сведений. Государство также должно активно развивать информационные технологии в любой области информатизации с целью рационализации и повышения эффективности своей деятельности.
Третий: развитие информатизации должно начинаться с наиболее значимых, магистральных задач. Одной из таких магистральных задач был и остается на сегодняшний день проект создания и развития
Четвертый: широкая информатизация всех социально-экономических процессов в обществе и государстве.
В организации своей деятельности Беларусь придерживалась прежде всего этих принципов. Эта позиция нашла понимание в Администрации Президента Республики Беларусь, что и привело к образованию 1 октября 1997 г. Национального центра правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ). После этого значимого события развитие информатизации в Беларуси стало особенно динамичным и последовательным.
Вследствие этого и таким образом создана уникальная государственная межведомственная автоматизированная система накопления и использования информации, которая постоянно совершенствуется и развивается и которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой.
Необходимо отметить, что последовательное выполнение всех этапов информатизации республики привело еще к одному немаловажному результату — формированию в стране единого полного информационного ресурса — правового. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 [5, с. 282] был создан компьютерный банк проектов законов Республики Беларусь. Цель его создания — совершенствование процесса подготовки и принятия законопроектов на основе формирования полной картины процесса законотворчества в республике
Встране созданы условия для добросовестной конкуренции в области предоставления пользователям информации в электронном виде.
В настоящее время в Беларуси каждое предприятие и организация, граждане пользуются сетью Интернет и информацией в электронной форме, базирующейся на эталонном банке данных различной информации Республики Беларусь.
Решение столь сложных и масштабных задач было бы невозможно без создания единой государственной сети распространения информации не только в столице республики, но и в ее регионах. Характерной особенностью белорусской модели является то, что государство практически взяло на себя ответственность за создание системы самого широкого доступа населения к разного рода информации, возложив эти функции прежде всего на НЦПИ (центр правовой информации) Производимые НЦПИ компьютерные базы данных используют в своей работе более четырехсот государственных органов, межгосударственных и зарубежных организаций
Узел Интернет НЦПИ является одним из немногих в мире и единственным в Республике Беларусь официальным Интернет-ресурсом, предоставляющим на безвозмездной основе широкий перечень правовой информации и услуг. Для сведения: информация о законодательстве Республики Беларусь востребована специалистами из более чем 90 стран, ежедневно сайт НЦПИ посещают в среднем 300—400 человек.
Внедрение современных информационных технологий невозможно без серьезного научно-методологического обеспечения. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности государственного научно-практического учреждения является научно-исследовательская и научно-практическая деятельность в области информационных процессов, которая включает в себя не только проведение соответствующих исследований, но и активное практическое использование их результатов.
Результатом научных исследований, проводимых НЦПИ, явилась разработка научных и методологических основ нескольких концепций в области информатизации, в том числе концепций информатизации Республики Беларусь, автоматизации судебной системы Республики Беларусь, государственной автоматизированной системы информации и других. Ряд принципов информатизации, наработанных в НЦПИ, нашел свое отражение в концепции государственной политики в области информатизации, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» а также в Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.
Накопленные научные знания и опыт в последующем используются для обучения и повышения квалификации представителей разных профессий, сталкивающихся в своей работе с информационными технологиями.
Определенные успехи достигнуты и в области межгосударственного обмена информацией.
НЦПИ занимает активную позицию в работе Координационного совета по информатизации государств — участников СНГ и в соответствии с решением этого совета два года назад был признан базовой структурой для создания системы межгосударственного обмена правовой и другой информацией в рамках государств — участников СНГ.
Постоянно в республике проводятся ежегодные заседания Комитета экспертов по информационным технологиям и праву Совета Европы, ответственного за обеспечение обмена знаниями и опытом между государствами Совета Европы и государствами — наблюдателями в области новейших научных, технических и информационных разработок в сфере информационных технологий.
Участие в заседаниях Комитета экспертов не только дало возможность предоставить европейской общественности информацию о положении дел в области информатизации в Беларуси, но и в определенном смысле осмыслить и использовать соответствующий европейский опыт
Дальнейшие практические шаги по развитию информационных технологий прежде всего направлены на построение гражданского и информационного общества в Беларуси, формирование компонентов «электронного правительства» Республики Беларусь, в связи с чем ближайшей целью считается создание Национального Интернет-портала.
Национальный Интернет-портал Республики Беларусь призван стать не только государственным, но и национальным информационным ресурсом сети Интернет во всех областях информатизации. Он должен объединить информационные ресурсы государственных органов и обеспечить интерактивную связь государства и гражданского общества.
Информацией, подготовленной центром, пользуются миллионы людей. В этой связи информатизация рассматривается как новая системно-комплексная проблема. При этом перманентное развитие информатизации основывается прежде всего на внедрении современных информационных технологий в различные области и, несомненно, выступает как один из определяющих и инновационных векторов общей стратегии развития Республики Беларусь.
Поэтому, при развитии информатизации в Республике Беларусь приоритетными направлениями должны стать:
1) выработка адекватной политики и согласованных подходов при решении национальных и межгосударственных задач во всех сферах информатизации и формирования систем информации, направленных на реальную координацию национальных программ развития информационных (компьютерных) технологий во всех областях;
2) дальнейшее развитие государственной системы информации и постепенное перерастание ее в национальную систему информации, что наиболее актуально для Республики Беларусь;
3) совершенствование законодательства с учетом необходимости гармонизации государствами правового регулирования в области информатизации;
4) создание государствами условий (гарантий) для эффективного функционирования систем распространения информации;
5) создание и обеспечение постоянного совершенствования открытых информационных ресурсов;
7) придание нового социального измерения информационным (компьютерным) технологиям
8) развитие работ по созданию электронных библиотек, электронных журналов, развернутой сети публичного доступа населения к информации и формированию стройной системы повышения грамотности населения в информационных технологиях;
9) обеспечение надежного доступа к официальным ресурсам, в том числе в сети Интернет; применение Интернет-технологий при распространении информации;
10) широкое использование информационных (компьютерных) технологий в образовательном процессе при подготовке специалистов во всех областях; введение в учебных заведениях учебного курса «Основы информатизации», обеспечение совершенствования существующих и разработки новых учебных программ в области информатизации;
11) формирование единого информационно-правового пространства, прежде всего в рамках Союзного государства и Содружества Независимых Государств;
12) развитие системы межгосударственного обмена информацией, создание интегрированной системы накопления, систематизации и предоставления в пользование информации в рамках государств — участников Содружества Независимых Государств.
К основным задачам республики в процессе реализации основных направлений государственной политики в сфере информатизации относятся: - дальнейшее развитие государственной системы информации и формирование национальной системы информации; координация разработки и реализации Государственной программы информатизации;
- координация процессов информатизации и формирование информационных ресурсов, выработка рекомендаций по использованию компьютерной техники и ее программного обеспечения во всех сферах Беларуси;
- участие в создании единой информационно-телекоммуникацинной системы государственных органов Республики Беларусь с целью формирования системы обмена информацией, включающей информационные узлы государственных органов и абонентские информационные узлы;
- участие в создании автоматизированных систем межгосударственного обмена информацией, а также согласованного информационного пространства Содружества Независимых Государств, создание и ведение общедоступного узла Интернет, содержащего сведения о Республике Беларусь;
Пример:
Генсек МСЭ поддержал высказанную Александром Лукашенко инициативу о проведении в Минске региональной конференции по информационно-коммуникационным технологиям «Соединим пространство СНГ». «Мне очень приятно, что Президент Беларуси очень хорошо осведомлен в вопросах реализации инициатив „Соединим мир“, проводимых нашей организацией в целях укрепления информационных коммуникаций в различных регионах планеты», — сказал Хамадун Туре. «Отрадно, что на пространстве СНГ ваша страна берет на себя лидирующую роль в этом процессе», — добавил он.
- участие в разработке проектов, регулирующих вопросы информатизации;
- участие в координации процессов распространения информации;
- участие в подготовке кадров в области информатизации.
Решение задачи обеспечения государственных органов, юридических и физических лиц информацией, разработка различного регулирования процессов информатизации, в том числе установление порядка формирования, защиты и использования информационных ресурсов, создание системы кадрового обеспечения процессов информатизации, и, как результат, формирование единого информационного пространства республики выведут на качественно новый уровень информированности все структуры государственной власти и общества.
Понятно, что наиболее успешная реализация поставленных задач возможна при активном сотрудничестве и подключении к общеевропейским программам (проектам) информационного, технического и технологического взаимодействия, что в свою очередь создаст необходимые предпосылки для наиболее полного удовлетворения потребности в информации, формирования сознания и информационной культуры, обеспечит интеграцию Республики Беларусь в мировое информационное сообщество.
Глава 2.
проблемы развития информационных технологий
в Республике Беларусь (какие существуют,
способы из решения, и.т.д.).
2.1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ в Беларуси
По уровню информатизации, какими бы показателями мы ее не измеряли, республика Беларусь катастрофически отстает от ведущих и даже некоторых развивающихся стран мира. Например, объем производства средств вычислительной техники в нашей стране едва достигает 6% от уровня США, а в настоящее время резко сокращается объем тиражируемых программных средств — 5%. Надежность отечественной вычислительной техники в 100-500 раз уступает зарубежным образцам, по технико-экономическим показателям она не конкурентоспособна на рынке по сравнению с импортной. Значительно отставание в использовании промышленных баз данных и баз знаний. Резко отстает от потребностей общества развитие сетей связи и передачи данных, служащих базой инфраструктуры информатизации регионов
По своей глубокой сути информатизация представляет собой процесс преобразования человеком Среды своего существования, биосферы в ноосферу, результатом которого будет создание высокоразвитой инфосферы. Этот процесс затрагивает как среду обитания, так и общество, самого человека. Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного решения которых зависит ход информатизации.
Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества.
Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только информационных технологий, но и технологий в тех областях экономики, которые должны обеспечивать процесс развития инфосферы.
Проблема связи порождается противоречием между необходимостью в информационном обществе связывать каждого с каждым, обеспечивая высококачественную передачу необходимой информации, и невозможностью выполнить это при современном состоянии сетей связи в республике Беларусь.
К психологическим проблемам относится, в первую очередь, не готовность населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе информатизации результатов.
Психофизическая проблема, т. е. психическая и физиологическая совместимость человека и новой информационной техники, проблема воздействия на человека новых информационных технологий.
Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время.
Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида, экономике “информационного” общества.
Социальные проблемы обусловлены коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации.
Кадровые проблемы. Они связаны с необходимостью не только готовить кадры для развития инфосферы и эффективного использования получаемых результатов, но и проводить профессиональную ориентацию работников тех профессий, которые окажутся излишними в процессе создания высокоразвитой инфосферы.
Финансовые проблемы возникают в связи с высокой стоимостью информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать желаемые темпы создания высокоразвитой инфосферы.
Организационные проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение развития инфосферы.
Научные проблемы обусловленны неразработанностью научного фундамента информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в стране.
Информатизация общества и решение порождаемых этим процессом проблем могут осуществляться различными путями:
1. Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его материальные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает сам процесс более длительным и, как правило, приводит к значительному перерасходу ресурсов.
2. Централизованное управление процессом информатизации. Этот путь не может быть реально осуществлен, так как рассматриваемый процесс является настолько сложным, что практически относится к неуправляемым объектам.
продолжение
--PAGE_BREAK--3. Направляемая информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат.
Развитые страны и регионы, первыми начавшие переход к информационному обществу, могут позволить себе первый путь решения возникающих при этом проблем, так как для них фактор времени не столь существенен. Они и так являются первыми в этой сфере.
Регионы, отставшие в развитии информационной сферы, в том числе Беларусь, должны выбирать третий путь, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному отставанию. Таким образом информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом, если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную роль начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации.
2.2. Анализ проблем развития Информационных
Технологий
Анализу проблем, связанных с созданием парка высоких технологий, развитием безопасной информационной среды общества, посвящен открывшийся в Национальной академии наук Беларуси международный конгресс «Электронное содружество. Парк высоких технологий. Безопасные телемеханические приложения». На этом форуме ведущие ученые, руководители отечественных ИТ-компаний и региональных представительств крупнейших зарубежных фирм продемонстрируют свои разработки и решения в области информационно-телекоммуникационных технологий, обсудят пути их развития и внедрения, обменяются идеями. В центре дискуссии специалистов – вопросы организации публичного доступа к государственным информационным ресурсам, создания условий для эффективного и безопасного взаимодействия между государственными административными органами и гражданами на базе информационно-телекоммуникационных технологий. Большое внимание уделяется таким технологиям информационного общества, как электронное обучение, системы банковских операций, контроль грузоперевозок, декларирование таможенных услуг, штрих-кодирование, телемедицина, безопасное заключение сделок. В ходе работы конгресса его участники обсудят наработки ученых в области биометрических технологий идентификации личности, криптографических методов защиты информации, борьбы с киберпреступностью в сфере информационных технологий. Исследования по этой тематике в республике ведутся давно и успешно, поэтому белорусским ученым есть что продемонстрировать своим зарубежным коллегам.
2.2.1. Развитие информатизации и системы научно-технической
информации в Республике Беларусь: реализация программы
“Электронная Беларусь”
Анализируется текущая ситуации в информационной сфере Республики Беларусь, рассматривается организационная структура формирования и реализации государственной политики развития информатизации и системы научно-технической информации, определяются основные направления развития систем информатизации в рамках государственной программы “Электронная Беларусь”, механизмы управления реализацией программы.
2.2.2. Анализ состояния и проблем государственного управления
процессами информатизации
Функции управления информатизацией в Республике Беларусь неоднократно переходили от одного министерства к другому: Министерство экономики, Министерство связи и информатики, Государственный комитет по науке и технологиям, Белорусский государственный университет.
Таким образом, с момента образования Беларуси сфера информатизации оказалась вне эффективного государственного регулирования и контроля. В первую очередь это объясняется тем, что научно-техническая политика в БССР в области информатизации определялась соответствующими государственными органами СССР, а распад СССР привёл к отсутствию в Беларуси необходимой законодательной базы и полномочной организационной инфраструктуры.
Анализ процессов развития информатизации, проведенный Национальной академией наук Беларуси (НАН Беларуси) в 2002 году, показал, что за прошедший период реализован широкий комплекс работ, направленных на развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и программного обеспечения в различных сферах деятельности и отраслях, начато создание сетевой инфраструктуры государственных органов, определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, начата их государственная регистрация.
Вместе с тем, были установлены: недостаточная координация работ в сфере информатизации на государственном уровне; ведомственная разобщённость выполняемых проектов, которая приводит к дублированию работ, неэффективному расходованию средств и отсутствию эффективной системы обмена информацией; несовершенство нормативной правовой базы информатизации; отсутствие системного анализа информационных потребностей различных категорий пользователей, в особенности органов государственной власти и управления, а также оценки объема и качества имеющегося информационного ресурса и степени удовлетворения информационных потребностей; отсутствие единого плана — программы развития, эффективного использования и защиты национального информационного ресурса; неготовность ряда органов государственного управления к применению современных ИКТ; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ; отсутствие системы доступа к новой научно-технической информации.
Результатом проведенного анализа стали следующие выводы:
· в стране практически отсутствует система управления национальным информационным ресурсом;
· отсутствует надлежащий контроль формирования и использования национального информационного ресурса, что представляет угрозу информационной безопасности государства;
· не имеют целостного представления в национальном информационном ресурсе основные компоненты социально экономической и политической системы: материальные, финансовые, людские, природные и технологические ресурсы; хозяйствующие субъекты; органы государственной власти и управления. Информация по ним разобщена по различным ведомствам;
· практически отсутствует система формирования и реализации государственной политики информатизации.
Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 “О совершенствовании государственного управления в сфере науки” на НАН Беларуси возложены функции республиканского органа государственного управления в сфере развития информатизации и системы научно-технической информации (НТИ). Для реализации государственной политики информатизации и управления национальным информационным ресурсом в соответствии с этим Декретом в НАН Беларуси создан Национальный центр информационных ресурсов и технологий (далее Центр).
Основной целью Центра является деятельность, направленная на разработку и реализацию государственной политики, координацию работ в Республике Беларусь в сфере развития информатизации и системы НТИ.
Центр разрабатывает стратегии развития национальной информационно — телекоммуникационной инфраструктуры и создания на ее основе единого информационного пространства страны, информационно-коммуникационных технологий, а также стратегии государственного управления национальным информационным ресурсом, нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение процессов развития информатизации и системы НТИ.
В структуру Центра включены 12 учреждений и предприятий НАН Беларуси, функционирующих в сфере развития информатизации и системы НТИ, в том числе Фонд информатизации Республики Беларусь, НИРУП “Институт прикладных программных систем”, три республиканские библиотеки (ГУ “Центральная научная библиотека НАН Беларуси”, ГУ “Республиканская научно-техническая библиотека”, ИУ “Белорусская сельскохозяйственная библиотека”), РИУ “Наука и инновации”, УП “Геоинформационные системы” и пять областных центров информационных ресурсов и технологий.
Второй важнейшей составляющей структуры управления информатизацией стала Межведомственная комиссия по вопросам информатизации в Республике Беларусь, образованная Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 591, в состав которой Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 266 были дополнительно введены представители ряда органов государственного управления, в том числе всех регионов республики.
Перед созданной и развиваемой НАН Беларуси организационной структурой поставлены следующие задачи:
· разработка стратегии развития информационного общества, государственных программ в области развития информатизации и системы НТИ, анализ хода их реализации;
· разработка нормативного методического и нормативного правового обеспечения процессов развития информатизации и системы НТИ;
· разработка предложений по законодательству Республики Беларусь в области развития НТИ и информатизации, организации государственного контроля соблюдения законодательства;
· разработка нормативного методического, правового и организационного обеспечения государственной системы регистрации, сертификации и стандартизации информационных ресурсов, информационных систем и технологий;
· осуществление международного сотрудничества по развитию информатизации и системы НТИ, участие в международных организациях, межгосударственных программах и проектах в сфере информатизации и НТИ;
· разработка структуры и форматов описания государственных информационных ресурсов, разработка предложений по формированию государственной политики по управлению национальным информационным ресурсом;
· формирование единого информационного пространства страны путем создания унифицированной информационно- коммуникационной инфраструктуры и национального информационного ресурса, системы информационного обеспечения органов государственного управления, юридических и физических лиц;
· разработка и внедрение новых информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения, методологии построения информационных систем.
Решение перечисленных задач позволит создать единое информационное пространство Республики Беларусь и включить его в мировое информационное пространство, обеспечит формирование и эффективное использование национальных информационных ресурсов.
2.2.3. Цели и задачи программы “Электронная Беларусь” как
основной путь решения проблем развития ИТ в республике.
НАН Беларуси в 2002 году реализован ряд первоочередных мероприятий по развитию информатизации и системы научно-технической информации в стране.
Проведен анализ состояния и проблем в информационной сфере Республики Беларусь за последние 10 лет, по его результатам разработаны концепция государственного управления информатизацией и основные направления развития систем информатизации.
По результатам анализа НАН Беларуси также подготовлен научно-аналитический доклад “Государственная политика информатизации в Республике Беларусь (анализ и предложения)”, представленный Президенту Республики Беларусь.
Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь от 27 мая 2002 г. разработана и утверждена в 2002 году Правительством Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003—2005 годы и на перспективу до 2010 года “Электронная Беларусь”.
Государственным заказчиком программы определена НАН Беларуси, головной организацией по программе — Национальный центр информационных ресурсов и технологий. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включенных в программу, будет осуществляться на договорной основе через Фонд информатизации Республики Беларусь после проведения конкурсного отбора и государственной научно-технической экспертизы проектов указанной программы.
Программа создана на основании проведенного анализа состояния процессов информатизации в республике, предложений заинтересованных министерств, других республиканских и региональных органов государственного управления, предприятий и организаций (были рассмотрены около 200 проектов, поступивших от более, чем 150-и субъектов).
Программа “Электронная Беларусь” направлена на создание национальной информационной системы, в рамках которой будет сформирован единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации на базе усовершенствованной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единого национального информационного ресурса.
Важнейшей задачей программы является также разработка единых универсальных норм, регламентирующих создание и функционирование информационных систем, в том числе технических стандартов, механизмов управления правами доступа к информационным ресурсам, механизмов защиты информации и соблюдения прав интеллектуальной собственности.
Основными целями программы являются:
· формирование в стране единого информационного пространства, как одного из этапов перехода к информационному обществу, путем развития и создания единой национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры;
· формирование единого национального информационного ресурса;
· обеспечение информационной безопасности Республики Беларусь;
· создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав граждан и юридических лиц на свободный поиск и получение информации о состоянии экономического и социального развития общества.
Программа “Электронная Беларусь” включает в себя следующие приоритетные направления развития информатизации, в том числе:
1) создание общегосударственной (национальной) автоматизированной информационной системы, основной задачей которой является формирование единого национального информационного ресурса.
Положительный опыт формирования полного и официального информационного ресурса в стране уже есть. Это опыт Национального центра правовой информации Республики Беларусь и достигнутые результаты в сфере формирования государственного информационно-правового ресурса.
Создание единой государственной системы правовой информации, включающей Национальный правовой Интернет-портал, является одним из приоритетных направлений построения информационного общества в Республике Беларусь.
2) развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам.
3) развитие и совершенствование информационно-коммуникационных технологий и формирование экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий (ИT -индустрия).
4) совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации, создание нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения для широкого использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни страны.
продолжение
--PAGE_BREAK--