Реферат по предмету "Информатика"


Основы правых информационных технологий в управлении

--PAGE_BREAK--Технологии современной правовой информатики


Ключевой аспект современных правовых систем – информационный анализ юридических событий, потока юридических событий, объединяемых в проблемные юридические ситуации, приводящие к юридической неопределенности, устранение которой достигается с применением технологий натурного экспертного и логико-математического моделирования альтернативных юридических решений (рис. 6.2).

Юридические события (ЮС) связаны с отклонением от норм права, имеют случайный либо систематический характер, индивидуальны и в редких случаях могут рассматриваться как типовые, порождают альтернативы и вызывают потоки информации между участниками ЮС.

Существенная разница в метрике ценностей участников их оценки альтернатив порождают конфликт юридического характера как вид юридического события (табл. 6.1.).

При этом между участниками конфликта возникают потоки информации, которые направлены на рефлексивное (взаимное) управление друг другом. В информационном плане состояния любого юридического события могут быть сведены к модели конфликта, которая развивается в одном из двух направлений.

Первое из них – переход от конфликта через конфронтацию к катастрофе, Второе направление – переход от конфликта через конкуренцию к консенсусу.

Сущность и информационное содержание деятельности юриста (управленца) – последовательный переход от конфликта к консенсусу с минимальными ресурсами за минимальное время, с минимальным риском достижения устойчивого состояния.
Таблица 1. Информационные состояния юридических событий



В описании юридического события важную роль играет понятие метрики ценностей, основанное на теории шкал. Информационные состояния юридического события могут быть интерпретированы как система шкал. Различают шкалы: наименований (описание объекта, события); порядка (упорядочение юридического объекта и события по одному или совокупности признаков); интервалов (отображение условий наступления и последствий юридических событий и проблемных ситуаций); шкалы разностей (попарное сравнение юридических событий по набору свойств); абсолютные шкалы (оценка показателей последствий юридических событий и объектов). Существуют и другие специфические виды юридических шкал. Например, для отображения неопределенности проблемной ситуации в рамках теории возможности оперируют с нечеткими, размытыми шкалами, где отображение оценки реального юридического события в числовое осуществляют с помощью функции принадлежностей, имеющей значение от 0 до 1. В этом случае юридические процессы в информационном плане описываются с позиций нечеткой логики. Ряд современных компьютерных системы юридического назначения оперируют в рамках логики аргументации и других многоаспектных логик.

В реальных информационных моделях юридического события используется многомерное шкалирование. Систему норм права можно рассматривать как набор упорядоченных шкал, которые отображают реальные юридические события. Неточность оценок в разных шкалах порождает риск. Юридические события редко локализируют.

В общем случае поток взаимосвязанных юридических событий порождает юридические проблемные ситуации, представляемые в виде многоальтернативных вероятностных сетей.

Выбор рационального сочетания ЭИ, МИ, НИ их последовательности позволяет сформировать информационные ресурсы, которые выступают как эквивалент материальным, финансовым, временным ресурсам (R, t), высвобождаемым при разрешении юридических проблемных ситуаций. Юрист тем самым становится производителем, владельцем, распорядителем и пользователем юридических информационных ресурсов.

Современная парадигма государственного управления юридическим процессами связана с осуществлением согласованного информационного и нормативного управления. Информационное управление направлено на формирование и использование информационных ресурсов и информационных запасов для достижения управляемости общества. Нормативное управление осуществляет выявление вероятных и реальных юридических событий, предотвращение конфликтов, стимулирование конкурентных взаимодействий, ограничение конфронтации, блокирование катастроф и достижение состояния устойчивого консенсуса с применением информационных ресурсов и запасов.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Перспективы и направления развития правовой информатики


Концепция юридических информационных ресурсов как особой информационно-экономической правовой категории получает ныне свое интенсивное развитие, прежде всего, в направлении создания единого информационно-правового пространства для системы государственного управления социумом как информационным обществом. Это порождает ряд проблем развития информационных технологий управления.


Хранение и обработка правовой информации


Как известно, возможность компактного хранения больших объемов информации – одно из важнейших преимуществ любых компьютерных технологий. При этом правовая информация отличается значительными объемами как существующей, так и вновь появляющейся информации. Так, объем информации, содержащейся по состоянию на март 2001 года в эталонном банке данных правовой информации, составляет около 35000 документов или более 100000 страниц. Ежемесячно в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь регистрируется в среднем около 300 правовых документов, или почти 1000 страниц новой информации.

При этом особенности правовой информации вызывают особые требования к уровню и свойствам применяемых компьютерных технологий. Прежде всего, это связано со значительным количеством ссылок между вводимыми в информационную базу документами как с документами, введенными ранее, так и между собой, необходимостью подготовки контрольного состояния документов на текущую дату и возможности работы с их предыдущими редакциями. Все это приводит к необходимости тщательной предварительной обработки документов квалифицированными юристами. Кроме того, поисковые требования к системам правовой информации чрезвычайно разнообразны и для их осуществления также необходима квалифицированная юридическая обработка документов. Немалые затраты соотносятся и с обеспечением сервисных потребностей пользователей правовых информационных систем, в первую очередь связанных с необходимостью регулярного, а в условиях быстрой и частой смены законодательства, характерной для текущего периода развития нашей страны – и практически ежедневного обновления информационного наполнения этих систем.


Поисковые возможности правовых информационных систем


Различают три основных метода поиска в компьютерных справочных системах:

·                                по реквизитам документов;

·                                по специализированным классификаторам;

·                                полнотекстовый поиск.

Современные правовые информационные системы должны иметь возможность эффективного применения любого из указанных видов поиска с помощью комплекса встроенных поисковых средств, позволяющих эффективно сочетать различные поисковые методики.

Поискпо реквизитам документов – самый простой и наглядный метод. Этот метод предполагает возможность поиска по номеру документа, его виду, органу и дате принятия и так далее. При этом требуется одно обязательное условие – наличие у пользователя точных сведений о реквизитах документа, что зачастую невыполнимо.

Поиск по специализированным классификаторампозволяет частично снять проблему отсутствия у пользователя точных сведений о реквизитах, поскольку обеспечивает возможность нахождения документов по некоторой тематике. Проблема в данном случае заключается в том, что вся информация предварительно должна пройти предварительную обработку с целью ее отнесения к тем или иным рубрикам используемых классификаторов (рубрицирование). К сожалению, в настоящее время практически отсутствуют средства автоматического рубрицирования документов (по крайней мере, в промышленном использовании) и данная операция выполняется вручную, конкретными специалистами организации, которая ведет наполнение информационной базы правовых систем. Такая организация работ не исключает ошибок и субъективного подхода при рубрикации, то есть зависит от квалификации и прочих особенностей конкретного специалиста.

Полнотекстовый поискоснован на предварительной автоматической обработке текста каждого помещаемого в базу данных документа. При этом существуют различные алгоритмы такого поиска – от простого перебора всех документов на предмет наличия искомого слова (при вышеуказанных объемах информации этот процесс может быть достаточно длителен), до быстрых алгоритмов, основанных на предварительном соотнесении каждого слова со всеми документами, где оно встречается – индексирования. При этом возможны различные технологические приемы, позволяющие отыскивать словосочетания, соединение поисковых слов различными логическими условиями, и даже возможность определять близость расположения искомых слов в тексте. Недостатками такого способа поиска является возможность появления среди найденных документов совершенно не требующихся в конкретной ситуации, а также невозможность отыскать таким образом документы, содержащие синонимы искомого термина или слова.

В настоящее время ведутся перспективные разработки, направленные на возможность использования при поиске запросов пользователя, выражаемых на языках, приближенных к естественным способам задания вопросов, основанных на семантических и лингвистических особенностях построения правовых документов.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Сервисные возможности правовых информационных систем


Современные правовые информационные системы должны обладать и определенным набором сервисных возможностей, обеспечивающих потребности пользователей.

Прежде всего – это проведение периодической актуализации находящихся у пользователей информационных систем. Кроме этого, необходимо постоянно совершенствовать программное обеспечение у пользователя, и применять дополнительные сервисные функции типа обеспечения технологических возможностей создания пользовательских подборок нормативных документов и т.п.

Даже наличие самой полной информационной базы не может удовлетворить всех потребностей пользователя. Правовая информация не может быть «второй» свежести – применение неактуальной (и, соответственно не достоверной) правовой информации грозит пользователю значительными последствиями. Поэтому сервисные возможности по обновлению правовых информационных баз составляют существенную часть сервисных возможностей поставляемых систем.

Существуют несколько возможностей получения доступа к информационным базам и проведения обновлений информации в правовых информационных системах.

Первая и на сегодняшний день основная возможность доступа к информации правовых систем – это установка информационной базы вместе с соответствующим программным обеспечением на компьютер (или в локальной компьютерной сети) пользователя.

В этом случае пользователь получает полноценную справочную правовую систему со всеми ее возможностями.

Актуализация информации при этом производится поставщиком системы с помощью имеющихся технических возможностей пользователя и оговоренным периодом обновления – от разового по желанию пользователя, квартального, месячного, еженедельного и до ежедневного обновления. При этом сроки появления вновь принятых документов в базе обычно составляют не более 3–5 дней с момента опубликования документа в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь (для большей части документов). Этот временной период соответствует технологическим затратам на обработку и внесение документа в базу.

Обновления могут поставляться пользователя в виде компакт-диска, полностью содержащего справочную правовую систему с информационной базой на момент поставки, либо представлять собой небольшие по объему файлы обновлений (специального формата), содержащие изменения информационной базы за прошедший период. Эти файлы могут поставляться на дискетах, а также отсылаться по электронной почте.

Второй способ работы с правовой информацией – это удаленный доступ к установленной на сервере организации, осуществляющей распространение правовой информации, справочной правовой системе. По сетям телекоммуникации (в последнее время – в основном с использованием WWW-технологии) пользователь получает доступ к правовой информационной базе.

Второй способ обычно применяется теми пользователями, которым не требуется активная, достаточно частая и аналитическая работа с правовой информацией, особенно с учетом ограниченных возможностей доступа по сети телекоммуникаций, и, зачастую связанных с отсутствием части информации, доступной через Internet, и относительно слабыми поисковыми возможностями предлагаемых при удаленном доступе поисковых возможностей справочных правовых систем в Internet. Эти недостатки в основном связаны с существующим качеством и возможностями телекоммуникационного доступа. В перспективе этот вид доступа к правовой информации будет в значительной мере расширяться.


Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

Статус
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) является центральным государственным научно-практическим учреждением в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации на бумажных и электронных (магнитных) носителях, создания межгосударственной системы обмена правовой информацией.

Свою деятельность НЦПИ осуществляет в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. №338 и Указом Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. №524.
История создания
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь образован в 1997 г. путем выделения из системы Министерства юстиции Республики Беларусь Республиканского центра правовой информации, который был создан в соответствии с приказом Министра юстиции Республики Беларусь от 5 октября 1992 г. №36 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 1992 г. №308 и имел своей основной задачей формирование республиканского эталонного банка данных правовой информации согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1994 г. №50.
Основные задачи
Основными задачами Национального центра правовой информации Республики Беларусь, определенными Президентом Республики Беларусь, являются:

·                                формирование и ведение единого эталонного банка данных правовой информации;

·                                создание и развитие государственной системы правовой информации, координация деятельности в области внедрения компьютерных систем и банков данных правовой информации, а также распространение правовой информации;

·                                участие в подготовке проектов законов и иных правовых актов;

·                                проведение научных исследований в области правовой информатизации;

·                                обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией;

·                                участие в подготовке и проведении работ по правовой информатизации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.