Реферат по предмету "Иностранный язык"


Чистота русской речи. Значение слов и выражений

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА
Кафедра экономики и управления
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
по курсу «Русский язык и культура речи»
студента 1 курса 5 вариант
Ф. И.О. студента:
Преподаватель:
Москва 2010 г.

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Чтотакое чистота речи?»
Чистота речи обеспечивается исключением языковых элементов, чуждыхлитературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности. Чистота речи предполагаетпоследовательное соблюдение стилистических и этических норм.
Необходимость внимательного отношения к чистоте речи в языкесредств массовой информации объясняется тем огромным влиянием, которое оказываетпечатное, и тем более произнесённое с телеэкрана слово на массовую аудиторию. Публицистическаяречь формирует речевую культуру всего общества.
Неточное восприятие аудиторией употребляемых в средствах массовойинформации слов может порождать в общественном сознании искажённые представленияоб окружающей экономической и политической реальности. Неточность понимания делаетневозможным разумный диалог в обществе. Такая ситуация требует от тех, кто обращаетсяк широкой общественности, позаботиться о понятности своей речи.
В речи воспитанного человека не должно быть следующих групп слов.
1) Диалектизмы — слова диалектов, которые известны только немногимлюдям, проживающим на данной территории: зелье, намеднись, приключилось, запужала,земля пахать, картошка сажать, к сестры, у вдове и т.д.
2) Жаргонизмы — слова искусственного языка, понятного лишь определенномукругу людей, связанных между собой общими целями и интересами. Возникают в замкнутыхгруппах (учащиеся, студенты, армия). Жаргонизмы — это искусственные слова, все ониимеют синонимы в литературном языке: бабки = деньги, клевый = хороший, шузы = ботинки,тачка = такси и т.д.
3) Канцеляризмы — слова и обороты, взятые из официально-деловогостиля и перенесенные в другие стили (разговорный, публицистический, художественный).В официально-деловом стиле есть готовые обороты, которые помогают облегчить деловоеобщение: человеку не нужно всякий раз изобретать, придумывать форму документа — он берет уже имеющиеся «заготовки» и использует их: «прийти к соглашению»,«во избежание», «за неимением», «ввиду отсутствия»,«учитывать вышеизложенное» и др. Если эти слова попадают в разговорнуюречь, публицистический стиль, художественное произведение — они становятся сорняками.Яркие примеры неуместного употребления канцеляризмов приводит К.И. Чуковский:
Ты по какому вопросу плачешь? — проявил участие молодой мужчина,обращаясь к пятилетней девочке.
У нас в поселке очень красиво, сразу за домами — зеленый массив.В зеленом массиве много грибов, — сказала дама, желая щегольнуть «культурностью»своего языка.
Человек, желающий высказаться “покультурнее”, не решается назватьшапку шапкой, а пиджак пиджаком. И произносит вместо этого “головной убор” и “верхняяодежда”. Людям, лишенным чувства стиля, с неразвитым языковым чутьем, кажется, что«головной убор», «зеленый массив», «конфликтовать»,«аннулировать» — эти слова лучше, красивее, чем обычные «лес»,«шапка», «невыгодно», «не знаю». Вместо того чтобысказать нельзя, невозможно, журналист говорит, не представляется возможным, вместотого, чтобы сказать плохие — оставляют желать лучшего,
4) Слова-сорняки — это слова значит, так сказать, итак, понимаете,в принципе, собственно говоря, видите ли, понятно и т.п. Слова-сорняки не выражаютникакого смысла, а просто засоряют речь, отвлекают внимание и утомляют. В последнеевремя часто стали употреблять слово «как бы». Как бы — это союз, которыйозначает, что говорящий сомневается в достоверности чего-либо. Слова-сорняки появляютсябессознательно, из-за волнения, неумения мыслить и сразу же излагать свои мысли,из-за неумения подбирать нужные слова.
5) В речи не должно быть также грубо просторечных и нецензурныхслов.
Просторечная лексика подразделяется на собственно просторечную(дивчина, жратва, жмот, клепать = клеветать, мосол = кость), которая снабжаетсяв словарях пометами «прост.», и грубо-просторечную, вульгарную, бранную(морда, рожа, жрать, сдохнуть, ихний, магазин), употребление которой в речи недопустимо,она снабжается в словарях пометами «грубо-прост.», «вульг.»,«бран.».
Что касается мата, то в какой-то степени нецензурные слова неискоренимы,так как помогают избавиться от стресса, сделать внутреннее напряжение внешним. Нотакие слова, которые используются в экстремальных стрессовых ситуациях, не могутраспространяться на все ситуации общения (от бытового до официально-делового и дипломатического).Страшно то, что грубые слова уже не режут слух, становятся нейтральными, обычными.Нужно помнить, что мышление человека, говорящего на мате, примитивно.
Таким образом, главные опасности для чистоты речи — это бюрократизацияязыка и натиск канцелярского стиля, наплыв заимствований, жаргонизация и вульгаризацияобщения.
Задание 2. Поставьте ударение в словах.
Одновре́менно, прида́ное, приуро́чивать, сли́вовый,согляда́тай, та́инство, тамо́жня, то́тчас, упро́чение,фено́мен, хозя́ева, чо́порный, экспе́рт, хода́тайство.
Задание 3. Дайте определения словам. Ударение обозначаетсяжирным шрифтом.
Клубы-сообщество людей с едиными интересами, объединённоев организацию или ассоциацию клубы-летящая масса дыма, пыли. Кредит-праваясторона бухгалтерского счёта, символизирующая пассивы предприятия. Кредит- (лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) — экономические отношения междукредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости)на принципах возвратности, срочности, платности, лоскут-остатки в некоторыхпроизводствах. Лоску́т-отрывок или отрезок (материи, бумаги, кожи,- не целый кусок или лист)
Задание 4. Исправьте ошибки в предложениях, заменив неверноупотребленные слова.
1.        А для кого-то унынье (уныние) — это вся жизнь.
2. Он не раз признавался, что юридическая карьера начинает емуприскучивать. (надоедать)
3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению (желанию)работать.
4. Прививайтесь от экзотических болезней.
5. Она была очень эффективной (результативной) женщиной.
Задание 5. Выберите подходящее по смыслу слово.
1.        Студент надел новое пальто.
2. Вашему вниманию представляется доклад о новых законах.
3. Его объяснение было очень доходчивым.
4. Командировочные документы были уже готовы.
5. Мне купили новые масляные краски.
Задание 6. Исправьте предложения, используя синонимы.
1.        Он всего лишь описал случай, который случился (произошел) с ним.
2.        В школе необходимо поурочное планирование уроков (занятий).
3.        Когда выступающий (докладчик) выступал, все внимательно слушали.
4.        Новая (вышедшая) программа ежемесячно знакомит нас с новинками литературы.
5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова — характерный(свойственный) для людей его поколения.
Задание 7. Объясните значение слов.
Протекция — (от лат. protectio — защита — покровительство), влиятельнаяподдержка кого-либо в устройстве его дел. Обструкция — (от лат. obstructio — преграда- помеха), намеренный срыв (какого-либо заседания, собрания) как вид протеста, приемборьбы (главным образом парламентской); действия, демонстративно направленные насрыв чего-либо. Стереотип, сложившийся под воздействием тех или иных обстоятельстви ставший устойчивым характер поведения, реакции, образ социального объекта. Номинальный- Номинальная цена. Номинальная стоимость. Только называющийся, не выполняющий своегоназначения или обязанностей, фиктивный (книжн.), Эквивалентный — [латин. aequivalens](книжн.).
Равнозначный, равносильный, всецело заменяющий что-нибудь в каком-нибудьотношении. Эти величины эквивалентны.Э. вес (хим.). Эквивалентные уравнения (мат.).Зондировать — Исследовать какую-нибудь внутреннюю полость, канал зондом (см. зонд;мед.).2. перен. Предварительно разведывать, разузнавать, нащупывать (книжн., газет.)
Задание 8. Объясните значение выражений.
Голова идет кругом 1. Кто-либо испытывает головокружение (отусталости, переутомления и т.п.).
2. Кто-либо теряет способность ясно соображать от множества дел,забот, переживаний и т.п., Дело в шляпе — удача уже почти в кармане, успех гарантирован.Видать виды — о вещах: изношенное, обтрепанное; о людях: многоопытный, бывалый,зрелый, опытный. Лебединая песня — как синоним шедевра, вершины творчества или иногояркого, значимого для человека поступка, совершенного им в конце своей профессиональнойкарьеры. Держать ушки на макушке — внимательно прислушиваться, быть настороже, начеку.
Задание 9. Исправьте ошибки, связанные с определениемрода существительных.
Патентное бюро, зеленое кашпо, грубая (ый) забияка, странноепари, завлекательное меню.
Задание 10. Просклоняйте сочетания числительных с существительными.Числительные запишите прописью.
7845 жителей, полторы минуты, оба сотрудника.
И. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей
Р. Семи тысяч восьмисот сорока пяти жителей
Д. Семи тысячам восьмистам сорока пяти жителям
В. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей
Т. Семью тысячами восемьюстами сорока пятью жителями
П. Семи тысячах восьмистах сорока пяти жителях
И.Полторы минуты
Р.Полутора минут
Д. Полутора минутам
В.Полторы минуты
Т.Полутора минутами
П.Полутора минутах
И. Оба сотрудника
Р. Обоих сотрудников
Д. Обоим сотрудникам
В. Оба сотрудника
Т. Обоими сотрудниками
П. Обоих сотрудниках
Задание 11. Исправьте ошибки согласования в предложениях.
1.        Студенчество благодарно преподавателям за учебу.
2.        Прошли сотни лет.
3.        Тридцать один студент получил отличные оценки.
4.        Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
5.        Журнал «Работница» вышел в этом месяце.
Задание 12. Исправьте ошибки управления в предложениях.
1.        Уделите внимание здоровью.
2.        Заведующий детской больницей встретит нас в своем кабинете.
3.        Все эти мероприятия рассчитли на благо природе.
4. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание рубрике«Культура».
5. Для абитуриента, желающем учиться в этом институте, надо(будет) знать и английский язык.
Задание 13. Исправьте предложения, в которых есть ошибкив употреблении деепричастных оборотов.
1.        После встречи с Хлебниковым в душе Ромашова наступил перелом.
2.        Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.
3.        Когда я проезжал мимо станции, у меня слетела шляпа.
4.        Во время чтения книги мне сразу понравился герой.
5. Что случилось в Междуречье, что превратило Вавилон в руины(когда Вавилон был превращен в руины)?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Размышления о смысле и проявлении высшего человеческого чувства в романе Ивана Гончарова Обломов
Реферат «Актуальные проблемы освоения возобновляемых энергоресурсов»
Реферат Восприятие учителями личностных качеств учащихся
Реферат Толкование уголовного закона
Реферат Детско-родительское общение
Реферат Голсуорси Джон
Реферат Handbook For Adoption Essay Research Paper Having
Реферат Методичні засади формування в бухгалтерському обліку інформації про витрати виробництва визначені
Реферат Адаптація дітей до навчання
Реферат Придворные банкиры Иван Фредерикс, Ричард Сутерланд и деятельность конторы придворных банкиров
Реферат Расчет и проектирование гибкой производственной системы по изготовлению корпусных изделий
Реферат Экспериментальный метод в психологии
Реферат Представление о психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапии
Реферат Развитие навыка чтения и аккомпанирования с листа как фактор творческого и интеллектуального роста педагога-баяниста в общеобразовательном учреждении эстетического воспитания.
Реферат Человек как потребитель