Реферат по предмету "Государство и право"


Территориальное общественное самоуправление



Содержание

Введение

1. Понятие, создание и прекращение деятельности ТОС

2. Управление ТОС

3. Взаимоотношения с органами Архангельской области и города Архангельска

Заключение

Список используемых источников

Введение

Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление" (далее - ТОС) в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие муниципальные деятели и ученые спорят о сущности ТОС, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

ТОС не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.

Вместе с тем, ТОС позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.

В условиях, когда провозглашен курс на строительство в России гражданского общества, ТОС может стать механизмом участия граждан в делах государства.

1. Понятие, создание и прекращение деятельности ТОС

Территориальное общественное самоуправление является одним из видов общественного самоуправления, формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, субъективным правом граждан на участие в осуществлении муниципальной власти.

ФЗ 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дал определении ТОС и закрепил основные его положения.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Сходные определения содержится в Уставе города Архангельск и Положении о территориальном общественном самоуправлении в муниципальном образовании "Город Архангельск" (далее - Положение).

Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования "Город Архангельск" для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления в мэрии города Архангельска. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом города Архангельска и решением Архангельского областного Собрания депутатов.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Границы территорий, на которых осуществляется ТОС, устанавливаются и изменяются городским Советом по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

· подъезд многоквартирного жилого дома;

· многоквартирный жилой дом;

· группа рядом стоящих жилых домов и домов, граничащих друг с другом придомовыми территориями;

· жилой микрорайон;

· поселок, входящий в территорию города Архангельска;

· иные территории проживания граждан.

Положением также установлены обязательные условия для образования ТОС:

· в пределах одних и тех же границ не может быть более одного ТОС;

· границы территорий ТОС не могут пересекаться;

· граница территории ТОС не может выходить за границу территории города Архангельска;

· территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома), неразрывна.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

- территория, на которой оно осуществляется;

-цели, задачи, формы, основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

- порядок принятия решений;

-порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления устанавливаться не могут.

Прекращение деятельности ТОС осуществляется:

- по решению общего собрания, конференции жителей соответствующей территории;

- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Деятельность ТОС, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств и местного бюджета определяются п. 6 Положения.

ТОС, являющееся юридическим лицом, в соответствии с уставом ТОС может иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, инвентарь, финансовые средства и иное имущество. По решению городского Совета ТОС могут выделяться средства из городского бюджета.

Мэрия города Архангельска вправе предоставлять органу ТОС для осуществления его деятельности отдельное помещение и инвентарь в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами.

2. Управление ТОС

Управление ТОС осуществляется непосредственно гражданами, проживающими на территории данного ТОС, или органами ТОС. Граждане осуществляют непосредственно управление ТОС в форме собраний и конференций.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориальным общественным самоуправлением считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигнувших шестнадцатилетнего возраста

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующих территорий, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

- установление структуры органов ТОС;

- принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

- избрание органов ТОС;

- определение основных направлений деятельности ТОС;

- утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

Для организации непосредственного исполнения решений собраний, конференций, функций ТОС, определенных уставом, собрание или конференция граждан избирают органы территориального общественного самоуправления.

В зависимости от того, на какой территории ТОС осуществляет свою деятельность, могут быть избраны следующие органы:

· староста (управляющий) подъезда многоквартирного жилого дома;

· домовый комитет или управляющий многоквартирного жилого дома;

· уличный, домовый комитет группы жилых домов;

· совет (комитет) территориального общественного самоуправления.

Из состава коллегиальных органов ТОС открытым голосованием избирается председатель (совета, уличного, домового комитета), при необходимости - его заместитель.

Если ТОС является юридическим лицом, могут быть избраны органы, определенные уставными документами. Срок полномочий органа ТОС определяется уставом ТОС и не может быть более 4 лет.

Основные права и обязанности, порядок создания, прекращения деятельности и организации работы, а также ответственность органов ТОС определяются решением Архангельского городского Совета депутатов.

Основными полномочиями органа ТОС являются:

1) представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан;

3) осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления;

4) внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Орган ТОС обязан:

1) учитывать мнение населения при принятии решений;

2) не реже одного раза в год отчитываться о своей работе перед населением соответствующей территории на собрании (конференции) с участием представителей органов местного самоуправления;

3) ежегодно представлять в мэрию города Архангельска отчет о деятельности органа ТОС;

4) ежеквартально представлять в мэрию города Архангельска отчет о целевом использовании муниципального имущества;

5) организовывать прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимать по ним необходимые меры в пределах своей компетенции.

Основной формой работы коллегиального органа ТОС является заседание. Заседание коллегиального органа ТОС проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца, и правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей его членов.

Полномочия органа ТОС прекращаются в связи с истечением их срока с момента избрания органа ТОС в новом составе. Полномочия органа ТОС могут быть прекращены досрочно в случаях и в порядке, предусмотренных уставом ТОС. В случае досрочного прекращения полномочий органа ТОС или его члена собрание (конференция) граждан избирает орган ТОС в новом составе или нового члена органа ТОС.

3. Взаимоотношения с органами Архангельской области и города Архангельска

Взаимоотношения ТОС и органов местного самоуправления города Архангельска определяется Положением и "Положением о порядке привлечения территориального общественного самоуправления к реализации социально значимых проектов и их целевом финансировании из городского бюджета".

Органы местного самоуправления города Архангельска вправе передавать органам ТОС на договорной основе муниципальный социальный заказ с предоставлением необходимых финансовых средств и материальных ресурсов. В договоре указываются объемы и сроки выполнения работ и оказания услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон.

Мэрия города Архангельска:

1) оказывает содействие органам ТОС в работе, координирует их деятельность, регистрирует ТОС при учреждении и ликвидирует регистрацию при прекращении деятельности ТОС;

2) организует методическую поддержку органов ТОС, включая совместную разработку планов мероприятий по жизнеобеспечению самоуправляемой территории;

3) разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке целевую городскую программу поддержки территориального общественного самоуправления.

Органы государственной власти Архангельской области способствуют развитию территориального общественного самоуправления в Архангельской области и реализации права граждан на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления.

В целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органов территориального общественного самоуправления по вопросам развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области создается Совет по территориальному общественному самоуправлению при главе администрации Архангельской области. Совет по территориальному общественному самоуправлению является постоянно действующим совещательным органом.

К полномочиям Совета по территориальному общественному самоуправлению относятся:

1) рассмотрение вопросов развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области, проектов нормативных правовых актов Архангельской области по вопросам территориального общественного самоуправления;

2) совершенствование взаимодействия между органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, органами территориального общественного самоуправления и населением Архангельской области;

3) разработка предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Архангельской области в сфере территориального общественного самоуправления;

4) обобщение и распространение опыта работы органов территориального общественного самоуправления.

Заключение

Важность такого института, как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.

Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают, какие собственные инициативы они будут осуществлять в вопросах местного значения.

Список используемых источников

1. Федеральный Закон № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// "Российская газета", № 202, 08.10.2003.

2. Устав муниципального образования "Город Архангельск"// "Архангельск", № 187, 01.10.1998.

3. Закон Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления"// "Волна", № 38, 08.10.2004.

4. Решение Архангельского городского Совета депутатов от 16.05.2007 № 396 "Об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования "Город Архангельск"// "Архангельск", № 177, 26.09.2007.

5. Решение Архангельского городского Совета депутатов от 20.06.2007 № 423 "Об утверждении порядка регистрации уставов территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Город Архангельск"// "Архангельск", № 233, 15.12.2007.

6. Решение Архангельского городского Совета от 20.06.2007 № 431 "Об утверждении типовых Уставов территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Город Архангельск"// "Архангельск", № 233, 15.12.2007.

7. Решение Архангельского городского Совета депутатов от 20.06.2007 № 432 "Об утверждении положения об органе территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Город Архангельск"// "Архангельск", № 233, 15.12.2007.

8. Решение Архангельского городского Совета депутатов от 12.09.2007 № 475 "Об утверждении положения о порядке привлечения территориального общественного самоуправления к реализации социально значимых проектов и их целевом финансировании из городского бюджета"// "Архангельск", № 233, 15.12.2007.

9. Постановление главы Администрации Архангельской области от 17.05.2007 № 34 "О совете по территориальному общественному самоуправлению при главе Администрации Архангельской области"// "Волна", № 39, 25.05.2007.

10. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. - М.: ЗАО Юстициформ, 2008. - 848 с.

11. Игнатюк Н.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. - м.: Юстициформ, 2007. 312 с.

12. Муниципальное право России: учебник/ под ред. А.Н. Кокотова. -М.: Высшее образование, 2008 (Архангельск: ИПП "Правда Севера"). - 504 с.

13. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. - М.: Проспект: Велби, 2006. - 432 с.

14. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. - М.: Проспект, 2007. - 664 с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.