Реферат по предмету "Иностранный язык"


Сложение в текстах рекламных объявлениях

Оглавление
Введение
Глава I Словообразование как способ обогащения словарного составаязыка
1.1 Словообразование как наука обобразовании слов
1.2 Способ словообразования
1.3 Сложение как способсловообразования
Глава II Использование слов, образованных при помощи сложения втекстах рекламных объявлений на примере журнала «Цены»
2.1 Слова, образованные при помощичистого сложения
2.2 Слова, образованныесложносоставным способом
2.3 Слова, образованные при помощисращения
2.4 Слова, образованные с первымнеизменяемым связанным компонентом интернационального характера
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Словарный составсовременного русского языка подвижен. Он постоянно обогащается с помощьюзаимствования и образования новых слов. В современном русском языке существуютразличные способы образования новых слов. Одним из продуктивных способовсловообразования является сложение. Слова, образованные данным способом,получают новые свойства и характеристики.
Актуальность темызаключается в том, что в рекламных объявлениях всё чаще встречаются слова,образованные с помощью сложения.
Объектом исследованияявляется словообразование русского языка, предметом же — сложение как способобразования новых слов.
Цель работы — проанализировать в текстах рекламных объявлений слова, образованные при помощисложения.
Для выполнения целинеобходимо решить следующие задачи:
— охарактеризоватьсловообразование как науку;
— описать способыобразования слов;
— дать характеристикусложению как способу словообразования;
— выявить виды сложения втекстах рекламных объявлениях;
Цель и задачи определилиструктуру курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы и приложения.

Глава I Словообразование как способ обогащениясловарного состава языка
1.1 Словообразование какнаука об образовании слов
Лексический составрусского языка неоднороден по своему составу. Постоянно происходит обогащениесловарного состава русского языка, одним из способов обогащения лексики являетсясловообразование.
Словообразование — это разделнауки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) испособы их образования (1, с.34).
Словообразованиесовременного русского языка сравнительно молодая отрасль языкознания. Важнуюроль в её становлении сыграли исследования Ф.Ф. Фортунатова, разграничившиеформы словоизменения и словообразования. Словообразование изучается с точкизрения анализа и синтеза. Словообразовательный анализ играет немаловажную рольв современном русском языке. Большое значение для развития теории и практикисловообразовательного анализа имели труды В.А. Богородицкого, Г.О. Винокурова,В.В.Виноградова(7, с.207). Словообразовательный анализ — это наиболее активноразрабатываемое направление изучения строения русского слова.
Словообразовательныйанализ устанавливает лишь обнаруживаемые в настоящее время, в современномрусском языке, отношения между родственными словами и не учитываетэтимологических связей, утраченных в ходе развития языка (7, с.207).Словообразовательная система русского языка в настоящее время изучается как спозиции словообразовательного анализа, так и в плане синтезасловообразовательных отношений. В ходе синхронного словообразовательногоанализа описывается структура производных слов, определяется способ ихобразования, устанавливаются их формально – семантические связи с родственнымисловами. Что касается словообразовательного синтеза, то это относительно новое,выделившиеся в 70-е годы ХХ в. направление в изучении словообразовательныхотношений. Словообразовательный синтез опирается на выводы и положениясловообразовательного анализа: используя такие понятия, разработанные в рамкаханалитического направления, как «морфема», «производность»,«производное слово» и др. (7, с.208).
Однако по своим целямсловообразовательный синтез отчетливо противопоставлен анализу. Основные задачинаучных исследований с позиций словообразовательного синтеза таковы:
1. Определение правилтолкования значений членимых слов с опорой на представления о семантике морфем,составляющих то или иное слово; в частности, толкование лексического значенияглагола прибежать «достигнуть какого-либо места бегом»непосредственно вытекает из толкования значений входящих в него морфем: корнябеж- (характеризующего такие, например, слова как бежать, бегать, бегун, бег, иимеющего значение «двигаться быстро, резко отталкиваться ногами от земли»)и префикса при- ( имеющего значение приближения к какому – либопространственному ориентиру: привезти, приплыть и т. п.).
2. Установлениезакономерностей выбора конкретного словообразовательного средства,используемого при образовании того или иного производного слова с определённым(заданным) словообразовательным значением (например глаголов, передающихзначения начала действия: за-петь, по-бежать, воз-ненавидеть, раз-рыдаться идр.).
К настоящему временизадачи словообразовательного синтеза решены еще не в полном объёме; есть, какпоказывают специальные исследования, и неразрешимые для современного состояниянауки проблемы словообразовательного синтеза. Поэтому в учебной литературе системарусского словообразования по традиции более подробно рассматривается с точкизрения анализа, а не синтеза (7, с. 208-209).
Предмет словообразованиеизучает образование слов от родственных, однокоренных слов и описываетустановившееся формально смысловое соотношение между производящим и производным(8, с.205).
Производные слова — этослова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формойдругих однокоренных с ними слов: доброта — добрый, безвольный — воля. Так,производными будут являться такие слова лесной, лесистый, лесник и др. длякоторых слово лес будет являться производящим (4, с.222).
Производное словохарактеризуется рядом признаков:
1. Дериват (новое слово,образованное при помощи аффиксов или непосредственно дезаффиксации) обладаетсвободной или достаточной членимостью. Слова, характеризующиеся недостаточнойчленимостью, в современном русском языке являются непроизводными: буженина,смородина. (достаточная членимость – членимость, при которой корневая морфемаявляется повторяющей в языке и легко выделяется на основе сопоставления соднокорневыми словами, а аффикс является нерегулярным, недостаточная членимость– членимость, при которой легко выделяется регулярный аффикс, повторяющийся водноструктурных словах, а корень является унирадиксоидом (уникальным связаннымкорнем): буженина, малина, крушина) (7, с.223).
Ядерный тип производностив русском языке составляют именно дериваты, которые имеют свободный корень:водный, ездок, смельчак. «К ядерным образованиям примыкают слова типаагитировать, агитатор, агитация. Корни слов такого типа характеризуютсясвязанностью, не выступают в чистом, свободном виде» (8, с.139 – 140).Дериваты с полной связанной членимостью, И.А. Ширшов относит к промежуточномутипу (членимости), который «характерен для интернациональной итерминологической лексики, подвергающейся мощному воздействию со стороныпроизводных ядерного типа».
2. Важнейший признакпроизводного слова — словообразовательная мотивированность. Как уже отмечалось,его семантика и форма базируются на другом слове. Как отметил Г.О. Винокур, «значениеслова с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значениесоответствующей первичной основы…» (8, с.421). Критерии производностислова признаётся обязательное существование в языке мотивирующей данный дериватединицы. «О производной основе можно говорить лишь тогда и лишь до техпор, пока есть соотнесенная с ней основа непроизводная»(8, с.421).
3. Производное словоимеет бинарную структуру. Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точкизрения морфемного состава в нем выделяются 5 морфов. Со словообразовательной жеточки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих егокомпонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва-ть),и средство, при помощи которого он образован (суффикс-ниj). Структура производного, такимобразом, всегда бинарна (двухкомпонентна). В ней выделяются производящая база исловообразовательный формант, или дериватор.
Производящая база — этооснова мотивирующего слова или все мотивирующие слово. Производящая база можетбыть представлена и основами нескольких слов: белоснежный, лесоруб, гололёд (8,с.490).
Важной частьюсловообразования является деривация. В современном русском языке приняторазличать дериваты системные и контекстуальные (языковые и речевые).
Системные дериваты («реальные»слова) построены в строгом соответствии со словообразовательными законами языкаи фиксируются в толковых и иных словарях (писатель, самозабвенный, прочитать).Такие дериваты не создаются говорящим в процессе коммуникации, авоспроизводятся ими в готовом виде, «извлекаются» из словарногозапаса, хранящегося в памяти.
Среди контекстуальныхдериватов, образуемых говорящим в речи по мере надобности, различаютпотенциальные слова и окказионализмы.
Потенциальные слова — этообычно не фиксируемые словарями дериваты типа самозакрепощение, возражатель,проинтегрировать, создаваемые в случае необходимости в спонтанной речи пообразцам высокопродуктивных словообразовательных типов.
Окказионализмы — это авторскиенеологизмы, созданные в разговорной или художественной речи с нарушениемсловообразовательных закономерностей и поэтому четко противопоставлены как «реальным»,так и потенциальным словам (что делает окказионализмы ярким стилистическимсредством, широко используемым, например, в поэзии). Ср. отсутствующие в самыхполных словарях русского языка окказиционализмы поэта Велимира Хлебникова,много экспериментировавшего со словом: самогнанец «тот, кто гонит сам себя»(Самогнанцы в даль, в чужбу…), всегорлый (от все и горло) и др.(8,. с.209).Таким образом мы видим, что словообразование является наукой, которая изучаетсяс точки зрения синтеза и анализа.
1.2 Способысловообразования
В современном русскомязыке есть немало различных способов словообразования. Способы словообразования– это типы выражения деривационных отношения с помощью определённых дериватов,в также сами классы производных слов, устанавливаемые с учетом характерадериватов.
Первая последовательнаянаучная классификация способов словообразования в русском языке быларазработана В.В. Виноградовым в 1951, он выделил морфологический способсловообразования, противопоставленный неморфологическим способам:лексико-семантическому, лексико-синтаксическому и морфолого-синтаксическому (9,с.207).
Морфологический способ — это центральный способ русского словообразования «образование новых слов спомощью аффиксов» (префиксов, суффиксов и т.д.): лесник, пообедать,настольный. К нему в классификации В.В. Виноградов примыкаетфонетико-морфологический способ — это приём создания слов при котором ихобразование происходит без присоединения материально выраженныхсловообразовательных аффиксов, но сопровождаются фонетическими изменениями: чередованиемили перемещением ударения: глухой — глушь, тихий — тишь.
Неморфологические способыне используют аффиксальных словообразовательных средств.
Лексико-семантический неморфологическийспособ — это образование нового слова в результате изменения значения ужесуществующей в языке лексической единицы, «формирование омонимов путемраспада одного слова на два»: успевать («хорошо учиться»), кулак(«зажиточный крестьянин „).
Лексико-синтаксическийнеморфологический способ- это создание нового слова на базе словосочетания врезультате слияния двух или более слов: умалишенный, сумасшедший, сегодня,семьсот.
Морфолого-синтаксическийспособ в классификации В.В.Виноградова включает “все факты перехода словаиз одной части речи в другую, а также тесно связанные с ними случаи отрываформы от системы форм слова и превращения в самостоятельное слово»:рабочий, провожатый, караул (междометие), караул (сущ.)
В современной жедериватологии (словообразовании) эта классификация способов словообразованияможет быть отнесена только к диахроническому словообразованию, выделенные В.В.Виноградовым способы (прежде всего неморфологические) позволяют дать ответ навопрос, с помощью каких средств в истории русского языка было образованно тоили иное слово. Например, появление в языке слова спасибо, созданноголексико-синтаксическим способом на базе устойчивого сочетания лексическихединиц спаси Бог.
Однако в 60-70г. ХХ в.классификация способов словообразования была радикально пересмотрена такимиучеными как В.В. Лопатиным, И.С. Улухановым и Е.А. Земской. Названными ученымибыли обоснованы принципы классификации.
В современном русскомязыке можно разграничить следующие способы словообразования (8,. с.502):аффиксальный, безафиксный, смешанный.
Аффиксальный способ. Кчистым аффиксальным способам относятся: префиксация, суффиксация, постфиксация(7, с.212).
Префиксация, илиприставочный способ словообразования, характеризуется использованием такогоформанта, как префикс:
петь — запеть; писать — дописать; автор-соавтор; всегда — навсегда.
Префиксация наиболеерасположена в глагольном словообразовании, реже она используется в сфереприлагательных, существительных и наречий.
Своеобразие приставки какпрепозитивной морфемы, занимающей позицию перед производящей основой,определяет особенности префиксации. Приставка наиболее автономна, чем суффикс.Она не оказывает заметного влияния на звуковой состав последующих морфов,поэтому для префиксального словообразования характерно отсутствиесуществительных морфонологических явлений на стыке форманта и производящейосновы. Приставка всегда присоединена к целому производящему слову. Суффиксация,или суффиксальный способ словообразования, — наиболее распространенный способрусского словообразования. Он широко представлен в сфере разных частей речи,прежде всего существительных и прилагательных (оленёнок, переводчик, доброта,медный, ослиный и др.)
Нулевая суффиксацияявляется разновидностью суффиксального способа словообразования. Она особеннораспространена в сфере образования имён с существительных: девербативов(отглагольных отвлеченных имён), деадъективов (отвлеченных существительных,мотивированных прилагательными) и оценочных существительных со значением лица: вылет,пробег, замена.
Постфиксация илипостфиксальный способ — аффиксальный способ, при котором средством выражениядеривационного значения служит такой формант, как постфикс: радовать-радоваться, мыть- мыться. Постфикс, как и префикс, присоединяется к целомупроизводящему слову, при этом дериват сохраняет его лексикограмматическиесвойства и относится к той же части речи: стучать-стучаться, белеть-белеться,красить-краситься.
Безафиксные способы:
— чистое сложение — этообъединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полномвиде, обычно сопровождаемое интерфиксацией (Волгоград, сорвиголова);
— аббревиация – этосложение сокращенных элементов слов, объединенных в одно сочетание (госкомитет- государственный комитет, МГУ, ВУЗ, ООН).
— сращение — это слияниедвух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительнымиотношениями. В основе сращения обычно устойчивое сочетание слов. Формант тотже, что и при сложении. Для сращения характерны две основныесловообразовательные модели:
1) «наречие +прилагательное или причастие»: вечнозелёный, быстрорастворимый,многоуважаемый, вышеизложенный, маловысокохудожественные книги. (М.Зощенко);
2) «существительное+ прилагательное или причастие»: фосфорсодержащий, азотсодержащий.
Последняя модельхарактерна для научной и технической терминологии, первая проявляетпродуктивность в разных языковых сферах(9, с.507 — 508).
— усечение – это сокращениепроизводящей основы по типу аббревиатур: заместитель – зам; магнитофон – маг;мерседес – мерс. Смешанные способы словообразования включают в себя:
Префиксально-сложный –это смешанный способ адъективного и глагольного словообразования, когда сложениепроизводящих основ сопровождается префиксацией (умиротворить — мир, мирить +у).
Префиксально-суффиксально-сложныйспособ словообразования — это сложение производящих основ, котороесопровождается одновременно префиксацией и суффиксацией (повсеместный — всеместа + по- + -н-).
Сращение с суффиксацией –это такой смешанный способ словообразования, при котором сращение элементовпроизводящей базы сопровождается суффиксацией (ничегонеделание- ничего неделать + -ниj-; немогузнайка- не могу знать + -к-;потусторонний- по ту сторону).
Сокращение с суффиксациейназывается смещенный способ образования существительных, при котором сокращениепроизводящей основы сопровождается суффиксацией (разг. велик — велосипед; разг.телик- телевизор).
Сокращение с префиксациейи суффиксацией — это смешанный способ образования прилагательных типа разг.бесхозный «не имеющий хозяина», когда в сокращенной основе ( хоз-,ср. хозяин ) прибавляются одновременно префикс и суффикс. Присуффиксально-сложном способе словообразования (называемой также сложением ссуффиксацией) сложение производящих основ сопровождается суффиксацией. Этотспособ используется при образовании существительных, прилагательных и наречий(мореплаватель — море, плавать + -тель; левобережный — левый, берег + -н-). Ккомбинированным аффиксальным способам относятся:
Префиксально — суффиксальный способ. Словообразовательным формантом в этом случае являетсякомбинация двух аффиксов — приставки и суффикса. Эта комбинация возникает либопри одновременном присоединении аффиксов к производящей основе (снег — под-снеж-ник, рукав — на-рукав-ник). Префиксально- суффиксальный способ в современном русском языке – это наиболеераспространенный комбинированный способ словопроизводства. Он представлен всфере образования разных частей речи, однако особенно характерен для именногословопроизводства.
Суффикс, входящий вкомбинацию аффиксов, может быть и нулевым. Префиксация и нулевая суффиксация — способ, характерный для образования прилагательных, мотивированных именамисуществительными со значением частей тела или деталей внешности: безглазый,безногий. Эта же комбинация аффиксов выражает деривационное значение и внебольшой группе существительных типа проседь, просинь. Префиксально-постфиксальныйспособ ограничен только сферой глагольного словообразования. Средствомвыражения деривационных значений служит комбинация префикса и постфикса ся(сь): дозвониться, докричаться, зачитаться, проболтаться. Формантприсоединяется к целому производящему слову, причём в качестве производящих, естественно,выступают только глаголы: голодать — изголодаться, сидеть — досидеться.
Суффиксально — постфиксальный способтакже характерен только для глагольного словообразования. Словообразовательноезначение в этом случае выражает комбинация суффикса и постфикса. В качествемотивирующих слов выступают существительные и прилагательные: нужда — нуждаться, суета — суетиться.
Префиксально-суффиксально-постфиксальныйспособ. В качестве форманта выступает комбинация трех аффиксов: префикса,суффикса и постфикса ся. Способ этот соответственно представлен только в сфереглагольного словообразования. Мотивирующими словами служат существительные,прилагательные и глаголы: банкрот-обанкротиться, щедрый — расщедрица.
Сложносуффиксальный способ. В сложныхсловах этого способа деривационное значение выражается комбинацией сложения суффикса.Словообразовательными формантами служат порядок (последовательность)объединяемых компонентов, аффикс и единое (главное) ударение.Сложносуффиксальный способ широко распространен в сфере образования имен:плоскостопие, северокавказский, честолюбец, дальневосточный.
Суффикс, входящий в комбинациюсловообразовательных средств, может быть нулевым: однолюб, лесоруб, сенокос, снегопад.
В системе комбинированныхаффиксальных способов русского словообразования отмечаются также сложно — префиксальный способ: оплодотворить, умиротворить.
1.3 Сложение как способсловообразования
Среди морфемных способовсловообразования, выделяют сложение. Сложение так же как и сращение,аббревиация, усечение и субстантивация относится к безаффиксным способамрусского словообразования. Сложение – это соединительное значение, связанное собъединением разных по семантике мотивирующих основ в одну целостную единицу:генерал-лейтенант, юго-запад и т.д.
По мнению И.С. Улуханова соединительноезначение сложных производных слов во многомт«аналогично лексическомузначению соединительных союзов»: русско-французский — и русский, ифранцузский
Разновидностями сложенияявляются: сложносоставной способ, чистое сложение, образование новых сложныхслов с первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера.
Сложносоставной способ –это разновидность сложения, представляющая собой образование производных словпутём объединения слов целиком, вместе с флексиями (музей-квартира,диван-кровать, выставка-продажа). Сложносоставные слова занимают промежуточноеположение между целостным дериватом и сочетанием слов. Обладаяцельнооформленностью, они в то же время характеризуются значительной формальнойи смысловой автономностью компонентов, многие из которых сохраняют способностьк склонению в рамках деривата (ср.: ракета-носитель, ракеты-носителя,ракете-носителю). Сложносоставным способом образуются составные существительные(платье-костюм, Александр Сергеевич Пушкин) и числительные (двадцать пять, стосорок шесть).
Чистое сложение – этообъединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полномвиде, обычно сопровождаемое интерфиксацией (Волгоград, грязеводолечебница,сорвиголова), реже — без интерфиксов (Новгород, пятьдесят). Путём сложенияобразуются существительные, прилагательные, глаголы и числительные(звукорежиссёр, небесно-голубой, семьсот, самовоспламеняться). Соответствующиедериваты так же называются сложением. Образование новых сложных слов с первымнеизменяемым связанным компонентом интернационального характера, развивающимвысокую деривационную активность: авиа-, агро-, био-, гидро видео-, метео-,рок- и др.: авиапочта, видеомагнитофон, рок-группа, радиопередача. Развитиеэтого класса слов в современном русском языке свидетельствует о росте в нёмэлементов аналитизма. Сложение относится к безаффиксным способам русскогословообразования, так же сюда относятся сращение, аббревиация, усечение исубстантивация.
Выводы по первой главе
Изучив теоретическийматериал о словообразовании в современном русском языке, можно сделатьследующие выводы:
Во-первых,словообразование изучается с точки зрения словообразовательного синтеза ианализа.
Во-вторых, в современномрусском языке выделяют пять способов словообразования: морфологический,неморфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический иморфолого-синтаксический.
В-третьих,морфологические способы словообразования по участию деривантов делятся нааффиксные, безафиксные и смешанные.
В-четвертых, средиморфологических способов словообразования, выделяют способ сложения.
В-пятых, существуютразновидности сложения: чистое сложение, сращение, сложносоставной способ иобразование новых сложных слов с первым неизменяемым связанным компонентом интернациональногохарактера.

Глава II Использование слов, образованных припомощи сложения в текстах рекламных объявлений на примере журнала «Цены»
2.1 Слова,образованные при помощи чистого сложения
В наше время появляется огромнейшее количество слов образованныхпри помощи сложения. Материалом для практической части курсовой стал журналрекламных объявлений «Цены». В результате анализа текстов рекламныхобъявлений, нами было проанализировано 46 слов образованных способом сложения(см. Приложение 1).
В результате анализа словообразования в текстах рекламныхобъявлений нами были выделены слова, образованные при помощи чистого сложения:
Данная группа включаетслова, образованные при помощи соединительных гласных.
Слова, образованные припомощи соединительной гласной о.
Асфальтобетон (см.Приложение 1 карточка 1).
Данное слово образованоот слов асфальт и бетон при помощи соединительной гласной о.
Металлопрокат (см.Приложение 1 карточка 2).
Данное слово образованоот слов металл и прокат при помощи соединительной гласной о.
Фольгоскотч (см.Приложение 1 карточка 3).
Данное слово образованоот слов фольга и скотч при помощи соединительной гласной о.
Фольгоизолон (см.Приложение 1 карточка 4).
Данное слово образованоот слов фольга и изолон при помощи соединительной гласной о.
Водоснабжение (см.Приложение 1 карточка 5).
Данное слово образованоот слов вода и снабжение при помощи соединительной гласной о.
Пускорегулирующее (см.Приложение 1 карточка 6).
Данное слово образованоот слов пуск и регулирующее при помощи соединительной гласной о.
Светотехника (см.Приложение 1 карточка 7).
Данное слово образованоот слов свет и техника при помощи соединительной гласной о.
Металловагонка (см.Приложение 1 карточка 8).
Данное слово образованоот слов металл и вагонка при помощи соединительной гласной о.
Керамогранит (см.Приложение 1 карточка 9).
Данное слово образованоот слов керамика и гранит при помощи соединительной гласной о.
Саморезы (см. Приложение1 карточка 10).
Данное слово образованоот слов сам и резать при помощи соединительной гласной о.
Железнодорожные перевозки(см. Приложение 1 карточка 11).
Данное слово образованоот слов железные и дорожные при помощи соединительной гласной о.
Металлопластик (см.Приложение 1 карточка 12).
Данное слово образованоот слов металл и пластик при помощи соединительной гласной о.
Пенобетон (см. Приложение1 карточка 13).
Данное слово образованоот слов пена и бетон при помощи соединительной гласной о.
Лакокрасочные материалы(см. Приложение 1 карточка 14).
Данное слово образованоот слов лак и красочные при помощи соединительной гласной о.
Металлочерепица (см.Приложение 1 карточка 15).
Данное слово образованоот слов металл и черепица при помощи соединительной гласной о.
Резинотехнические (см.Приложение 1 карточка 16).
Данное слово образованоот слов резина и технические при помощи соединительной гласной о.
Металлопродукция (см.Приложение 1 карточка 17).
Данное слово образованоот слов металл и продукция при помощи соединительной гласной о.
Светодиоды (см.Приложение 1 карточка 18).
Данное слово образованоот слов свет и диоды при помощи соединительной гласной о.
Водоснабжение (см.Приложение 1 карточка 19).
Данное слово образованоот слов вода и снабжение при помощи соединительной гласной о.
Светотехника (см.Приложение 1 карточка 20).
Данное слово образованоот слов свет и техника при помощи соединительной гласной о.
Трубопровод (см.Приложение 1 карточка 21).
Данное слово образованоот слов труба и провод при помощи соединительной гласной о.
Водосчетчики (см.Приложение 1 карточка 22).
Данное слово образованоот слов вода и счетчик при помощи соединительной гласной о.
Пескоструйная (см.Приложение 1 карточка 23).
Данное слово образованоот слов песок и струя при помощи соединительной гласной о.
Металлообрабатывающее(см. Приложение 1 карточка 24).
Данное слово образованоот слов металл и обрабатывающее при помощи соединительной гласной о.
Данная группа сложенияпредставлена 24 словами, что составляет 51 %.
Слова, образованные припомощи соединительной гласной е.
Огнетушители (см.Приложение 1 карточка 25).
Данное слово образованоот слов огонь и тушители при помощи соединительной гласной е.
Огнеупоры (см. Приложение1 карточка 26).
Данное слово образованоот слов огонь и упоры при помощи соединительной гласной е.
Дождеприёмники (см.Приложение 1 карточка 27).
Данное слово образованоот слов дождь и приёмник при помощи соединительной гласной е.
Сталепромышленная (см.Приложение 1 карточка 28).
Данное слово образованоот слов сталь и промышленная при помощи соединительной гласной е.
Данная группапредставлена 4 словами, что составляет 0,08 % .
Вывод слова образованныепри помощи чистого сложения представлены в количестве 28 единиц, что составляет61,08 %, от общего количества проанализированных слов.
2.2 Слова, образованныесложносоставным способом
В результате анализа текстов рекламных объявлений нами быливыделены слова, образованные сложносоставным способом:
Слова, образованные путёмобъединения слов целиком, вместе с флексиями.
Волга-сталь (см.Приложение 1 карточка 29).
Данное слово образованоот слов волга и сталь пишется через дефис.
Сэндвич-панели (см.Приложение 1 карточка 30).
Данное слово образованоот слов сэндвич и панели пишется через дефис.
Сумки-рюкзаки (см.Приложение 1 карточка 31).
Данное слово образованоот слов сумки и рюкзаки пишется через дефис.
Портмоне-кошельки (см.Приложение 1 карточка 32).
Данное слово образованоот слов портмоне и кошельки пишется через дефис.
Данная группа сложенияпредставлена в количестве 4 слов.
Слова образованные путёмобъединения слов целиком.
Стеклообои (см.Приложение 1 карточка 33).
Данное слово образованоот слов стекло и обои.
Самараэкспертиза (см.Приложение 1 карточка 34).
Данное слово образованоот слов Самара и экспертиза.
Стеклопластиковые (см.Приложение 1 карточка 35).
Данное слово образованоот слов стекло и пластик.
Деревообрабатывающее (см.Приложение 1 карточка 36).
Данное слово образованоот слов дерево и обрабатывающее.
Данная группа сложенияпредставлена в количестве 4слов.
Вывод слова образованныепри помощи сложносоставного способа сложения представлены в количестве 8единиц, что составляет 14 %, от общего количества проанализированных слов.
2.3 Слова, образованные спервым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера
Автозапчасти (см. Приложение1 карточка 37).
Данное слово образованоот первой неизменяемой части авто и слова запчасти.
Автокосметика (см.Приложение 1 карточка 38).
Данное слово образованоот первой неизменяемой части авто и слова косметика.
Автошины (см. Приложение1 карточка 39).
Данное слово образованоот первой неизменяемой части авто и слова шины.
Биотуалет (см. Приложение1 карточка 40).
Данное слово образованоот первой неизменяемой части био и слова туалет.
Электрощит (см.Приложение 1 карточка 41).
Данное слово образованоот первой неизменяемой части электро и слова щит.
Электрошкафы (см.Приложение 1 карточка 42).
Данное слово образованоот первой неизменяемой части электро и слова шкафы.
Электродвигатели (см.Приложение 1 карточка 43).
Данное слово образованоот первой неизменяемой части электро и слова двигатели.
Электростанции (см.Приложение 1 карточка 44).
Данное слово образованоот первой неизменяемой части электро и слова станции.
Данная группа сложенияпредставлена в количестве 8 слов.
Вывод слова образованные спервым неизменяемым связанным компонентом интернационального характерапредставлены в количестве 8 единиц, что составляет 17 %, от общего количествапроанализированных слов.
2.4 Слова, образованныепри помощи сращения
В результате анализа словообразования в текстах рекламныхобъявлений нами были выделены слова, образованные при помощи сращения:
Быстровозводимые (см.Приложение 1 карточка 45).
Данное слово образованоот наречия быстро и причастия возводимые.
Сильнозагрязненный (см.Приложение 1 карточка 46).
Данное слово образованоот наречия сильно и причастия загрязнённый.
Вывод слова образованныепри помощи сращения представлены в количестве 2 единиц, что составляет 4,2 %,от общего количества проанализированных слов.
Выводы по второй главе
Проанализировав сложенияв текстах рекламных объявлений, мы пришли к следующим выводам:
Во-первых,словообразование имеет три способа сложения: чистое сложение, сложносоставнойспособ и сращение.
Во-вторых, группа чистыхсложений представлена в количестве 28 слов.
В-третьих, группа слов,образованная сложносоставным способом, представлена в количестве 8 слов
В-четвертых, группа слов,образованная при помощи сращения, представлена в количестве 2 слов.
В-пятых, группа слов спервым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера,представлена в количестве 8 слов.
В-шестых, на примере этихобъявлений мы выявили, что самыми распространенными способами словообразования являетсячистое сложение, на втором месте стоит сложносоставной способ и словообразованиес первым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера, натретьем сращение.

Заключение
Словарный составсовременного русского языка постоянно обогащается за счёт образования илизаимствования новых слов, т.е. одним из способов обогащения лексики являетсясловообразование. Словообразование — это раздел науки о языке, который изучаетстроение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования. Всовременном русском языке выделяют пять способов словообразования:морфологический, неморфологический, лексико-семантический,лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический.
Словообразование изучаетсяс точки зрения словообразовательного синтеза и анализа. Предметсловообразование изучает образование слов от родственных, однокоренных слов.
В современном русскомязыке, в зависимости от участия деривантов, можно разграничить следующиеспособы словообразования: аффиксальный способ, в него входят префиксация,суффиксация, постфиксация. Безафиксный в него входят чистое сложение, сращение иусечение. Смешанный, в него входят префиксально-сложный способ,префиксально-суффиксально-сложный способ, сращение с суффиксацией, сокращение ссуффиксацией, сокращение с префиксацией и суффиксацией, суффиксально-сложныйспособ и префиксально — суффиксальный способ.
Одним из главных ипродуктивных способов словообразования является сложение. Сложение относится кбезафиксному и морфологическому способу словообразованию. Морфологическийспособ — это центральный способ русского словообразования «образование новыхслов с помощью аффиксов» (префиксов, суффиксов и т.д.). Чаще всего всовременном русском языке новые слова образуются при помощи чистого,сложносоставного способа сложения, сращения и образование новых сложных слов спервым неизменяемым связанным компонентом интернационального характера.Сложение позволяет нам образовывать новые слова, чаще всего образуютсясуществительные и прилагательные. Данный способ образования слов наделяет ихновыми характеристиками, определениями и значениями. В результате анализа, намибыли выделены 46 рекламных объявлений, образованных при помощи сложения. Чистоесложение является наиболее используемым способом словообразования, на второмместе находятся сложносоставной способ и слова с первым неизменяемым связаннымкомпонентом интернационального характера, на третьем сращение. Проведяисследовательскую работу, мы убедились, что в наши дни появляется большоеколичество новых слов и в большей степени они образованы с помощью сложения.Таким образом сложение является самым продуктивным способом словообразования.

Список литературы
1.   Виноградов В.В.Словообразование в его отношении к грамматике или
лексикологии // Виноградов В.В. Исследования по русскойграмматике. – М., 2001. – с.207.
2.   Валгина Н.С.Современный русский язык / Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М. И.– М.:Логос, 2002. – 528 с.
3.   Голуб И.Б.Стилистика русского языка. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. – С. 125 – 129.
4.   Касаткин Л.Л.Русский язык / Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Крысин Л.П., Лекант П.А., Львов М.Р., Ставская Г.М., Федосюк М.Ю. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 768 с.
5.   Голуб И.Б.Стилистика русского языка. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. – С. 125 – 129.
6.   Козырева Т.Г.Современный русский язык: имя существительное.- 2-е изд. – М.: Высш. Шк., 2002.-104с.
7.   Лекант П.А.Современный русский литературный язык / Лекант П.А., Гольцева Н.Г., Жуков В.П.,Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Малащенко В.П., Тузова М.Ф., Фоменко Ю.В.,Холодов Н.Н. – М.: Высш. шк., 2001. – 462 с.
8.   Лекант П.А. Современныйрусский язык / Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М.:Дрофа, 2001. – 560 с.
9.   Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2000. – 845 с.
10. РеформаторскийА.А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс,
1998. – 536 с.
11. Современныйрусский язык / Под общ. Ред. Новикова Л.А. – СПб.:
Издательство «Лань», 2001. – С. 115-150, 302 –305с.
12. Розенталь Д.Э.Современный русский язык / Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. – М.:Рольф; Айрис-пресс, 1997. – С. 81-110, 113 – 116.
13. Петрова М.А.Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование.
– 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2001. -160 с.
14. Дорошевский А. Г.Элементы лексикологии и семиотики.- М.: Аспект
Пресс, 2001.-267с.
15. Лопатин В.В. Русская грамматика. – М.: Дрофа, 2000.-657с.

Приложение 1
Слова, образованныеспособом сложения, найденные из журнала «Цены»
Асфальтобетон
Металлопрокат
Фольгоскотч
Фольгоизолон
Водоснабжение
Пускорегулирующее
Светотехника
Металловагонка
Керамогранит
Саморезы
железнодорожные перевозки
Металлопластик
Пенобетон
Лакокрасочные материалы
Металлочерепица
Резинотехнические
Металлопродукция
Светодиоды
Водоснабжение
Светотехника
Трубопровод
Водосчетчики
Пескоструйная
Металлообрабатывающее
Огнетушители
Огнеупоры
Дождеприёмники
Сталепромышленная
Волга-сталь
Сэндвич-панели
Сумки-рюкзаки
Портмоне-кошельки
Стеклообои
Самараэкспертиза.
Стеклопластик
Деревообрабатывающее
Автозапчасти
Автокосметика
Автошины
Биотуалет
Электрощит
Электрошкафы
Электродвигатели
Электростанции
Быстровозводимые
Сильнозагрязненный


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :