Сегодня нередки споры об исторических корнях российскогофедерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств,земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государствоРоссийское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы испасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временемРоссия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностьюисторического пути народов, но и общими интересами — экономическими,социальными, культурными, политическими. Однако Россия — и это хотелось быподчеркнуть — создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство.Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой Россиипринимали государственные формы.
Федерализм в официальных кругах царской России никогдане поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной немогла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь небыла столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементыавтономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе поположению был в своем регионе выше российских министров и имел право недопускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умелавключать в осуществление власти национальные «верхи».
Известный российский правовед профессор Н. М. Коркуновписал уже в канун первой мировой войны: «Россия могла быть только единымгосударством. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ниунии». И это было сказано не случайно. Основные законы царской Россиипровозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. Вверховном управлении его власть действовала непосредственно, а «в делах жеуправления подчиненного», как говорилось в то время, определенная степеньвласти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, егоименем и по его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 г., откоторого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес вгосударственное устройство России мало нового.
Федерализм вначале не признавался и большевистскойпартией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связейи вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партиявыдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но нешла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно дляместностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явноотдавалось крупному централизованному государству.
Ленин и его сторонники позднее пересмотрели своеотношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального факторав борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войныбольшевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределениеохватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства.Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса оботделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности.Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос огосударственном устройстве практически не затрагивался.
Обстановка, создавшаяся на территории царской России,однако, потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена былабороться за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому,что от бывшей «единой и неделимой» отпадали все новые регионы.Окончательно вышли из состава России Польша и Финляндия, приобреталигосударственную самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становиласьвозможность отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении иАзербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными длясохранения крупного государства.
Российский федерализм характерен тем, что республики,входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальноеположение признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано вконституциях республик, других принципиальных документах. Так, в Договоре оразграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти Республики Башкортостан (3 августа 1994 г.) в первой же статье записано:«Республика Башкортостан — суверенное государство в составе РоссийскойФедерации».
В России, таким образом, сложилась ситуация, характернаясочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетаниепроявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает,покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своемсуверенитете. Иной раз такой подход напоминает известную русскую матрешку,внутри которой помещается еще несколько матрешек меньшего размера. Сам по себетакой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются историческисложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостностьее территорий.
Понятие и принципыфедеративного устройства России
Федерация — одна из разновидностей государственногоустройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройствоявляется в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правленияи политическим режимом). Государственное устройство характеризует строениегосударства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).
Федеративное устройство Российского государства — этоего национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройствохарактеризует состав, правовое положение составных частей — субъектовфедерации, их взаимоотношения с государством в целом.
По своему устройству Российская Федерация — суверенное,целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Ихнесколько видов: республики, края, области, города федерального значения,автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российскогогосударства, его состав закреплены Конституцией РФ.
Федеративное устройство России базируется на принципах,закрепленных Конституцией РФ (ст. 5, ч. 3) в числе основ конституционногостроя.
1. Первым Конституция РФ называет государственнуюцелостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации.Государственная целостность означает, что Российская Федерация — цельное,единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другиегосударства и государственные образования. Они не имеют права выхода из составаФедерации, что соответствует международным стандартам и мировому опытуфедеративного строительства. Целостность — естественная черта независимыхгосударств.
Современная Российская Федерация — государственное посвоей природе объединение всех субъектов федерации, а не аморфный, слабый ихсоюз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единоецентрализованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода онобыло многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации(тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органамигосударства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результатеобъединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составеединого государства.
В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, чтомногонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившеесягосударственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства,выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию,охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи сувереннымгосударством, территориальное верховенство, обеспечивает своюнеприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в нейгарантируется единство экономического пространства, свободное перемещениелюдей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовыеосновы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственнойцелостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложенаобязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, еенезависимости и государственной целостности.
2. Единство системы государственной власти тесно связанос государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя ифедеративная, государственная организация предполагает единую систему власти.Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органовгосударственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию,верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственнойвласти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительнойсамостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределовкомпетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотойгосударственной власти. Однако они должны признавать конституционноеразграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенствофедеральных конституций и законов и исполнять их.
Система государственных органов субъектов федерацииустанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основамиконституционного строя РФ и общими принципами организации представительных иисполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральнымзаконом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российскогогосударства в целом. Особенно большое значение для единства системыгосударственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти иорганы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую системуисполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации иполномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Дляреализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственногоруководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органыисполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначатьсоответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системыгосударственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент иПравительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральнойгосударственной власти на всей территории страны.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти се субъектов — еще один принцип федеративного устройства России.Конституция РФ определяет:
1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органыгосударственной власти, обладая для этого соответствующими правами иобязанностями;
2. предметы совместного ведения Российской Федерации иее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последнихдолжны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами,полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим впервую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместноговедения;
3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектовфедерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметовведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов —предметам совместного ведения.
Таким образом. Оставшейся компетенцией обладают субъектыфедерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничиваетсяи не конкретизируется в полной мере.
В пределах своей компетенции и федерация и субъектыфедерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной иобщественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группавопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей еетерритории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и еесубъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствиис которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативныеакты.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектовРоссийской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующимпервые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным закономи иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актомсубъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РоссийскойФедерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовойакт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самойфедерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны иминарушаться.
Споры о компетенции между государственными органамиРоссийской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаютсяКонституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральныхзаконов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат ФедеральногоСобрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных повопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и еесовместному с субъектами ведению.
Последнее означает, что нормативные акты субъектов,изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения ихсоответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределовкомпетенции федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властиосуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (которыйпосвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения иполномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае ихнесоответствия ей, действуют конституционные нормы.
4. В числе принципов федеративного устройства России —принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значениеих подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональнымгосударством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опытфедерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаяхфедеративная форма государственного устройства может быть обусловленамногонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающейразрешать национальный вопрос (например, бывшие СССР, Чехо-Словакия).
Однако многие федерации построены не по национальномупринципу (например, США, Швейцария, Германия). Российская федерация (а такжебывший СССР) рассматривались как государственно-правовые формы разрешениянационального вопроса, как федерации, построенные понационально-территориальному принципу.
Многочисленные национальные государства инационально-государственные образования в Российской Федерации рассматривалиськак разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществленияправа наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.
В настоящее время РФ включает субъекты федерации,образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики,автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области,города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономныхобразований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двухкрупнейших российских городах также живут представители многих наций инародностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). Всовременном федеративном устройстве России получает развитие территориальный(региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации(национально-территориальный и территориальный) — также существенныехарактеристики федеративного устройства России.
Равноправие народов проявляется в равных правах нанациональное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользованиеим. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранениеродного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантируетравенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы,национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком,на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственнымязыком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, нореспублики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляютсянаряду с русским языком в органах государственной власти, органах местногосамоуправления, государственных учреждениях республик.
Для осуществления принципа равноправия применительно кмалочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно КонституцииРоссийская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов всоответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права имеждународными договорами РФ.
Что касается права наций на самоопределение, то оно закрепленов современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации.Самоопределение наций может осуществляться в различныхнационально-государственных и национально-культурных формах. Способамиреализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного,независимого государства, свободное присоединение к независимому государству,объединение с другим государством, установление любого другого политическогостатуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разныхформ государственности, но не всегда — суверенного государства; она можетизменить форму своего государственного существования, жить в многонациональномгосударстве.
Право наций на самоопределение не предполагает, что вовсех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современноемеждународное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако,соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежныеконституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматриваютправо на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальнуюцелостность, не допуская расчленения независимых государств.
Федеративное устройство России отражает еемногонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальныхгосударств и национально-государственных образований, в том числе 21республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономныеобразования создавались как форма национальной государственности не толькоодной нации (а, например, двух и более).
Формами самоопределения многих народов, народностейвыступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации —се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа.Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право насамоопределение в области культуры, образования, развивая национальнуюкультуру, свои языки, организуя обучение на них.
Народы, народности, проживающие в России, в том числесамый большой по численности — русский народ, исторически самоопределились водном крупном многонациональном федеративном государстве — РоссийскойФедерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статусРоссии как цельного федеративного государства (его многонациональный характер,устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя изобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом.Российская Федерация — это государственная форма самоопределения всегомногонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов,народностей.
5. Равноправие субъектов Российской Федерации — принципфедеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней КонституцииРФ. Она специально подчеркивает его важное проявление — равноправие всехсубъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органамигосударственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется:
1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектовфедерации;
2. в конституционно установленных равных пределахкомпетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченнойкомпетенцией самой Российской Федерации;
3. в равном представительстве всех субъектов в СоветеФедерации.
Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправиясубъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. ВФедеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия вкомпетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие правареспубликам; теперь это устранено.
В то же время имеются различия в государственнойорганизации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающиепризнаками государства и государственно-территориальные образования, неимеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства,что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны ифактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численностинаселения, размерах территории, географическом положении и т.д.
Основыконституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов
Конституция РФ устанавливает не только принципыфедеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшиечерты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенциимежду ними.
Конституционный статус Российской федерации включаетнаряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другиеглавнейшие черты российской федеративной государственности.
Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерациигосударственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:
1. суверенитет Российской Федерации, распространяющийсяна всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции изаконов;
2. федеральная Конституция и федеральные законы;
3. федеральные органы государственной власти(законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются навсю территорию РФ;
4. государственная территория, целостная инеприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации,внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (натерритории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств);
5. единое гражданство РФ;
6. государственный язык;
7. единые Вооруженные Силы;
8. единая денежная единица — рубль (введение и эмиссиядругих денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляетсяисключительно Центральным банком РФ);
9. государственные символы: государственный флаг, герб игимн Российской Федерации;
10. столица РФ.
Эти важнейшие элементы конституционного статусаРоссийской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции,включающей конкретные полномочия и предметы ведения.
Оставаясь суверенным государством, Российская Федерацияв то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передаватьим часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если этоне влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречитосновам конституционного строя РФ.
В России — несколько видов субъектов федерации, это ееособенность. Общее число субъектов — 89: 21 республика, 6 краев, 2 городафедерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10автономных округов, остальные субъекты — области. Конституция РФ допускаетвозможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новогосубъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционнымзаконом.
Республики — субъекты РФ — это государства в составеРоссийской федерации, обладающие всей полнотой государственной власти внепределов компетенции Российской федерации. Они образованы как формынациональной государственности, воплощают самоопределение соответствующихнаций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституциейреспублики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства всоставе РФ. К ним относятся:
· Конституция республики, республиканскоезаконодательство;
· система органов государственной власти республики,которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основамиконституционного строя РФ и общими принципами организации представительных иисполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральнымзаконом;
· территория, причем границы между субъектами могут бытьизменены только с их взаимного согласия;
· республиканское гражданство;
· государственный язык;
· собственные символы государства.
Края, области, города федерального значения, автономнаяобласть, автономные округа — это государственные образования в составе РФ,обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные изперечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы какформы национальной государственности соответствующих народов, способы ихсамоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, городафедерального значения, автономной области, автономного округа определяетсяКонституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения,автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным(представительным) органом соответствующего субъекта.
Для конституционного статуса субъектов федерации характерноналичие следующих элементов:
· устава;
· своего законодательства;
· системы органов государственной власти соответствующегосубъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается всоответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципамиорганизации представительных и исполнительных органов государственной власти,определенными федеральным законом;
· территории, границы которой могут быть изменены толькос взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.
Положение автономии может иметь особенности по сравнениюс другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономнойобласти, автономном округе. Это должно делаться по представлению ихзаконодательных и исполнительных органов.
Отношения автономных округов, входящих в состав края илиобласти, могут регулироваться федеральным законом и договором между органамигосударственной власти автономного округа и органами власти края или области.
Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагаетвзаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всехсубъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях сфедеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия втаких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство вСовете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежитправо законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФпредусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти повзаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральнымконституционным законом.
Разграничениепредметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.
Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет иосуществляет все права независимого государства. В то же время субъектыфедерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор,законодательство наделяют федерацию в лице федеральных органов государственнойвласти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширныеправа ее субъектам.
Предметы ведения РФ
Проблемаопределения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболеесложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладатьнеограниченными полномочиями по управлению страной,она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чегогосударственная власть не может носить демократический характер. СубъектыФедерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделеннойширокими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то жевремя они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решатьлишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективноепротиворечие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимальнопроводить разграничение. компетенции государственных органов федерации и еесубъектов.
Мировая практика выработала формулу решения этойпроблемы, которая состоит в установлении:
а) исключительный компетенции федеральных органоввласти,
б) совместной компетенции органов власти федерации и еесубъектов,
в) исключительной компетенции субъектов федерации.
Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ,Австралии и других федераций.
Российская Федерация следует по этому испытанному пути:статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в веденииФедерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в местном ведении Федерациии ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная(т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий междуорганами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только наоснове Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам.Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения внеправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а также постановленийисполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма иодновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.
Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числупредметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенциифедеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ).Эти и только эти органы в праве издавать по перечисленным вопросам присущие имправовые акты (указы, законы, постановления), осуществляя нормативноерегулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это исферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые невправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.
Предметы ведения и полномочия органов Федерации,закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить нанесколько групп:
1) Вопросы государственного строительства;
2) Вопросы регулирования экономики и социальногоразвития;
3) Вопросы внешней политики и внешнеэкономическойдеятельности;
4) Вопросы обороны и охраны границы;
5) Вопросы создания правоохранительных органов иправовой системы;
6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности идр.;
7) Государственные награды и почетные звания РоссийскойФедерации.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы веденияРоссийской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношенииконституционных прерогатив Федерации, и в частности:
а) только на федеральном уровне можно изменятьКонституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
6) на территории субъектов Федерации могут располагатьсяобъекты федеральной собственности;
в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядернойэнергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
г) только федеральные органы власти вправе осуществлятьвнешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ниодин субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженныеформирования;
е) судоустройство и прокуратура являются едиными длявсей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии ипомиловании и др.
Исключительные полномочия федеральных органовзатрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Ноименно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенствоРоссийской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересымногонационального населения страны.
Предметы совместного ведения федерации иее субъектов
Подсовместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции вравной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам,следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектовФедерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администрацийсубъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительнойвласти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткойцентрализации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральныхорганов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.
Предметыведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можноусловно разделить на несколько групп:
1)Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод;
2)Вопросы регулирования экономики и социального развития;
3)Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы;
4)Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации,выполнение международных договоров РФ.
Изэтого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права(административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектамисовместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) — толькоФедерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферуобщественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органовгосударственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только насовместное установление общих принципов.
Заключение.
Принцип федерализма жизненно важен для интеграцииРоссийского государства, отличающегося не только своими масштабами, но имногообразием регионов: экономическим, национальным, историческим,социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежнейжестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстровыявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода.Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегосягосударственного единства России на основе общероссийского согласия. Вмногонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализацииобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, ростунационального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов синтересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализмав решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека игражданина.
Федерализм в его современном прогрессивном прочтении непротивостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальнойгосударственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своейсамостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, наустоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогданаиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободноедвижение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; болееблагоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования,культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализмапроявляются не автоматически.
Судьбы российского федерализма находятся в рукахнынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивостьпринципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом ихреализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С однойстороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии,препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельностицентра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасныхпереходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметьдостаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму.Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история,ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические иполитические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения,нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от такихизъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизньлюдей.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. — М.: Юрайт, 1998
2.Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакциейБ.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. — М.: Юрид. лит., 1994
3.Федеративный договор: Документы, Комментарий / Л.Ф.Болтенкова, Г.А.Гаджиев,Б.С.Крылов и др.;— М.: Республика, 1992.
4.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учеб.для юридич. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 1996
5.Основы государства и права под ред. акад. Кутафина А. В. — М.: Юрист, 1997
6.Общая теория права и государства: Учебник для юридич. вузов / Под ред.В.В.Лазарева. — М.: Юрист, 1994
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.cooldoclad.narod.ru/