Реферат по предмету "Иностранный язык"


Характеристика научного стиля речи

Содержание
Введение
Общая характеристика научного стиляречи
Особенности научного стиля
Разновидности научного стиля речи
Общие внеязыковые свойства научногостиля
Фонетика научного стиля
Лексика научного стиля
Морфология научного стиля
Синтаксис научного стиля
Заключение
Список литературы
Введение
Данная функционально-стилевая разновидность литературногоязыка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные,гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется вмонографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, научных докладаx, лекциях, учебной инаучно-технической литературе, сообщениях на научные темы и т.д.
Здесь необходимо отметить ряд существенных функций, которыевыполняет эта стилевая разновидность: 1) отражение действительности и хранениезнания (эпистемическая функция); 2) получение нового знания (когнитивнаяфункции); 3) передача специальной информации (коммуникативная функция).
Основной формой реализации научного стиля является письменнаяречь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением научных контактов,развитием средств массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения.Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль характеризуетсярядом общих экстра- и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить оедином функциональном стиле, который подвергается внутристилевойдифференциации.
Главным коммуникативным заданием общения в научной сфереявляется выражение научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфередеятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных,несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такиеспецифические черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность,подчеркнутая логичность изложения.
Данные экстралингвистические признаки объединяют в системувсе языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, болеечастные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность выражения мысли),информативную насыщенность, объективность изложения, безобразность, скрытуюэмоциональность.
Доминирующим фактором организации языковых средств и научномстиле является их обобщенно-отвлеченный характер на лексическом играмматическом уровнях языковой системы. Обобщенность и отвлеченность придаютнаучной речи единую функционально-стилистическую окраску.
Для научного стиля характерно широкое использованиеабстрактной лексики, явно преобладающей над конкретной: испарение, замерзание,давление, мышление, отражение, излучение, невесомость, кислотность,изменяемость и т.д.
Общаяхарактеристика научного стиля речи
Научный стиль речиявляется средством общения в области науки и учебно-научной деятельности, он принадлежитк числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общимиусловиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:предварительное обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгийотбор языковых средств, стремление к нормированной речи. Появление и развитиенаучного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни идеятельности природы и человека. Первоначально научное изложение былоприближено к стилю художественного повествования, но создание в греческомязыке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научнойтерминологии привело к отделению научного стиля от художественного. В Россиинаучный стиль речи начал складываться в первые десятилетия 18 века в связи ссозданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии.Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиляпринадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. 18 века),окончательно научный стиль сложился лишь к концу 19 века. Научный текст – этотекст, понятный научному сообществу, текст, стилевые особенности которого немешают восприятию научной информации, текст, самым точным образом передающийсмысл. Научный текст должен выразить мысль ученого или группы ученых так, чтобыона была понята, причем, понята правильно, всеми работниками наукисоответствующего направления. На этом пути текст встречает много препятствий.История науки знает много случаев недопонимания. Попытаемся классифицироватьпрепятствия по разделам языкознания. Разновидности научного стиля речи
Научный стиль речи имеетразновидности (подстили):
1. собственно научный,
2. научно-технический(производственно-технический),
3. научно-информативный,
4. научно-справочный,
5. учебно-научный,
6. научно-популярный.
Реализуясь в письменной ив устной форме общения, современный научный стиль имеет различные виды текстов:учебник, справочник, научная статья, монография, диссертация, лекция, доклад,аннотация, реферат, конспект, тезисы, резюме, рецензия, отзыв. Учебно-научнаяречь реализуется в следующих жанрах: сообщение, ответ (устный ответ,ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка), рассуждение, языковойпример, объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование). Многообразиевидов научного стиля речи основано на внутреннем единстве и наличии общихвнеязыковых и лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которыепроявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных,гуманитарных).
Общие внеязыковыесвойства научного стиля
Важнейшая задача научногостиля речи: объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки,свойства предмета научного познания. Общими внеязыковыми свойствами научногостиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью)и строгой логичностью мышления, являются:
1. Научная тематика текстов.
2. Обобщенность, отвлеченность,абстрактность изложения.
Почти каждое слововыступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета.Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в том, что в научных текстах существительныепреобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголыупотребляются в определенных временных и личных формах, часто используются неопределенно-личныепредложения.
3. Логичность изложения.
Между частямивысказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво ипоследовательно. Это достигается использованием особых синтаксическихконструкций и типичных средств межфразовой связи.
4. Точность изложения.
Достигаетсяиспользованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантическойсочетаемостью.
5. Доказательностьизложения.
Рассуждения аргументируютнаучные гипотезы и положения.
6. Объективностьизложения.
Проявляется в изложении,анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предметевысказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличностиязыкового выражения.
7. Насыщенностьфактической информацией.
Необходима длядоказательности и объективности изложения.
Фонетика научного стиля
Научная информация восновном существует в письменном виде, поэтому роль фонетических барьеровневелика. За рамки нашего рассмотрения выходит тот факт, что современная наукаинтернациональна, научные сообщения слушают люди разных национальностей, длямногих из которых язык доклада не является родным. Однако, научные текстыобычно весьма сложны с лингвистической точки зрения, сильно насыщены новойинформацией, и новыми для слушателей лексическими единицами. Проблему правильногопроизношения новообразованных слов отнесем к фонетике.
Сфера научного общенияотличается тем, что в ней преследуется цель наиболее точного, логичного,однозначного выражения мысли. Главнейшей формой мышления в области наукиоказывается понятие, динамика мышления выражается в суждениях и умозаключениях,которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Мысльстрого аргументирована, подчеркивается логичность рассуждения, в теснойвзаимосвязи находятся анализ и синтез. Следовательно, научное мышлениепринимает обобщенный и абстрагированный характер. Фонетико-интонационнаясторона в устной форме научной речи не имеет определяющего значения, онапризвана в основном поддержать стилистическую специфику на других уровнях. Стильпроизношения должен обеспечить четкое восприятие слов. Этому же служит иотносительно замедленный темп произношения. Понятийные словосочетанияразделяются удлиненными паузами, чтобы адресат лучше воспринимал их смысл.Общий равномерно-замедленный темп речи также призван создавать благоприятныеусловия восприятия. Фонетические особенности научного стиля сводятся кследующим: подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи,стандартность интонации, замедленность темпа, стабильность ритмическогоинтонационного рисунка. К особенностям произносительного научного стиля, какстиля книжного, относятся: ослабленная редукция гласных, отчетливоепроизношение безударных слогов (с приближением к буквенному произношению),произношение заимствованных и интернациональных слов с приближением кинтернациональной норме и др.
Лексика научного стиля
При обмене научнойинформацией очень важно передать один, и только один смысл. Поэтому с точкизрения лексики лучше всего подойдут односмысленные слова. Этим же фактором объясняетсялюбовь ученых всего мира к созданию терминов – новых слов, имеющих только одинопределенный смысл, одинаковый для всех. В учебной литературе, в частности, вучебниках, термины чаще всего получают прямое объяснение. Термин стремится коднозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным.Примеры терминов: атрофия, диапазон, лазер, призма, радиолокация, симптом,сфера, фаза. Термины, значительная часть которых является интернациональнымисловами, — это условный язык науки. Термин является основной лексической ипонятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественномотношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видамиспециальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональнымижаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет15-20 процентов общей лексики данного стиля. Старые же слова языка в такихслучаях зачастую подходят плохо, так как они за время своего существованияобрастают дополнительными прямыми и переносными смыслами, в случае с научнымтекстом затрудняющими точное понимание. Эмоциональная загруженность слова внаучном стиле воспринимается как недостаток, мешающий пониманию, поэтому в данномстиле происходит смещение выбора в сторону более нейтральных слов. Так какведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждаялексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет.Языковеды отмечают однообразие, однородность лексики научного стиля, чтоприводит к увеличению объема научного текста за счет многократного повторенияодних и тех же слов. Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающуюсоставные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость,глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а такжеразличного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …,применяется для … и пр.

Морфология научного стиля
Морфологические средствапризваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствоватьсмещению фокуса внимания от личности исследователя в сторону предметаисследования. Языку научного общения присущи и свои грамматические особенности.Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностяхфункционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических,единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени ихчастоты в тексте.
В целях экономии языковыхсредств в научном стиле речи используют более краткие вариантные формы, вчастности, формы существительных мужского рода вместо форм женского рода:клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета). Вещественные и отвлеченныесуществительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочныемасла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.
Названия понятий внаучном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшемуупотреблению глаголов и большему употреблению существительных. Прииспользовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации- утрателексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенностинаучного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научномстиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться,стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать,определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов,выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главнаясмысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, аглагол выполняет грамматическую роль и обозначает действие в самом широкомсмысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа:приводить — к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению;производить — расчеты, вычисления, наблюдения. Для научной речи характерноиспользование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениямивремени, лица, числа: перегонку производят — перегонка производится; можновывести заключение — выводится заключение и пр.
Еще одна морфологическаяособенность научного стиля состоит в использовании большого количества глаголовдля характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: Прираздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступаютсокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. Произведено nопытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. В научном стилечаще употребляются глаголы несовершенного вида (около 80% от всех глаголов),так как от них образуются формы настоящего времени, которые, имеют вневременноеобобщенное значение. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже ииспользуются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим…; докажем, что…;сделаем выводы; покажем на примерах и т.п. В научном стиле часто используютсявозвратные глаголы (с суффиксом –ся, –сь) в страдательном (пассивном) значении.Частота употребления в научных текстах пассивной формы глагола объясняется тем,что при описании механизма, процесса, структуры внимание сосредоточивается на нихсамих, а не на производителе действия. В научном стиле изложения частоиспользуется глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего ипрошедшего времени без указания на субъект действия. Своеобразно проявляетсякатегория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным,более обобщенным. Объясняется это тем, что в научной речи не принятоупотреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я”. Его заменяют местоимением “МЫ”(авторское МЫ). Принято считать, что употребление местоимения “МЫ” создаетатмосферу авторской скромности и объективности: Мы исследовали и пришли квыводу… (вместо: Я исследовал и пришел к выводу…). Однако следует иметь в виду,что употребление авторского МЫ может, напротив, создавать атмосферу авторскоговеличия, особенно когда исследование не представляет особого научного интереса.Из форм наклонений в научной речи явно преобладает изъявительное. За нимследует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается(и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонениепредставлено редко (в основном при описании опытов: проверьте результаты…,сличите данные…).
Именной характер –типичная черта научного стиля, и объясняется это наличием в этом стилекачественных характеристик предметов и явления. Кроме того, частое употреблениев научном стиле имен существительных в сочетании с прилагательными объясняетсяцелью научного стиля – сообщить читателю большое число предметных значений ввозможно более компактной форме. В связи с этим необходимо охарактеризоватьособенности употребления имен существительных в научном стиле.
Значительно реже, чем вдругих стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляютсяодушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, например,с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия. Своеобразнопроявляется в научной речи категория числа имен существительных. В научнойлитературе распространенным является употребление формы единственного числавместо множественного. Эти формы служат для обозначения обобщенного понятия илинеделимой совокупности. Их употребление объясняется тем, что формымножественного числа имеют более конкретное значение, указывая на отдельныесчитаемые предметы, например: Примеры геометрических фигур: треугольник,квадрат, окружность. Использование иностилевых элементов (в частности,эмоционально-экспрессивного и образного) не характерно для современногорусского научного языка, особенно для его научно-технической разновидности. Научноеизложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственноевосприятие, поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли внаучной литературе. Использование эмоциональных элементов в научном тексте взначительной мере определяется областью знания, к которой он относится.Поскольку, например, в научных работах по математике результаты научных поисковдолжны быть изложены так, чтобы их можно было проверить экспериментально,получить воплощение в схемах, авторская стилистическая индивидуальность здесьпочти не представлена. В научно-гуманитарной же литературе, предметом которойявляется общество и духовная деятельность человека, эмоциональные элементыпредставлены довольно широко. Особенно широко представлены эмоциональныеэлементы в тех разделах, где содержится научная полемика. Здесь эмоциональныйэлемент входит в словесную ткань научного произведения, не нарушая его стилевойоднородности.
Таким образом,научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования– человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средствязыка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой – машина, непредполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональныхэлементов. То же можно сказать и о математической науке. Не меньшее значениездесь имеет и жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (вреферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьяхон тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.
В научной литературешироко применяются различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенныеаббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без гласных(млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет). Различают по сфере применения:общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса, и т.д., руб.); специальныесокращения, употребляемые в литературе, рассчитанной на специалиста, вбиблиографических и словарных текстах и т.д. (к.п.д.); индивидуальныесокращения, принятые только для данного издания, например, для журналаопределенной отрасли (П – плотина, ТС – термоэлектрическая система). Вбуквенных (условных) сокращениях, которые применяют для терминов и слов, которыечасто повторяются в тексте, сокращение делается, как правило, по первым буквамтермина. Каждое такое сокращение при первом написании поясняется в круглыхскобках, дальше по тексту оно употребляется без скобок.
Синтаксис научного стиля
Научная мысль зачастуюдлинна, подробна и не может быть выражена простыми предложениями. Передсоставителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации вограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое числосинтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии.
Для синтаксиса научногостиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствуетпередаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между причинойи следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используютсяпредложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научныхтекстах распространены разные типы сложных предложений, в частности сиспользованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно длякнижной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр.Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых,наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Дляобъединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связьдруг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания:таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны поцели высказывания — они почти всегда повествовательные. Вопросительныепредложения редки и используются для привлечения внимания читателя ккакому-либо вопросу. Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременнойплан изложения материала обусловливают употребление определенных типовсинтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличныхпредложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно,неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введениитерминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скоростьизображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравнимпредложения.
Синтаксическиеособенности научного стиля проявляются достаточно последовательно несмотря то,что синтаксические конструкции в большинстве своем общеупотребительны,нейтральны. Синтаксис (построение словосочетаний и предложений) более всегоотражает связь с мышлением. Современный научный стиль характеризуетсястремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объемаинформации при сокращении объема текста. Это проявляется в особенностяхпостроения словосочетаний, в особенностях предложений. Так, для научного стиляхарактерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определениявыступает родительный падеж имени, часто с предлогом для: обмен веществ,коробка передач, прибор для монтажа. Имена прилагательные в роли определенияшироко употребляются в терминологическом значении: гласные и согласные звуки,уголовный кодекс, условные рефлексы и т.п.
Для научного стилятипичным является употребление именного сказуемого (а не глагольного), чтоспособствует созданию именного характера научного стиля. Чаще всего именныесказуемые встречаются в определениях и рассуждениях, при этом связка нередкоотсутствует, например: Акция – это ценная бумага, которая являетсясвидетельством о внесении определенной доли в уставной фонд и дающая право наполучение части прибыли в виде дивиденда. Широко употребительными в научномстиле являются именные составные сказуемые с краткими причастиями типа “можетбыть использован”. Для качественной и обстоятельственной характеристики явленийиспользуются обычно наречия на – О: убедительно, интересно, значительно. Вопросительныепредложения выполняют в научной речи специфические функции, связанные состремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому: Какие же новыеобъяснительные принципы несет в себе синергетический подход? Широкоупотребительны в научном тексте страдательные конструкции (пассивные), при этомчасто отсутствует указание на производителя действия: Особенности волновыхпроцессов в обществе связаны со структурой общественных отношений. Для научнойречи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями,поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной связью (ссоюзами). Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные союзы исоюзные слова, такие, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что,вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др. Вводныеслова, указывающие на последовательность изложения (во-первых, во-вторых и т.п.)в научно периодической печати нередко заменяются цифровой нумерацией). Вводныеслова, выражающие предположение (очевидно, вероятно и т.п.) используются внаучной литературе при изложении гипотезы. Особенно характерна для научной речигруппа вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверностисообщения. Благодаря таким вводным словосочетаниям тот или иной факт может бытьпредставлен как вполне достоверный (действительно, конечно, разумеется), какпредполагаемый (положим, видно, надо полагать) или как возможный (вероятно,должно быть, возможно). Используется в научной речи и группа вводных слов исловосочетаний, содержащих указание на то, кому принадлежит то или иное выражение,каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, посведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.).Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощиопределенных связующих слов или групп слов, отражающих этапы логическогоизложения и являющихся средством связи мыслей в ходе логического рассуждения.Это целый ряд наречий и наречных выражений и других частей речи, а такжесочетаний слов: так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, ктому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того,однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, вконце концов, следовательно, в результате, далее, затем, другими словами, всвязи с этим, в общем, по существу, вкратце, как мы видим и др., которые обычностоят в начале предложения. Они служат, как правило, не для связи слов впредложении, а для связи частей целого текста. Близки к ним словосочетаниятипа: следует указать, интересно отметить, наблюдения показывают, в даннойработе, в последующем и др. При помощи этих внутренних введений осуществляетсяпереход от одной мысли к другой, выделение главного и т. п.

Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что научный стиль представляет в настоящее времяобособленную языковую систему, служащую задачам обмена научной информацией.Рост обособленности данного стиля с течением времени совпадал с развитием иобособлением науки как области человеческой деятельности.
Языковые особенностинаучного стиля объясняются предназначенностью научных текстов для передачиобъективной, как бы обезличенной информации о природе, человеке и обществе.Научный стиль должен обеспечивать ясность, точность, объективность,недвусмысленность, логичность и доказательность изложения, воспроизводимостьизлагаемых экспериментальных научных результатов любым другим учёным, полнотуинформации.
Научный стиль наиболееярко проявляется в письменной форме речи, но с развитием просвещения и практикипроведения научных конференций активно проникает, сохраняя свою специфику, и вустную речь. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разноймере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной иписьменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиляречи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Список литературы
1. Л.С. Филиппова, В.А.Филиппов.Русский язык и культура речи. Курс лекций. Тюмень, 2000.
2. Кутина Л.Л., Формирование языкарусской науки, М.-Л., 2001.
3. Современные проблемы терминологиив науке и технике, М., 1999.
4. Проблемы языка науки и техники.Логические, лингвистические и историко-научные аспекты терминологии, М., 2002.
5. «Русский язык. Энциклопедия» подред. Ф.П.Филина.- М., 1989


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.