Реферат по предмету "Государство и право"


Предоставление жилья малоимущим гражданам



Обеспечение жильем малоимущих граждан

Введение

В настоящее время в целях реализации конституционного права граждан на жилище в нашей стране постоянно совершенствуется действующее гражданское, и в частности жилищное законодательство.

Одно из главных направлений и условий проводимых изменений - создание необходимой правовой базы, соответствующей положениям Конституции РФ о праве граждан на жилище. Эти условия должны позволить сформировать рынок жилья и, соответственно, повлечь за собой возникновение новых возможностей улучшения гражданами жилищных условий. Реализация принципа доступности жилья, восстановление социально оправданного соотношения доходов граждан, стоимости строительства и приобретения жилья должны стать важным направлением воздействия государства на экономические процессы в жилищной сфере.

Отсутствие у государства финансовых возможностей по бесплатному обеспечению жильем всех нуждающихся в нем граждан требует выработки подходов к решению этой проблемы.

Сильным толчком к проводимым изменениям стало издание нового Жилищного кодекса РФ, вступившего в законную силу 1 марта 2005 года. Этот документ существенно изменил порядок постановки на жилищный учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и порядок предоставления бесплатного (или за доступную плату) жилья из государственного, муниципального и иных жилищных фондов РФ.

Целью моего реферата является рассмотрение основных положений по предоставлению жилья малоимущим. Задачами моего реферата является:

1) рассмотрение условий постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) рассмотрение условий предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также рассмотрение условий предоставления жилых помещений гражданам во внеочередном порядке.

Глава 1. Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Наше государство гарантирует каждому из своих граждан право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Однако в настоящее время при стабильном росте цен на жилье отнюдь не каждый может себе позволить улучшить свои жилищные условия, приобретая жилье на первичном или вторичном рынке. Зачастую в одной квартире, предоставленной государством еще в 50-е годы, проживает сразу несколько поколений.

Поэтому в обеспечение конституционного права на жилище государство предусмотрительно ввело положение о том, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Для того чтобы получить жилое помещение бесплатно или за доступную плату гражданам, нуждающимся в улучшении своих жилищных условий, необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

С введением нового жилищного законодательства бесплатное жилье могут получить только малоимущие.

Ранее действующим жилищным законодательством было предусмотрено предоставление бесплатного жилья по договору найма всем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Так, жилье предоставлялось нуждающимся в жилье членам жилищно-строительных кооперативов и гражданам, имеющим в собственности жилой дом или квартиру, на общих основаниях в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

В настоящее время обеспечению социальным жильем подлежат только малоимущие и иные граждане, определенные федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Малоимущим гражданам оно предоставляется в муниципальном жилищном фонде. При этом учет нуждающихся в жилье осуществляют органы местного самоуправления. Непосредственно порядок ведения этого учета устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Новым Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что по договору социального найма не обеспечиваются жилыми помещениями иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное. Также не предусмотрено осуществление учета нуждающихся в жилом помещении граждан по месту их работы: на государственных и муниципальных предприятиях и в учреждениях. Однако такие организации должны обеспечить очередников, которые были приняты на учет до 1 марта 2005 года. Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ (подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения или предоставления им земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет), а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом указанного выше положения.

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (малоимущим гражданам), в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев внеочередного получения жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Указанным выше категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

1.1 Основания признания граждан нуждающимся

Российским жилищным законодательством установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации.

Такие основания не могут создаваться искусственно и учитываются лишь при предоставлении жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, для постановки на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо, чтобы прописанным в квартире "не хватало метров" по учетной норме.

Учетная норма в каждом субъекте-разная.

1.2 Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Бесплатно или за доступную плату жилые помещения из государственных, муниципальных и других жилищных фондов предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (принятые на жилищный учет до вступления Жилищного кодекса РФ в законную силу - 1 марта 2005 года) и в качестве нуждающихся в жилых помещениях (принятые на жилищный учет после вступления Жилищного кодекса РФ в законную силу - 1 марта 2005 года), за исключением установленных Жилищным кодексом РФ случаев.

В настоящее время для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, необходимо соответствовать определенной категории, установленной законом, либо быть признанным малоимущим (параграф 1.1). Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством соответствующего субъекта РФ.

Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в параграфе 1.1 (в соответствии со ст. 49 ЖК РФ) категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Учет граждан, утративших жилые помещения в субъекте РФ и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти соответствующего субъекта РФ по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как было сказано выше, для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин обязан подать в жилищные органы по месту своего жительства (жилищная комиссия при районной управе) заявление, к которому прилагаются следующие документы:

- выписка из домовой книги;

- копия финансового лицевого счета;

- справки бюро технической инвентаризации;

- справки учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином. Поступившее заявление гражданина проверяется в органах местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам. По результатам обследования составляется акт проверки жилищных условий, в котором должно быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, размер занимаемого жилого помещения, количество комнат, степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте указываются все граждане, поставленные на регистрационный учет. Жилищная районная комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит главе управы рекомендательное предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет органу местного самоуправления. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме. Принятые на учет граждане включаются в книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые ведутся в органах местного самоуправления как документы строгой отчетности по установленной форме. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, которое содержит все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. При наличии у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Форма заявления утверждается исполнительным органом субъекта РФ. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ.

1.3. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (пять лет со дня совершения намеренных действий, в результате которых ухудшились жилищные условия заявителя).

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ЖК РФ (перечислены выше).

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

1.4 Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные законом (указаны выше). Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Не подлежат снятию с учета нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Глава 2. Предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

2.1 Общие основания

Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных законом случаев (внеочередной порядок).

Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 1 марта 2005 года), сохраняют право на улучшение жилищных условий путем:

предоставления жилых помещений по договору социального найма;

предоставления жилых помещений по договору найма;

предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования;

предоставления безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность;

приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности субъекта РФ;

предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

Граждане, признанные в соответствии с Жилищным кодексом РФ и в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях (после 1 марта 2005 года), имеют право на улучшение жилищных условий путем:

предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма;

предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта РФ по договору безвозмездного пользования.

Размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется в соответствии с законом.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в законе.

При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма требования заявителей, состоящих на жилищном учете как одна семья, о предоставлении двух и более жилых помещений как разным семьям удовлетворению не подлежат.

При нарушении условий договора в случаях, предусмотренных жилищным законодательством или договором, наниматели подлежат выселению из занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном порядке в иное жилое помещение, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (не менее 6 кв. м). При этом договор социального найма на занимаемое жилое помещение расторгается.

При предоставлении по договору безвозмездного пользования жилых помещений семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в соответствии с перечнем нормативных правовых актов, подбираются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире.

При нарушении условий договора в случаях, предусмотренных жилищным законодательством или договором, пользователи подлежат выселению из занимаемого по договору безвозмездного пользования жилого помещения в судебном порядке в иное жилое помещение, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (не менее 6 кв. м). При этом договор безвозмездного пользования на занимаемое жилое помещение расторгается.

Безвозмездная субсидия рассчитывается исходя из минимального значения нормы предоставления площади жилого помещения для семьи данного состава и численности, определяемой в порядке, установленном законом, за исключением случаев предоставления безвозмездной субсидии с учетом площади занимаемого жилого помещения. Для одиноко проживающего гражданина безвозмездная субсидия рассчитывается исходя из двукратного превышения нормы предоставления на одного человека.

При расчете размера безвозмездной субсидии учитывается размер площади жилого помещения (части жилого помещения), в отношении которого заявители и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные заявителями и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный законом.

Размер безвозмездной субсидии не может превышать нормативную стоимость жилого помещения, предоставляемого семье данного состава и численности по договору социального найма, и определяется в установленном порядке в зависимости от года постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законом.

2.2. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире

Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных выше, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, не ухудшавшими свои жилищные условия более пяти лет, на основании их заявления.

При отсутствии в коммунальной квартире малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях граждан освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных выше, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных выше, или невозможности предоставления освободившихся комнат в порядке, установленном законом, уполномоченные органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ рассматривают вопрос о расселении коммунальной квартиры в установленном порядке.

Освободившиеся комнаты из жилищного фонда субъекта РФ в коммунальных квартирах предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города при условии, что обеспечение площадью жилого помещения граждан, которым данные комнаты предоставляются в пользование или приобретаются в собственность, будет не менее нормы предоставления на одного человека и не более размеров площади жилого помещения, установленных законом для семьи данного состава и численности.

Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире площадью, превышающей размеры площади жилого помещения, установленные законом, может быть предоставлено, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату.

При предоставлении по договорам социального найма или найма жилого помещения в коммунальной квартире вселение в одну комнату лиц разного пола, за исключением супругов, допускается с их согласия или согласия их законных представителей.

Граждане, проживающие в коммунальной квартире, имеющие жилые помещения на праве собственности и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление безвозмездной субсидии для приобретения в собственность освободившегося изолированного жилого помещения в этой квартире в размере нормативной стоимости площади жилого помещения, предоставляемого семье данной численности, за вычетом размера площади занимаемого жилого помещения.

При принятии решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире учитываются в совокупности:

1) дата постановки на жилищный учет;

2) срок проживания в данном субъекте РФ по месту жительства на законных основаниях;

3) жилые помещения (части жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные ими с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный законом.

При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных выше, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.

Граждане, желающие воспользоваться своим правом, установленным законом, должны в течение шести месяцев со дня получения уведомления от уполномоченных органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ об освобождении жилого помещения подать соответствующее заявление в эти органы.

2.3 Предоставление жилых помещений гражданам во внеочередном порядке

В соответствии с законом граждане, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью соответствующего субъекта РФ в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением следующих случаев.

Вне очереди жилые помещения предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном федеральным законом перечне, совместное проживание с которыми в коммунальной квартире невозможно.

Заключение

Таким образом, мы видим, что в настоящее время основными формами реализации гражданами России права на жилище в современных условиях являются: 1) для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 1 марта 2005 года), путем: предоставления жилых помещений по договору социального найма; по договору найма; по договору безвозмездного пользования; предоставления безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность; приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности субъекта РФ; предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям;

2) для граждан, признанных в соответствии с Жилищным кодексом РФ и в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях (после 1 марта 2005 года), путем: предоставления жилых помещений из жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма и (или) по договору безвозмездного пользования.

Еще одним существенным изменением в жилищном законодательстве является положение о том, что бесплатное жилье могут получить только малоимущие граждане. То есть для того чтобы быть принятым на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, необходимо сначала быть признанным малоимущим в установленном законом порядке. Соответственно изменился порядок приема граждан на жилищный учет и требования к представляемым документам.

В России предусматривается и в дальнейшем сохранить практику бесплатного предоставления жилья в муниципальном и государственном жилищных фондах наиболее нуждающимся категориям граждан, хотя и не в таких объемах, как ранее.

Список используемой литературы:

1. «Комментарий к жилищному кодексу РФ» (постатейный) Г.Ф. Шешко «Юридическая фирма «Контракт», «Инфра-М», 2008)

2.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ Часть 2 (постатейный) под ред. С.П. Гришаева

3. Комментарий к жилищному кодексу РФ (постатейный) А.М Эрделевского для системы Консультант +

4. Комментарий к жилищному кодексу под ред. В.М. Жуйкова, юрид. фирма «Контракт», 2007

5. Жилищный кодекс РФ от 29.12 .2004 № 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) ( в ред. от 13.05.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)

6. М.Н Долгова «Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся» Издание второе, переработанное, Конультант + , 2008




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.