Творческаяработа по рассказуА.И. Солженицына
“МАТРЕНИНДВОР”.
Кактрактоватьобраз главнойгероини: жертваили святая?
“Не стоитземля безправедника”.
Пословица
ПроизведениеА.И. Солженицына“Матренин Двор”дает яркоепредставлениео выдающемсяхудожественномталанте писателя, его верностиправде в литературе.Сквозная темарассказа “МатренинДвор” — сохранениечеловеческойдуши в условияхтяжелой жизнипростых деревенскихлюдей.
При резкойи даже поройгрубой реальностиизображениярассказ построенмузыкально, как стихи. Всегонесколькоэнергичныхстрок зачина, где сказано, что поезда насто восемьдесятчетвертомкилометре отМосквы долгоеще замедлялиход почти доощупи (“Толькомашинисты зналии помнили, отчегоэто все. Да я”),— и нас охватываетсмутное предвестиебеды, обещаниечего-то горькогои страшного, что трудно ине хочетсявымолвить сразуи о чем лучшеначать говоритьне спешно ииздалека.
Вернувшисьиз дальнихмест, учительбудто проситвремени оглядеться, сосредоточиться, подумать и, захватив полныелегкие воздуха, отойти душойв тишине оттяжких переживанийпрошлого. Игнатичсвыкаетсяпонемногу сизбой, где встречаютего колченогаякошка, толпафикусов у окна, а на стене плакато книжной торговле, и сама хозяйкаживет в “запущи”, оттого чтоболезнь измоталаее, а жизнь течетизо дня в деньбезрадостная, неустроенная, полная забот.Мы смотрим нанее сначаларавнодушно, как на чужую, еще не признаваяв ней главноголица будущейдрамы, “родного”Игнатичу человека.
Матренаприветлива, но без искательства, неприхотлива, почти неряшлива.У Матрены Васильевнынепростаятрагическаясудьба. Ее “детине стояли: дотрех месяцевне доживая ине болея ничем, умирал каждый”.Деревня решила, что в ней — порча.Десять летженщина воспитывалаКиру, как родную, вместо своихдетей. Жизньнелегкая, “густаязаботами”, —Солженицынне прячет этогони в одной детали.
Автор будтопредвидел, какие перетолкования и превращенияожидают в критическойлитературеее Матрену, ив своем рассказезаранее далвысказатьсялюдям стороннегои недоброжелательногоо ней суда. ЗоловкаМатрены ужепосле смертипо разным поводамвспоминалаумершую, и всеотзывы ее былинеодобрительны:“И нечистоплотнаяона была; и заобзавозом негналась; и небережная; идаже поросенкане держала, выкармливатьне любила; и, глупая, помогалачужим людямбесплатно (исамый поводвспомнитьМатрену выпал— некого былодозвать огородвспахать насебе сохою). Идаже о сердечностик простотеМатрены, которыезоловка за нейпризнавала, она говорилас презрительнымсожалением.”
Я считаю, чтоМатрена — жертва, жертва событийи обстоятельств.В ней действительнонемало привлекательныхчерт: нравственнаячистота. бескорыстие, трудолюбие.Хворая, в преклонномвозрасте, оналечит и душевныеи физическиенедуги свои.Казалось бы, труд составляетсчастье, цель.ради которойона живет. Ноесли внимательноприсмотретьсяк образу жизниМатрены, томожно заметить, что Матрена— рабыня труда, а не хозяйка.Поэтому односельчане, особеннородственники, бессовестноэксплуатировалиее, а она покорнонесет свойтяжкий крест.
Матрена. помысли автора,— идеал русскойженщины, первоосновавсего бытия.“Все мы, — завершаетсвое повествованиео жизни Матренырассказчик,— жили рядомс ней и не поняли, что есть онатот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.Ни город. Нився земля наша”.