«Красноеи черное»
Блистательнымнамеченныхтворческихустановок сталроман Стендаля«Красное ичерное» (1830). Всвоем вымыслеписатель шелот самой жизни– случая изсудебной хроники, на который оноднажды натолкнулся, просматриваягазету; заметкаи послужилаосновой длясобытия канвыстендалевской«хроники XIXвека», как уведомлялподзаголовоккниги. Приведяюношу ЖюльенаСореля, сынаплотника –вчерашнегокрестьянина, во враждебноесоприкосновениес хозяевамижизни монархическойФранции, однаждыуже сметеннойволной революциии снова ухитрившейсяпродлить своидни в виде режимаРеставрации, Стендаль создал повествование, трагедийностькоторого –трагедийностьсамой тогдашнейистории.
Домглавы провинциальногогородка, семинария, особняк парижскоговельможи – триступенькикарьеры одаренногочестолюбивогопростолюдинав «Красном ичерном» и вместес тем три пластавласть имущих.
ОбитателизахолустногоВерьера, откудаСорель родом, поклоняютсяодному всемогущемукумиру – денежномумешку. Нажиться– чаще всегопутями неправедными– спешат все: от тюремщика, вымогающего«на чай», до«отцов города», обирающихокругу. Отбросивсословнуюспесь, местныедворяне, наподобиегосподина деРеналя, мэраи владельцагвоздильногозавода, извлекаютдоходы из источников, которыми преждебрезговали.А на смену этим«владельцамзамков», соперничающимв пошлости сзаправскимимещанами, ужеидет делец инойзакваски –оборотистыйбезродныймошенник ипродувнаябестия Вально, не гнушающийсятем, чтобыобкрадыватьбедняков издома призрения.Царство беззастенчивыххапуг, пресмыкающихсяперед королевскойвластью до техпор, пока онаподкармливаетих подачками,- такова насквозьобуржуазившаясяпровинция уСтендаля.
Всеминарии, кудапопадает затемСорель, готовятсядуховные пастыриэтого стадарвачей. Здесьшпионствосчитаетсядоблестью, отречение отсамостоятельноймысли – мудростью, рабская услужливостьи бездумноепослушание– высшей доблестью.Обещая своимученикам, спасениена небесах ивдобавок сытостьна земле, иезуитыготовят слепыхв своем рвениислужителейцеркви, призванныхвнушать почтениек «святости»трона и существующегожизнеустройства.
Послевыучки в семинарскихкельях Сорельволею случаязаброшен ввысший парижскийсвет. В аристократическихсалонах непринято подсчитыватьв слух прибыльи разглагольствоватьо плотном обеде.Зато тут стольже непререкаемоецарит почитаниеиздавна заведенных, уже утратившихсвой смыслобычаев и мнений.В глазах завсегдатаевособняка маркизаде Ла-Мольвольнодумствоопасно, силахарактераопасна, наблюдениесветских приличийопасно; опасновсе, что выглядитпосягательствомна окаменевшиетрадиции, привилегии, ветхий иерархическийраспорядок.Среди пожилыхаристократов– у них за плечаминелегкие годыизгнания изФранции – ещевстречаютсялюди неглупые, предприимчивые, по-своемузначительные, вроде самогомаркиза деЛа-Моль. Однакокогда историческаясудьба хочеткого-нибудьпокарать, оналишает егодостойногопотомства: лощенная светскаямолодежь вежлива, элегантна, порой острана язык, но приэтом совершено, безмозгла ибезлика.
Правда, когда речьзаходит о защитекасты, средивельможныхпосредственностейнаходятсятакие, чья злобаи подлостьможет оказатьсяугрозой длявсей страны.На собранииаристократовзаговорщиков, где Сорельприсутствуетв качествесекретарясвоего покровителя, разрабатываютсяпланы иностранноговторжения воФранцию, поддержанногоизнутри наемникамидворян-землевладельцев.Цель этой затейокончательнопринудить кмолчанию всехнесогласных,«подрывателей»устоев и «подстрекателей», заткнуть ротпечати, искоренитьостатки «якобинства»в умах, сделатьвсе населениепоголовноблагомыслящими покорным.Стендаль какбы увенчивает государственнуюпирамиду верхушкойрьяных охранителеймонархии, укоторых корыстьс предательствомродины.
Пресмыкательствоперед вышестоящимии разнузданноестяжательствов провинции, воспитаниеполчища священниковв духе воинствующегомракобесиякак один иззалогов прочностирежима, стертостьумов и душ «наверху»как следствиеиспуга переднедовольными«низами», чужиевойска какорудие расправыперед инакомыслящими– такова этамонархия-пережиток, с хроникальнойточностьюзапечатленнаяна страницах«Красного ичерного».
Икак бы подчеркиваячерные тениэтой картиныеще рельефнее, Стендаль бросаетна нее багряно-красныеотсветы былого– памятныхгрозовых временреволюции инаполеоновскихпобед. Для писателя, как и для егоСореля, прошлое– героическиймиф, в которомрядовые французы, затравленныебелым терророми доносом святош, черпают подкреплениесвоему чувствудостоинства, внутреннемупротесту ихрупкой надежде.Так обозначаютсямасштабы философскиисторическогораздумья в«Красном ичерном»: Почтиполувековыесудьбы Франции, прослеженныев их преизбыточнойразветвленностина многих тысячахстраниц «Человеческойкомедии» Бальзака, получают врезком столкновенииэпох, исподвольпронизывающемкнигу Стендаля, памфлетноострое и предельносжатое выражение.
Стендаль
(1783– 1842)
Одиниз самых выдающихсяфранцузскихписателей XIXвека, Анри Бейль, писавший подпсевдонимом«Стендаль», при жизни непользовалсяни признаниему критики, ниуспехом у широкогочитателя. Почтивсе его многочисленныепроизведенияхудожественного, историческогои критическогохарактерапрошли незамеченными, лишь изредкавызывая рецензии, далеко не всегдаблагоприятные.Тем не менееМериме, испытавшийна себе влияниеСтендаля, высокоценил его, Бальзаким восхищался, Гете и Пушкинс удовольствиемчитали егороман «Красноеи Черное».
УделомСтендаля былапосмертнаяслава. Его други душеприказчикРомен Коломбв 1850-е годы предпринялполное изданиеего произведений, включая журнальныестатьи и переписку.С этого времениСтендаль вошелво французскуюлитературукак один изсамых крупныхее представителей.
Школафранцузскихреалистов 50-хгодов призналаего вместе сБальзаком своимучителем; И.Тэн, один извдохновителейфранцузскогонатурализма, написал о немвосторженнуюстатью (1864); Э. Золясчитал егопредставителемнового романа, в котором человекизучен в глубокойсвязи его собщественнойсредой. Началосьнаучное изучениеСтендаля, главнымобразом егобиографии. В1880-егоды появляютсяв свет егоавтобиографическиепроизведения, черновые наброски, незаконченныеповести, которыеР. Коломб невключил в своеиздание. Ужев XIXвеке его романыпереводятсяна многие языки.
В РоссииСтендаля оценилиочень рано, раньше, чем наего родине. На«Красное ичерное» обратиливнимание А. С.Пушкин и некоторыеего современники.Весьма положительноотозвался онем Лев Толстой, которого особеннопоразили военныесцены «Пармскогомонастыря».Горький считалего одним изкрупнейшихмастеров европейскогоромана. В СоветскойРоссии былипереведенына русский языквсе произведенияСтендаля, вплотьдо незаконченныхотрывков, а егороманы и новеллыпереиздавалисьдесятки раз.Основные егопроизведенияпереведенына многие другиеязыки странбывшего СССР.Стендаль у нас, несомненно, является однимиз самых любимыхиностранныхписателей.
1.
Мари– Анри Бейльродился на югеФранции, в городеГренобле. ОтецСтендаля, ШерюбенБейль, адвокатпри местномпарламенте, и дед, Анри Ганьон, врач и общественныйдеятель, каки большая частьфранцузскойинтеллигенцииXVIIIвека, были увлеченыидеями Просвещения.Отец имел всвоей библиотеке«большую энциклопедиюнаук и искусств»составленнуюДидро и Д-Аламбером, и увлекалсяЖан – ЖакомРуссо. Дед былпоклонникомВольтера иубежденнымвольтерьянцем.Но с началомФранцузскойреволюции(1789) их взглядысильно изменились.Семья обладаладостатком, иуглубленияреволюциииспугало ее.Отцу Стендаляпришлось дажескрываться, и он оказалсяна сторонестарого режима.
Послесмерти материСтендаля семьянадолго облекласьв траур. Отеци дед впали внабожность, и воспитаниемальчика былопередано священнику, скрывавшемусяот под гостеприимнойкровлей Бейлей.Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендальс возмущениемвспоминал всвоих мемуарах, тщетно старалсяпривить своемувоспитанникурелигиозныевзгляды.
В 1796 годуСтендаль поступилв открывшуюсяв ГреноблеЦентральнуюшколу. Задачейэтих школ, учрежденныхв некоторыхпровинциальныхгородах, быловвести в республикегосударственноеи светскоеобучение, чтобызаменить импрежнее – частноеи религиозное.Они должны быливооружитьмолодое поколениеполезнымизнаниями иидеологией, соответствующейинтересамскладывающегосябуржуазногогосударства.В Центральнойшколе Стендальувлекся математикой и по окончаниикурса бал отправленв Париж дляпоступленияв Политехническуюшколу, готовившуювоенных инженерови артиллерийскихофицеров.
Но вПолитехническуюшколу он таки не поступил.Он приехал вПариж черезнесколько днейпосле переворота18 брюмера, когдамолодой генералБонапарт захватилвласть в своируки и объявилсебя первымконсулом. Тотчасже началисьприготовленияк походу в Италию, где вновьвосторжествовалареакция иустановилосьавстрийскоевладычество.Стендаль былзачисленсублейтенантомв драгунскийполк и отправилсяк месту службыв Италию. В армиион прослужилбольше двухлет, однако, ему не пришлосьучаствоватьни в одном сражении.Затем он подалв отставку и1802 году вернулсяв Париж с тайнымнамерениемстать писателем.
Почтитри года Стендальпрожил в Париже, упорно изучаяфилософию, литературуи Английскийязык. В сущности, только здесьон получаетсвое первоенастоящееобразование.Он знакомитсяс современнойфранцузскойсенсуалистическойи материалистическойфилософиейи становитсяубежденнымврагом церквии всякой мистикевообще. В товремя когдаБонапарт готовилсебе императорскийпрестол, Стендальна всю жизньвозненавиделмонархию. В1799 году, во времяпереворота18 брюмера, онбыл доволентем, что генералБонапарт «сталкоролем Франции»; в 1804 году коронацияНаполеона, радикоторой в Парижприбыл папаримский, кажетсяСтендалю очевидным«союзом всехобманщиков».
Междутем приходилосьдумать о заработке.Множествоначатых Стендалемкомедий осталисьнезаконченными, и он решил добыватьсредства ксуществованиюкоммерцией.Прослужив окологода в каком-тоторговом предприятиив Марселе ипочувствовавнавсегда отвращениек торговле, онрешил вернутьсяна военнуюслужбу. В 1805 годуопять началисьнепрерывныевойны с европейскойкоалицией, иСтендаль былзачислен винтендантство.С этого временион непрерывноразъезжаетпо Европе вследза армией Наполеона.В 1806 году он вступаетвместе с французскимивойсками вБерлин, в 1809-м –в Вену. В1811 году он проводитотпуск в Италии, где задумываетсвою книгу«История живописив Италии».В 1812 году Стендальпо собственномужеланию отправляетсяв армию, ужевторгшуюсяв Россию, вступаетв Москву, видитпожар древнейрусской столицыи бежит вместес остаткамивойска во Францию, надолго сохраниввоспоминанияо героическомсопротивлениирусских войски доблестирусского народа.1814 году он присутствуетпри занятияхрусскими войскамиПарижа и, получивотставку, уезжаетв Италию, находившуюсятогда под австрийскимгнетом.
Он поселяетсяв Милане, в городе, полюбившемсяеще в 1800 году, иживет здесьпочти безвыезднооколо семи лет.Как наполеоновскийофицер в отставке, получает половиннуюпенсию, котораяпозволяет емукое-как просуществоватьв Милане, нонедостаточнадля жизни вПариже.
ВИталии Стендальпечатает своепервое произведение– три биографии:«ЖизнеописаниеГайдна, Моцартаи Метастазио»(1814)
В 1814году Стендальвпервые знакомитсяс романтическимдвижением вГермании, главнымобразом покниге А. В. Шлегеля«Курс драматическойлитературы», только чтопереведеннойна французскийязык. Принимаямысль Шлегеляо необходимостирешительнойлитературнойреформы и борьбыс классицизмомради болеесвободногои более современногоискусства, он, однако, несочувствуетрелигиозно– мистическимтенденциямнемецкогоромантизма и не можетсогласиться со Шлегелемв его критике всей французскойлитературыи просвещения.Уже с1816 годаСтендаль увлекаетсяпоемами Байрона, в которых видитвыражениесовременныхобщественныхинтересов исоциальногопротеста. Итальянскийромантизм, возникающийприблизительно в это же времяи тесно связанныйс итальянскимнационально– освободительнымдвижением, вызывает егогорячие симпатии.Всеэто получилосое отражениев следующейкниге Стендаля– «Историяживописи вИталии» (1817), в которой оннаиболее полноизложил своиэстетическиевзгляды.
ОдновременноСтендаль печатаеткнигу «Рим, Неаполь и Флоренция»(1817), вкоторой пытаетсяхарактеризоватьИталию, ееполитическоеположение, нравы, культуруи итальянскийнациональныйхарактер. Чтобысделать этукартину целойстраны яркойи убедительной, он набрасываетживые сценкисовременногобыта и пересказываетисторическиеэпизоды, обнаруживаяблестящийталант повествователя.
С 1820 годаначалисьпреследованиеитальянскихкарбонариев.Некоторыеитальянскиезнакомые Стендалябыли арестованыи заключеныв австрийскиетюрьмы. В Миланецарил террор.Стендаль решилвернуться вПариж. В июне1821 года он прибилна родину исразу погрузилсяв атмосферубурной политическойи литературнойборьбы.
2.
В этовремя во Франциивновь с необычайнойсилой началасьреакция. Преданноекоролю министерствоВиллеля проводиломероприятия, глубоко возмущавшиелибералов.Пользуяськуцыми «свободами», представляемымиконституцией, либералы велиборьбу в палатах, в печатях, насценах театров.В оппозициюпереходилидеятели и органыпечати, ещенедавно верныекоролю. В 1827 годупосле выборов, давших большинстволибералам, правительствоВиллеля ушлов отставку. НоКарл Xне хотел уступатьи решил совершитьгосударственныйпереворот, чтобы полностьювосстановитьабсолютизм.В результатечего в Парижевспыхнулареволюция, сбросившаяза три дня старуюмонархию.
Стендальостро интересовалсяпроисходившейво Францииполитическойборьбой. РеставрацияБурбонов вызвалаего негодование.Приехав в Париж, он открытопринял участиев борьбе либераловс реакцией.
В Парижежизнь быладороже, чем вМилане, и Стендальдолжен был радезаработказаниматьсяподенной литературой: писать мелкиестатьи дляфранцузскихи английскихжурналов. Онедва находилвремя для того, чтобы писатьроман.
Первымего произведением, напечатаннымпосле возвращенияв Париж, былакнига «О любви»(1822). Книгаэта представляетсобою психологическийтрактат, в которомСтендаль пыталсяхарактеризоватьразличные видылюбви, распространенныев тех или иныхклассах обществаи в различныеисторическиеэпохи.
Во времяреставрацииво Франции шелспор междуклассикамии романтиками.Стендаль принималучастие в этихспорах, напечатавдве брошюры«Расин и Шекспир»(1823 и 1825). Брошюрыобратили насебя вниманиелитературныхкругов и сыгралисвою роль вборьбе двухлитературныхнаправлений.
В 1826 годуСтендаль писалсвой первыйроман – «Арманс»(1827)где изображаетсовременнуюФранцию, ее«высший свет», праздную, ограниченнуюв интересах, думающую толькоо своих выгодахаристократию.Однако и этопроизведениеСтендаля несмотряна свои художественныедостоинства, не привлекловнимание читателей.
То былодин из самыхтрудных периодовв жизни Стендаля.Политическоесостояниестраны поверглоего в уныние, материальноеположениевесьма трудное: работа в английскихжурналахпрекратилась, а книги не давалипочти никакогозаработка.Личные делаприводили егов отчаяние. Вэто время емупредложилисоставитьпутеводительпо Риму. Стендальс радостьюсогласилсяи за короткийсрок написалкнигу «Прогулкипо Риму» (1829) – вформе рассказао путешествиив Италию небольшойгруппы французскихтуристов.
Впечатленияот современногоРима легли воснову повестиСтендаля «ВанинаВанини, илинекоторыеподробностиотносительнопоследней вентыкарбонариев, раскрытой вПапской области».Повесть вышлав свет в 1829 году.
Втом же годуСтендаль началписать свойроман «Красноеи черное», которыйсделал его имябессмертным.Роман вышелв свет в ноябре1830 года с датой«1831». В это времяСтендаля ужене было во Франции.
В средезажиточнойбуржуазиигосподствуеткорысть и желаниеподражатьвысшим классам,- самобытныеи политическиенравы можнонайти толькосреди народа.Страсти можнозаметить, толькокогда они прорываютсяв каком либопоступке, караемомзаконом. Вотпочему в глазахСтендаля «Судебнаягазета» являетсяважным документомдля изучениясовременногообщества.Интересующуюего проблемуон нашел в этойгазете. Таквозникло одноиз лучшихпроизведенийСтендаля: «Красноеи черное». Вподзаголовкеромана стоит«Хроника XIXвека».Под этим «веком»следует пониматьпериод Реставрации, так как романбыл начат и восновном написандо Июльскойреволюции.Термин «Хроника»обозначаетздесь правдивоеповествованиеоб обществеэпохи Реставрации.
Замечательнохарактеризовалэтот роман М.Горький: «Стендальбыл первымлитератором, который почтина другой деньпосле победыбуржуазии началпроницательнои ярко изображатьпризнаки неизбежностивнутреннегосоциальногоразложениябуржуазии иее туповатуюблизорукость».
28 июля1830 года, в деньИюльской революции, Стендаль свосторгомувидел на улицахПарижа трехцветноезнамя. В историиФранции наступилановая эра: квласти пришлакрупная финансоваябуржуазия.Стендаль быстроразгадал вновом королеЛуи – Филиппеобманщика идушителя свободы, а прежних либераловпримкнувшимк Июльскоймонархии, считалренегатами.Тем не менее, он стал хлопотатьгосударственнойслужбе и вскорестал консуломФранции в Италии, сперва в Триест, а потом в Чивита-Веккию, морской портпоблизостис Римом. В этойдолжностиСтендаль оставалсявплоть до своейсмерти. Большуючасть года онпроводил в Римеи часто уезжалв Париж.
В1832 году он началсвои мемуарыо пребываниив Париже с 1821 по1830 год – «Воспоминаниеэготиста», в1835 – 1836-м – обширнуюавтобиографию, доведеннуютолько до 1800 года– «Жизнь АнриБрюлара». В1834 году Стендальнаписал несколькоглав романа«Люсьен Левен», который такжеостался незаконченным.В это же времяон заинтересовалсяслучайно найденнымиим старымиитальянскимхрониками, которые решилобработатьв небольшиеповести. Но иэтот замыселполучил осуществлениетолько черезнесколько лет: первая хроника«ВитторияАккорамбони», появилась в1837 году.
Во времядлительногоотпуска в ПарижеСтендаль напечатал«Записки туриста»– книгу о своихпутешествияпо Франции, аеще через годвышел в светроман «Пармскиймонастырь», в котором отразилосьего великолепноезнание Италии(1839). Это было последнеенапечатанноеим произведение.Роман, над которымон работалпоследние годысвоей жизни,«Ламьель», остался незаконченными был изданчерез многолет после егосмерти.
III
МировоззрениеСтендаля.
МировоззрениеСтендаля вобщих своихчертах сложилосьуже в 1802 –1805 годы, когда он с великимувлечениемчитал французскихфилософов XVIIIвека – Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также их болееили менеепоследовательныхпреемников– философаДестюта деТраси, создателянауки о происхождениипонятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психическиепроцессы зависятот процессовфизиологических.
Стендальне верит всуществованиебога, в религиозныезапреты и взагробнуюжизнь, отвергаетаскетическуюмораль и моральпокорности.Он стремитсякаждое понятие, которое встречаетв жизни и в книгах, проверятьданными опыта, личным анализом.На основесенсуалистическойфилософии онстроит и своюэтику, вернее, он заимствуетее у Гальвенция.Если существуетлишь один источникпознания – нашиощущения, тоследует отвергнутьвсякую мораль, не связаннуюс ощущением, не выросшуюиз него. Желаниеславы, заслуженногоодобрениядругих, по мнениюСтендаля, — одиниз самых сильныхстимулов поведениячеловека.
Впоследствии взгляды Стендаляэволюционировали: некотороебезразличиек общественнымвопросам, характерноедля него в эпохуИмперии, сменилосьпылким интересомк ним. Под влияниемполитическихсобытий и либеральныхтеорий во времяРеставрацииСтендаль сталдумать, чтоконституционнаямонархия являетсянеизбежнымэтапом на путиот деспотизмаИмперии к Республикеи т.д. Но при всемтом политическиевзгляды Стендаляоставалисьнеизменными.
Характернаяособенностьсовременногофранцузскогообщества, полагалСтендаль, — лицемерие. Вэтом винаправительства.Это оно принуждаетфранцузов клицемерию.Никто во Францииуже не веритв догмы католицизма, но всякий долженпринимать видверующего.Никто не сочувствуетреакционнойполитике Бурбонов, но все должныее приветствовать.Со школьнойскамьи приучаетсялицемеритьи видит в этомединственноесредствосуществованияи единственнуювозможностьспокойно заниматьсясвоим делом.
Стендальбыл страстнымненавистникомрелигии и особеннодуховенства.Власть церквинад умами емуказалось самойстрашной формойдеспотизма.В своем романе«Красное ичерное» онизобразилдуховенствокак общественнуюсилу, борющуюсяна сторонереакции. Онпоказал, каквоспитываютбудущих священниковв семинарии, прививая имгрубо утилитарныеи эгоистическиеидеи и всемисредствамипривлекая ихна сторонуправительства.
*
ВоздействиетворчестваСтендаля надальнейшееразвитие литературыбыло широкои много образно.Причина этоймировой славызаключаетсяв том, что Стендальс необычайнымпроникновениемвскрыл основные, ведущие чертысовременности, раздирающиеего противоречия, борющиеся вней силы, психологиюсложного ибеспокойногоXIXстолетия, всете особенностивзаимоотношенийчеловека иобщества, которыебыли характерныне для однойтолько Франции.
С глубокойправдивостью, делающей егоодним из крупнейшихреалистов, онпоказал движениесвоей эпохи, освобождающейсяот уз феодализма, от господствакапиталистическойверхушки, пробивающейсяк еще смутным, но неизбежновлекущимдемократическимидеалам. С каждымроманом возрасталразмах егоизображений, и общественныепротиворечияпредставалив большой сложностии непримиримости.
Излюбленныегерои Стендаляне могут принятьте формы жизни, которые сложилисьв XIXвеке в результатереволюции, приведшей кгосподствубуржуазии. Онине могут примиритсяс тем обществом, в котором феодальныетрадиции уродливососчиталисьс восторжествовавшим«чистоганом».Проповедьнезависимостимысли, энергии, отвергающейнелепые запретыи традиции, героическогоначала, котороепытается пробитьсяк действию вкосной и грубойсреде, скрытоприсутствуетв этом революционномпо своей природе, захватывающеправдивомтворчестве.
Вотпочему и теперь, через стольколет после смертиСтендаля, егопроизведениячитают во всехстранах миллионылюдей, которымон помогаетпонимать жизнь, ценить правдуи бороться залучшее будущее.Вот почему инашим читателемон признан какодин из крупнейшиххудожниковXIXвека, внесшимнеоценимыйвклад в мировуюлитературу.