Резчикова И. В.
Символы сновидения являются частью непознанного языка человеческого подсознания. В этом причина таинственности их значения. В литературном произведении этот язык определяет автор, создавая контекст-ключ к разгадке символического значения сна. В «Евгении Онегине» таким контекстом-ключом является, во-первых, макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика, на которую опираются все обряды святочного гадания, в том числе и вещий сон. Контекст определяет также функция обрядового сна 1) раскрывать внутренний мир сновидца (Татьяны) и того, на кого он гадает (Онегина); 2) открывать будущее в судьбе этих людей. Так как символ является главной составляющей сна, рассмотрим структуру его лексического значения. Символ, как знак, имеет своё означающее и своё означаемое. Означающее символа — конкретный чувственный образ, имеющий непосредственную связь с экстралингвистической реальностью. К примеру, огонь — символ души — может быть представлен не только как абстрактное пламя, но и как свеча, искры, костер, пожар, очаг в доме и пр. Означаемое — некое значение, преимущественно абстрактное. Кроме того, означаемое часто представляет собой многозначную структуру. Например, огонь — символ 1) жизни и плодородия; 2) души (в том числе и усопшего); 3) страстей, испытываемых душой человека; 4) зрения как уподобление дарящему свет небесному огню — солнцу. Особенность символа заключается в том, что контекст редко снимает данную многозначность, так что сосуществует несколько параллельных символических значений, создавая «бесконечную смысловую перспективу». Между означающим и означаемым устанавливается семантическое отношение, или «связка». Важнейшим условием связки является изоморфизм означаемого и означающего: структура чувственного образа (означающего) определяет логику построения символического значения (означаемого). Следовательно, семантическое отношение в одинаковой степени распространяется как на все целое, так и на отдельные компоненты, формируя «бесконечный ряд единичных проявлений той общности, из которой состоит символ. Вот почему в толковании символа значимым будет не только сам предмет, но и его детали, а также отношения между ними. Например, в словаре Х. Э. Керлота дом — символ тела человека. При этом фасад дома — внешний облик человека, крыша и верхние этажи — голова и разум, подвал — бессознательное начало и инстинкты. Семантическое отношение между означающим и означаемым распространяется не только на части целого, но и всё, что прямо или косвенно имеет отношение к означающему, включая не только естественную связь между предметами в реальной действительности, но и образное употребление слова. Например, солнце, молния и звезды в народном сознании ассоциировались с небесным огнем, поэтому все значения, присущие огню как символу, закрепляются и за данными словами. Если означающее — субъект или объект, участвующий в каком-либо действии, явлении, состоянии, то семантическое отношение распространяется и на действие. Например, об огне: если горит ровным ярким пламенем, то предвещает здоровье и счастье (огонь — символ жизни и чувства), а если слабо или затухает — то болезнь или даже смерть. На основе символизации действия рождаются приметы. Так, если у жениха и невесты погаснет под венцом свеча — к несчастью в семейной жизни или даже к смерти одного из них.
Таким образом, важнейшей особенностью символа является его способность порождать все новые и новые символические значения. Символ — порождающая модель, которая распространяет исходное семантическое отношение не только на всю систему, но и на отдельные её элементы, а также на все, что прямо или косвенно имеет к ней отношение. В этом источник многозначности символа.
Символический сюжет — сон Татьяны Лариной — следует рассматривать как один сложный символ, представляющий собой систему чувственных образов (означающее), выбор и соотношение которых значимо. Наша задача — определить означаемое в рамках установленного автором и народной традицией контекста.
Очевидно, что система чувственных образов изоморфна структуре значения сна. Принципом организации системы чувственных образов является пространственно-временной континуум. Сон Татьяны — некая символическая действительность, созданная на основе ряда опорных символов: снег, лес, ручей, мост, медведь, избушка, Онегин. Они подобраны таким образом, что образуют пространство и сюжет сна: Татьяна, перейдя через мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в хижину Онегина. Остановимся на толковании опорных символов.
Один из важнейших символов сна — »зима" и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей семой 'холодный': «снег», «сугроб», «лед», «метель». Согласно сюжету сновидения, Татьяна идет сначала по «снеговой поляне», затем по «жердочкам, склеённым льдиной», переходит протекающий в сугробах ручей, «не скованный зимой», и попадает в заснеженный лес, где «дороги нет; кусты стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены». Первое значение данных символов — 'смерть'. Если в народных представлениях лето, солнечный свет, тепло и огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами — снегом, льдом, метелью — с печалью и смертью. Например, в народной загадке о земле и снеге: «Ни хилела, ни болела, а саван надела». Или о снеге: «Увидел мать, умер опять». Так, в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается с глыбой снега, которая катится с вершины горы: «Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая…Младой певец нашел безвременный конец». Смерть друга не оставляет Онегина и во сне: "…на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит". Как модель, это семантическое отношение является источником символизации сюжетных перипетий и деталей сна.
Быть скованным льдом — значит быть скреплённым смертью. По сюжету сна Татьяна переходит ручей по мостику: «Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток…». Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны действительно «скреплены смертью», т.е. под ними похоронен Ленский: «Две сосны корнями срослись; Под ними струйки извились Ручья соседственной долины», «и слышен говор ключевой, — Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых». В связи с этим «гибельный» означает «предвещающий гибель».
Снег не просто деталь сна, это принцип организации пространства, поэтому оказаться в заснеженном лесу — значит попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ. Данное значение подкрепляется другим символом — лес. Лес символизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после смерти души праведных. Деревья — души усопших (вспомним традиционное сравнение человека с деревом в русских народных песнях, загадках, сказках). Кроме того, смерть ассоциировалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном, что нашло отражение, например, в выражении «спать вечным сном» или пословице «сон смерти брат». Не удивительно, что, уснув, Татьяна попала сразу в царство мертвых.
Если лес — царство душ, то хозяин леса — хозяин царства душ. Издревле хозяином леса считался медведь, которого называли и «лесником», и «лесным чертом», и «лешим», и «лесным архимандритом». Медведь — хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых. Ручей, через который Татьяна проходит в лес, символизирует границы царства мертвых. Считалось, что души умерших, чтобы попасть в загробный мир, должны были сначала переправиться через океан, реку или ручей. Связь ручья с идеей смерти подкрепляется семантикой мостка, предсказывающего смерть Ленского. Гибель поэта разлучило Татьяну и Онегина: «еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал…». Вот почему «как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей…».
Если первое значение символов «зима», «снег», «сугроб», «метель» вносит в толкование сновидения тему смерти, то второе значение, наоборот, — тему брака. Снег — символ плодородия. Считалось, что снег, как и дождь, дарит земле и человеку силу плодородия. Поэтому белый снежный покров нередко в древности сравнивали с белым покрывалом невесты: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком (женишком)». По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество.
Тему брака продолжают и следующие два символа — мост через ручей и медведь. Перейти девушке через ручей — значит выйти замуж. Об этом древнем мотиве сна Татьяны писал А.А. Потебня в статье «Переправа через воду как представления о браке». В этой статье упоминается древнее святочное гадание на жениха: «Делают из прутиков мостики и кладут его под подушку во время сна, загадывая: „Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню через ручей, гонится за ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина — будущий жених Татьяны, то есть генерал. Значение 'медведь-жених' издревле связано с тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С. Пушкин подчеркивает, что медведь был “косматый», «большой взъерошенный». В записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии: «Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество». В одной из подблюдных песен: «Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор, Тому зять в терем».
Если медведь — жених-генерал, то весь лес «в своей нахмуренной красе» символизирует светское общество (дерево- символ человека). Значение 'лес как светское общество' возникло, по-видимому, на основе метафоризации семы 'холодный': холодный — значит бездушный, фальшивый. Поэтическая традиция конца XVIII — начала XIX веков не редко эпитет «холодный» ставила рядом со словом «свет». В романе автор писал о Ленском: «от хладного разврата света еще увянуть не успев, Его душа была согрета Приветом друга, лаской дев». Еще одна деталь подтверждает наше предположение. Медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами «Здесь мой кум». И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, «родню и друга своего», с Татьяной — своей женой. Возможно, Пушкин обыгрывает переносное значение слова «кумовство»: «служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу (неодобр.)».
Таким образом, все три символа (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, — смерть Ленского и брак с генералом.
Главный символ сна Татьяны — хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к «шалашу»: «Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом всё глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко…» Из контекста мы узнаем, что «шалаш» — вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома — Онегин — что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С. Пушкин называет «шайкой домовых». Хижина — «убогий домик, избушка, лачуга» Онегина. Слово произошло от древнерусского «хиўжа» (дом, жилье, по всей видимости, бедное, или хилое). Одно из значений слова «хижа» — шалаш. Вот почему в древнерусском языке и говорах (например, сибирских) слова «шалаш» и «хижина» могли называть один и тот же денотат. Домовой — «дух хранитель и обидчик дома»). Действительно, большинство выбранных Пушкиным животных для изображения демонов имеют определенное отношение к культу русского домового. Так, например, на месте закладки фундамента новой избы, закапывали голову петуха (ср.: «другой с петушьей головой»), чтобы задобрить домового. Кошка и коза («ведьма с козьей бородой» и «полукот») — животные, которые имеют шерсть — символ достатка и плодородия. Именно поэтому они посвящены духу дома. Шерстью козла окуривали избу, если домовой «сердился», а без кошки не обходилось ни одно новоселье. Таково значение слов «хижина» и «домовой» в контексте сюжета сна Татьяны. Обратимся к их символическому значению.
Первое значение определено макроконтекстом произведения: хижина — дом самой Татьяны, а домовые — гости на её именинах. Названия некоторых демонов-«гостей» Онегина имеют прямую связь с гостями Татьяны на именинах. Так, некто с «петушьей головой» ассоциируется с «уездным франтиком Петушковым». Или, например, в «карле с хвостиком» легко узнать Харликову («карла» зашифровано в фамилии гостьи путем перестановки букв). «Череп на гусиной шее» в красном колпаке напоминает мосье Трике, ночевавшего в фуфайке и старом колпаке. Самого Онегина А. С. Пушкин сначала называет «гостем» и только потом «хозяином». Сходно само описание пира демонов в хижине Онегина и гостей на именинах Татьяны. В сне Татьяны: «Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ!»; на именинах: «В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога…». Второе значение символов «дом» и «домовые» наиболее важно для раскрытия значения сна: «хижина» — Онегин, «домовые» — реалии его внутреннего мира. Дом как оболочка для очага (огонь в очаге — душа) ассоциировался с телом человека как оболочкой души. Так, например, в детской загадке про дом: «Стоит Вахромей, брови нахмурил». В загадке про окна в доме: «Стоит Фекла, глаза мокры».
В современном русском языке соотношение 'дом-человек' отражено, например, в выражении «не все дома».
Символ «дом — человек, его душа» легло в основу центрального образа стихотворения М. Ю. Лермонтова «Мой дом»: «До самых звезд он кровлей досягает, И от одной стены к другой Далекий путь, который измеряет Жилец не взором, но душой». В описании тела застреленного Ленского: «Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо, и темно; Замолкло навсегда оно. Закрыты ставни, окна мелом Забелены. Хозяйки нет. А где — Бог весть. Пропал и след». Здесь «дом» — тело без «хозяйки», то есть души. Таким образом, Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для неё — душу Онегина. Ведь именно тайна характера этого человека заставила её гадать на святки.
Семантическое отношение «дом — человек» является источником символизации не только многочисленных деталей дома, но и действий героев, их положения в пространстве. Хижина Онегина — зашифрованный в системе символов сложный психологический портрет главного героя. Вот детали этого необычного портрета.
1.Управление «домовыми» — властность Онегина. Если «домовые», — реалии внутреннего мира Онегина, то весь эпизод управления демонами символизирует властность сложной натуры героя: «Он знак подаст — и все хлопочут; Он пьет — все пьют и все кричат; Он засмеётся — все хохочут; Нахмурит брови — все молчат». Эта же мысль и в эпиграфе к «Евгению Онегину»: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того ещё особенной гордостью, которая возбуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может, мнимого». Обращение Онегина с демонами можно сравнить с описанием властного царя из оды «Вольность» А.Н. Радищева: «Я властию могу дарить; Где я смеюсь, там всё смеется; Нахмурюсь грозно, всё смятется; Живешь тогда, велю коль жить». 2. Смотреть на дверь изнутри дома — избегать самого себя. («Онегинза столом сидит И в дверь украткою глядит»). Возможно, речь идет о хандре Онегина, заставившей его, «томясь душевной пустотой», охладеть к жизни и ненавидеть самого себя. Так, перед дуэлью: «В разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во многом».
3. Смотреть в дверную щель хижины снаружи — пытаться понятьвнутренний мир Онегина. Согласно сюжету, Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку», потом «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Онегина Татьяна отправится в поместье Евгения.
4. Проникнуть в дом — стать предметом мыслей и чувств. Появление Татьяны в хижине символизирует будущую любовь к ней Евгения. Интересно, что в своём сне уже влюбленный Онегин (VIII глава) видит тот жесюжет: «сельский дом — и у окна Сидит она… и всё она!». Появление в хижине Ленского, Ольги и весь эпизод убийства, по-видимому, символизирует тяжкое переживание Онегиным своей вины, муки совести: «Оставил он своё селенье, …где окровавленная тень Ему являлась каждый день». Образ убитого Ленского будет преследовать Онегина в упомянутом выше сне: «То видит он: на талом снеге, Как будто спящий на ночлеге, Недвижим юноша лежит, И слышит голос: „Что ж? Убит“.
5. Исчезновение „домовых“ — избавление от прежних пороков. „Шайка домовых“ сначала „смутилась“, то есть встревожилась, а потом и вовсе скрылась после того, как Татьяна проникла в хижину. Очевидно, любовь к Татьяне изменила внутренний мир героя, избавив его от „демонов“.
6. Разрушение дома — болезнь Онегина. В финале сна „хижина шатнулась“. В VIII главе влюбленный Онегин действительно заболеет: „Бледнеть Онегин начинает…Онегин сохнет — и едва ль Уж не чахоткою страдает“. Однако можно предположить, что шатающаяся хижина символизирует не столько болезнь как физиологическое явление, сколько огромную душевную трагедию, которую Онегин переживает в финале романа, осознав безнадежность своей любви к Татьяне. Интересно, что на эпизоде разрушающейся хижины сон обрывается так же неожиданно, как на эпизоде объяснения Татьяны и Онегина обрывается весь роман.
В символике дома снова прослеживается тема смерти Ленского. Потухший „светильник“ — смерть: „Вдруг ветер дунул, загашая огонь светильников ночных“. Это еще одна модификация огня как символа души. На его основе была создана эмблема погашенного факела — мотив, традиционный для поэзии XVIII века.
Танцующая в присядку мельница — место смерти Ленского. Действительно, дуэль Онегина и Ленского состоялась за мельницей. Кроме того, народнопоэтическая традиция сравнивала работу жерновов с битвою (Ср. в „Слове о полку Игореве“: „На Немиге…молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела“,).
Итак, сон Татьяны можно разбить на две части: 1) события в лесу до появления хижины Онегина, 2) события в хижине. В первой части опорные символы имеют два значения, связанные с темами смерти и брака; каждое из них развивает свою сюжетную линию символического значения сновидения. Первое значение символов вносит в толкование сновидения тему смерти. Это не только предсказание смерти Ленского и печаль от разлуки с Онегиным, но и проникновение Татьяны в царство душ, где её проводник-медведь подводит к самой главной душе — Онегину. Второе значение вносит тему брака: Татьяна выйдет замуж за генерала и будет жить в светском обществе, но брак для неё окажется несчастьем. Как мы видим, первая часть сна рассказывает исключительно о судьбе Татьяны. Вторая часть сна — события в хижине — посвящены Онегину, его внутреннему миру, будущей судьбе. Семантическое соотношение „дом-человек“ является источником символизации многочисленных деталей дома, а также действий героев — Онегина, Татьяны, демонов и др. В результате мы многое узнаем о характере главного героя: властолюбив и горд, при этом избегает себя и ненавидит. Кроме того, открываются некоторые подробности его будущего: любовь к Татьяне и избавление от „демонов“, муки совести и болезнь, физическая и нравственная. Тема смерти Ленского характерна и для второй половины сна: мы узнаем о месте дуэли. Список литературы
1. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М., 1994. — Т. 3. С. 197.
2. Арутюнова Н. Д. В сторону семиотики и стилистики. // Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. — М., 1998. — С.340-341.
3. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.2. С. 12-18.
4. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т. 3. С. 197.
5. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т. 1. С. 194.
6. Лосев 1991: Лосев А. Ф. Логика символа. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991. — С. 258.
7. Арутюнова Н. Д. Указ. соч. — С. 340.
8. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М., 1995. С. 166.
9. Керлот Х. Э. Словарь символов. — М., 1994. — С. 180.
10. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.1. С. 175-194.
11. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.3. С. 199.
12. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.1. С. 239.
13. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2-х т. — М., 1994. — Т. 3. С. 644
14. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.2. С. 320-325, 489.
15. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.3. С. 36-42.1
16. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.2. С. 336.
17. Лотман Ю.М. „Евгений Онегин“. Комментарий/ Лотман Ю.М. Пушкин. С.-Петербург, 1995. — С.656.
18. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1994. — Т.2. С. 311.
19. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.3. С. 280.
20. Потебня А.А. Переправа через воду как представления о браке.// Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. — С. 564.
21. Балов А. Сон и сновидения в народных верованиях. (Из этнографических материалов, собранных в Ярославской губернии) // Живая старина. 1891. Вып. IV. С. 210.
22. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1993. — С. 322.
23. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. — М., 1993. — Т.2. С. 338-339.
24. Даль В.И. Указ. соч. — Т.4. С. 547.
25. Даль В.И. Указ. соч. — Т.1. С. 466.
26. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.2. С. 105-119.
27. Детство. Отрочество.// Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. — М., 1994. — С. 408, 410.
28. БАС: Словарь современного русского литературного языка. В 17 т. Т. 3. М.-Л., 1954. — Т.3. С. 958.
29. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.3. С. 199.
30. Лотман Ю. М. Указ. соч. — С. 681.
31. Афанасьев А.А. Указ. соч. — Т.1. С. 297.