Подготовительные вопросы к сочинению:
Многие темы предлагают рассматривать роман как «энциклопедию русской жизни». В таком сочинении нужно обосновать тезис Белинского о «энциклопедичности» романа, опираясь на текст произведения.
Почему роман «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни»?
Каков круг чтения Евгения?
Каков круг чтения Татьяны?
В чем сходство Евгения и Татьяны?
Каковы их различия?
О чем спорят Онегин и Ленский?
Можно ли назвать Онегина, Ленского, Татьяну Ларину лучшими людьми эпохи? Почему они несчастны?
«Татьяна, русская душою...» Почему?
Какие еще стороны русской жизни зарисованы в романе?
Ответы
Читая «Онегина», мы знакомимся с жизнью эпохи 1819-1825 годов. Здесь мы находим и внешние ее приметы: моды («как денди лондонский одет»), образ жизни людей разных социальных групп, даже меню роскошных ресторанов. Из романа мы узнаем и о культурной жизни дворянской интеллигенции: по книгам Онегина, найденным Татьяной в его заброшенной усадьбе, автор упоминает и о том, что он сам читает после возвращения из путешествия, из идейных споров Онегина с Ленским.
Круг чтения Онегина довольно широк и разнообразен, он свидетельствует о том, что западноевропейская культура властно вторгается в патриархальный уклад русской жизни и разрушает его. Имена Байрона, Адама Смита, Гиббона, Гердера, Руссо говорят об интересе российских дворян к литературе европейского романтизма, к английской экономике, французской просветительской философии, трудам английских и немецких историков. Евгений был внимательным читателем, ибо Татьяна, знакомясь с его библиотекой, видела, что «хранили многие страницы отметку резкую ногтей» или «черты карандаша». Подробным перечислением почти всех главных произведений Байрона («Чайльд-Гарольд», «Гяур», «Дон-Жуан») автор указывает на то, что именно этот чрезвычайно популярный в столичной дворянской среде английский поэт-романтик был ближе всех Онегину. Байроновские мрачные, холодные, разочарованные герои находили отзвук в его душе, ибо ему были близки и понятны их чувства и мысли. Но Татьяне эти книги открыли «мир иной». И это естественно, ибо в провинции, где она жила, эти произведения еще не получили распространения. Краткий обзор онегинской библиотеки говорит о том, что герой увлекается не только художественными произведениями, но и серьезной научной литературой. Для образованного дворянства той поры большой интерес представляли труды английского экономиста Адама Смита, которого называют ранним идеологом промышленного капитализма. Значит, он пользуется авторитетом у передового дворянства, считавшего первоочередной задачей уничтожение крепостного права в России, так как оно тормозило экономическое и политическое развитие страны. Обращает внимание отсутствие в библиотеке Онегина книг русских авторов. А Владимир Ленский получает высшее образование в Геттингенском университете в Германии. Мы узнаем из романа, что воспитанием маленького Онегина занимался гувернер-француз. Все это показывает, что в пушкинском романе, как и в грибоедовской комедии, отразилась типичная черта эпохи — пренебрежение русских дворян к своей национальной культуре, тяготение ко всему иностранному.
Совсем другие книги читает Татьяна. В сентиментальных любовных романах Татьяна видит иную, яркую, интересную жизнь, которая так резко отличается от убогого мира гвоздиных, пустяковых и скотининых.
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
И Онегин, и Татьяна остро ощущают свое отчуждение от среды, в которой они вынуждены жить. Это выражается в том, что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой», и в онегинской хандре. Значит, у Евгения и Татьяны есть черты, которые сближают их. Неудовлетворенность окружающей жизнью погружает их в прекрасный мир книг. Оба они обладают проницательным умом и наблюдательностью, их отношения проникнуты честностью и правдивостью.
Обладая некоторыми сходными чертами, Онегин и Татьяна во многом различны меж собой. Онегинскому высокомерию и эгоизму противопоставляется душевная щедрость Татьяны. Эти качества героев ярче всего проявляются в любви. Онегин с юных лет усвоил «науку страсти нежной», которая подменила истинные чувства.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Постоянное притворство стало его второй натурой, заглушило в душе способность искренне и сильно любить. Но это чувство проснулось в нем после пережитых страданий. Однако, добиваясь любви Татьяны-княгини, он думает прежде всего о себе.
Татьяна принадлежит к тем богатым и возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Она всецело отдается своему чувству, его сила и глубина оказываются выше общепринятой морали и условностей. Мотивы последнего поступка Татьяны можно трактовать по-разному. Но несомненно одно — отказаться от любимого человека ей велит сильно развитое чувство долга. Такая чистая и цельная натура, как Татьяна, просто не способна лгать и притворяться или обрести счастье ценой унижения и позора ни в чем не повинного человека — ее мужа. Значит, Татьяна в отличие от Евгения думает прежде всего о людях. А он, напротив, полностью погружен в собственный душевный мир.
Споры Онегина с Ленским дают представление об умственной жизни передовой дворянской интеллигенции. Они затрагивают философские, идеологические, политические, экономические проблемы своего времени. Например, предметом этих споров были «племен минувших договоры», то есть мысли французского философа Жан-Жака Руссо, выраженные им в трактате «Общественный договор», о взаимоотношениях верховной власти и народа, о том, что народ имеет право свергнуть правительство, если оно нарушит договор между властью и общиной свободных граждан. Онегина и Ленского также интересовала тема практического применения научной теоретической мысли в хозяйстве, которая была тоже актуальной в то время. Многие богатые помещики использовали в своих имениях машинную технику, пытаясь, таким образом, найти выход из тупика крепостного хозяйства. Пушкин определяет эту тему двумя словами — «плоды наук». Занимали друзей и этические проблемы — «добро и зло».
Несчастные судьбы Онегина, Ленского и Татьяны, лучших людей эпохи, приводят к мысли о невозможности их найти достойное место в жизни, реализовать свои способности, знания, высокие нравственные качества. Этот вывод приобретает особую остроту в связи с исчерпывающей характеристикой автором московского, петербургского и поместного дворянства. Ни чопорное фальшивое высокомерие столичной элиты, ни бездуховное, примитивное существование провинциальных помещиков не способны сделать думающих и чувствующих людей счастливыми. А народная Россия бесконечно далека от них, хотя она тоже предстает перед нами на страницах пушкинского романа.
Детство и юность Татьяны прошли на лоне привольных лугов и полей, тенистых дубрав. Она рано впитала в себя любовь к природе, изображение которой как бы дорисовывает ее внутренний портрет, придавая особую одухотворенность и поэтичность.
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.
Для «мечтательницы нежной» природа полна тайн и загадок. Еще до того, как «обманы Ричардсона и Руссо» начнут занимать ее ум, Татьяна легко и естественно входит в волшебный мир русского фольклора. Она чуждалась шумных детских забав, так как «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей». Татьяна неотделима от национальной простонародной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой, вещими снами.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных русских сказок. Таким образом, личность Татьяны была сформирована обстановкой, в которой она росла и воспитывалась не под присмотром гувернантки-француженки, а под присмотром крепостной няни, которой единственной она раскрывает сердце в тяжелую минуту. В Петербурге «равнодушная княгиня», вынужденная жить по лицемерным законам светского общества, остается по-прежнему образцом благородства и правдивости. Таким образом, Татьяна предстает в романе «Евгений Онегин» воплощением национального русского духа и пушкинским идеалом. В ее образе гармонически соединились лучшие стороны дворянской и простонародной культуры.
Благодаря пушкинскому роману мы многое узнаем и о театральной жизни страны 20-х годов прошлого века. В этом «волшебном крае» царит Фонвизин, «друг свободы», великая трагическая актриса Семенова, блистательная балерина Истомина, знаменитый постановщик балетов Дидло.
В «Евгении Онегине» нашел отражение и «больной» вопрос экономики России — торговля с Западом, когда «Лондон щепетильный… по Балтическим волнам за лес и сало возит к нам» предметы забав и роскоши, то есть Россия продает ценнейшее сырье за галантерейные безделушки.
Трудовой Петербург, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути с Онегиным не пересекаются.
Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит…
В соответствии с логикой развития сюжета простонародный быт пронизывает главы романа, посвященные изображению провинциального дворянства, к которому относится семья Лариных. Охваченная сильным чувством, Татьяна обращается не к своим родным, а к няне Филипьевне, неграмотной крепостной женщине. Но рассказ няни о своем замужестве не может помочь Татьяне разобраться в своих чувствах, ибо слишком далеки проблемы крестьянской семьи от переживаний уездной барышни. Достаточно прочитать эпически спокойное, лишенное всякой эмоциональности повествование Филипьевны, чтобы представить себе всю меру унижения крестьянства. Но пушкинский роман открывает читателю и другую сторону народной жизни, насыщенную мощной стихией фольклора. В романе поют крестьянские девушки за прялкой, пастух, ямщики, бурлаки, дворовые девушки, «сбирая ягоды в кустах… чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели». В усадьбе Лариных любили подблюдные песни и хороводы. Крестьянские песни, сказки, поверья, обычаи на фоне картин северной русской природы создают национальный колорит определенной исторической эпохи.