Реферат по предмету "Иностранные языки"


Преемственность в изображении крестьянского бунта в творчестве АС Пушкина по повестям Дубровский

Преемственность в изображении крестьянского бунта в творчестве А.С. Пушкина (по повестям «Дубровский» и «Капитанская дочка»)
В 30-е годы в связи с резко усилившимися крестьянскими волнениями А. С. Пушкин в ряде своих произведений обращается к острой и вол­нующей теме — теме крестьянского протеста, крестьянского мятежа. Значительное место эта тема занимает в его прозе, особенно в повестях «Дубровский» и «Капитанская дочка».
Повесть «Дубровский» была написана в 1832— 1833 годах. Здесь с большой остротой ставится во­прос о взаимоотношениях крестьян и дворян. Время действия повести относится приблизитель­но к 10-м годам XIX века. Повесть замечательна тем, что в ней дана широкая картина помещичье­го провинциального быта и нравов того времени.
В центре внимания повести — романтическая фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Остальные образы — крестьян-кре­постных, помещиков-крепостников, продажных чиновников-подьячих — даны автором убедитель­но и реалистично. Особенно запоминается образ дикого и неистового крепостника-самодура Трое­курова. «Старинный быт русского дворянства в лице Троекурова изображен с ужасающей вернос­тью», — отмечал В. Г. Белинский.
Троекуров — богатый и властный помещик-крепостник, с презрением относящийся к окружа­ющим его мелкопоместным дворянам. Своеволие и жестокость этого помещика не знают предела, крестьяне говорят о том, что собакам Троекурова живется лучше, чем крепостным. Естественно, что крепостные крестьяне враждебно настроены против своего помещика. Самодурство Троекурова известно далеко за пределами его владений. Не случайно поэтому крестьяне гордого старика Дуб­ровского, узнав, что Кистеневка переходит во вла­дение Троекурова, не соглашаются попасть под его власть и готовы бунтовать, если Дубровский-сын будет ими руководить.
Бунтарское настроение крестьян воплощается в образе кузнеца Архипа. Он, по существу, высту­пает не только против исправника. Архип рас­правляется с судом, прибывшим в Кистеневку для оформления власти Троекурова над имением Дубровского, по собственной воле и против же­лания Владимира Дубровского. На просьбу раз­жалобившейся Егоровны пожалеть погибающих в огне приказных он твердо отвечает: «Как не так». Однако по своей натуре Архип совсем не жесток. Наоборот, он испытывает жалость и со­чувствие к каждому невинно страдающему суще­ству. С тонкой художественностью Пушкин по­казал эту черту в эпизоде с кошкой: сейчас же, после расправы с приказными, Архип с опаснос­тью для жизни выносит из огня беспомощную кошку. Образом кузнеца Архипа Пушкин ут­верждает мысль о том, что чаша терпения у на­рода может быть переполнена и тогда уже ника­кие силы не остановят его в борьбе против своих угнетателей.
Крепостной гнет, жестокость помещиков вы­нуждают народ бунтовать — таков идейный смысл образов крестьян.
Во главе крестьянского бунта — Дубровский-младший, своего рода отщепенец в помещичьей среде. Это тоже бунтарь, но бунтарь-дворянин, ко­торый не связан с бунтарским настроением кре­постных крестьян. Дубровский не может быть на­стоящим   вождем     крестьян   как     их единомышленник.
Им руководят личные мотивы — отомстить Троекурову за обиду своего отца. Когда борьба с Троекуровым закончилась (не в пользу Дубровско­го) и Маша оказалась замужем за Верейским, Дуб­ровский покидает своих «соучастников в разбое и грабеже», заявляя им: «Вы все мошенники». Крестьянству он так и остается чужим.
Тема крестьянского бунта получает продолже­ние в последнем большом прозаическом произве­дении А. С. Пушкина — исторической повести «Капитанская дочка». Здесь автор нарисовал яркую картину стихийного восстания крестьян. В этом произведении с особой силой проявилось стремление Пушкина быть верным «истине исто­рической». И писатель-поэт предстает перед нами как добросовестный, самостоятельный исследова­тель-историк, задумавший раскрыть ход народно­го движения на протяжении нескольких десяти­летий.
В основу повести положены исторические со­бытия — пугачевское восстание 1774—1775 годов. В образах белогорских казаков, изувеченного баш-кирца, татарина, чуваша, крестьянина с уральских заводов, поволжских крестьян Пушкин создает представление о широком размахе крестьянского движения, его народном характере.
Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Крестьяне хорошо понимают антикрепостническую и антипомещичью направ­ленность мятежа. Именно поэтому к Пугачеву шли обиженные и обездоленные со всех концов России. В результате мы видим на страницах по­вести не маленький отряд «разбойников» (как в «Дубровском»), а целую армию, в какой-то мере организованную, во главе со штабом и вооружен­ную даже пушками. Руководит такой армией та­лантливый, смелый человек, которому хорошо по­нятны страдания и надежды народные. Пушкин подчеркивает ум, сметливость, храбрость Пугаче­ва, благодаря которым он увлекает за собой такую массу протестующих и длительное время добива­ется успехов в военных действиях против регуляр­ной армии.
Однако это огромное войско под предводитель­ством Пугачева так же, как и многие другие вспышки крестьянских волнений, обречено. При­чина тому — слабость, стихийность движения, по­литическая незрелость руководителей и, наконец, вера в доброго и отзывчивого царя. Восставшие и самого Пугачева называли царем-батюшкой, кото­рый соответствовал их представлениям о народ­ном царе.
Реалистическое изображение антикрепостни­ческого движения было исторической заслугой ве­ликого Пушкина. Жизнь народная показывается им в ее национально-историческом своеобразии, в ее социальных противоречиях. В «Дубровском» и в «Капитанской дочке» он изображает борьбу классов, противоречия и столкновения крестьян­ства и дворянства. «Капитанская дочка» положи­ла начало русскому историческому роману, и в этом еще одна величайшая заслуга А. С. Пушки­на в развитии русской национальной литературы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.