Почему Н.А.Добролюбовназвал Катерину«сильным русскимхарактером»?
----------------------------------------
Вдраме Островскогопоказансложный, трагическийпроцесс раскрепощенияоживающейдуши.Здесь мракборется сосветом, взлётысменяютсяпадениями, здесьсказываетсяи живучестьморали«тёмногоцарства», ишаткость этойморали. Глубокотрагична перваявстреча Катериныс любимым. Здесьзвучит мотивнародной песни-мотив неминуемойгибели («Тыубей, загубименя со полуночи...»):«Зачемты пришёл? Зачемты пришёл, погубительмой?»; «Зачемты моей погибелихочешь?»; «Тыменя загубил!»Каким же сильнымдолжно бытьеё чувство, если она во имянего идёт наверную гибель!«Не жалей, губименя!» -восклицаетона, отдавшисьэтому чувству.Так любитьможет не всякий, имы убеждаемсяв необычайнойсиле героини.Акаковы первыеслова Катерины? Вслушаемсяв них внимательно:«Дляменя, маменька, всёодно, что роднаямать, что ты, даи Тихон тожетебя любит».В отличие отжены, Тихонпроизноситсвои оправданияжалобно, даже, можетбыть, плаксивымтоном и вместес тем весьмапочтительно, обращаясь кматери на «вы».Катерина говорито том же, что иТихон, возражаяна упрёки.Нос каким достоинством, как просто иискренне говоритона! Характернои это обращениена«ты» (как кравной), и стремлениек ясным, доброжелательнымчеловеческимотношениям.Впервом явлении, вслушиваясьв диалог Кулигинаи Тихона, мыпредставляемсебе Катеринукак покрнуюжертву, человекасо сломаннойволей и растоптаннойдушой. «Маменькаеё поедом ест, а она как тенькакая ходит, безответная.Только плачетда тает каквоск», -говорито жене Тихон.И вот она самаперед нами.Нет, она не жертва.Она человекс сильным, решительнымхарактером, сживым, вольнолюбивымсердцем.Издому она убежала, чтобы проститьсяс Борисом, непобоявшиськары за этотпоступок. Онане только непрячется, нетаиться, но
+
«громко, во весь голос»зовёт любимого:«Радость моя, жизнь моя, душамоя, люблю тебя! Откликнись!»Нет, она не чувствуетсебя рабой, напротив, онасвободна, хотябы потому, чтовсё потеряла, чтонечем ей большедорожить, дажежизнью: «Длячего мне теперьжить, ну длячего?»Борисговорит о себе:«Чтообо мне-тотолковать! Явольная птица».Всцене свиданияКатерина емузавидует:«Тывольный казак».Но, посути дела, ктоиз них двоихболее свободен?
Остановимсяна репликахБориса в сценепрощания: «Нельзямне, Катя. Непо своей волееду: дядя посылает…Не застали быздесь!». Борисскован страхом.Последниймонолог Катеринырисует её внутреннююпобеду надсилами «тёмногоцарства».«Опятьжить? Нет, нет, не надо… нехорошо!»Характерноздесь слово«нехорошо»: жить под игомКабанихи, сточки зренияКатерины, безнравственно.«Апоймают меня, даворотят домойнасильно...»Какстрашно звучитздесь это слово-поймают, словноне о человекеидёт речь! Примысли о насилии, которое совершитсянад ней, Катеринавосклицает:«Ах, скорей, скорей!»Жажда освобожденияторжествуети над тёмнымирелигиознымипредставлениями.Катеринапроникаетсяубеждениемв своём правена свободучувства, насвободу выборамежду жизньюи смертью. «Всёравно, что смертьпридёт, чтосама… а житьнельзя!»-размышляетона о самоубийстве, которое, сточки зренияцеркви, являетсясмертным грехом.И далее онаподвергаетсомнению этопредставление:«Грех! Молитсяне будут? Ктолюбит, тот будетмолится...»Мысльо любви сильнее, нежели страхперед религиознымизапретами, ипредсмертныеслова Катериныобращены нек богу и выражаютне раскаяниев совершённыхгрехах,-ониобращены клюбимому: «Другмой! Радостьмоя! Прощай!»Так свободноеот предрассудков, живое и сильноечувство победилов душе Катерины, и она вырваласьиз пут «тёмногоцарства» наволю.#