ПетербургДостоевского(по роману«Преступлениеи наказание»)
ОбразПетербургазанимает видноеместо в творчестверусских писателей.О Петербургедворцов, палат- символе петровскойэпохи — писалиА.С.Пушкин («Медныйвсадник»), Н.В.Гоголь(«Невский проспект»), Андрей Белый(«Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Всвоем подходек изображениюПетербургаДостоевскийблизок к Гоголюи Некрасову, особенно кНекрасову. Вромане «Преступлениеи наказание»мы встречаемсяне с параднойстороной этогопрекрасногогорода, а с чернымилестницами, облитыми помоями, дворамиколодцами, напоминающимидушегубку.ПетерьургДостонвского- это городоблупленныхстен, невыносимойдухоты и зловония.Это город, вкотором невозможнобыть здоровым, бодрым, полнымсил. Он душити давит. Он — соучастникпреступлений,
питательнаясреда бредовыхидей и теорий.Он свидетелькошмарных снов, преступлений, человеческихтрагедий.
Особоевнимание уделяетДостоевскийне просто описаниюубогих интерьеровмеблированныхкомнат — он обращаетнаше вниманиена запахи исимволическиецвета. Так, желтыйцвет — символболезни, нищеты, убожестважизни. Желтыеобои и мебельжелтого цветав комнатестарухи-процентщицы, желто от постоянногопьянства лицоМармеладова, желтая «похожаяна шкаф или насундук» каморкаРаскольникова, дома окрашеныв желто-серыйцвет. СоняМармеладовапошла «по желтомубилету», женщина-самоубийцас желтым испитымлицом, желтоватыеобои в комнатеСони, «мебельжелтого отполированногодерева» в кабинетеПорфирия Петровича, перстень сжелтым камнемна руке Лужина.
Этидетали отражаютбезысходнуюатмосферусуществованияглавных действующихлиц произведения, являютсяпредвестникаминедобрых событий.
Однаков романе мынаходим и зеленыйцвет, цвет«фамильного»мармеладовскогоплатка. Этотплаток, каккрест, носитКатерина Ивановна, а за ней и СоняМармеладова.Платок олицетворяетодновременнострадания, которые выпадаютна долю егообладательниц, и их искупительнуюсилу. Умирая, Катерина Ивановнапроизносит:«Бог сам знает, как я страдала...».Отправляясьза Раскольниковым, который идетсознаватьсяв преступлении.Соня надеваетна голову этотплаток. Онаготова принятьна себя страданиеи искупить этимвину Раскольникова.В эпилоге, всцене перерождения, воскрешенияРаскольниковаСоня появляетсяв этом же платке, осунувшаясяпосле болезниВ этот моментзеленый цветстраданий инадежды главныхгероев произведенияпревозмогаетжелтый цветбольного Петербурга.В их больныхлицах засияла«заря обновленногобудущего», ониготовы восприниматьновую жизнь.
Итак, образ Петербургав романе Достоевского«Преступлениеи наказание»символичен.Он является, с одной стороны, социальнымфоном, на которомразворачиваютсясобытия романа, с другой — самявляется действующимлицом, соучастникомстрашногопоступкаРаскольникова, а также и егораскаяния, возвращенияв мир людей.