Реферат по предмету "Иностранные языки"


ПА Кропоткин

КропоткинПетр Алексеевич(1842-1921)являлся потомкомРюриковичейи гетманаСулимы.Воспитаниеи становлениеакак человекаи как революционерапроисходилов предреформеннуюэпоху, насыщеннуюважнейшимисоциальнымии политическимипеременами.Имя П.А.Кропоткина ассоциируется в нашем сознании преждевсего с отечественныманархизмом, возникшимв недрах революционного народничества.Действительно, в 1876 году, после смертиМ.А.Бакунина, именноон стал признаннымтеоретикоми пропагандистоманархии.Однакомногогранностьи незаурядность личностиП.А.Кропоткинане могут бытьсведены толькок этой сторонеего деятельности.Онплодотворноработал вомногих направлениях.Политикаи история, социологияи философия, географияи этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, блестящаяпублицистика, проблемыобразованияи воспитания, историянауки и политэкономия- вот далеко не полный перечень предметов, в развитиекоторых он такили иначе внессвой позитивныйвклад, ставшийдостояниемчеловеческойкультуры.
Природащедро одарилаП.А.Кропоткинанедюхиннымумом и редкостнымтрудолюьием, способнымиреализоваться в любой области человеческойдеятельности, ноодновременно она одарила его и чрезвычайночутким и отзывчивымсердцем, котороеневыносилоразладамежду личнымблагополучиеми несправедливостьюи злом окружавшимиего.Именно этотнравственныйразлад душизаставил его отказатьсясначала отудачной военной, апотом и научной карьерыи отдать всесилы и талантделу борьбыс существующимобщественнымзлом — делу, котороене сулило лично для него ничего, кроменевзгод илишений, посколькуэтим выбором он ставил себяв конфронтациюс власть придержащими.
Семейнаяобстановкакак бы специальносоздала контраст впечатленийи наблюдений для любознательного и пытливого ума П.А.Кропоткина.Содной стороны- жизнь крепостныхи дворовых, с другой- жизнь родственникови друзей семьи, многочисленными нитямисвязанных свысшим обществоми императорскимдвором. Богатейшийсоциальноэмпирический материал, который накапливаетя памятьюребенка, отрока, юноши, зрелогочеловека, плюсогромная тягак знаниям, неудовлетворенностьобязательными образовательнымипрограммамиПажескогокорпуса, особеннопо гуманитарным дисциплинам, всеэто формировалоособый склад характера и строй мышленияП.А.Кропоткина.Кругего bинтересовбыл весьмаширок и разнообразен, хотяпервоначальнои достаточно хаотичен|философияи этика, литература и искусство, социология и политэкономия, естественныенауки и энакомство с запрещенной литературой(статьями журналов «Колокол»,«Полярная звезда», работами Н.Г.Чернышевского, Н.В.Шелгуноваи др.).
В1862 году П.А.Кропоткинотъезжает навоенную службув Сибирь.Службатам многое далаему для осознанияреакцbионнойсущностисамодержавия.Послевосстанияпольских каторжанв 1866 годуПетр и его братАлександррасстались с военной службой.Ни тотни другой неучаствовалии не согласилисьбы участвовать в подавлениивосстания.
Осенью1867 года П.А.Кропоткинпоступает на физико-математическийфакультетПетербургскогоунbиверситетаи одновременнона работув статистическийкомитет министерствавнутреннихдел, которым руководbил крупный ученый-географ и путешественник П.П.Семенов-Тян-Шанский.Имя П.А.Кропоткина стало известно в научноммире, он — членРусского географического общества, награждензолотой медальюза отчет обОлекминско-итемскойэкспедициии т.д.Но «разъедающеепротиворечие»окружающегомира заставилоего отказатьсяот научнойдеятельности.
Впринципе навопрос «Чтоделать?» к этомувремени у негоуже былответ. Поэтомупоездка в Швейцариюв 1872 году, знакомствос социалистическойпрессой, с людьмикоторые посвятилисебя борьбе заосуществлениесвоего социалистическогоидеала, с интеллигентамии с рабочимипослужилитолчком к принятию окончательного решения.«Ониборются.Мы им нужны, наши знания, наши силы им необходимы- я буду с ними».
Какимдолжно бытьобщество, вкотором нравственные ценности индивидане вступалибы в противоречиес его организацией, икаковадолжна бытьэта организация? П.А.Кропоткинотдал предпочтениеанархизьму, хотятогда и теперьс именем анархизьмасвязаномножествопредрассудков.Новысший нравственный идеал справедливогообщества требовалсоответствующейвысоты нравственногоуровня егоадептов, преждевсего в личных взаимооотнощениях, ввопросах, связанныхс теоретическойразработкойидеала, стратегиии тактики егоосуществления.Анархизмрассматривалсяим как логическийитог тех либеральныхполитическихи этических учений, которыеисходили изпринципа предельной минимизации функциигосударстваи увеличении(расширении)автономиинравственнойличности.
Обобщениеопыта буржуазныхреволюцийсоздало определенноенегативноеотношение кполитическимаспектам революциии породилоестественныйкрен к анархизму.ричемустами М.Бакунина русскийанархизм дополнилидеи европейскогоанархизма двумямоментами, которые, собственно, и сблизили анархизм с социалbbbизмом.Этоидея коллективнойсобственностина орудия и средства производстваи положениео том, что осуществить анархbию можно толькос помощью социальной революции, т.е. непосредственного решениявопроса особственностив пользу народа.
ПередП.А.Кропоткинымстояла та жезадача, что иперед К.Марксом: датьнаучное обоснованиесоциалистического идеала.Но шли оник этому разнымипутями: К.Марксстроил своюконцепцию наосновеанализа тенденцийсовременногоему общественногопроизводстваи форм классовойборьбы; П.А.Кропоткинстремился найти ответына те же вопросы, исходяиз изученияглавным образомприродычеловека иэволюции егообщественныхформ. И тот и другой исходилииз различныхформ материалистического созерцания, оба высокооценивали рольнауки в в исследованииобщества и, посуществу, пришли к сходнымвыводам. Но приэтом К.Маркс считал, чтодля коммунистическогообщества необходим и более высокий уровеньпроизводительныхсил, и болеевысокий уровень этической иобщей культурычеловека.Отсюдаон выводилнеобходимостьгосударствадля проведениясоцальныхпреобразований, их защиты, установлениядиктатурыпролетариатадля переходногопериода, которому определялис сугубо гуманистические функции: создание производства, максимальноудовлетворяющего потребности человека, условийдля его духовногои нравственногоразвития.
П.А.Кропоткин, напротив, полагал, чтосоциальный и нравственныйпотенциалчеловека вполнедостаточендля того, чтобы после революцииначать созиданиекоммунистическогобезгосударственногообщества наоснове союза сельскохозяйственных общин, производственныхартелей и ассоциацийлюдей по интересам, а в силу сложившихсяхозяйственных, торговыхи культурных связей такой союз, помнению Кропоткина, снеизбежностьюдолжен был бы вступатьв сношения сдругими союзами, объединяяэтими связями все человечество.
Сутьразногласийзаключаласьв пониманиине конечной цели, а путейее достижения.
Многиеидеи П.А.Кропоткиназвучат ныневесьма актуально.Пройдясуровый и поройтрагическийпуть, мы сейчас, посуществу, возвращаемсяк идее о местном самоуправлении, местной иницbиативе, о минимизации централистских функций государства, которые связаныс хозяйственной, социальной, культурной и национальной жизньюотдельныхлюдей, территориальныхи нацbиональных общностей, трудовых коллективов предприятий, учреждений, строек и т.д.Причемон был весьмадалек от идеирегиональной замкнутости, экономическогои национальногоэгоизма.«Самаистория нашего времени,-писалон,-не доказываетли, что дух федеративных союзовуже представляетотличительную черту современности? Если толькогде-нибудь Государство дезорганизуется по какой-либо причине, если толькоего гнет ослабеваетгде-либо, — и сейчас женачинаютобразовыватьсясоюзы, вызванные естественными потребностямиотдельныхобластей...»
ЭтикаКропоткинане являетсянекоей самостоятельнойдисциплиной, трактующейспецифическийпредмет нравственныхотношений, онаесть одновре менно концепция общества, его становления и прогресса.Неслучайно поэтомутакие важнейшиепоняятия его социологии, как «взаимопомощь»,«справедливость»,«солидарность», несутв себе значительнуюнагрузку.
Основнымимпульсом к постановке проблем этики, ее научному обоснованиюи пониманиюпрогрессапослужили для П.А.Кропоткина конечноже задачи обоснованияанархистского идеала-прогрессивнойобщественнойсистемы, одновременноисходящей из нравственнойприроды чедовекаи создающейусловия дляего нравственного развития.ОднакоП.А.Кропоткинабеспокоилото, что глубоко научноедарвиовскоеучение об эволюцииживотногомира, во первых, интерпретировалосьлишь как концепцияборьбы за существование(и игнорировалась идея об инстинкте общительности), позволяющяя «научно»обосноватьправоерностьэгоизмаи аморализма в жизни общества: во-вторыхтакая трактовка теории Ч.Давина позволяло возродить идеисверъустественного внеприродного происхождения нравственности.Кольскоро природнуюоснову человека составляет борьбавсех противвсе, то внушитьчеловеу нравственные чувства можеттолько высшеесущуство — Бог.
Немогли не тревожитьег и аналгичныетенденции и в самом анархизме, особеннов его индивидуалистическомнаправлении, вкотором происходил своеобразный симбиоз реанимированных идей М.Штирнераоб абсолютной, ничемне ограниченнойсвобдеиндивида и Ф.Ницшео сверхчеловеке, свободномот каких-либоморальных норм.
Марксистскаяконцепцияборьбы классовтакже не вызывавласочувствияу П.А.Кропоткина.Онполагал, чтои она являетсясвоеобразнойинтерпретациейаврви: новскойконцепцииборьбы за существование.
Словом, существовалцелый комплекспричин, побудившихего занятьсяпроблемамиэтики, и главнаяиз них- необходимость ответитьна вопрос: кудаведет человечествонравственноечувство — квырождениючеловеческогорода и господствуслабых или кпозитивным, желательнымпоследствиям?
П.А.Кропоткиныь была написана целая серия работ, которые впоследствии составили книгу «Взаимопомощ как фактор эволюции».Вней он развивали обоснвывал фундаментальную для своейсоциологиии этики категорию взаимопомощи.Подтверждение своимидеям он нашелу Ч.Дарвина вработе «Происхождение человека».
Взаимопомощкак инстинкт общительности возникла, по мнению П.А.кропоткина, естественнымпутем из опытажизни общественных животныхи человека.Этотинстинкт неоьтменяетзакона борьбыза существование, нопозволяетпонять ее вболеешироком и глубоком смысле; не отрицаямежвидвойборьбы, он помогаетживотным внутривида, используявзаимную поддержкув борьбе снеблагоприятнымиобстоятельствамижизни и внешними врагами, достигать более ощутимыхрезультатовв развитии вида.Одновременно, считал он, взаимопомощьсодействоваласмягчениювнутри видовоборьбы, выработкепривычек, нравов, обычаеви традиций, которые- особенно человеку- позволялисоздаватьразличные формыобщежития, соответствующиеместу, родузанятий и историческому времени.К таким прогрессивнымформам эволюциичеловеческогообщежития он относилрод, общину, средневекоковыецехи, гильдиии вольные города, авболее позднеевремя — различныестраховые, научныу, культурныесообщества, кооперацию и, естественно, будущее общество — коммуну.
Принципобщительности, или как он егоназывал, «закон взаимопомощи», выработанныйв ходе эволюции природы, стал основой появлениятаких зачатков нравственности, как чувства долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования.Поэтомуприрода считал П.А.Кропоткин, может быть названа первымучителем этики, источникомнравственногоначала в в человеке.«Общественныйинстинкт, прирожденныйчеловеку каки всем общественнымживотным,- вотисточник всехэтических понятий и всегопоследующегоразвитиянравственности».Взаимопомощьвыступает, такимобразом, первым, исходным, и в то же время природным принципомнравственности.Егоразвитие иусложнение в процессе эволюциичеловеческогообщества, помнению П.А.Кропоткина, связанос постепеннойвыработкойвторого основногопонятия этики- справедливости, котораяодновременно выступает как требование равноправияи равноценностивсех членовобщества.
П.А.Кропоткинвысоко оценивалразработкуэтой идеи П.Ж.Прудоном, ноПрудон считалсправедливостьвысшей идеей, задающей порядокмиру наподобиемира идей Платона.Кропоткин стремился и понятиесправедливостинайти в истории эволюции человеческого общества.Ондаже высказывалпредположение, что, возможно, справедливостьвытекает изсвоеобразияфизиологическихсвойств нашегомышления.Впрочем, считая этотвопрос спорным, он подчеркивалважность того, чтосправедливостьсоставляетосновное понятиеэтики, посколькуне может бытьнравственности«буз равного отношенияко всеь, т.е. безсправедливости».
Требованиесправедливости- требованиеодновременнои нравственное, и социальное, и экономическое, поскольку предполагаетравенство людейво всех этихобластях.Поэтомуон и не мог согласитьсяс утверждениямио «справедливости»отношений капиталистаи рабочего, помещика икрестьянина, называя ихсофизмамиумозрительнойэтики.Без признаниясправедливости«общественнаянравственностьостанется тем,- писал П.А.Кропоткин,- что онапредставляеттеперь, т.е.лицемерием.Иэто лицемерие будет поддерживатьту двойственность, которой пропитана современная личнаянравственность».Науровне деклараций- «свобода, равенство, братство», ана уровне реальнойжизни — угнетение, неравенство, эксплуатация.
Справедливость, являясь важнейшей составной частью нравственности, по мнениюП.А.Кропоткина, еще не дает всей нравственности.Еетретьей составнойчастью выступаетто, что он условноназывал готовностьюк самопожертвованию, великодушием.По духуэтот принципчрезвычайноблизок собственной нравственной концепцииП.А.Кропоткина, его нравственномувыбору.
Конечно, последнийпринцип этики П.А.Кропоткина — это не толькособственный, теоретическиобобщеннныйнравственный опыт автораи его товарищейпо революционнойборьбе.Этоскорее принципэтики будущегообщества.И неслучайно он подчеркивал, что именнос этого принципа начинается действительная нравственностьчеловека.
Резюмируяв кратце этические взгляды П.А.Кропоткина, надо подчеркнуть, что суть инстинктаобщительности, принципа взаимопомощи, лежащего воснове нравственности, заключаетсяв следующем: человек «считаетдобром то, чтополезно обществу, в которомон живет, и зломто, что вредноэтому обществу».
Дальнейшимразвитием этогопринципа является понятие справедливости, смысл которогоможно выразить следующим образом: еслия не хочу, чтобыменя грабили, убивали, обманывали, эксплуатировали, то я и сам обязуюсьне делать тогоже.Равенство, помнению П, А, Кропоткина, и есть синоним справедливости, а и планесоциальном- синониманархизма-коммунизма.Равенство- это одновременнои уважение кличности, к еесвободе, к полноте ее сущесвованияи развития.
Однакоистиннаянравственностьпо мнениюП.А.Кропоткина, начинаетсятогда, когдачеловек, чувствуяв себе силу, энергию, избытокума и воли, начинаетдействоватьна благообществаи людей, не задумываясьнад тем, получитон за это воздаяние или нет.Онназывает этоттретий принцип самопожертвованием, считая егоистинным принципомнравственностибудущего общества.Именно ондает жизнинаибоьшую сумму счастья, полноту ее проявления.Этимпринципом, ставшим знаменемжизни самогоП.А.Кропоткина, они заканчиваетсвою этическуюконцепцию.
Вней — колоссальнаяработа мысли, обобщение многовекового опытаразвития этическойтеории и нравственнойпрактики, позволяющихавтору дать свою оригинальную концепцию этики.Этика П.А.Кропоткина- это этикаконсолидации общественного, этика, позволяющаяиндивидумаксимальнои полно реализоватьсвой потенциал.Оналишена нормативныхтребованийи санкций, апросто говоритчеловеку, чтообщество и егонравственностьсуть продуктыэволюции природыи самого человека и что соблюдение этой нравственности, действия всоответствиии с ней есть не что иное, как следованиесвоей собственной человеческой природе, законамее прогрессивногоразвития.нравственностьвозникла из практикивзаимосвязии солидарнойдеятельностилюдей, и ее основноепредназначение- развивать исовершенствоватьэту человеческуюсмолидарность.
Вэтом и заключаетсянепреходящая гуманистическая ценность этическихидей П.А.Кропоткина.Ине случайно сегодня, в наше сложноеи подчас трагическоевремя мы все чаще обращаемся к сознаниючеловека, кнравственности, к ее ценностям, справедливонадеясь на нее, как на ту естественнуюдуховную силу, котораяспособна помочьудержать обществоот разрушенияи хаоса.И этикиП.А.Кропоткина- отнюдь не лишнийаргумент в сохранении социальногомира.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :