МосковскийПедагогическийГосударственныйУниверситет
ОБРАЗРОССИИ В ПОЭМЕД.Г.БАЙРОНА«ДОНЖУАН»
/>
Выполниластудентка IIкурса
Филологическогофакультета
заочногоотделения
МакароваМария
-2003-
Образдороги в мировойлитературене раз становилсяключевым образомв раскрытиимножествапоставленныхзадач. Кто можетувидеть и рассказатьбольше, чемпутешественник? Мотив странствия– это одна изсамых яркихтрадиций влитературе, которая служитсозданию целостнойкартины жизни.Когда жанрромана толькозарождался, когда еще неоткрылся интереск изображениювнутреннегомира человека, главным героемчасто становилсяименно путешественник.
Сразвитиемлитературымотив дорогиначинает выполнятьболее сложныезадачи, онспособствуетраскрытиючеловеческиххарактеров, нравственно-философскихи социально-бытовыхпроблем. Местныеявления приобретаютхарактеробщечеловеческих.Картины действительностипредполагаютне менее глубокийанализ, чемсистема образов, конфликты ифилософскиеразмышленияавтора.
Байронхотел датьобзор современногомира и прибегнулк самому подходящемудля того художественномуприему. Егогерой – странник, который к томуже является«вечным образом»в мировой литературеи не требуетподробнойхарактеристики. Автору достаточноназвать егоимя и пойтивслед за нимхоть на крайсвета.
Идяза своим героем, Байрон «беретна анализ»многие явлениясовременнойжизни, которые, пройдя, каксветовой луч, через внутреннее«Я» поэта, распадаютсяна широкийпроблематическийспектр. Авторскийвзгляд являетсяединственными главным проводникомчитателя. ФилософияБайрона заложенав основном влирическихотступлениях, в даваемыхавтором характеристикахи описаниях, которые вплетаютсяв сюжетнуюлинию.
ОбразРоссии в поэме«Дон Жуан», каки образы Испании, Турции, Англии, прежде всего, представленотдельнымилицами и имеетважное идейноезначение впроизведении.В эпоху Байронавзгляд всейзападной Европыобратился кРоссийскойИмперии, котораяво второй половинеXVIII– начале XIXвеков началабыстрыми темпаминабирать оборотыв международныхотношениях.Связь с известнымифранцузскимипросветителями, в которой российскаякорона искаласпособов достижениясвоих абсолютистскихцелей, развитыеторговые отношенияс Англией, успешныевойны с Османскойимперией, завоеваниеКрыма и выходк Черному морю, приобретениеФинляндии ввойне со Швециейи, наконец, победанад Наполеоном– все это укрепиломеждународныйавторитетРоссии и поставилоее в ряд великихевропейскихдержав.
Несмотряна это, байроновскаяРоссия предстаетперед намисовершеннов ином свете: за внешнеблистательнымивоенными достижениямискрываютсянизменныепотребности, животные инстинктыв среде гвардейцеви казачества, унизительныепридворныеотношения, рабское положениенарода. Байронпридает огромноезначение такимчеловеческимценностям, какум, свобода, справедливость.Здесь проявляютсяи его личныекачества, и товлияние, котороеоказала на всюЕвропу Великаяфранцузскаяреволюция, проходившаяпод просветительскимлозунгом «свободы, равенства ибратства».Автор не раздает понять, что он противзавоевательныхвойн, и признаеттолько борьбуза освобождение.
Седьмаяи восьмая песнипоэмы почтицеликом посвященывоенному сражениюрусских и турецкихвойск. Взятиетурецкой крепостиИзмаил, котороепроисходилов 1790 г., поэт описываетв мельчайшихподробностях, но по законамхудожественноготворчества. ОсобенностьБайрона-художникав том, что онне стремилсядать исчерпывающиеи достоверныеисторическиехарактеристики, а хотел раскрытьживой смыслявления, посмотретьна него с нравственнойпозиции. Этапозиция определяети ход битвы, иповедениевоюющих, и характерылюдей.
ОбразСуворова, великогорусского полководца, прославившеговоенное искусство, представленочень субъективно, без приведениякаких-либоточных фактическихили биографическихсведений. Авторвыделяет в немне только военныйталант, но иотсутствиечеловечногоначала, полноеравнодушиек количествужертв. Крометого, все егочерты поэтокарикатуривает, он называетСуворова «двуликойособью», «полудемоном,«героем и шутом», который «передштурмом был– в мундиреарлекин». Несмотряна его военныедостижения, Байрон видитв нем марионеткув руках самодержавия.Характеристикаполководцадана черезпризму авторскоговзгляда, которыйнаправлен непротив каких-толичных качествэтого человека, а против искаженныхгосударствомценностей:
…Идем: зовет война
Подкрепость гордую, что с твердостьюдостойной
Стоитеще, со всехсторон осаждена
Суворовым(у нас – Сьюарру).Он, воюя,
Каколдермен, — мозги, кровь обожалпарную.
(Песньседьмая, строфа8)
Кровожадностьимеет здесьобразное значение.Поэт приравниваетк ней корыстныеинтересы, погонюза славой инаградами, оцениваемымивыше человеческойжизни. Сценызверской жестокости, которые являютсярезультатомэтих интересов, подчеркиваютгуманистическийпафос поэмы.
Темавойны появиласьеще в «ПаломничествеЧайльд Гарольда», но здесь онаприобретаетболее широкоезначение. Личноебайроновскоевосприятиевойны в поэме«Дон Жуан»нашло блестящеесвое выражение.«Человек, осушивший хотябы одну слезу, более заслуживаетчестной славы, чем тот, ктопроливает целыеморя крови...»- говорил поэт.Байрон стремилсяразрушитьложную героикувойны, ее мнимуюторжественность, передать всеуродливые чертыэтого явления.Цель войны –это убийство, орудие ее –обман и жестокость, все, что вершитсяна войне — грех.Не случайнопоэт, перефразируяслова Евангелия, противопоставляетволю человекаволе Бога:
Богрек: «Да будетсвет». И быстьон. Человек
Сказал:«Да будет кровь».И крови льютсяреки.
(Песньседьмая, строфа41)
Вождьобучал бойцовпо лестницамвзбираться
(Ноне иаковским), учил во рвыспускаться…
(Песньседьмая, строфа52)
КромеСуворова поэтвводит ещеодного видногодеятеля, верногорусскому оружию, Потемкина. Этотчеловек тожеизображениронически, еще и потому, что был однимиз фаворитоврусской императрицы:
Отнесваренияон умер, пищейсладкой
Объевшись,- и лежал у придорожныхлип,
Стяжавпроклятиястраны, имразоренной,-
Каксаранча, чтомрет на нивеобнаженной.
(Песньседьмая, строфа36)
Тобыл Потемкин,- муж, великийв те года,
Когдавеличие убийствоми развратом
Стяжалось.Если честь намтитул и звезда
Дают,- он славен был, и был вдвойнебогатым.
Саженныйрост его доставилбез труда
Емувнимание царицы…
(Песньседьмая, строфа37)
Еслио Суворове поэтдалее говорит, что он превзошелЧингизханаи Тамерланасвоими кровавымиаппетитами, а значит хотябы поэтомудостоин бытьвеликим, то оПотемкине, который былглавнокомандующимармии в русско-турецкойвойне 1787 – 1791 гг., ничего подобногомы не услышим:«Он славой лишьхотел упиться, проблистав».Не трудно догадатьсяздесь, что военныеуспехи Потемкинаавтор оцениваетниже, чем еголичные заслугиперед императрицей.
ПодробнуюхарактеристикуЕкатерины IIмы встречаемуже в девятойпесни, когдаЖуан прибылк императорскомудвору с депешейот Суворова.Об этой женщинеБайрон отзываетсяеще менее лестно, чем о русскихвоенных деятелях, которые вынужденыей подчиняться, убивать и грабитьради нее одной.
Носначала поэтприводит некоторыехарактерныеописания тойстраны, в которуюнаправляетсяего герой:
Героймой (он и ваш,- вполне уверенв том!)
Мнойброшен на пути, несущимся, каклава,
Встолицу мужиков, отесанныхПетром,
Носмелых более, чем умных. Ихдержава
Теперьвесьма в чести, ей все кадяткругом,
Ейсам Вольтерпольстил, чтомне досадно, право…
(Песньдевятая, строфа23)
Байронпренебрежительно-ироническимтоном говорито России, в которойлюди, «отесанные», как бревна, больше приспособленык бою, к владениюоружием, чемк мыслительнойдеятельности.В этих строкахчувствуетсяскептическоеотношение поэтак русской культуре, которая неможет развиватьсяполноценнов стране, гдечеловек имеет«прикладное»значение, гдедля него отсутствуетне только свободаслова, но и свободамысли. Байронхорошо знаетцену последней, и в качествеглавного ееврага видитдеспотию. Тиранпорождаетлизоблюда, подхалима («Нохудшие враги– тиран и подхалим…»), который подстрахом насилиявынужден обманомприкрыватьсвои мысли.
Намекна перепискуЕкатерины IIс известнымпросветителеми досада авторапо этому поводусвидетельствуюто том, что просветительскаяидеология, несмотря наотрицание ееромантиками, была близкаБайрону. СоветыВольтера и егоединомышленниковдля Россииоказалисьнапрасными, так как послефранцузскойреволюции«просвещенный»абсолютизмЕкатерины II, грозившийсвержениемсамодержавия, резко обернулсяреакционнойвнутреннейполитикой.Пониманиеглавных идейпросвещения– «свободы, равенства ибратства» непошло дальшезакрепленияправ и привилегийкаждого сословияв рамках самодержавноймонархии.
ДеспотическаяРоссия, гдемиллионы людей– рабы, где прихотьимператрицы– уже закон, незаслуживаетникаких авторскихпохвал. Видябеспредельностьвласти и бесправиенарода, поэтпревращаетсвое «свободное»слово в оружиепротив любойформы человеческойзависимости:
Яи народу льститьне стану никогда;
………………………………………..
Мненужен человек, кого бы не могли
Давитьни вы, ни я, ничернь, ни короли.
(Песньдевятая, строфа25)
Впеснях поэмы, где говоритсяо взятии Измаила, Байрон, называярусский народвеликим, противопоставляетего царице-крепостнице,«глядевшейна войну, какна петушийбой». Но ни ввыдающемсяполководцеСуворове, нив выдающемсяфаворите Потемкине, целиком зависимыхот настроенияимператрицы, Байрон не видитнесчастныхжертв абсолютистскогорежима. Рабство, подчинение– это такие жепороки, как идеспотизм, которые достойны«шакала», а нечеловека. Поэтпризывает кборьбе за свободу, он сравниваетсети рабствас сетями паука, которые прижелании можнолегко порвать:
Взмахнискорей рукой, смахни тенетаэти!
Безних паучий яди жала нестрашны.
Народ! Любой народ, какой лишь естьна свете,
Немедли! Выпрямись, сорви их состены!
(Песньдевятая, строфа28)
** *
Примечательно, что автор, изображаяРоссию, почтине дает внешнихее описаний:«Но описаниямне уделю и фразу:// «Заметок путевых»тьма развеласьу нас» (Песньдевятая, строфа42). Тем не менее, даже в тех немногиххарактеристиках, которые мывстречаем, естьнеточности.Пушкин писалпо этому поводу:«Байрон говорил, что никогдане возьметсяописыватьстрану, которойне видал бысобственнымиглазами. Однакож в «Дон Жуане»описывает онРоссию, затоприметны некоторыепогрешностипротиву местности.Например, онговорит о грязиулиц Измаила; Дон Жуан отправляетсяв Петербургв кибитке, беспокойнойповозке безрессор, по дурнойкаменистойдороге.Измаил взятбыл зимою, вжестокий мороз.На улицахнеприятельскиетрупы прикрытыбыли снегом, и победительехал по ним, удивляясьопрятностигорода: «Помилуйбог, как чисто!..».Зимняя кибиткане беспокойна, а зимняя дорогане камениста.Есть и другиеошибки, болееважные. Байронмного читали расспрашивало России. Он, кажется, любилее и хорошознал ее новейшуюисторию. В своихпоэмах он частоговорит о России, о наших обычаях…»
Байрону, не видевшемуРоссии и знавшемуо ней толькоиз книг и рассказовдругих людей, похоже, не стольважно былопредоставитьпейзажныезарисовки, сколь обратитьвнимание на нравы людейв этой стране.Едкая байроновскаясатира в образахрусской императрицыи ее фаворитов, в описанияхпетербургскойпридворнойэлиты нашлаширокую отдушину.
Фаворитизмв России появилсяеще во второйчетверти XVIIIвека, когда попетровскомууказу о престолонаследииженщины получилиправо на царствование.Но ни однапредшественницаЕкатерины II(Анна Иоанновна, ЕлизаветаПетровна) неможет сравнитьсяс ней по количествуфаворитов:
Екатериныблеск, той самой, что царицей
Былавеликою и заодноблудницей.
(Песньшестая, строфа92)
Создаваяобраз Екатерины, Байрон постоянновозвращаетсяк теме фаворитизма, как самогоуродливогоявления абсолютноймонархии.
/>
Поэт высмеивает в Екатерине женское начало, страсть к мужчи-нам, которая доминирует в ряду всех ее правительственных пол-номочий. Автор в скобках заме-чает, что женственность «состав-ляла не меньше двух третей великой единицы», показывая тем самым комичное несоответствие в ней внешнего облика, статуса в государстве и внутренних запро-сов. Не случайно он называет ее «дряхлеющей», «дородной», «ста-рушкой», годной Жуану в матери. Авторская ирония в связи с этой несообразностью удачно прозву-чала в 24 строфе песни десятой: