Н.С.Гумилёв не смог принять переломы революционного времени, не смог найти окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не отразиться в его произведениях. Одним из них является стихотворение «Заблудившийся трамвай»
Поначалу его название вызывает недоумение – разве может трамвай заблудиться? Бессмысленно, конечно, пытаться найти некое логическое объяснение этому, но можно попытаться понять, что автор вкладывает в эти слова.
На мой взгляд, заблудившийся трамвай символизирует революцию. Однозначно, результатов, достигнутых в Европе, не будет, нет прецедента в «бездне времён» для России, но и обратного пути тоже нет. «Поздно» — говорит лирически герой, вагон уже не остановить.
И в «Индию Духа» — символ столь желанного и столь недосягаемого гармоничного мира – билет уже не купить. Трамвай едет своей, неведомой лирическому герою дорой, оставляя за собой груды «мёртвых голов». Не останавливается он и у дома Машеньки, воплощения всего исконно русского, воплощения дореволюционной России, да и что останавливаться – ей дом пуст, нет её больше. «Может ли быть, что ты умерла!» – восклицает герой. Он не хочет верить в то, что ничего уже не вернуть, и будет служить молебен о здравии девушки.
Мог ли знать лирический герой, что будет конечным результатом этого хаотичного рокового движения? Думаю, нет, да и мы, столько лет спустя, едва ли способны точно ответить, куда привёз всех нас «заблудившийся трамвай»