Реферат по предмету "Иностранные языки"


Искания веры в повести ЛАндреева Жизнь Василия Фивейского

Исканияверы в повестиЛ.Андреева«Жизнь ВасилияФивейского»
НичипоровИ. Б.
Духовная неполнотарелигиозногочувства главногогероя былаотмечена ещеД.Мережковским, который указална его стремлениес помощью чудакомпенсироватьвакуум веры:«Мы о вере о.Василияслышим, но верыего не видим…Бог посылаетверующим всежитейские благаи охраняет ихот всех житейскихбед; пока Богэто делает, есть вера, аперестал – ивере конец»[i].Позднейшимиинтерпретаторамиповести справедливоподчеркивалсяинтерес авторак «границами тупикамчеловеческойверы»[ii], однакос немалой долейкатегоричностивыдвигалисьтезисы о том, что «экзальтированнаявера священникавытесняет изего восприятияреальнуюмногогранностьжизни»[iii], о том, что «писательделает попыткупоказать крушениеверы о.Василиякак ступенькук какой-тодейственнойжизненнойфилософии»[iv], что, «отвергнувБога как мнимуюопору, Андрееввзыскует кответу самогочеловека»[v], при этом «попыткио.Василия найтипрочную веруи вести праведнуюжизнь» поройоднозначнооценивалиськак «бесплодные»[vi].Во многих обращенныхк повестиисследованияхтрадиционноне прослеживаетсясамо развитиемотива веры, не выявляютсяразнонаправленностьи аксиологическаянеоднородностьэтих исканий, что неизбежноведет к упрощеннымвыводам. Зачастуюне принимаетсяво вниманиесложное сопересечениеразличных типовверы и подходовк ней – вовсене только уодного о.Василия.Представляетинтерес и то, как нравственно-религиозныепоиски воплотилисьв образноммире, поэтикепроизведения.
Уже в экспозиционнойчасти повествованияпроступаетавторскаяинтуиция обантиномизмеверы. Просветленноеизображение«торжественнойи простой», донекоторых поризбавляющейот тяготения«сурового рока»веры Фивейского– «как иереяи как человекас незлобивойдушой»[vii] – вскоресменяетсяпроникновениемв лабиринтыоцепенелой, скованнойотчаянием, ноне утраченнойдо конца верыпопадьи послегибели сына, когда она «всееще твердиламолитву всехнесчастныхматерей». Намеченнаяантиномияодухотворенныхвысот и тягостныхиспытанийземной человеческойверы раскроетсяв ключевыхобразах, лейтмотивахи сюжетныхперипетияхповести.
Сквозной вповествованиио центральномгерое становитсяситуация «одногона сцене», запечатлевающаяего прямоепредстояниеБогу и создающаяповышенноенапряжениесюжетногодействия. Переживаяеще свежуюдушевную ранупосле гибелисына, о.Василийдважды уединяетсяв поле и обращаетк Богу «громкие, отчетливыеслова»: «Я –верю». Экспрессивноевоссозданиеэпизода прямогоБогообщенияс использованиемрядов однородныхчленов («Угрозаи молитва, предостережениеи надежда былив нем») отвечаетавторскойустановке наскрупулезноеисследованиепарадоксальнонакладывающихсядруг на другаграней религиозногосознания, психологическихоттенков «этогомолитвенноговопля» с одновременнозвучащими внем безумием, вызовом, возражением, страстнымубеждением.Вера постигаетсяавтором и героемкак мощныйисточник душевнойэнергии дляпреодолениякатастрофическогомироощущенияи готовности«снова хворостинказа хворостинкойпринятьсявосстановлятьсвой разрушенныймуравейник».
Явленный разговорс Творцом влогике последующейэволюции о.Василиястановитсячастью еговнутреннегобытия, всемучительнееразрываемогопротиворечиеммежду жаждойверы и безотрадной«думой», «тяжелойи тугой». Динамичныеперечисленияпостепеннопереходят взамедляющиеи «утяжеляющие»ритм повествованиялексическиеи синтаксическиеповторы, которыеприоткрываютадские кругичеловеческойбогооставленности:«… так явственнобыла начертанаглубокая думана всех егодвижениях…И снова он думал– думал о Боге, и о людях, и отаинственныхсудьбах человеческойжизни». Переживаяновые потрясения, связанные срождениемидиота, пожароми гибелью попадьи, о.Василийпредпринимаетгероическуюпопытку укрепитьв себе веру вправоту ВысшегоПромысла вопрекивсему совершающемуся, что вновь выражаетсяситуацией«одного насцене»: « – Нет! Нет! – заговорилпоп громко ииспуганно. –Нет! Нет! Я верю.Ты прав. Я верю».В обрамляющихэту сцену авторскихпсихологическихкомментарияхвыявляетсянеизбывнаяслабость человеческихума и мыслиперед тем, чтобывместить в себяверу, не подкрепляемуюрациональнымиоснованиями.Этим подготавливаютсядерзновенноеотречениео.Василия освоего «я», отсобственногоиндивидуальноговоления, егостремлениеперейти отгордого «Я –верю» к сокрушенному«Верую»: «И свосторгомбеспредельнойуниженности, изгоняя из речисвоей самоеслово «я», сказал:– Верую! И сновамолился, безслов, без мыслей, молитвою всегосвоего смертноготела, в огне исмерти познавшегонеизъяснимуюблизость Бога».Подобныепревозмоганиедухом «тесныхоков своего«я»», прорывк «таинственнойжизни созерцания»возводят герояна небывалуюдуховную высоту, приближая еговеру к радостной, жертвеннойвере первыххристиан – вмоменты, когда«он верил –верою тех мучеников, что всходилина костер, какна радостноеложе, и умирали, славословя», когда священническиевозгласы вовремя службыон произносил«голосом, налитымслезами и радостью».Всеобщим злуи хаосу онпротивопоставляетЕвангельскоеСлово об исцеленииХристом слепогоу Силоамскойкупели, и этонаполняет егоновым вдохновениемверы: «– Зрячим, Вася, зрячим!– грозно крикнулпоп и, сорвавшисьс места, быстрозаходил покомнате. Потомостановилсяпосреди ее ивозопил: – Верую, Господи! Верую!».Однако композиционнопорывы к святойвере вырисовываютсяна фоне враждебной, зловеще хохочущейприроднойстихии со «свистоми злым шипениемметели и вязкими, глухими ударами», а могучий, казалось, голос повторяющегоХристовы Словасвященникаобразно уподобляетсятому, как «зоветблуждающихколокол, и вбессилии плачетего старый, надорванныйголос», и заглушается«неудержиморвущимсястранно-пустым, прыгающимхохотом идиота».
Впоследствиимучительноевоспоминаниео «колоколеи вьюге», «окаком-то весеннемсмехе» промелькнетв сознаниио.Василия вкульминационномэпизоде отпеванияпри попыткевоскрешенияумершего. Этикомпозиционныепараллелистановятсясредствомвыраженияотчаяннойавторскойинтуиции обобреченностичеловеческойверы и устремленийк Богу на поражениеперед игройсил вселенскогозла. Так дерзновеннаявера на вершиннойстадии своегоразвития неизбежноперерождается, по Андрееву, в радикальныйбунт человекапротив Творца.
Неразрешимымипротиворечиямипреисполненодуховно-нравственноепространствосцены несостоявшегосявоскрешения, которая запечатленачерез поэтикуоксюморонногоизображения.То «мятежноеи великое», чтозвучало ввосклицанияхсвященника(«Здесь нетмертвых!», «Тебеговорю, встань!»), смягчаетсяи «очеловечивается»его «светлойи благостнойулыбкой сожаленияк их невериюи страху». БунтарскоевопрошаниеБога («Так зачемже я верил? Такзачем же Ты далмне любовь клюдям и жалость– чтобы посмеятьсянадо мною?»)совершаетсяим «в позе гордогосмирения», аза мгновениедо бунта герой«весь блисталмощью безграничнойверы». Контрастноесовмещение«мощи веры»и трагическогопереживаниятого, как «всамых основахсвоих рушитсямир», не получаетв образном миреповести, вопрекивозможнойавторскойтенденции, какого-либооднозначногоразрешения– так же, какне имеет егов произведениии антиномиядвух типовверы: хрупкой, уязвимой, напоминающейо.Василию доверчивогок «человеческойблагости»цыпленка, – имогущественно-страстной, способнойвозвыситьпадшее человеческоеестество ипобудить егок искреннемуобращению: «Дабудет святаяволя Твоя».Именно внутренняяполяризованностьрелигиозногои художественногосознания авторапредопределилаотмечавшийсяисследователямиантиномизмжанровых иповествовательныхрешений впроизведении, где «летописно-житийнаяформа рассказао событиях»[viii]на содержательномуровне вступаетв противовесс «антижитийнойустановкой»[ix], направленнойна постижениекризиса веры.
Духовный путьо.Василияхудожественноосмысляетсяи на основе еголичностноговзаимодействияс прочимиперсонажами, с иными подходамик вере. Подобнаядиалогическаямодальностьизображениянамеченасоприкосновениемсознаний герояи автора, которыйведет речь «спозиций страстного«соучастникамировоззренческихпоисков героя, бескомпромиссногоискателя истины»[x].В плане речевойорганизацииэто обуславливает«включениемонологовперсонажейв авторскоеповествование…подчинениеречи героев, их поступкови внутреннегомира лирическойинтонации»[xi].Неслучайно, что одной изкульминацийв исканияхо.Василия становитсямомент, когдав совершенииТаинства исповедион открываетдля себя значимостьиных судеб, неповторимыхэкзистенцийи в то же времяуниверсальную«великую, всеразрешающуюправду» о Боге, интуицию о«вечно одинокой, вечно скорбнойчеловеческойжизни»; когдав его индивидуальнойкартине мира«вся землязаселиласьлюдьми, подобнымио.Василию».
Из более частныхсопоставленийв повести выделяетсяпараллелизммежду судьбамио.Василия ипопадьи в ихчаяниях обрестии сохранитьверу. Напряженныйритм рассказао страданияхнесчастнойженщины подчиненпередаче мучительныхколебаний междуобнадеживающейверой и крайнимотчаянием.Экспрессивнымипсихологическимиштрихами прорисованата мечта попадьио новом сыне, в которойчеловеческое, земное оказалосьвесомее Божественного.Чувствам о.Василия, сплавившим«и светлуюнадежду, и молитву, и безмерноеотчаяние великогопреступника», противопоставляетсяее сгорание«в безумнойнадежде», чтоактуализируетмотивы безумия,«вечно лгущейжизни», знаменующиеотдалениечеловека отБога и позднееперсонифицированныев «образеполуребенка, полузверя».Собственныестрадания отутраты истиннойверы умножаютзоркость попадьив отношениималоверия ивнутреннегоотступничествасупруга. В одномиз их мучительныхразговорово потерянномсыне ее поражаетстрашная догадка, как бы распахивающаяперед персонажамиметафизическуюбездну: «Ты…– попадьяостановиласьи со страхомотодвинуласьот мужа, – ты…в Бога не веришь.Вот что!». Этонеразрешимоев мировоззренческойсистеме Андреевабалансированиемежду хрупкойверой и всепроникающимотчаяниемвысвечиваетсяи в финале еесудьбы. Роковойпожар, в котором«сгорел одинтолько поповскийдом», обрываетпуть героиниименно на томэтапе, когда«всею силоюпережитыхстраданийповерила попадьяв новую жизнь…видела особенныйблеск его глаз…верила в егосилу… верила, что скоро перестанетпить совсем».В предсмертномразговоре сней о.Василиятрепетная верав Бога и отчаянныйужас от Егоблизости болезненнопереплелись, и силой священническогоозарения он«испытал неизъяснимуюи ужасную близостьБога … в голосеего звучаланепоколебимаяи страшнаявера».
Мучительныедуховные исканиясвященникаи его жены предстаютв повести нафоне тотальногооскудениянародной веры.Показательнафарисейская, предельнорассудочнаявера старостыИвана Порфирыча, который поклонилсякумиру собственныхблагополучияи удачливости,«считал себяблизким и нужнымБогу человеком…верил в это также крепко, каки в Бога, считалсебя избранникомсреди людей, был горд, самонадеяни постоянновесел». И в душахсвоих прихожан, исповедников– тех, кого онкак пастырьнастойчивопризывал напрямуюобращатьсяк Богу («Егопроси!») и ктов финале трусливопобежит изцеркви, – о.Василийподмечал терзавшиеи его самого«печаль несбывшихсянадежд, всюгоречь обманутойверы, всю пламеннуютоску беспредельногоодиночества».Если СеменМосягин, каявшийсялишь в «ничтожных»,«формальных»грехах, в простотевнутреннеотчаявшегосясердца говорито том, что «сталобыть, не заслужил»Божьей помощи, то кощунственная, профанирующаясамо Таинство«исповедь»насильникаи убийцы Трифоназаставляето.Василия забытьо сане и в исступлениивосклицать:«Где же твойБог? Зачем Оноставил тебя?».ерияи внутреннегоотступничествасупруга. В одномиз их мучительныхразговров опот
Болезненноесамоощущение«бессильнымслужителемвсемогущегоБога», порожденноепритуплениемподлинной, сыновней веры, распространяетсяу главногогероя на восприятиеприродногокосмоса, с которымон прозреваетродство в переживаниидуховнойповрежденностии маловерия: он «не верилв спокойствиезвезд; ему чудилось, что и оттуда, из этих отдаленныхмиров, несутсястоны, и крики, и глухие мольбыо пощаде».
В рассмотреннойповести Л.Андрееваотчетливее, чем во многихиных его произведениях, запечатлелисьтак и оставшиесяв финале незавершеннымиискания истиннойверы, котораямогла бы непросто примиритьчеловека скатастрофическимииспытаниямидействительности, но и приблизитьего к родственномуБогообщению.С художественнойсилой писательвывел личностьгероического, в значительноймере максималистскогосклада, котораяотвергаетутешающиеусловностии жаждет превозмочьсобственноемаловерие.Постижениепроблемы веры– в широкомспектре ееграней, светлыхи губительныхсторон – открылопуть к сопряжениюиндивидуальностисо вселенскимизакономерностямибытия, выступилоорганизующимцентром всегообразного мирапроизведенияи оказалосущественноевоздействиена его композиционныйстрой, ключевыелейтмотивы, художественныепространствои время, на системуперсонажейи доминирующиесредствапсихологическогоанализа. Список литературы
[i] МережковскийД.С. В обезьяньихлапах (о ЛеонидеАндрееве) //МережковскийД.С. В тихом омуте.Статьи и исследованияразных лет. М.,1991. С.21.
[ii] Бугров Б.С.Леонид Андреев.Проза и драматургия.В помощь преподавателям, старшеклассниками абитуриентам.М., 2000. С.43.
[iii] Там же. С.50.
[iv] ИезуитоваЛ.А. ТворчествоЛ.Андреева(1892 – 1906). Л., 1976. С.141.
[v] КолобаеваЛ.А. Концепцияличности врусской литературерубежа ХIХ – ХХвв. М., 1990. С.131.
[vi] Матюшкин А.В.Проблема верыв повестиЛ.Н.Андреева«Жизнь ВасилияФивейского»// Матюшкин А.В.Проблемыинтерпретациилитературногохудожественноготекста: учеб.пособие. Петрозаводск,2007. С.133.
[vii] Андреев Л.Повести и рассказы.Куйбышев, 1981.С.228. Далее текстЛ.Андрееваприводитсяпо данному изд.
[viii] Бугров Б.С.Указ. соч. С.52.
[ix] Матюшкин А.В.Указ. соч. С.133.
[x] Бугров Б.С. Указ.соч. С.54.
[xi] ИезуитоваЛ.А. Указ. соч.С.127.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Найдавніші пам’ятки писемної творчості
Реферат Abstract Of Bill Joy
Реферат Huck Finn Superstition Essay Research Paper Mark
Реферат Перехват методов COM интерфейсов
Реферат Дрого герцог Бретани
Реферат Adoption
Реферат «Создание условий для сохранения здоровья обучающихся» Мониторинг здоровья учащихся по возрастным группам и основным видам заболеваний, поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики) за последние 3 года
Реферат Отношения Соединенных Штатов Америки и Палестинской автономии с начала 90-х годов XX века по настоящее время
Реферат Джангир-ага
Реферат Transition Elements Essay Research Paper Transition Elements
Реферат Зигмунд Фрейд 1856-1939 основоположник психоанализа
Реферат Астраханский государственный университет кафедра юнеско российский гуманитарный научный фонд
Реферат Constitution Essay Research Paper A case for
Реферат История мировых цивилизаций
Реферат Осуд антигуманної сутності війни у творчості Генріха Белля