ДОБРОИ ЗЛО В РОМАНЕМ. БУЛГАКОВА«МАСТЕР И
МАРГАРИТА»
Покамолоды, сильны, бодры, не уставайтеделать добро…Если в жизниесть смысл ицель, то смыслэтот и цель.Вовсе не в нашемсчастье, а вчем-то, болееразумном ивеликом. Делайтедобро А.П. Чехов
Тема добра изла волноваламногих замечательныхписателей вовсе времена.Недаром Ф.М.Достоевскийписал в романе«Преступлениеи наказание»о том, что мыперестаемвидеть граньмежду хорошими плохим. Какже относилсяк этой теме М.Булгаков? Спустядвадцать пятьлет после егосмерти, где-тос серединышестидесятыхгодов началасьбурная публикацияпроизведенийэтого писателя.В течение всегонесколькихлет одно задругим в светвыходят такиепроизведения, как «Запискиюного врача»(1963 год), «Белаягвардия» (1966 год),«Мастер и Маргарита»(1966-1967 гг.). РоманамиБулгаковазачитывалисьпенсионерыи студенты, ученые и рабочие, многие цитировалиотрывки егопроизведенийнаизусть. СудьбаБулгаковаподтвердиланеожиданныйафоризм предсказанияВоланда о том, что «рукописине горят». Будтозаранее былопредсказано, что Михаил, родившийсяв Киеве в семьепреподавателядуховной академии, пройдет черезтакие испытаниеэпохи, черезвойны и революции, будет голодать, и бедствовать, станет драматургом, узнает вкусславы и гонения, а спустя четвертьвека вернетсяк нам своимикнигами.
«Доброи зло» — понятияфилософские.Понятия вечныеи неразделимые.И, пока живыдух и сознаниечеловека, онибудут боротьсядруг с другом.Добро будет«открываться»человеку, освещаяему путь к истине.Такую борьбуи представляетнам Булгаковв романе «Мастери Маргарита».Своеобразиеромана заключаетсяв том, что переднами представленыдва пластавремени. Одинсвязан с жизнью
Москвы.20-х годов двадцатоговека, другой- с жизнью ИисусаХриста.
Булгаковсоздал как бы«роман в романе», и оба эти романаобъединеныодной идеей- поиском истины.Булгаков создавалроман как историческии психологическидостовернуюкнигу о своемвремени и еголюдях, поэтомуроман стал длянас, русских, уникальнейшимдокументомтой эпохи. И вто же время, этот романобращен в будущее.Творческаямысль Булгаковакак бы опережалавремя. Естьдаже основаниепредположить, что автор малорассчитывална пониманиеи признаниеего романасовременниками.
В романе«Мастер и Маргарита»царят счастливаясвобода творческойфантазии иодновременнострогостькомпозиционногозамысла. Сатанаправит бал, авдохновенныйМастер, современникБулгакова, пишет свойбессмертныйроман. Там прокураторИудеи отправляетна казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуютвполне земныеграждане, населяющиеСадовые и Бронныеулицы 20-30 гг. нашеговека. Смех ипечаль, радостьи боль перемешанытам воедино, как в жизни, нов той высокойстепени концентрации, которая доступналишь сказке, поэме. «Мастери Маргарита»и есть лирико-философскаяпоэма в прозео любви и нравственномдолге, о бесчеловечностизла, 06 истинномтворчестве, которое всегдаявляется преодолениембесчеловечности, порывом к светуи добру.Перенесемсяв далекий Ершалаим, во дворец прокуратораИудеи ПонтияПилата. Передпрокураторомпредстал человек27 лет, обвиняемыйв подстрекательствек разрушениюершалаимскогохрама, у которогоруки «связаныза спиной, подлевым глазомсиняк». Звалиего Иешуа. Онне боится возражатьпрокуратору, у него свояжизненнаяфилософия:«Злых людейнет, есть людинесчастливые.Понтий сразуубедился вневиновностиарестанта, кроме того, онпонял, что Иешуаобладает загадочнойсилой, ведь онумеет лечить.Поэтому прокураторзадумал спастиэтого таинственногочеловека: объявитьего сумасшедшими выслать наостров в Средиземноеморе, туда, гденаходится егорезиденция.Однако осуществитьэту идею неудалось. Иудаиз Кариофа за30 серебряниковпредал Иешуа, представивпоказания, покоторым арестантаследовалонемедленноказнить. Да исам Иешуа незахотел отрекатьсяот истины. Онсчитал, что»всякая власть- насилие надлюдьми", что«настанет время, когда не будетни кесарей, нидругой власти.Человек перейдетв царство истины».
Итак, Иешуа казнен.Но почему жемучается ПонтийПилат? Иешуанес людям добро, у него был высокийуровень сознанияи чистая душа.Он, и только онотважилсясказать своеслово о добреи истине. Значит, душа его быласвободна. АмогуществоПонтия оказалосьмнимым. Он трус, он раб своейдолжности икарьеры. Онвсего лишьпешках рукахимператора.И хотя у ПонтияПилата быложелание спастиИешуа, однакопреступитьцепи рабствасвыше его сил.Где же победитель? Иешуа казнен, Понтий лишенпокоя. Но у Учителяостался ученик, продолжающийдело его, — ЛевийМатвей. Значитистина, свет, добро и правдавсе же победили.
События«Мастере иМаргарите»начинаются«однажды весной, в час
небываложаркого заката, в Москве, наПатриаршихпрудах». В столицепоявляютсяСатана и егосвита. Дьяволица, один из любимыхавторскихмотивов, здесь, в «Мастере иМаргарите», играет рольвполне реалистическуюи может служитьблистательнымпримеромгротеско-фантастического, сатирическогообнаженияпротиворечийЖивой действительности.Воланд грозойпроноситсянад булгаковскойМосквой, караяглумливостьи непорядочность.
Самаидея поместитьв Москву тридцатыхгодов князятьмы Воландаи его свиту, олицетворяющихте силы, которыене поддаютсяникаким законамлогики, былаглубоко новаторской.Воланд появилсяв Москве, чтобы«испытать»героев романа, воздать должноеМастеру и Маргарите, сохранившимверность другДругу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей.Суд над нимивершится непо законамдобра, они предстанутперед судомпреисподней.По мысли Булгакова, в сложившейсяситуации созлом следуетбороться силамизла, чтобывосстановитьсправедливость.
Вершителемправосудияв романе являетсяВоланд. Он судитжителей городапо совершеннымими поступкам.И самоуверенныйБерлиоз, иВаренуха-доносчик, и пьяница СтепаЛиходеев — всеполучают позаслугам. Новот в чем загадка: совершил лиВоланд благо? Конечно, оннаказывает, карает, творясправедливость,«он не совершаетни одного Плохогодеяния», но этожестоко, таккак Воландвершит правосудие, рассматриваяпоступки человека, а не самогочеловека и еговнутренниймир. На мой взгляд, от дел сатаныв городе ничегоне изменилоськ лучшему, таккакое же этоблаго? ВоландвозвращаетМастеру егороман о ПонтииПилате, которыйМастер сжегв приступестраха и малодушия.Миф о Пилатеи Иешуа, воссозданныйв книге Мастера, переноситчитателя вначальную эрудуховной цивилизациичеловечества, утверждая мысльо том, что противоборстводобра со злом- вечно, оно кроетсяв самих обстоятельствахжизни, в душечеловека, способнойна возвышенныепорывы и порабощеннойложными интересамисегодняшнегодня.
Фантастическийповорот делапозволяетписателю развернутьперед намицелую галереюперсонажейвесьма неприглядноговида, проведяаналогию ссамой жизнью.Внезапнаявстреча с нечистойсилой выворачиваетнаизнанкувидимость всехэтих берлиозов, лагунских, майгелей, НиканоровИвановичейи прочих. Сеансчерной магии, который Воландсо своими помощникамидает в столичномварьете, в буквальноми переносномсмысле «раздевает»некоторыхграждан иззала. В Москвеесть толькоодно заведение, где люди остаютсясамими собой- клиника Стравинского, сумасшедшийдом. Именно тамБездомныйизлечиваетсяот навязчивыхдогм Берлиоза, где он прозреваети становитсяпоследователеми ученикомМастера. Мастерв романе несмог одержатьпобеду. Сделавего победителем, Булгаков нарушилбы законыхудожественнойправды, изменилбы своем чувствуреализма. Норазве пессимизмомвеет от финальныхстраниц книги? Нет! На землеу Мастера осталсяученик и бессмертныйроман, которымсуждено продолжатьборьбу добрасо злом.
На мойвзгляд, М. Булгаковхотел показатьнам, что граньмежду
доброми злом, действительно, еле заметна: ведь не сразуосознаешь смыслпоступковВоланда и егосвиты. Да и вжизни, делаядобро, мы можеми не замечать, как наши поступкипорождают зло.«Мастер и Маргарита»- сложное произведение.О романе ужесказано много, а будет сказаноеще больше.Существуетмножествотолкованийзнаменитогоромана. О «Мастереи Маргарите»еще много будутдумать, многописать.
«Рукописине горят »,-произноситодин из героевромана. Булгаковпытался сжечьсвою рукопись, но это не принеслоему облегчения.
Романпродолжал жить.Мастер помнилего наизусть.Рукопись былавосстановлена.После смертиписателя онапришла к нами скорообрелачитателей вомногих странахмира. Ныне творчествоМихаила Булгаковаполучило заслуженноепризнание, стало неотъемлемойчастью нашейкультуры. Однакодалеко не всеосмысленои освоено. Читателямего романов, повестей, пьессуждено по-своемупонять еготворения иоткрыть новыеценности, таящиесяв глубинах.