Реферат по предмету "Иностранные языки"


Английский романтизм Восточная поэзия Джорджа Гордона Байрона

Министерствообщего и высшегообразованияРФ.
ЯкутскийГосударственныйУниверситетимени М.К.Аммосова.Факультетиностранныхязыков
Кафедраанглийскойфилологии

Курсоваяработа по зарубежнойлитературе
по теме:Английскийромантизм.В/>
осточнаяпоэзия ДжорджаГордона Байрона(1788 – 1824)
/>
/>



Выполнила: студентка 2курса
АО-214АнтоноваМ.В.
Проверил: Новиков В.А

Якутск 2002 г.
Содержание:

Немного о романтизме………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………4
Путешествие Байрона по Востоку (1809 – 1811)……………………………..5
Восточные поэмы Байрона (1813 – 1816)……………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………………20

Романтизм– направлениев европейскомискусстве 1-йполовины XIXв. Термин происходитот слова «роман»(«романами»в XVIIв. называлисочинения, написанныене на латыни, а на происходящихот неё романскихязыках: французском, итальянскоми др., а позжетак называлосьвсё таинственноеи чудесное).Романтизм XIXв. во многомпротивоположенклассицизму, предыдущейэпохи и нормамиакадемическогоискусства. Дляромантизмахарактернообострённоевнимание кдушевному миручеловека, но, в отличие отсентиментализма, романтиковинтересуетне обычныйчеловек, аисключительныехарактеры висключительныхобстоятельствах.Романтическийгерой испытываетбурные чувства,«мировую скорбь», стремлениек совершенству, мечтает обидеале – неслучайно символомромантизмастал «голубойцветок», поискамкоторого посвящаетжизнь один изгероев Новалиса.Романтик любити порой идеализируетдалёкое средневековье,«первозданнуюприроду», вмощных, исключительныхпроявленияхкоторой онвидит отражениеобуревающихего сильныхи противоречивыхчувств. Дляромантизмахарактерноубеждение, чтоне логика изнание, а интуицияи воображениеоткрывают тайныжизни. Привлекательныечерты романтизмаимеют и обратнуюсторону. Художникпревращаетсяв существовысшего порядка, которого «обычные»люди не могутпонять и оценить(«гений и толпа»,«поэт и чернь»и т.п.). Порыв кидеалу, поройиллюзорномуили недостижимому, оборачиваетсянеприятиемповседневнойжизни, этомуидеалу не отвечающий.Отсюда – такназываемая«романтическаяирония» поотношению кустоявшейсядействительности, которую обывательпринимаетвсерьёз. Отсюдаи внутренняяраздвоенностьромантика, вынужденногожить в двухнесовместимыхмирах идеалаи реальности, преходящаяпорой в протестне только противкостной действительности, но и противбожественногомиропорядка(«богоборческие»мотивы у Байрона)
В литературепонятие романтизмасвязано с творчеством авторов: Гёте, Шлегель, Новалиса, Тика, Гельдерлина, Гофмана, Скотта, Вудвортса, Байрона, Шелли, Кольриджа, Ламартина, Мюссе, Гюго, Купера и По.Яркими представителямиромантизмав русской литературебыли – В. Жуковский, ранний А. Пушкин, ранний Н. Гоголь, М. Лермонтови др.
Введение
Творчествовеликого английскогопоэта ДжорджаГордона Байронавошло в историюмировой литературыкак выдающеесяхудожественноеявление, связанноес эпохой романтизма.Возникшее вЗападной Европев конце XVIII– начале XIXв. новое направлениев искусствебыло реакциейна Французскуюреволюцию исвязанное снею просветительство.
НеудовлетворённостьрезультатамиФранцузскойреволюции, усиление политическойреакции в странахЕвропы вследза ней оказалисьподходящейпочвой дляразвития романтизма.Среди романтиководни призывалиобщество вернутьсяк прежнемупатриархальномубыту, к средневековьюи, отказываясьот решениянасущных проблемсовременности, уходили в миррелигиозноймистики; другиевыражали интересыдемократическихи революционныхмасс, призываяпродолжитьдело Французскойреволюции ивоплотить вжизнь идеисвободы, равенстваи братства.Пламенныйзащитникнационально-освободительногодвижения народов, обличительтирании и политикизахватническихвойск, Байронстал одним изведущих зачинателейпрогрессивногонаправленияв романтизме.Новаторскийдух поэзииБайрона, егохудожественныйметод романтикинового типабыл подхвачени развит последующимипоколениямипоэтов и писателейразных национальныхлитератур.
Поэты России, начиная с Пушкинаи Лермонтова, открыли русскомучитателю духовныймир английскогопоэта, и благодаряим в течениевсего XIXи начала XXв. вольнолюбиваяпоэзия Байронараспространиласьпо всей стране.
Прошло свышеполутора вековсо дня смертиБайрона, ноинтерес к еголичности и кего творчествупо-прежнемувелик, и вокругего имени досих пор бушуютстрасти и ведутсяспоры.

ПутешествиеБайрона поВостоку (1809 – 1811)
В конце июня1809 года Байронсо своим другомХобхаузомотправилисьв двухлетнеепутешествие.Оно имело огромноезначение дляразвития еголичности ипоэтическогодара. Оно началосьс Португалии, затем началисьгорода Испании.Из ИспанииБайрон выехална Мальту, потомв Грецию, Албанию, Константинопольи снова вернулсяв Грецию.
Какой быудивительнойни была по своейкрасоте природаи величественнойдревняя культураэтих южныхстран, Байронне воспринималих вне жизнинародов, ихнаселявших.Люди, их быт, язык, обычаи, одежда — всевызывает пристальныйинтерес поэта.Его поражаютсоциальныеконтрасты вэтих странах: с одной стороны, нищета, рабствонародов, с другой- неограниченнаявласть и произволкучки тиранов.Во время путешествияБайрон глубокоосознал своеобщественноепризваниепоэта, он стремилсяувиденноепередать встрофах, обличавшихполитику правительствтех стран, которыеподдерживалитиранию и насилиенад народами.
Путевыевпечатленияобретали разныйпо тону характер: они были тораздумьями, то призывомк народам сброситьиго тирании, то восторгамиперед красотойженщин, передэкзотикойприроды. Ложилисьэти записибольшей частьюв спенсеровустрофу, девятистрочную, со сложнымчередованиемрифм; Байронработал тогданад овладениемэтой строфой, которая беретначало в английскойпоэзии эпохиВозрождения.Во время путешествияим было такжесоздано немалолирическихстихотворенийо запомнившихсявстречах исобытиях.Одновременнопоявлялисьи стихи, давшиеначало политическойлирике поэта,- «Песня греческихповстанцев»,«Прощанье сМальтой», ккоторым примыкалаи сатира «ПроклятиеМинервы», написаннаятакже в годыпутешествия.
На МальтеБайрон началбрать урокиарабского языкау монаха.
Албания былав то время почтинеизвестнойстраной. Дикиегоры напоминалиБайрону Шотландию.Мужчины носиликороткие юбки, совсем какшотландскиегорцы, и плащииз козьей шкуры.
Байронавосхищалапышность Востока– албанцы врасшитых камзолах, татары в высокихшапках, чёрнокожиерабы, лошади, барабаны, муэдзины, выкликающиес минаретовмечетей: «НетБога, кромеБога». ГрозныйАли-паша оказалсямаленькимсемидесятилетнимстаричком сбелой бородой, с учтивыми иполными достоинстваманерами. Новсем было известно, что он, не моргнув, поджарит врагана вертеле илиутопит в озередюжину женщин, которые чем-нибудьне угодят егоневестке. Любовьк власти, презрениек моральными общественнымусловностям, тайна, которойон любил себяокружать, весьоблик Али вызывалв Байроне живыесимпатии. Бандит, корсар, атаманразбойничьейшайки – людиэтой отверженнойсреды привлекалиБайрона, находяотклик в егочувстве протестапротив лицемерияи в его преклоненииперед храбростью.Симпатия былаобоюдной. Пашаприслал Байронупроводникови вооружённыйэскорт дляобратного пути.
Путешествоватьпо дикой странепод охранойвооружённыхдикарей – предприятиеопасное, нозаманчивое.Байрон любилалбанцев, ониказались емупростыми, вернымилюдьми.
Из Албанииангличанеотправляютсяв Грецию. Этобыла чудеснейшаягорная прогулкаверхом. Вечерамисопровождавшиеих сулиоты пелипесни, которыеБайрон с помощьюпереводчикаперелагал настихи.
Байрон былрастроган, очутившисьв Греции. Глазами, привыкшимик суровомуклимату севера, к пейзажам, окутаннымтуманом, к непрерывнобегущим облакамнебо цветаиндиго, прозрачныйвоздух, скалистыегоры, чуть тронутыеохрой и шафраном, являли картинусвета и счастья.
После ГрецииБайрон и Хобхаузприбыли в Афины, которые в товремя представлялисобой большуюдеревню. Турки, занявшие город, вели себя какпобедители, а не как правители, и предоставлялигород собственнойсудьбе. В главномкафе околобазара турецкиеаги, сидя накорточках, посмеиваясь, курили наргиле.
Французскийконсул Фовельсопровождалангличан в ихпутешествияхпо Аттике. Черезоливковые рощии луга златоцветовони ездили намыс Сунион.Сквозь белыеколонны храмавиднелось«фиолетовоеморе».
13 мая 1810 годаБайрон и Хобхаузвзяли курс наКонстантинополь.В СтамбулеБайрон пленилсяландшафтом– берега Европыи Азии, унизанныедворцами, сверкающийкупол соборасв. Софии, Принцевыострова, такиеприветливыеиздалека.
Он поднималсявверх по Босфоруи сидел на голубыхутёсах Симплегад, которые стерегутвход в проливи, по преданиидревности, сдвигаются, когда входитв корабль, чтобыраздавить его.
Наконец, 4июля 1810 года Байрони Хобхауз покинулиКонстантинополь.Хобхауз возвращаетсяв Англию, а Байронотправляетсяещё раз в Афины.
Во времясвоего вторичногопребыванияв Афинах Байронпоселился вмонастырекапуцины.Местоположениебыло замечательное: прямо напротиввозвышалсяГимет, позадиАкрополь, направохрам Юпитераи налево город.
Представлениео мире, из которогоскладывалсятеперь еговнутреннийпейзаж, былопросто. Земнойшар создан снеизвестнойнам целью Богом, которому, по-видимому, нет дела донаших страданий.Люди, увлекаемыесвоими страстямиили роком, гонятсяза приятнымиощущениямиили за славой.Царства, империиподнимаютсяи падают, какволны. Всё суета, кроме наслаждения.
Путешествиена Востокподтверждалодля него справедливостьэтой доктрины.Повсюду, гдеБайрон ни проезжал, он видел, чтожизнь сурова, пороки всемприсущи, а смертьневзыскательнаи всегда наготове.Фатализм мусульманукрепил егофатализм. Емунравилось ихотношение кженщинам. Бесконечноемножестворелигий убедилоего в их слабости.Он вывез с собойсомнения, которыеказались емунесокрушимыми.В этом длительномодиночествеон познал несколькоистин в самомсебе. Узнал, что может бытьсчастлив, толькосуществуя внезакона. Он полюбилэти страны, гдеему ни до когоне было дела, так же как иникому до него.
Возвращаясьв Англию, Байронзаписал в своёмдневнике: «Последвухлетнегопутешествияя вновь на путив Англию. Я виделвсё, что естьзамечательногов Турции, Трою, Грецию, Константинопольи Албанию. Недумаю, чтобыя совершилчто-нибудь, чтоотличило быменя от другихпутешественников, разве толькопрогулки вплавьиз Сестоса вАбидос, подвиг, весьма достойныйдля человеканашего времени».

Восточныепоэмы Байрона(1813 – 1816)
РезультатомпутешествияБайрона я вилисьего поэмы. Начинаяс 1813 года, из-подпера Байронаодна за другойвыходят романтическиепоэмы, впоследствииполучившиеназвание «восточных».К этому циклуотносятсяследующиепоэмы: «Гяур»(1813), «Абидосскаяневеста» (1813),«Корсар» (1814),«Лара» (1814), «ОсадаКоринфа» (1816) и«Паризина»(1816). Определениеэто в полноймере, если иметьв виду колорит, относитсятолько к первымтрем; в «Ларе»же, как указывалсам поэт, имяиспанское, астрана и времясобытия конкретноне обозначены, в «Осаде Коринфа»Байрон переноситнас в Грецию, а в «Паризине»- в Италию. Встремленииобъединитьэти поэмы водин цикл естьизвестнаялогика, подсказаннаяобщими признаками, характернымидля всех названныхпоэм. В них Байронсоздает туромантическуюличность, котораявпоследствии, преимущественнов XIX веке, сталаназываться«байронической»
Героем «восточныхпоэм» Байронаявляется обычнобунтарь-отщепенец, отвергающийвсе правопорядкисобственническогообщества. Это– типичныйромантическийгерой; егохарактеризуютисключительностьличной судьбы, необычайныестрасти, несгибаемаяволя, трагическаялюбовь, роковаяненависть.Индивидуалистическаяи анархическаясвобода являетсяего идеалом.Этих героевлучше всегоохарактеризоватьсловами Белинского, сказаннымиим о самом Байроне:«Это личностьчеловеческая, возмутившаясяпротив общегои, в гордом восстаниисвоём, опёршаясяна самое себя».Восхвалениеиндивидуалистическогобунтарствабыло выражениемдуховной драмыБайрона, причинукоторой следуетискать в гибелиосвободительныхидеалов революциии установлениимрачной торийскойреакции. Этотбайроновскийиндивидуализмбыл впоследствиивесьма отрицательнооценён передовымисовременникамианглийскогопоэта.
Однако ковремени появления«восточныхпоэм» это ихпротиворечиене столь резкобросалось вглаза. Гораздоболее важнымтогда (1813 – 1816) былодругое: страстныйпризыв к действию, к борьбе, которуюБайрон устамисвоих неистовыхгероев провозглашалглавным смысломбытия. Самаязамечательнаячерта «восточныхпоэм» — воплощённыйв них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ковсякой апатии, жажда битвы, которая будилаот малодушнойспячки изверившихсялюдей, подымалауставших, зажигаласердца на подвиг.Современниковглубоко волновалиразбросанныеповсюду в «восточныхпоэмах» мыслио гибели сокровищчеловеческихсил и талантовв условияхбуржуазнойцивилизации; так, один изгероев «восточныхпоэм» грустито своих «нерастраченныхисполинскихсилах», а другойгерой, Конрад, был рождён ссердцем, способнымна «великоедобро», но этодобро ему недано было сотворить.Селим мучительнотяготитсябездействием; Лара в юностимечтал «о добре»и т.д.
Торжествореакции породилонастроениятрусливостии ренегатства.Реакционныеромантикивоспевали«покорностьпровидению», бесстыднопрославляликровопролитнуювойну, угрожали«карой небесной»тем, кто ропщетна свою судьбу; в их творчествевсё сильнеезвучали мотивыбезволия, апатии, мистики. Настроениеподавленностизаражало многихлучших людейэпохи. Безвольным, безликим героямреакционныхромантиковБайрон противопоставилмогучие страсти, исполинскиехарактеры своихгероев, которыестремятсяподчинить себеобстоятельства, а если это имне удаётся, тоони гордо погибаютв неравнойборьбе, но неидут ни на какойкомпромиссс совестью, неделают ни малейшейуступки ненавистномумиру палачейи тиранов. Иходинокий протестбесперспективен, и это с самогоначала накладываеттрагическийоттенок на весьих облик. Но, сдругой стороны, их беспрестанноестремлениек действию, кборьбе придаётим неотразимоеочарование, увлекает иволнует. «Весьмир, — писалБелинский, — сзатаённымволнениемприслушивалсяк громовымраскатам мрачнойлиры Байрона.В Париже егопереводилии печатали ещёбыстрее, чемв самой Англии».
Композицияи стиль «восточныхпоэм» весьмахарактерныдля искусстваромантизма.Где происходитдействие этихпоэм, неизвестно.Оно развёртываетсяна фоне пышной, экзотическойприроды: даютсяописания бескрайнегосинего моря, диких прибрежныхскал, сказочнопрекрасныхгорных долин.Однако тщетнобыло бы искатьв них изображенияландшафтовкакой-либоопределённойстраны. Каждаяиз «восточныхпоэм» являетсянебольшойстихотворнойповестью, вцентре сюжетакоторой стоитсудьба одногокакого-либоромантическогогероя. Всё вниманиенаправленона то, чтобыраскрыть внутренниймир этого героя, показать глубинуего бурных имогучих страстей.Поэмы 1813 – 1816 годовотличаютсясюжетнойзавершённостью; главный геройне являетсялишь связующимзвеном междуотдельнымичастями поэмы, но представляетсобой главныйинтерес и предметеё. Зато здесьнет большихнародных сцен, политическихоценок текущихсобытий, собирательныхобразов простыхлюдей из народа.Протест, звучащийв этих поэмах, романтическиабстрактен.
Построениесюжета характеризуетсяотрывочностью, нагромождениемслучайныхдеталей; повсюдумного недомолвок, многозначительныхнамёков. Можнодогадыватьсяо мотивах, движущихпоступкамигероя, но частонельзя понять, кто он, откудапришёл, чтождёт его в будущем.Действие начинаетсяобычно с какого-либомомента, выхваченногоиз серединыили даже концаповествования, и лишь постепенностановитсяясно то, чтопроисходилоранее.
Раньше всех«восточныхпоэм» увиделсвет «Гяур».Повесть быланаписана в мае– ноябре 1813 года.Гяуром мусульманеназывали иноверцев.
«Рассказ, составляющийсодержаниеэтих разрывныхотрывков, основанна происшествиях, менее обычныхна Востоке внастоящеевремя, чем прежде, может бытьпотому, чтодамы сталитеперь болееосмотрительны, чем в старину, или же потому, что христианамтеперь большеулыбаетсясчастье, илиже они менеепредприимчивы.В законченномвиде рассказдолжен былзаключать всебе историюневольницы, брошенной помусульманскомуобычаю, в мореза неверность, за которуюмстит молодойвенецианец, её возлюбленный.Событие этоотнесено к томувремени, когдаСемь Острововбыли под властьюВенеции и вскорепосле того, какарнауты былипрогнаны изМореи, которуюони опустошилинескольковремени спустяпосле вторжениярусских. Отпадения майнотовпосле того, каким не дозволилиразграбитьМазитр, помешалопредприятиюрусских и привелок разгромленииМореи, во временакоторого жестокость, проявленнаявсеми, былабеспримерной, даже в летописяхправоверных».Так начал Байронсвою повесть.
Сюжет этойпоэмы сводитсяк следующему: Гяур на смертномодре исповедуетсямонаху. Егобессвязныйрассказ – этобред умирающего, какие-то обрывкифраз, последняямучительнаявспышка сознания.Лишь с большимтрудом можноуловить нитьего мыслей.Гяур страстнолюбил Леилу, она отвечалаему взаимностью.Радость и светнаполняли всёсущество гяура.Но ревнивыйи коварный мужЛеилы Гессанвыследил еёи злодейскиубил. Гяур страшноотомстил тирануи палачу Леилы.Гессан погибмучительнойсмертью от егоруки.
Однако мщениене принеслогяуру ни удовлетворения, ни покоя. Егосмятенный духтерзаем тайнымнедугом. Онстремитсяотстоять своёличное достоинствоот покушенийкакого-то мрачного, тёмного мира, который олицетворяетсяв поэме таинственными враждебнымфоном, окружающимгероя. Характергяура раскрываетсяв борьбе и втрагическихпротиворечияхего души: оняростно сопротивляетсяугрожающимему таинственнымсилам; отчаяниене ослабляетего стремлениек действию, кбитвам:
Мне прозябаньеслизняка
В сыройтемнице подземлёю
Милей, чем мёртваятоска
С еёбесплодноюмечтою

Гяур терзаетсямыслью о том, что его «богатыечувства» по-пустомурастраченына бессмысленныевещи. В его монологезвучит обвинениеобществу, котороесделало егонесчастнымотщепенцем, унизило.
В примечанияхк заключительнымстрокам поэмыБайрон вкратцесообщает о том, что послужилоему основойдля создания«Гяура»: «Обстоятельства, о которых говоритсяв этой повести, достаточнообыкновенныв Турции… Мнеже сюжетомпослужиластародавняя, теперь ужепочти забытаяистория одноймолодой венецианки.Я случайнослышал этотрассказ в кофейнеот одного избродячих сказочников, которыми кишитВосток… я жалею, что памятьсохранила мнетак мало отподлинногорассказа…»
«Абидосскаяневеста»
Поэма созданав первой половиненоября 1813 годав течение однойнедели. 5 декабря1813 года поэт занёсв дневник:«Абидосскаяневеста» вышлав четверг второгодекабря… онаотвлекла моимысли от действительностии заняла ихвымыслом; отсебялюбивыхсожаленийобратила кживым воспоминаниями увела в страну, которая в моейпамяти окрашенасамыми радужнымии зловещими, но неизменнояркими красками».
Действительно, поэма полнакрасочныхописаний Востока.«Абидосскаяневеста» названаБайроном турецкойповестью. Поэманачинаетсяс описаний«далёкого ипрекрасного»края:
Кто знаеткрай, где небоголубое
Безоблачно, как счастьемолодое,
Где кедршумит и вьётсявиноград,
Где ветерок, носящий аромат,
Под ношеюв эфире утопает,
Во всейкрасе где розарасцветает,
Где сладостнаолива и лимон,
И лугвсегда цветамииспещрён,
И соловейв лесах не умолкает,
Где дивновсё, вид рощейи полян,
Лазурныйсвод и радужныйтуман,
И пурпуромблестящийокеан,
И девытам свежее роздушистых,
Разбросанныхв их локонахволнистых?

Сюжет этойповести таков: седой султанЯфар решаетотдать своюединственнуюдочь Зулейкув жёны Осману.Но она влюбленав своего братаСелима, и эточувство взаимно.Селим предлагаетей бежать иназначает местовстречи Зулейке, где он долженрассказатьвсю правду осебе. КогдаЗулейка пришлав назначенноевремя, пред нейпредстал «новый»Селим. Он ейповедал, чтоон являетсяглаварём шайкипротив её отцаЯфара, что оней не являетсяродным братом, что когда-тодавно Яфаротравил своегобрата Абдалу, отца Селима.И теперь Селимготов отомститьЯфару.
Но ему этоне удается.Злобный отецвыследил их.Напрасно Селимпытался убежать.Яфар застрелилего. Вместе сСелимом умираети Зулейка. Номесть всё такибыла свершена.Зулейка былаединственнойотрадой отцаи её не стало.Убийца остаётсяодин.
Так же, каки Гяур, Селимиз «Абидосскойневесты» выступаетпротив тиранаиз личной мести.Байрону удаетсяпоказать особенностихарактераСелима, формировавшегосяв условияхВостока. Поэтсмотрит наВосток глазамиевропейца, отвергаяпсевдовосточное, поверхностныйориентализм.«Европеец, ив упоении восточнойроскоши, долженсохранить вкуси взор европейца.Вот почемуБайрон так ипрелестен вГяуре, в Абидосскойневесте и проч.»– писал А.С. Пушкин.
В декабре1813 года Байронначал работунад новой поэмой«Корсар»,«написаннойс любовью ивзятой из жизни».Он поставилэпиграфом стихиТассо. Повестьначинаетсяс предисловия, которое посвящаетсяТомасу Муру.Поэма состоитиз трёх песней, из которыхкаждая начинаетсяс эпиграфа.Эпиграфомслужат стихотворныестроки Данте.
Герой поэмыявляется вождёмпиратов – бесстрашныхлюдей, преступившихдеспотическийзакон собственническогообщества, ибоони не могутжить среди«похотливыхрабов» и
Честолюбивцев, жаждущих утех,
Чей сонне крепок, чейне весел смех…

Они предпочитаютвести вольнуюжизнь на необитаемомострове, вдалиот неволи большихгородов.
Корсар, ихсмелый и мудрыйпредводитель,- такой же бунтарьи отщепенец, как и Гяур. Наострове пиратоввсе его почитаюти боятся. Онсуров и властен.Команды пиратскихбригов послушнымановению егоруки, врагитрепещут приодном его имени.Но он страшноодинок, у негонет друзей, роковая тайнатяготеет надним, никто незнает ничегоо его прошлом.Лишь по двум-трёмнамёкам, брошеннымвскользь, можнозаключить, чтоКонрад в юности, подобно другимгероям «восточныхпоэм», страстножаждал «творитьдобро».
Как и судьбеГяура, любовьиграет в жизниКонрада роковуюроль. ПолюбивМедору, он навсегдасохраняетверность ейодной. Со смертьюМедоры всякаярадость жизниутрачена дляКонрада, онтаинственноисчезает. Каковбыл конец Конрада, никому неизвестно.
Герой «Корсара»как бы всё времяпогружён в свойвнутренниймир, он любуетсясвоими страданиями, своей гордостьюи ревниво оберегаетсвоё одиночество, не позволяяникому нарушатьсвоего раздумья; в этом скрываетсяиндивидуализмгероя, стоящегокак бы над другимилюдьми, которыхон презираетза ничтожествои слабостьдуха. Так, онне в состоянииоценить жертвеннойлюбви красавицыГюльнары, спасшейего с рискомдля жизни изтемницы. ОбразГюльнары тожеовеян мрачнойромантикой.Раз в жизни онаузнала истиннуюлюбовь. С техпор она уже неможет миритьсяс постылойжизнью наложницыи рабы Сеида; её бунт противгнусной действительностиносит действенныеформы: она свершаетсуд над своимтираном Сеидом, убивает егои навсегдаотказываетсяот родины, кудаей больше нетвозврата.
Конрада роднитс Гяуром и другимигероями «восточныхпоэм» могучаясила духа. Однаконеустрашимая, огненная натураего, несмотряна присущиеей черты индивидуализма, всё же многообразнееи сложнее, чемхарактерыгероев другихпоэм; в ней естьместо не толькодля гнева, нои для сострадания.
Хотя поэмаи была взятаиз жизни, Конрадне был Байроном; но это был геройбайроническоготипа – свирепыйи нелюдимый, дикий, управляемыйсвоим роком, ураган, обрушивающийсяна мир. О нёмне знают, откудаон, куда стремиться.Он окутан тайной.В его прошломвсегда скрываетсяпреступление, которое намостаётся неизвестным.«Для него несуществуетни раскаяния, ни отчаяния, ни искупления, то, что совершенно, не может бытьуничтожено,- нельзя изгладитьнеизгладимое; он обретётпокой тольков могиле». Эточаще всеговероотступникили атеист, онне ищет рая, онищет отдыха.Чтобы отвлечьсяот самого себяон бросаетсяв действие, вборьбу; корсарили пират, онобъявляет войнуобществу: гонитсяза сильнымиощущениями.Ждёт ли егогибель – онготов любойценой купитьизбавлениеот скуки.
Конрад былчеловекомдействия, вождёмпиратов; Байрон, которого угнеталаего лень, бездействовал.Конрад былсильный, Байрон– хромой; Конрад– смуглый, Байрон– бледный. СмехКонрада былязвительнойнасмешкой,«которая приводилалюдей в яростьи в содрогание»; у Байрона смехбыл весёлыйи обаятельный.
Загадочныйгероическийобраз Конрадапробудил глубокийинтерес во всейЕвропе тоговремени. Какотметил Пушкин, современникиувидели в этомобразе романтическоеизображение«мужа судьбы», Наполеона, скоторым Конрадароднит беспредельнаявласть надвойсками ипостоянноебоевое счастье.
Поэма «Корсар»– шедевр английскойпоэзии. Страстнаясила романтическоймечты сочетаетсяв ней со сравнительнойпростотойхудожественнойразработкитемы; грознаягероическаяэнергия стихав «Корсаре»сочетаетсяс тончайшейего музыкальностью; поэтичностьпейзажей – сглубиной вобрисовкепсихологиигероя.
К дальнейшейсудьбе КонрадаБайрон собиралсявернуться впоэме «Лара»: в рукописи былоуказано, что«Лара» являетсяпродолжением«Корсара». Нона этот разБайрон дажене позаботилсяо перенесениидействия наВосток.
В предисловиик первому изданию«Лары» он писал:«Читатель…будет, вероятно, рассматриватьэту поэму какпродолжение»Корсара"; онисхожи по колориту, и, хотя характерыпоставленыв иные положения, фабулы их внекоторойстепени связанымежду собою; лицо — почти тоже самое, новыражение — различно". Лара, как и Конрад, не принимаетобщества людей, презирает их, но в отличиеот Конрада онимеет на нихстранное итаинственноевлияние. Поэтдает понять, что Лара занимаетсячерной магией: по ночам в замкеЛары слышался«голос сверхземной», а однажды егозастали в глубокомобмороке, сраженнымнездешнимужасом.

Поэма былазакончена 14мая 1814 года, издана6 августа. Передаваярукопись поэмыиздателю Байронподчеркнул, что не следуетуточнять, вкакой странепроисходитдействие, хотягерой носитиспанское имяЛара.
Лара не имелникакой родины, не принадлежални к какой эпохе.Это был настоящийбайроническийгерой: великодушныйхарактер, сердце, созданное длялюбви, но изверившеесяс детства, глубокоестремлениек юношескиммечтам и порывам, но слишкомясное созданиеих безрассудства.Таков был Лара, похожий наКонрада, похожийна Чайльд Гарольдаи похожий наБайрона. В некоторыхстрофах «Лары»облик самогоавтора выступалтак явственно, с таким презрительнымсходством, чтомногие былипоражены.
В написаннойпосле «Лары»поэме «ОсадаКоринфа»Байрон раскрываетантисоциальнуюсущностьиндивидуализмав его крайнемвыражении.Ставший предателемродины из личноймести, Альплишен ореолаблагородстваи гордогодостоинства, которыми былинаделены героипрежних поэм.И не Альп истинныйгерой поэмы, а старый Минотти, который поднялнарод на защитуКоринфа оттурецких захватчиков.
В последнейпоэме этогоцикла, «Паризина», в основу которойвзято событиеиз итальянскойхроники, описанноеанглийскимисторикомГиббоном, вновьпоявляетсяблагородныйромантическийгерой. Поэмабыла написанаосенью 1815 года, впервые опубликованав феврале 1816 года.Посвященаодному из друзейБайрона – СкропуБердмору Дэвису.Эту поэму можнорассматриватькак вступлениек тираноборческимдрамам из итальянскойистории, написаннымБайроном визгнании.

Заключение
В противоречивомсознании героевбайроновскихромантическихпоэм смешалисьпонятия добраи зла, но поэтуего герои дорогиименно такими, они близки емупо духу. Объективноже Байрон-художникпоказал трагедиюиндивидуализма, когда герой, разрушив своисвязи с людьми, теряет интереск собственнойжизни, и бунтего во имя личнойсвободы лишаетсясмысла.
Между Байрономи байроническимгероем былиявные чертысходства: высокоепроисхождение, пылкое и отзывчивоесердце в юности, разочарование, злоба, отчаяние.Но байроническийгерой переживалдрамы, о которыхБайрон толькомечтал.
Герои поэмБайрона выступаюткак судьи имстители запоруганноечеловеческоедостоинство; они стремятсяк сокрушениюоков, насильственноналоженныхна человекасовременнымим общественнымстроем. В ихбурных монологахчувствуетсяотражениегнева, которыйподспудно зрелв те годы в народнойтолще и которыйпоэт сумелчутко уловитьи выразить вобразах своиххудожественныхпроизведений.
В «восточныхпоэмах» Байронразвил дальшежанр романтическойпоэмы. Композицияи идейный замыселэтих поэм неукладываютсяв классицистическиенормы.
Фрагментарность«восточныхпоэм», стремительнаядинамика вразвитии действия, лирическиеописания небывалоярких и смелыхчувств, противопоставляемыхтусклости исерости обывательскогомира, — всё этотребовало новыхжанрово-стилистическихформ.
Использовавдля большинства«восточныхпоэм» английскийрифмованныйпятистопныйстих, Байроннасытил егоновыми языково-стилистическимиприёмами, позволившимиему добитьсянаибольшейвыразительностидля изображениядействия, настроенийгероя, описанийприроды, оттенковдушевных переживанийлюдей. Он свободнообращаетсяс вопросамик читателю, широко применяетвосклицательныепредложения, строит своисюжеты не встрогом логическомпорядке, а всоответствиис характероми настроениемгероя. По поводукомпозиции«восточныхпоэм» Пушкинписал в статье«О трагедииОлина «Корсар»(1828): «Байрон малозаботился опланах своихпроизведенийили даже вовсене думал о них.Несколько сцен, слабо междусобою связанных, были ему достаточныдля сей безднымыслей, чувстви картин».
Следует такжеотметить иэволюцию герояБайрона: длябунтарей «восточныхпоэм» весьсмысл жизнизаключаетсяв действии, борьбе. Нанесправедливости, совершаемые«беззаконнымзаконом»«цивилизованного»общества, ониотвечают бесстрашнымпротивоборством, однако бесперспективностьих одинокойборьбы порождаетих «гордое ияростное отчаяние».Причиной духовнойдрамы Байронабыло отсутствиеу него чёткихполитическихидеалов и пониманиязаконов развитияобщества.
Романтическиепоэмы былиновым достижениемБайрона в поэзии.Их отличаетразнообразиепоэтическоговидения душевногомира человекав самые напряженныемоменты жизни.Герою, его мыслям, переживаниямсозвучна природаи ее стихии. Ихдвижение инепрерывноеизменение вовремени придаютпейзажам впоэмах особуюкрасоту. Гдебы ни виделпоэт своихгероев — на фонебескрайнегоморя, дикихскал или развалинзамков, — ониспользуетпейзаж не толькодля того, чтобыподчеркнутьих одиночество, но и показатьбыстротечностьвремени.

Списокиспользованнойлитературы

Бочкало И.Б. «Джордж Гордон Байрон. Избранное». – М., 1997
Н.П. Михальская «История зарубежной литературы XIX века». – М., 1972
А.А. Мелик-Пашаев «Современный словарь-справочник по искусству». – М., 1999
Р.Ф. Усманова «Джордж Гордон Байрон». Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 1. – М., 1981


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :