Федеральное агентство по образованию
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра административного ифинансового праваКонтрольная работа
по ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ
Вариант № 14
Выполнила студентка 4 курса,41 з/о группы
Орехова Татьяна Сергеевна
Специальность юриспруденция
«09» сентября 2007 г.
____________
Рецензент к.ю.н., профессорБережной В.А.
Москва
2007 г.
ПЛАН
1. Земельный участок какобъект земельных отношений, порядок
его формирования………………………………………………………. стр. 3
2. Государственный контроль за соблюдением земельного
законодательства и порядок его осуществления…………… ..…….. стр. 8
3.Задача…………………………………………………………… …… стр.13
4.Списокиспользуемой литературы…………………………………. стр. 15
1. Земельный участок как объект земельных отношений,
порядок егоформирования.
Земля играет роль важнейшегодля человечества объекта материального мира. На протяжении всей историичеловечества она выполняет функции пространственного базиса, является всеобщим,не воспроизводимым средством производства, обладает бесценным биопотенциалом ввиде плодородия почв.
В настоящее времягражданско-правовые нормы являются общими в регулировании земельныхправоотношений, а нормы земельного законодательства – особыми.
Длительная задержка спринятием Земельного кодекса и вступления в силу гл. 17 ГК РФ привела к тому,что в правовом регулировании земельных отношений преобладали подзаконныенормативные правовые акты. Такая неопределенность в федеральномзаконодательстве обусловила опережающее регулирование земельных отношенийсубъектами Федерации, поскольку земельное законодательство отнесеноКонституцией (п. «к» ч.1 ст.72) к предмету совместного ведения.[1]
Согласно ст.6 ЗемельногоКодекса РФ, посвященной объектам земельных отношений, земля как природныйобъект и природный ресурс, земельные участки, части земельныхучастков, — являются объектами земельных отношений.[2]
Земельный участок как объектземельных отношений — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границыкоторой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Земельный участок может быть делимым и неделимым.Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части,каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок,разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его всостав земель иной категории, за исключением случаев, установленныхфедеральными законами. (п.2 ст.6 ЗК РФ)
Вопрос о понятии и структуре земельных правоотношенийявляется важным и сложным. Он по праву относится к числу фундаментальныхпроблем в науке земельного права.
Под земельными правоотношениями понимаютсяобщественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права, либосложившиеся в результате действия этих норм, проявляющихся в реализациисубъектами взаимных прав и обязанностей.[3]
Земельныеотношения включают в себя следующиеважнейшие элементы:
— формы собственностина землю (частная, государственная, муниципальная,общинная и т. п.);
— отношения хозяйственного использования земли;
— формы управленияземельными ресурсами (система политических,социально- экономических, правовых иадминистративных мер, направленных наорганизацию их использования);
— способы и методы регулирования земельных отношений.
Кругсубъектов земельных правоотношений в одном и том же государстве может меняться. Российская Федерация, ее субъекты, города федерального значения,автономные области, автономные округа являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю.При этом следует учитывать, что, будучисубъектом федеральной собственности,Российская Федерация вместе с тем является субъектомправа территориального верховенства и носителем государственного суверенитета. Согласно Конституции РФсуверенитет России распространяется на всю ее территорию, ее Конституция и федеральные законы имеют здесь верховенство.
Будучивсеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом всех земельных правоотношений. Однако взависимости от вида этих отношений понятие земли как объекта может быть различным. Так, если речь идет об участках, длякоторых установлен определенный правовойрежим, непосредственным объектом процессуальныхдействий могут быть данные кадастра и мониторингаземель, решение компетентного органа о предоставлении земельного участка и т. д.
Кругобъектов земельных правоотношений в сфере государственной и муниципальной собственности определяетсязаконодательством. Так, объектыземельных правоотношений федеральной собственностиопределены Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах». К нимотносятся земельные участки, предоставленныедля обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственныхграниц, осуществления других функций, отнесенныхк ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральнойсобственности, а также участки особоохраняемых природных территорий федеральногозначения.
Кроме того, помимоземельных участков и прав на них, к объектамземельных правоотношений относятся также прочно связанные с земельными участками объекты (водоемы, лес,многолетние насаждения, здания,строения, сооружения и др.), перемещение которыхневозможно без нанесения несоразмерного ущерба их назначению и состоянию. Поэтому эти объекты находятсявместе с земельными участками внераздельном обороте, если иное не предусмотрено законом.
Собственники земли далеко не всегда являются производителями сельскохозяйственной продукции; они могут передаватьземлю другим лицам. Так возникают отношения хозяйственного использования(например, арендные отношения).
Объектами земельныхправоотношений частной и общейсобственности выступают индивидуальные обособленныев натуре и юридически закрепленные земельные участки, предоставленные (приобретенные) в собственность в установленном порядке гражданам и юридическим лицам, а такжеземельные акции и земельные доли (паи) членов коллективов сельскохозяйственных предприятий, которым земля принадлежитна праве общей долевой собственности.
Индивидуальнообособленный в установленном порядке земельныйучасток независимо от правовых оснований его предоставления (в собственность, землепользование, аренду)составляет объект земельных отношений вобласти использования земли. При этомон не перестает быть одновременно объектом права собственности на землю соответствующего вида.
Формирование земельного участка — установлениеграниц земельного участка, определение разрешенного использования, определениетехнических условий подключения объектов к сетям инженерно-техническогообеспечения, определение предоставляемых прав на земельный участок и условийего предоставления либо оснований резервирования земельного участка длягосударственных нужд города Москвы.[4]
Планы, определяющие площадь и границыземельных участков, при отсутствии сведений о них в государственномземельном кадастре города Москвы или изменении установленных требований иограничений к использованию земельного участка разрабатываются с учетомпроектов межевания территорий в порядке, устанавливаемом ПравительствомМосквы.
Межевание земельного участка – мероприятия поопределению местоположения и границ земельного участка на местности.[5]
Государственный земельный кадастр создается иведется в целях информационного обеспечения:
государственного и муниципального управленияземельными ресурсами;
государственного контроля за использованиеми охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение иповышение плодородия земель;
государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учетастоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием ираспоряжением земельными участками деятельности. (ст. 4).[6]
К основным документам государственногоземельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровыедела и дежурные кадастровые карты (планы). (ст. 13 п. 2).[7]
В случае, если земельный участок, на которомрасположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объектынедвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодексаРоссийской Федерации, на основании решения общего собрания собственниковпомещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указаннымсобранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органыместного самоуправления с заявлением о формировании земельногоучастка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на которомрасположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной властиили органами местного самоуправления.[8]
Разрешенное использование земельного участкаподтверждается в форме акта разрешенного использования земельного участка илиградостроительного плана земельного участка, разрабатываемого и оформляемогоуполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Акт разрешенного использования земельного участка является одним из основныхдокументов, необходимых для осуществления уполномоченными органамигосударственного контроля за использованием и охраной земель.[9]
В Едином государственном реестре земельсодержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровыеномера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенноеиспользование земельных участков; описание границ земельных участков, ихотдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права иограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размерыплаты за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состоянияплодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимогоимущества, прочно связанных с земельными участками.
Кадастровый номер присваивается каждомуземельному участку, подлежащему государственной регистрации в ЕГРП нанедвижимое имущество и сделок с ним.
Единый государственный реестр земельсодержит сведения о существующих и прекративших существование земельныхучастках. Моментом возникновения или моментом прекращения существованияземельного участка как объекта государственного кадастрового учета всоответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единыйгосударственный реестр земель.
Вывод: Формированиеземельного участка, как объекта земельных отношений, начинается с подачиуполномоченным лицом заявления в органы государственной власти или органыместного самоуправления. В результате межевания создается план земельногоучастка. Разрешение использование земельного участка подтверждается в формеакта разрешенного использования земельного участка или градостроительного планаземельного участка, разрабатываемого и оформляемого уполномоченным органам исполнительной власти города Москвы. Записьсведений о сформированном земельном участке вносится в Государственныйземельный кадастр, с присвоением кадастрового номера.
2. Государственный контроль за соблюдением земельногозаконодательства и порядок его осуществления.
Задачей земельногоконтроля является проверка соответствия деятельности субъектов земельныхотношений требованиям земельного законодательства, либо выявление случаевсамовольного пользования земельными участками.[10]
Земельноезаконодательство выделяет три вида земельного контроля – государственный,муниципальный и общественный.
Задачей государственного земельного контроляявляется обеспечение соблюдения земельного законодательства, требований охраныи использования земель.
Земельный кодекс недает определение понятия «земельныйконтроль», однако в ст.71 указывается, что государственный земельный контрольза соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использованияземель организациями независимо от их организационно-правовых форм и формсобственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданамиосуществляется специально уполномоченными государственными органами.
Государственный земельный контрольпроводится в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 15ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле»[11], сучетом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
Положениеустанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля 1. Федеральнымагентством кадастра объектов недвижимости; Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
Положение содержитподробный перечень охватываемого контроля и уполномоченных должностных лиц.
Государственные инспекторы по использованиюи охране земель имеют право:
а) запрашивать всоответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральныхорганов исполнительной власти и их территориальных органов, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществлениягосударственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии,использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права наземельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах,использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, вчасти, относящейся к предмету проверки;
б) посещать припредъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельныеучастки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а такжеземельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальнымиобъектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществлениягосударственного земельного контроля;
в) даватьобязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельногозаконодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверокнарушений земельного законодательства и их последствий;
г) составлятьпротоколы в порядке, установленном законодательством об административныхправонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам длярассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечениявиновных лиц к ответственности;
д) обращаться ворганы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий,препятствующих осуществлению государственными инспекторами законнойдеятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельногозаконодательства;
е) носить форменнуюодежду.
Главныйгосударственный инспектор РФ по использованию и охране земель и егозаместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерациипо использованию и охране земель и их заместители, главные государственныеинспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместителипомимо прав имеют право:
а) в пределах своейкомпетенции рассматривать в установленном порядке дела об административныхправонарушениях и налагать административные штрафы;
б) выносить по формесогласно приложению предупреждения о допущенном земельном правонарушении всоответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
в) направлять всоответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства длярешения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
г) вносить в органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органы местногосамоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений,предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельнымзаконодательством.
Должностные лица,осуществляющие государственный земельный контроль, имеют бланки документов сГосударственном гербом Российской Федерации и наименованием соответствующегоспециально уполномоченного органа, необходимых для осуществлениягосударственного земельного контроля, и служебные удостоверения, формы которыхустанавливаются соответствующими специально уполномоченными органами.
Юридическимпоследствием проведения государственного земельного контроля может явитьсяпринудительное прекращение прав на земельный участок в случае не устранениявыявленных нарушений. Порядок и условия принудительного прекращения прав вотношении земельных участков, находящихся в собственности, регламентируютсяст.284-286 ГК, в отношении земельных участков, принадлежащих субъектамземельных отношений на иных титулах – ст. 45-47 и ст. 54 ЗК.
Мерыадминистративной и уголовной ответственности за нарушения установленногопорядка использования земель предусмотрены также Главой 8 Градостроительногокодекса.
Приложение
к Положению о государственном
земельном контроле
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
__________________________________________________________________
(наименование федерального органаисполнительной власти
или его территориального органа)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о допущенном земельномправонарушении
г. ____________ "__"__________ 20__ г. N _____________
В ходе проведения ____________________________________________
(должность, Ф.И.О.проверяющего)
проверкисоблюдения земельного законодательства __________________
(наименование
__________________________________________________________________
организации, Ф.И.О. ее руководителя,индивидуального
предпринимателя, гражданина)
установленоненадлежащее использование земельного участка:
__________________________________________________________________
(описание правонарушения с указанием площади,местоположения,
__________________________________________________________________
кадастрового номера земельного участка, гдедопущено земельное
__________________________________________________________________
правонарушение, наименования законодательных ииных нормативных
__________________________________________________________________
правовых актов(со ссылкой на статьи и пункты), требования которых
_________________________________________________________________,
были нарушены, и установленная за этоответственность)
о чем составленакт _____________________________________________.
(число, месяц,год, номер)
В связи с привлечением_______________________________________
(наименованиеорганизации,
__________________________________________________________________
Ф.И.О.руководителя, индивидуального предпринимателя, гражданина)
кадминистративной ответственности в соответствии с постановлением
__________________________________________________________________
(наименование органа, Ф.И.О. должностноголица, принявшего
__________________________________________________________________
решение о привлечении к административнойответственности,
_________________________________________________________________,
номер и дата принятияпостановления)
руководствуясьстатьей 54 Земельного кодекса Российской Федерации,
обязываю_________________________________________________________
(содержание предписания обустранении земельного
_________________________________________________________________.
правонарушения и срок егоисполнения)
Информацию о ходе выполнения предписания необходимо
представить вписьменной форме по адресу: _______________________.
В случае невыполнения предписанияоб устранении земельного
правонарушенияматериалы о принудительном прекращении полностью
или частичновашего права ________________________________________
(видправа)
на земельныйучасток _____________________________________________
(местоположение,кадастровый номер, целевое
__________________________________________________________________
назначение, площадь (при необходимости сописанием границ
__________________________________________________________________
земельного участка)
или его часть, в отношении которой возможно принудительное
прекращениеправа на землю, будут направлены в ___________________
(наименование
_________________________________________________________________.
государственногооргана исполнительной власти или органа местного
самоуправления)
В соответствии со статьями 54 и 76 Земельного кодекса
Российской Федерации прекращение права на земельный участок не
освобождаетвас от возмещения вреда, причиненного земельным
правонарушением.
__________________________________________________________________
(Иные разъяснения прав лица, виновного внарушении земельного
__________________________________________________________________
законодательства, в случае возбужденияпроцедуры принудительного
_________________________________________________________________.
прекращения правна земельный участок и иные необходимые условия)
Для решения вопроса о продлениисрока устранения нарушения
земельногозаконодательства нарушителю ___________________________
(наименование организации,
__________________________________________________________________
Ф.И.О. ее руководителя, индивидуальногопредпринимателя,
гражданина)
до истечения установленного срока необходимо представить
должностномулицу, вынесшему предписание:
ходатайство о продлении срока устранениянарушения;
документы, справки и иные материалы, подтверждающие принятие
необходимых мердля устранения правонарушения.
__________________________________________________________________
(Подпись, Ф.И.О. должностного лица,вынесшего предписание)
Примечание. Настоящее предупреждение составлено в трех
экземплярах. Один экземпляр вручается гражданину
(индивидуальному предпринимателю) или
представителю организации, в отношении которого
оно вынесено, либо подлежит направлению указанным
лицам по почте с уведомлением.
Второй экземпляр направляется почтой с
уведомлением о вручении государственному органу
исполнительной власти или органу местного
самоуправления, предоставившемуземельный участок,
либо их правопреемникам.
Третий экземпляр хранится вфедеральном органе
исполнительной власти или его территориальном
органе, вынесших настоящеепредупреждение.
3. ЗАДАЧА.
Товарищество собственников жилья в рядом расположенных многоквартирныхдомах неоднократно обращалось к префекту административного округа города Москвыс просьбой о предоставлении ему вплотную прилегающего к домам свободного земельногоучастка для обустройства придомовой детской площадки и спортивного комплекса,но постоянно получало отказ со ссылкой на отсутствие утвержденнойградостроительной документации. Неожиданно для жильцов домов указанный участокраспоряжением префекта был предоставлен в аренду ООО «Фортуна» длястроительства торгового центра.
Товарищество собственников жилья, считая данное решение префекта
нарушением прав домовладельцев и незаконным,обратилось в июне 2006 г. в арбитражный суд с заявлением о признании решенияпрефекта незаконным. В обоснование иска товарищество указывало, что припринятии решения не учитывалось мнение жильцов; население не былопроинформировано о предстоящей постройке торгового комплекса; не проводилосьпредварительного согласования места строительства; отсутствует утвержденныйпроект районной планировки; не проведено межевание земель квартала; отсутствуетакт о разрешенном использовании земель; оспариваемый земельный участок несформирован, не имеет кадастрового плана (карты) и номера, его границы неустановлены на местности; близость будущего торгового центра к жилым домамнарушит природно-ландшафтный и экологический режим территории, лишит жильцовдома, и особенно детей, нормальных условий для отдыха, проведения досуга изанятий спортом.
Являются ли приведенные в обоснование искатоварищества собственников жилья факты нарушением законодательства? Какиетребования законодательства возможно также нарушены? Предложите решениеарбитражного суда по данному делу.
Думаю,что ТСЖ, подало иск на основании ст.31 ЗК РФ.
Распоряжениемуниципальной собственностью, безусловно, было совершено с нарушениемзаконодательства РФ. Состав нарушенийдовольно велик, согласно п.2,3,5 ст.31ЗК РФ:
оспариваемыйземельный участок не сформирован, не имеет кадастрового плана (карты) и номера,его границы не установлены на местности;
отсутствуетакт о разрешенном использовании земель;
отсутствуетутвержденный проект районной планировки;
отсутствуетзаключение экспертизы, что близость будущего торгового центра к жилым домам ненарушит природно-ландшафтный и экологический режим территории;
населениене было проинформировано о предстоящей постройке торгового комплекса.
Считаю,распоряжение префекта о строительстве торгового центра подлежит отмене(возможно с наложением дисциплинарного взыскания, хотя ТСЖ этого нетребовало), в связи с нарушением правилземлепользования и застройки, нарушением документации по планировке территориймуниципальных образований, которая должна осуществляется в полном объеме.
Необходимо также приниматьво внимание и то, что Москва является особой экономической зоной.
4. Список используемой литературы:
1. Земельное право: учебник / под ред.Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева/.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007;
2. Ерофеев Б.В. Земельное право России:Учеб. / ред. Н.И. Краснова. – М.: Ирайт-Издат, 2004;
3. Крассов О.И. Земельное право: Учебник.– 3 изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.
4. Комментарий к ГК РФ части первой(постатейный). – ред. д.ю.н., проф. О.Н. Садиков, — М.: ИНФРА-М, 2006.
Нормативные правовые акты:
5. Земельный кодекс РФ 2001г. в ред. от 19.06.2007 №102-ФЗ;
6. Градостроительный кодекс РФ 2004г.;
7. Жилищный кодекс РФ 2004 г.;
8. Федеральный закон от 02.01.2000 №28-ФЗ « О государственном земельном кадастре»;
9. Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении вдействие Жилищного кодекса РФ»;
10. Постановление Правительства РФ от15.11.2006 № 689 (ред. от 22.06.2007) « О государственном земельном контроле»;
11. Закон города Москвы от 14 мая 2003 г.№ 27 «О землепользовании и застройке в городе Москва».
[1] Комментарий к ГК РФ частипервой (постатейный). – ред. д.ю.н., проф. О.Н. Садиков, — М.: ИНФРА-М, 2006. –стр. 670.
[2] Земельный кодексРоссийской Федерации в ред. федеральных законов от 19.06.2007 № 201-ФЗ.
[3] Ерофеев Б.В. Земельноеправо России: Учеб. / ред. Н.И. Краснова. – М.: Ирайт-Издат, 2004. – 176 стр.
[4] Закон города Москвы от 14мая 2003 г. № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москва» (п. «д», ст.2 «Основные понятия…»).
[5] Ерофеев Б.В. Земельноеправо России: Учеб. / ред. Н.И. Краснова. – М.: Ирайт-Издат, 2004. – 322 стр.
[6] Федеральный закон от02.01.2000 № 28-ФЗ « О государственном земельном кадастре».
[7] Федеральный закон от02.01.2000 № 28-ФЗ « О государственном земельном кадастре».
[8] Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении вдействие Жилищного кодекса РФ» (ст.16).
[9] Закон города Москвы от 14мая 2003 г. № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москва» (ст. 27).
[10] Земельное право: учебник/ под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева/.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. –стр. 384.
[11] ПостановлениеПравительства РФ от 15.11.2006 № 689 (ред. от 22.06.2007) « О государственномземельном контроле».