Реферат по предмету "География и экономическая география"


История исследования океанов



ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКЕАНОВ

Элементарные познания|опознания| людей о морях и океанах относятся ещё к|до| глубокой древности. Из года в год человечество узнаёт всё новые и новые сведения о водной стихии, о течениях и приливах, о размерах отдельных частей океана, о берегах. Еще древние египтяне, финикийцы (1500 лет до н. э.) осуществляли|свершали,совершали| плавание по Средиземному и Красному|червонному| морям. Они учредили ряд колоний на побережье Африки, пиренейском полуострове, через|из-за| Красное|червонное| море входили в Индийский океан.

В этот древний|стародавний| период человеческой истории люди (ассиро-вавилоняне, древние египтяне, финикийцы и греки времен Гомера представляли|воображали| океан в виде быстро текущей массыреки, что окружает плоскую (в форме диска) Землю).

Впервые идею о шарообразности Земли высказали пифагорейцы (около|порядка| 500 г.-до н. э.). Однако это смелое утверждение не было достаточно обоснованно и почти два тысячелетия оставались непризнанными.

Теорию шарообразности Земли поддерживал Аристотель. В IV в. до н.э. он обобщил и систематизировал все накопленные на то время|к тому времени| знания, имел достаточно правильные представления об относительных размерах Земли и Вселенной|мироздания|. Аристотель приводит даже длину окружности земного шара: 400 тыс. стадий (длина стадии принималась различной в разных|различных| местах; можно думать, что оценка Аристотеля разу в полутора завышенная).

Аристотель, по-видимому|пожалуй|, разделял мысль|мнение,суждение| о единстве океанических вод, которые омывают берега Африки, Европы и Индии. Однако вопрос о соотношении океана и суши на поверхности земного шара оставался открытым. На этот счет|по этому поводу| существовали две прямо противоположных точки зрения. Решить этот вопрос могли только дальние океанические плавания, а мир мир греков был ограничен бассейном Средиземного моря (включая Черное и Азовское моря) и европейским побережьем Атлантического океана.

Следует заметить, что греческие философы высказали ряд правильных мыслей|мнений,суждений| о природе разных|различных| процессов в океане. Так, Пифей (IV в. к|до| н. э.) впервые установил, что притяжение Луны играет главную|головную| роль в возникновении приливов|притоков|. В период раннего средневековья (VI--XI ст|.. н. э.) наступает застой во всех отраслях науки, и в частности|в том числе| в географических исследованиях, в изучении океанов и морей. Начиная с VII-- VIII ст. некоторый|некий| взнос|вклад| в дело изучения морей вносят арабы, которые унаследовали достижение древнейших культур Египта, Вавилона, Индии, Греции, Рима и Византии.

В X--XI ст. дальние|чудесные| плавания делают скандинавы. Они первыми из|с| европейцев пересекли Атлантический океан, открыли Гренландию, берега Лабрадора и Ньюфаундленда.

В XII--XIII ст. россияне|русские| крепко устроились на берегах Белого моря, а в XV--XVI ст. освоили плавания не только по нему, но и по Баренцеву и Карскому морям, ходили к|до| устью Оби и Енисея, в Шпицберген и вокруг Скандинавского полуострова.

Стремление к|до| морским путешествиям ещё более усилилось|усугубилось| в XV в. В южные районы Атлантики устремились португальские мореплаватели. В 1471 г. они дошли до экватора, а вскоре|вскорости| (1487) Бартоломеу Диаш обогнул из|с| юга Африку и высадился на африканском берегу Индийского океана. Этим окончательно было доказано, что Атлантический и Индийский океаны соединяются на юге и пренебреженная гипотеза Птолемея об их изолированности.

После завоевания турками ближневосточных районов, через|из-за| которые|какие| проходили основные торговые пути к востоку, европейцы направились|устремились| на поиски новых морских путей. С того времени|с этого времени| начались большие|великие| географические открытия как на суше, так и на море. Португальцы продолжали осваивать восточный маршрут вокруг Африки, а испанцы выбрали|избрали| совсем другой путь -- через|из-за| Атлантический океан, на запад. Стало|стать| ясно, что океан не только разделяет материки, но и может способствовать|содействовать| сближению народов.

Первое плавание в поисках западных путей к Восточной Азии было осуществлено генуэзцем Христофором Колумбом в 1492 г. Колумб считал, что по другую сторону Атлантического океана лежат богатейшие страны Азии. Вскоре|вскорости| выяснилось, что им открытый новый континент. Испанский конкистадор Васко Бальбоа пересек Панамский перешеек, с востока на запад и вышел на берег другого океана, который|какой| им был назван Южным морем (Тихий океан).

Почти одновременно с испанцами к|до| берегам только что открытого материка стали плавать англичане. Экспедиция, возглавляемая итальянским мореплавателем Себастьяном Каботом, в 1497 г. посетила берега Лабрадора и Ньюфаундленда.

Португальцы, продолжая поиски морских путей к Юго-восточной Азии, во главе с|в главе с| Васко и Гвалтом|гамартромой| обогнули Южную Африку, прошли через Мозамбикский пролив|проток|, пересекли северо-западную часть Индийского океана и в 1497 г. достигли порта Калликут на юго-западном берегу Индии (Малабарский берег).

Наиболее важное для познания|опознания| Мирового океана путешествие было осуществлено испанской экспедицией под командованием Фернана Магеллана (1519--1522). Это первое кругосветное плавание окончательно утвердило представление о шарообразности Земли, о Мировом океане, как единственной|единой| и целостной|цельной| водной стихии.

После открытия морских путей к Азии и Америке в южных и средних широтах начались поиски морских дорог|путей| через|из-за| северные моря, поиски северо-восточного и северо-западного морских проходов вдоль северных берегов Азии и Америки. С решением этой проблемы связанные|повязанные| экспедиции Баренца (1595--1597), плавание вдоль берегов Сибири российских|русских| мореплавателей, в районе Канадского архипелага -- английских мореплавателей. В 1648 г. С. Дежнев и Ф. Попов открыли пролив|проток| (Беринговый пролив|проток|) между Азией и Америкой.

Выдающимся событием XVII в. были морские экспедиции А. Тасмана, во время которых|каких| было установленное существование пятой части света -- Австралии.

В середине|средине| XVII в. сведения|ведомости|, которые накопились, об отдельных частях Мирового океана были систематизированы голландским географом Б. Варениусом. Он впервые выделил отдельные части Мирового океана, подчеркнув их единство и значение для мореплавания.

В XVIII в. в России важные работы по изучению Северных берегов Евразии, прибрежных|прибережных| вод Ледовитого океана и северных районов Тихого океана были проведены во время Большой|великой| Северной экспедиции (1733--1743), организованной сначала Петром I для решения вопроса о том, соединяется ли Азия с Северной Америкой, поскольку открытие С. Дежнева было России «забыто». В работах Большой|великой| Северной экспедиции принимали участие прекрасные|чудесные| российские|русские| мореплаватели, имена которых|каких| увековечены на карте Сибири и Северного Ледовитого океана: Витус Беринг, Алексей Чириков, брать Харъитон и Дмитрий Лаптеви, Семен Челюскин, Василий Прончищев и много|богато| других. Материалы, собранные этой экспедицией, оставались важнейшими, а частично|отчасти| единственными|едиными| по ряду районов, вплоть до начала XX в.

Во второй половине XVIII века|столетия| были сделанные кругосветные путешествия с целью открытия новых земель и изучения природы океанов. Наиболее важными были плавания английской экспедиции под командованием Джеймса Кука. С 1768 г. Д. Кук сделал|совершил| три кругосветных путешествия. В 1772--1775 гг. перед его экспедицией было поставленное задание|задача| отыскивания предполагаемого Южного материка. Экспедиция Кука достигла 71° ю. ш., так и не обнаружив|выявив,проявив| «Южной Земли». Экспедициями Д. Кука закончился период описательного изучения океана. Оно велось в основном с целью открытия новых земель, а также для выяснения условий судоходства и возможностей торговых связей.

С XIX столетия началась эпоха научных экспедиций по изучению Мирового океана. В начале XIX столетие российские|русские| моряки сделали|совершили| около|порядка| 40 кругосветных плаваний, больше чем англичане и французы, вместе взятые. Ими было положенное начало серии научных океанографических исследований. Во время одного из кругосветных плаваний О. Е. Коцебу (1823--1826) российским|русским| академиком Э. X. Ленцами проводились глубинные измерения температуры воды, впервые определялась плотность морской воды на разных|различных| глубинах (до 2 тыс. м).

Другой прекрасной|чудесной| экспедицией первой половины XIX в. было плавание Ф. Ф. Беллинсгаузена и Г. П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819--1821) в высокие широты южного полушария. Экспедиция открыла новый материк -- Антарктиду (1820). Во время этого плавания систематически|систематично| велись метеорологические и гидрологические наблюдения в антарктических водах. Эти данные долгое время оставались единственными|едиными| по южнополярному району Мирового океана.

В середине|средине| XIX в. в ряде|в ряду| стран были организованные первые исследовательские учреждения для изучения Мирового океана, потому|оттого| число экспедиций с того времени|с этого времени| значительно выросло. Разрабатываются специальные программы метеорологических и гидрологических наблюдений.

В 1853 г. в Брюсселе состоялась|произошла,отделалась| первая международная морская конференция, которая|какая| приняла единую судовую систему наблюдений, предложенную американцем Г. Мори. Эта система сыграла большую|великую| роль в изучении океанов, потому что следующие наблюдения имели однородный характер и стали легко доступными для обобщения и систематизации (Муромцев, 1956).

Исследование океанов и морей на специально оборудованных для этой цели судах началось во второй половине XIX в. Первой такой экспедицией появилось кругосветное плавание англичан на судне «Челленджер» в 1872--1876 гг. Эта первая комплексная морская экспедиция, что положила начало специальным океанографическим экспедициям, собрала огромный материал об Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Участники экспедиции проводили метеорологические наблюдения, глубин, определяли плотность воды, исследовали животный и растительный мир океанов, брали пробы почвы|грунта,земли| из|с| океанского дна и образцы придонной воды. Результаты экспедиции были опубликованы в 50-томном труде до конца XIX в.

Среди других специальных океанических экспедиций необходимо отметить шведско-российскую|русскую| экспедицию А. Норденшельда на судне «Вега» (1878--1879), которая впервые прошла Северным морским путем с запада к востоку, и плавание в северных водах норвежского мореплавателя Ф. Нансена на «Фраме», что открыл в 1894--1896 гг. в Центральной Арктике глубоководный бассейн.

Несколько раньше|ранее| российский|русский| мореплаватель адмирал С. О. Макаров сделал|совершил| кругосветное| плавание на корвете «Витязь», во время которого|какого| были проведенные большие|великие| работы по исследованию физических свойств океанической воды. Результаты их были опубликованы в монографии «Витязь» и Тихий океан» (1891).

Собранные до конца XIX в. данные позволили составить|сложить,сдать| первые карты деления|распределения| температуры и плотности воды на разных|различных| глубинах, схему циркуляции вод Мирового океана и карту рельефа дна.

Начало XX в. ознаменовалось созданием специализированных научных морских учреждений и международных организаций (Международный совет по изучению морей, в 1902 г. и др.), которые|какие| возглавили экспедиционные океанографические работы. К|до| наиболее крупным экспедициям того времени следует отнести антарктические плавания на судах «Гаус» (1901 --1903), «Дисковери» (1901 -- 1904), «Скотия» (1908), «Дойчланд» (1911 -- 1912), работы США в Тихом океане на судне «Альбатрос» (1900--1905), немецкую экспедицию в Индийский океан на судне «Планет» (1906--1907, 1910--1913). Последней экспедицией открытые наибольшие глубины в желобах Яванские, Новогебридском и Бугенвиль. Экспедиция на «Альбатросе» выполнила|исполнила,проделала| большое|великое| число гидрологических наблюдений, которые|какие| легли в основу|основание| всех последующих гидрологических исследований Тихого океана.

Первые полтора десятилетия XX в. были отмечены важными морскими экспедициями к Арктике, направленными на изучение условий плавания по Северному морскому пути. Здесь|тут| трудились российские|русские| экспедиции на кораблях «Ермак» (1901), «Заря» (1900-- 1902), «Св. Анна», «Св. Фока|» (1912--1914), «Таймыр» и «Вайгач|» (1913, 1914, 1915).

В эти же годы северо-западным морским путем от берегов Атлантики к|до| Тихому океану впервые прошла норвежская экспедиция на судне «Йоа» под командованием Р. Амундсена (1903-1906). Первая мировая война прервала исследование океанов. Они возобновились только в 20-х годах нашего века|столетия|. Изучаются отдельные морские регионы, проводятся повторные наблюдения для установления пространственно-временной изменчивости|переменчивости| океанографических условий (исследование у берегов Японии, США, Канады, Норвегии, в районе Гольфстрима и Лабрадорского течения).

После большевистского переворота в нашей стране в 1920 г. организуется Государственный гидрологический институт, а 10 марта 1921 р.-- Плавучий Морской научный институт для изучения биологических, гидрометеорологических и геолого-минералогических условий Северного Ледовитого океана. Впоследствии этот институт был преобразован во Всесоюзный институт морского рыбного хозяйства и океанографии (1933). В 1930 г. создается Арктический институт (в настоящее время|нынче| Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт).

С 30-х годов XX столетия во всех арктических морях, которые омывают территорию СССР, стали проводиться работы с целью хозяйственного освоения Северного морского пути. Исследования северных морей неуклонно расширялись и охватили и Центральную часть Арктического бассейна. Здесь|тут| в 1937 г. была организованная дрейфующая станция «Северный полюс», а в 1938--1940 гг. в высоких широтах дрейфовал|дрейфующий| ледокол «Г. Седов». Реальность плавания по Северному морскому пути за одну навигацию довели|доказали| экспедиции на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» в 1932г. (из|с| Архангельска на Дальний Восток) и на ледорезе «Ф. Литке» в 1934 г. (с Владивостока к Мурманску). Задание|задача| освоения Северного морского пути была успешно решена: уже несколько десятилетий он является регулярно действующей морской трассой.

Интересно|любопытно| отметить, что сравнение данных, полученных во время дрейфа «Фрама» и дрейфа «Г. Седова», позволило установить, что с начала нашего столетия началось потепление Арктики.

Вторая мировая война снова прервала океанографические исследования. До этого времени на основе всех предыдущих|предварительных| работ уже вырисовывалась общая картина гидрологических и биологических условий во всех частях Мирового океана.

В послевоенные годы в связи с расширением рыболовства, решением проблемы синоптических прогнозов и гидрометеорологического обеспечения промышленного и торгового мореплавания оказалась необходимость более глубокого изучения процессов, что происходят в океанах, а следовательно|итак|, расширения экспедиционных исследований. Научно-исследовательские корабли многих стран мира стали активно исследовать Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Впервые были детально|подробно| изученные|выученные| гидрологические условия в глубоководных океанических западинах|. Появились новые методы и новые приборы для разного|различного| рода наблюдений.

В 1943 г. в СССР был созданный Государственный океанографический институт Гидрометеослужбы. В 1947 г. начались советские исследования в антарктических водах (в связи с созданием китобойной флотилии «Слава»). В работах антарктических экспедиций принимали участие Государственный океанографический институт и Всесоюзный институт рыбного хозяйства и океанографии. С того времени|с этого времени| началось систематическое|систематичное| изучение южнополярных вод, которое|какое| продолжается и в настоящее время|нынче|. В результате этих исследований возродилась идея о необходимости выделения пятого океана -- Южного полярного.

Люди с древних времен стремились проникнуть как можно глубже в пучину океанов и морей. Изобретение акваланга позволило погружаться в воду до 100 м. С помощью|посредством| жесткого скафандра человек проник в глубь моря до 250 м. Это позволило вести непосредственные наблюдения за рыбами, крабами, моллюсками и другими животными. После изобретения батисферы (1930) американские исследователи Боб и Бартон погрузились сначала на 923 м (1934), а затем|а потом| на 1372 м (1949). Однако возможности батисферы, что опускается на тросе из|с| корабля, были ограничены.

Огюст Пикар изобрел автономный подводный аппарат (судно) -- батискаф. В 1960 г. на батискафе «Триест» Жак| Пикар и Дон Уолш опустились на дно Марианской западини| (на глубину 10916 м). Так были покоренные наибольшие глубины Мирового океана.

Все указанные выше экспедиции работали|трудились| в разное|различное| время и на одиночных судах. Обычно наблюдения велись несогласованный Многие из|с| них ставили задачей последующее накопление фактического материала. В середине|средине| 50-х годов подобного рода робота была уже не достаточна. До этого времени значительно повысились| требования|востребования| к|до| изучению океанов. Было нужно объединение усилий разных|различных| стран для одновременного исследования океанов на огромных площадях. Первым удачным опытом оказалась международная экспедиция «Норпак», в которой|какой| принимали участие суда Японии, США и Канады (1955). Исследования велись в Тихом океане, к северу от 20° с. ш. С начала 40-х годов в практику изучения океанов введенные специальные наблюдения на специализированных «кораблях погоды», которые дрейфуют|дрейфующий| в открытых районах Мирового океана и ведущих аэрометеорологические и гидрологические наблюдения с целью обеспечения безопасности трансокеанских авиалиний, мореплавания и обеспечения гидрометеорологической информацией рыбного промысла в океанах.

В Северном Ледовитом океане систематические|систематичные| наблюдения за дрейфом льдов, за атмосферными процессами, изучения рельефа дна и геофизических особенностей ведутся с помощью|посредством| дрейфующих станций, организовываемых на плавучих льдинах (или ледяных островах). В 1937--1938 гг. дрейфующей станцией «Северный полюс» (СП). Работы на станциях СП, широкое применение автоматических станций ДАРМС| -- новый этап в изучении Северного Ледовитого океана. В результате проведенных работ пересмотрены|просмотрены| много представлений о природе Центральной Арктики и сделанных важных географических открытиях. Исследования показали, что центральная часть Северного Ледовитого океана не является единственной|единой| глубоководной впадиной|, а имеет сложный рельеф дна. Здесь|тут| были открытые хребты Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, разделенные глубокими впадинами Нансена, Седова, Макарова. Была внесенная ясность в понимание процессов водообмена между Северной Атлантикой и Северным Ледовитым океаном. Полученные Новые сведения|ведомости| ледяной покров и дрейф льдов в Центральной Арктике, установленная действительная картина атмосферной циркуляции. Во всем полярном бассейне.

Большой|великий| научный взнос|вклад| в познание|опознание| Мирового океана (как и Земли в целом) внесли исследования по программе Международного геофизического года (МГГ|, 1957--1958). В этих работах принимали участие десятки стран мира. Программа МГГ| опиралась на достижение I и II Международные полярные годы, проведенных соответственно в 1882--1883 и в 1932--1933 гг. Новая программа отличалась от предыдущих|предварительных| огромным размахом исследований.

Советский Союз проводил работы более чем|больше чем| на 1500 станциях по 11 пунктам программы МГГ|, в том числе и по изучению Мирового океана (аэрометеорологические, актинометрические, гидрологические, гидрохимические|, биологические, геолого-геофизические наблюдения). В сферу действия советских экспедиций были включенные новые районы --Южная Атлантика и Индийский океан, большие|великие| работы проводились в Южном океане -- у берегов Антарктиды. В 1956 г. на парусно-проворной|моторной| немагнитной шхуне «Заря» были начатые работы по изучению магнитного поля Земли в океанах, которые|какие| длятся|продолжаются| до настоящего времени. Экспедицией на «Витязи» в Тихом океане в 1957 г. были открытые наибольшие глубины в Марианском желобе (11022 м) и в желобе Тонга (10882 м). В исследованиях по программе |МГГ принимали участие советские суда «М. Ломоносов», «Океан», «Севастополь». «Полярник», «Обь», «проф. Рудовиць», «Экватор» и др. Много судов принимало участие в работах по программе |МГГ от Соединенных Штатов Америки: «Альбатрос». «Атлантис», «С. Ф. Берд», «Вема», «Горизонт», «X. Г. Смит» и др. Значительную част|часть,долю|ьььььь океанографических исследований |исполнили,проделали|выполнили Франция, Норвегия, Япония. Принимали участие в работах Финляндия, Дания, Исландия, Аргентина, Новая Зеландия, Чили, Перу, Мадагаскар и др.

Исследования в период МГГ| дали много нового фактического материала, позволили применить новые методы, например наблюдение из|с| автономных буйкових| станций, на которых|каких| устанавливаются самописцы, которые фиксируют скорость и направление течений, температуру воды на разных|различных| глубинах. Новейшие приборы стали применяться для измерения солености воды, установления разных|различных| гидрохимических| характеристик. В последнее время используются сложные аппараты и телевизионные установки для подводных исследований.

По окончании|по завершении,по истечении| МГГ|, в конце 1958 г., по решению Генеральной ассамблеи Международного Совета научных союзов общее изучение Мирового океана по программе МГГ| было продлено еще на один год (тогда названием Международное геофизическое сотрудничество -- МГС|).

В 1973 г. между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки было подписанное соглашение о сотрудничестве в области исследования Мирового океана. Программа сотрудничества советских и американских специалистов предусматривает совместные работы по предотвращению загрязнения морской среды как в портах, гаванях и прибрежных|прибережных| водах, так и в открытом океане. Проводятся совместные советско-американские работы по последующему изучению ресурсов Мирового океана. С 1971 г. ведутся комплексные геофизические исследования в Северной Атлантике при участии|с участием| СССР, Исландии, США, ФРГ, Дании, Великобритании и других стран. В 1974 г. объединенная эскадра из|с| 40 кораблей науки многих стран проводила исследование в тропических районах Атлантики. В тропическом эксперименте принимали участие и лаборатории самолетов. Ученые СССР, США, Англии, Франции, ФРГ и других государств проводят комплексное изучение солнечной радиации, обмена энергией между океаном и атмосферой. Продолжается исследование арктических морей. Изучению взаимодействия в системе океан -- атмосфера посвященный «Полярный эксперимент», рассчитанный на 7--8 лет советских исследований в районах Северного Ледовитого океана. С 1975 г. в Японии (на о. Окинава) функционирует международная выставка «Мировой океан», где 32 страны (в том числе и СССР) представили новейшие инженерно-технические сооружения, аппараты и оборудование, употребляемые для исследования и освоения океанских недр. Там же демонстрируется «Акваполис»-- морской город будущего. Для изучения Тихого океана на Дальнем Востоке созданный специальный Дальневосточный научный центр АН СССР. Он был призван решать сложные проблемы, связанные|повязанные| с комплексным использованием|употреблением| и воссозданием|воспроизводством,воспроизведением| ресурсов океана. Велись исследования процессов взаимодействия океана и атмосферы. В августе 1977 г. советский атомный ледокол «Арктика» сделал|совершил| успешный рейс в район Северного полюса. Участники экспедиции к|до| Северному полюсу осуществили прекрасную|чудесную| мечту российских|русских| и советских исследователей Арктики и продолжили использование|употребления| мирного атома в интересах|в пользу,на пользу| развития народного хозяйства.

В настоящее время наиболее изучены|выучены| в океанографическом отношении северная часть Атлантического океана, северо-западные и северо-восточные районы Тихого океана, северная часть Индийского| океана, большинство шельфовых морей. Значительные исследования проведены в полярных водах Северного Ледовитого и Южного океанов.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оптимизация управления товарным ассортиментом на предприятиях розничной торговли
Реферат «Социальная адаптация личности школьников»
Реферат Сравнительный анализ ЕГЭ по английскому языку и международного экзамена FCE
Реферат Розподіл лікарської речовини в органах і тканинах
Реферат Остров Утопия Т.Мора и Город Солнца Т.Кампанеллы как попытки решения проблемы социального нераве
Реферат Свободные экономические зоны в Казахстане
Реферат Юмор в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»
Реферат Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия при занятиях физическими упражнениями
Реферат Совершенная конкуренция
Реферат Эшерихии, как этиологические агенты внутрибольничных инфекций
Реферат Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка)
Реферат Литература - Акушерство (перитонит и сепсис после кесарева сечения)
Реферат Значение информации на стыке столетий
Реферат Nazi Essay Research Paper John Mendes 83000Critical
Реферат Freedom Of Expression