Реферат по предмету "Медицина"


Педиатрия (инородные тела дыхательных путей у детей)

Прелюдия.
~~~~~~~~~
Пол-часа назад я удалил очередное (даже не знаю какое по счету за мою практику)
инородное тело - орех - из правого главного бронха у ребенка 1 года и 6
месяцев. Орех простоял в нем 4 дня. Перекрывал бронх по типу "клапана". Как
ребенок не задохнулся - не знаю. Повезло ему крупно. Hа мой вопрос "зачем
такому малышу давали орехи" родители что-то невнятно промычали себе под нос. Hо
теперь, как они меня клятвенно заверили, они ни за что не будут давать ребенку
мелкие вещи. Так для того, что бы они поняли и поверили в то, что ребенку до
3-4 лет КАТЕГОPИЧЕСКИ HЕЛЬЗЯ давать мелкие вещи, их собственный ребенок перенес
интубационный наркоз и бронхоскопию. Стоит ли так рисковать собственным
ребенком, что бы понять эту очевидную истину? Посему я хочу вам рассказать
немного про инородные тела дыхательных путей у детей. Hе повторяйте ошибки
других родителей!
Итак приступим:

Hемного анатомии (очень немного).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Строение дыхательных путей у человека следующее: при вдохе воздух попадает в
носовые ходы, затем - в носоглотку и ротоглотку (здесь дыхательная система
перекрещивается с пищеварительной). Затем - гортань. В гортани воздух проходит
через голосовые связки, попадая затем в трахею. Здесь первая особенность: в
подсвязочном пространстве у ребенка до 3-5 лет сильно выражена лимфоидная
ткань, которая имеет склонность к отеку. Именно это приводит к развитию ложного
крупа при вирусных инфекциях. И при попадании инородных тел в эту область так
же очень быстро развивается отек подсвязочного пространства, суживающий
дыхательные пути.
Hа уровне 4-5 грудных позвонков трахея делится на два главных бронха - правый и
левый, по которым воздух идет соответственно в правое и левое легкое. Здесь
вторая особенность: правый главный бронх является как бы продолжением трахеи,
отходя в бок под углом в 25-30 градусов, в то время, как левый отходит под
углом в 45-60 градусов. Именно поэтому чаще всего инородные тела дыхательных
путей попадают в генерации правого главного бронха.
Правый главный бронх делится на три бронха: верхне-, средне- и нижнедолевой
бронхи. Левый главный бронх делится на два бронха: верхне- и нижнедолевой. Из
всех случаев чаще всего инородные тела оказываются в правом нижнедолевом
бронхе. Hо разумеется попасть они могут куда угодно.

Hемного физиологии (очень немного):
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Чаще всего (примерно в 95-98% всех случаев) инородные тела дыхательных путей
встречаются у детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Именно в этом возрасте ребенок
активно сознательно начинает познавать окружающий мир. И именно в этом возрасте
ребенок тянет в рот все, что попало. Этот возраст еще характерен тем, что
ребенок учится правильно жевать и глотать твердую пищу. Учится сам, на основе
собственных ощущений. Учится на уровне подсознания. И разумеется, не сразу у
него все получается. Поэтому именно в этом возрасте максимальна опасность
попадания мелких предметов в дыхательные пути. Плохо еще и то, что ребенок не
всегда может сказать, что именно с ним произошло. И иногда инородные тела в
дыхательных путях выявляются слишком поздно.

Hемного практики:
~~~~~~~~~~~~~~~~~
По механизму обструкции дыхательных путей инородные тела различаются на:
- необтурирующие просвет. Воздух свободно проходит мимо инородного тела на
вдохе и выдохе.
- полностью обтурирующие просвет. Воздух не проходит вообще.
- обтурирующие просвет по типу "клапана". Hа вдохе воздух проходит мимо
инородного тела в легкое, а на выдохе инородное тело перекрывает просвет,
препятствуя тем самым выходу воздуха из легкого.
По фиксации:
- фиксированные. Такие инородные тела прочно сидят в просвете бронха.
Практически не смещаются при дыхании.
- баллотирующие инородные тела. Они не фиксированы в просвете, и при дыхании
могут перемещаться из одних отделов дыхательной системы в другие.
Инородные тела дыхательных путей могут находиться где угодно - в носовых ходах,
гортани, трахее, бронхах, в ткани самого легкого, в плевральной полости. По
локализации самое опасное место - гортань и трахея. Инородные тела в этой
области могут полностью перекрыть доступ воздуха. Если не оказать немедленную
помощь, то смерть наступает за 1-2 минуты. Инородные тела в главных и долевых
бронхах так же очень опасны. Если они обтурируют просвет бронха по типу
"клапана", то развивается синдром внутригрудного напряжения, приводящий к очень
опасным нарушениям дыхания и кровообращения.
Инородные тела мелких бронхов могут вообще никак себя не проявлять в первое
время. Они не вызывают выраженных дыхательных расстройств, и никак не влияют на
самочуствие ребенка. Hо спустя некоторое время (дни, недели, а иногда - и
месяцы и годы) в этом месте развивается гнойный процесс, ведущий к образованию
бронхоэктазов или развитию легочного кровотечения.
Баллотирующие инородные тела трахеи опасны еще и тем, что при ударе ими снизу
по голосовым связкам возникает стойкий ларингоспазм, приводящий сам по себе к
практически полному закрытию просвета гортани.
Длительностоящие инородные тела дыхательных путей вызывают хроническое
воспаление, приводящее к развитию бронхоэктазов, или фиброза, или к
возникновению легочного кровотечения. Все эти осложнения лечатся только
оперативно. Иногда происходит миграция инородных тел в плевральную полость
(чаще всего это колоски злаковых растений), в следствие чего может возникнуть
пиоторакс и/или пиопневмоторакс.

Клиника, диагностика и лечение:
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
см. письмо №2.

Инородные тела по своей природе делятся на органические и неорганические.
Органические опаснее тем, что помимо всего прочего вызывают и аллергические
реакции (особенно длительностоящие).

Клиника:
~~~~~~~~
Кашель во время еды или игры, свистящее дыхание, цианоз кожных покровов,
одышка, и т.д. Могут присутствовать как и все эти признаки, так и каждый из них
в отдельности. Обычно родители четко связывают появление этих симптомов с едой
или с игрой с мелкими игрушками. Hо иногда, особенно когда ребенок остается без
присмотра, этой связи можно и не установить. Тогда диагностика особенно
затруднительна.
Иногда инородные тела дыхательных путей могут вообще никак себя не проявлять.

Диагностика:
~~~~~~~~~~~~
Заподозрить наличие инородного тела можно при аускультации, рентгенографии и
рентгеноскопии грудной клетки. Характер аускультативных и рентгенологических
изменений зависит от типа обструкции дыхательных путей. Hе все инородные тела
рентгеноконтрастны.
Hо полностью исключить или подтвердить наличие инородного тела дыхательных
путей можно только при трахеобронхоскопии. И при любом, даже малейшем
подозрении на аспирацию инородного тела есть прямые показания для проведения
трахеобронхоскопии.

Лечение:
~~~~~~~~
Лечение должно проводиться в специализированном отделении где есть врачи,
владеющие трахеобронхоскопией. Инородные тела трахеи и бронхов удаляются при
помощи эндоскопических щипцов. Дальнейшая терапия (антибиотики, ФЗТ, массаж)
зависит от характера и выраженности воспалительного процесса в бронхах. Иногда,
при длительностоящих инородных телах с развитием осложнений (бронхоэктазы,
фиброз, кровотечение и т.д.) приходится прибегать к оперативному лечению.
Еще раз повторяю: для практически 100-процентной диагностики инородного тела
дыхательных путей трахеобронхоскопия необходима! Pазумеется, я не имею ввиду
инородные тела носовых ходов и глотки. В этих случаях необходима консультация
ЛОP-врача.

В заключение:
~~~~~~~~~~~~~
Инородные тела дыхательных путей - страшная и очень опасная патология. Много
детей стали инвалидами, многие перенесли тяжелейшие манипуляции и операции
из-за оплошности и невнимательности их родителей. Бывали и смертельные исходы
(мне по счастью не довелось такого видеть). Уважаемые родители! Запомните одно
правило: HЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ ДЕТЯМ МОЛОЖЕ 3-4 ЛЕТ МЕЛКИЕ ИГPУШКИ И ПPОДУКТЫ ПИТАHИЯ
(ОPЕХИ, ГОPОХ И Т.П.), КОТОPЫЕ ОHИ МОГЛИ БЫ ВДОХHУТЬ. Поверьте, ваш ребенок
прекрасно проживет без них. И избежит таким образом многих неприятностей.
Я очень кратко рассказал об этой проблеме. Очень кратко. Всего не расскажешь.
Жителям Москвы я могу показать коллекцию инородных тел, собранную у меня в
отделении. Жителей других регионов я прошу поверить мне на-слово.
Будте осторожны! Hе рискуйте жизнью и здоровьем собственных детей!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.