Реферат по предмету "Журналистика"


Некролог как жанр биографии

Содержание
Введение
1. Некролог
2. Некролог как жанр биографии
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
Еще в первые векахристианства принято было записывать в церковных книгах имена умершихсвященнослужителей, благотворителей и прихожан, которые провозглашались вовремя богослужения, чтобы паства молилась за них. В Средние века эти церковныезаписи перешли в списки или календари, которые велись при духовных учрежденияхи монастырях. Сюда вносились, кроме подвижников и мучеников, папы и государи,архиепископы и епископы, настоятели и настоятельницы монастырей, начальники ичлены духовных орденов, благотворители и лица, заказавшие вечные мессы.
Уже в VII веке этисписки были очень распространены. Вслед за смертью настоятеля или епископа вовсе соответственные учреждения отряжался гонец с извещением о его кончине. Этиизвещения, первоначально заключавшие в себе лишь традиционную формулу,обратились позднее в длинные панегирики усопшему, литературное значение которыхиногда не ниже значения палеографического и исторического. День полученияизвестия заносился в списки вместе с именем усопшего. Извещения составлялись последующему образцу: сперва шел напыщенный риторический панегирик, затемследовало жизнеописание, с новым восхвалением добродетелей усопшего, но –говорилось в заключение, – каковы бы ни были его достоинства, он был человек,подверженный и людским недостаткам: надо молиться о прощении его грехов.
В России этотжанр существует с момента зарождения периодической печати в России – спетровских «Ведомостей». А в Положении об издании губернских газет 1837 г.,утвержденном императором Николаем I,предписывалось в неофициальном отделе публиковать «некрологи известных вгубернии лиц, заслуживающих общего внимания».
Если верить статистике,то одна из самых читаемых в газете рубрик – некрологи. Может, потому, чтосмерть, как все неизведанное и до конца не понятое, невольно притягивает людей,а может, взор читателя привлекает обычно сопровождающая некролог черная рамка,заметно выделяющая сообщение о смерти среди всех других на газетной странице.
Но мало кто из наскогда-нибудь задумывался, что на самом деле некролог – это гораздо большее,нежели печальная новость, воздающая дань памяти и уважения человеку, ушедшему вмир иной. Некролог вполне может играть роль своеобразного индикатора общества,выявляя те или иные его характерные черты. Сообщение об умершем скажет многое ио живущих. (Прямо-таки единство и борьба противоположностей.)
Такой необычный взглядна этот древний жанр принадлежит старшему преподавателю кафедры философии ТвГУи старшему научному сотруднику Института человека РАН кандидату философскихнаук Сергею Корсакову, коллекционирующему некрологи.
Цель работы –рассмотреть некрологи как жанр биографии и его использование в деятельностипресс-службы.
1. Некролог
Нередконе только в быту, но и в научной литературе биографией называют жизнь человека(по крайней мере, ряд ключевых событий этой жизни), однако словарное значениеданного слова – «жизнеописание»[1].
Иногдаэто определение варьируется и дополняется. Например: «описание чьей-либо жизни»[2]или даже «сочинение, в котором излагается история жизни и деятельностикакого-нибудь лица» (в последнем случае справедливо подчеркнут аспект сочиненностии повествовательной природы биографического текста. Данный момент нам хотелосьбы особо проакцентировать: повествование, чтобы быть биографией, должнопредставлять собой не простой свод фактов, а осмысленную нарративнуюконструкцию. Например, такой популярный жанр, как хроника жизни и деятельностикакого-либо известного лица[3], безусловно,близок к биографии, но собственно биографией не является, поскольку тут фиксируютсясамые разные факты (с претензией на полноту), которые представлены безкакой-либо иерархии, без осмысления связей между ними, без общей концепции.Биография же дает «формулу» жизни человека, представляет ее как имеющую смысл,как некое движение, переход из одного состояния в другое. Не являетсябиографией и общая характеристика человека (его словесный портрет), посколькуона дает качества и черты человека в синхронии, без движения.
Основнаяфункция биографии – социализация человека посредством знакомства его сповествованием о жизни реально существующего лица наряду с другими формамисоциализации: прямым информированием о существующих в обществе нормах иценностях; повествованием о вымышленных персонажах (художественная литература),информацией о социально одобряемых и неодобряемых образцах из ближайшегоокружения (родители, друзья) и т.п. Биография позволяет читателю ощутить, чтоиндивидуальная жизнь (и его тоже) имеет смысл, и смысл этот социальный, в связиличности с обществом.
Помимо самого факта смертив некрологе имеется и культурно-творческий аспект. Некролог как бы закрепляетту или иную личность в культуре человечества, при этом общество отбираетнаиболее значимых, на свой взгляд, людей, тем самым фиксируя свои предпочтенияи в какой-то степени навязывая их людям. В этом смысле некролог представляетсобой некий социальный институт, как нельзя лучше свидетельствующий о системеценностей общества.
Вот характерный пример:в год смерти Есенина газета «Известия» помещает о нем несколько памятных строк,а рядом – большая посмертная статья о «красном летуне», крестьянине Качалове,внесшем значительный вклад в развитие ВВС РККА.
Исследования СергеяКорсакова касаются в основном советского периода в истории нашей страны.
Он выделяет в немнесколько этапов, соответствующих определенному стилю некролога, предпочитаемомув то или иное время:
· стихийный(20-е годы),
· личностный(30-е годы),
· помпезный(40-е – середина 50-х),
· переходный(середина 50-60-х),
· формальный(классический) (середина 60-80-х),
· романтический(середина 80-х-начало 90-х).
В некрологах,появляющихся на страницах изданий указанных периодов, как бы закодированаинформация о самом времени. К примеру, некрологи 20-х годов имели ярковыраженную форму эпичности, содержали в себе элементы разговорной речи,создавались исключительно теми людьми, которые близко знали умершего, в товремя как в брежневский период можно было написать некролог, даже не знаясамого человека. Выработалась определенная калька, и на ее основе специальнойкомиссией создавался некролог. Были свои штампы, которые, наверное, «надолгосохранились в вашей памяти»: «…понесли тяжелую утрату», «после долгойи продолжительной болезни скончался видный деятель…» и т.д. За этими сухимисловами образ, характер человека был практически незаметен, зато четкоопределялось его место в партийной иерархии. Степень значимости человека,ушедшего из жизни в годы застоя, легко восстановить по соответствующимпараметрам некролога: специалисту о многом говорят такие тонкости, как числоподписавшихся под некрологом людей и их регалии, место размещения посмертногосообщения в газете и его жанр, наличие траурной рамочки и ее толщина.
Однако, даже этотсугубо официозный подход к смерти человека, по мнению Сергея Корсакова, былболее достойной формой почитания умерших, чем то, что стало происходить снекрологами после перестройки и продолжается по сей день. На данный моментможно с твердой уверенностью сказать, что мы переживаем период явной деградациижанра некролога. Примеров тому – тьма.
В одной из современныхгазет Сергей Корсаков обнаружил статью, в которой сотрудники крупной фирмывыражали соболезнования своему шефу по поводу кончины его отца – ГерояСоветского Союза. Некролог на имя этого известного человека при этомотсутствовал во всех газетах.
Многие печатные изданияв наше время фиксируют лишь обстоятельства смерти, и только их сенсационностьюопределяется упоминание в газете имени умершего, при этом сама личностьтеряется за кровавыми фактами. И даже в таком солидном издании, как «Коммерсантъ»,одно время была рубрика «Смерти», в которую не успевавшие с соответствующейинформацией корреспонденты писали выдуманные некрологи или сообщения о смертяхсвоих преспокойно живущих на белом свете друзей. Некрологи печатаютсянесистематизированно, почти во всех современных изданиях они отодвинуты напоследнюю страницу. А ведь не исключено, что, опираясь именно на этот жанр,потомки будут диагностировать современное общество, судить о нас с вами.
В какой-то степени всеэти несуразности можно понять – сейчас живой-то человек никому не нужен, не точто мертвый. Отсюда и вопиющее неуважение к памяти предков, и вандализм накладбищах, и по этим же причинам, наверное, вымирают некрологи.
Жанровое своеобразиенекролога определяется, что вполне очевидно, предметом отображения, каковымявляется факт смерти какого-то человека.
Смысл публикаций этогорода в отличие, скажем, от криминальных сообщений, как известно, заключаетсяпрежде всего в том, что они просто извещают аудиторию о смерти людей (преждевсего – известных данной аудитории).
Кроме того, некрологи,как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как онработал, о его достижениях, наградах. Иногда в некрологе говорится о причинесмерти, месте похорон. Завершается некролог обычно прощальными словами,выражением скорби по умершему.2.Некролог как жанр биографии
Некролог жанр биографиягазетный
«Некролог – официальноеинформирование общественности организацией, фирмой или группой лиц о смертисвоего сотрудника или общественно значимой личности.
Некролог может быть какдля широкой общественности (публикуется в печати), так и внутренний, которыйпредназначен для коллектива предприятия, учреждения, организации и вывешиваетсяв этом производственном подразделении.
В наше время некрологипубликуют как центральные, так и местные газеты. Они могут быть разными поразмеру, по эмоциональному содержанию, но цель у них одна – известитьобщественность о естественной смерти или о трагической гибели известного илиуважаемого человека.
Некролог состоит изтрех частей. В первой части сообщается, кто, когда, по какой причине умер илипогиб и на каком году жизни. Во второй части отмечается, где, когда, в какойсемье он родился, где учился, служил, работал, какой был специалист, руководитель,человек, какие имел награды, почетные, научные и военные звания. В третьейчасти утверждается, что его смерть – это большая утрата для трудовогоколлектива, общественности, науки, культуры, спорта и т.д.
Как правило, впоследнем абзаце некролога говорится о том, что светлая память об умершемнавсегда сохранится в памяти тех, кто знал его и кто подписал эту разновидностьбиографии»[4].
К примеру, некролог «АхметшинНаиль Хасанович 24.06.1953 – 31.10.2008»[5], имеет следующеесодержание:
«Российскоекитаеведение понесло тяжелую утрату. Ушел из жизни Наиль Хасанович Ахметшин –известный специалист по Китаю, талантливый ученый, педагог, переводчик,путешественник, автор многих научных трудов, словарей, научно-популярных книг истатей.
Он трагически погиб 31октября 2008 года в результате несчастного случая на вечерней улице Пекинанедалеко от императорского дворца «Гугун».
Выпускник Институтастран Азии и Африки при Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова, Н.Х. Ахметшин начинал свою научную работу в качествеисследователя сложных исторических процессов в КНР периода 50-х годов XX века.В последующем сфера его научных интересов расширилась за счет углубленногоизучения современного права КНР. Он стал редким специалистом, глубокоразбирающимся в вопросах уголовного и уголовно-процессуального кодексов Китая,других юридических проблем и политической системы КНР.
Важной сторонойдеятельности Н.Х. Ахметшина была его преподавательская работа в ИСАА при МГУ. Онтакже преподавал в МГИМО – У МИД РФ, читал лекции в других вузах Москвы. НаильХасанович обучил и воспитал большое количество специалистов-востоковедов,многие из которых стали видными учеными, дипломатами, журналистами, работникамиразличных государственных, общественных организаций и бизнес-структур. Он былумелым педагогом, щедрым на интересные идеи и доброжелательным к своим коллегами ученикам.
Яркой страницейбиографии Н.Х. Ахметшина явились научные стажировки в Шаньдунском университете(1986-87) и Пекинском народном университете (1990-91), в ходе которых он многоездил по Китаю, собирая обширный полевой материал для своей научной и учебнойработы.
Имя Н.Х. Ахметшинапрекрасно известно в Китае. В ходе своей работы в агентстве Синьхуа (1997-2002)и Бюро переводов при ЦК КПК в Пекине (2004-2008) им были переведены скитайского языка на русский язык и отредактированы многие документы,информационные и другие материалы, связанные с важнейшими событиями жизникитайского народа. Переводческая, редакторская и публицистическая деятельностьНаиля Хасановича является существенным личным вкладом в развитиероссийско-китайских отношений, дружбы и взаимопонимания между народами России иКитая.
Китайско-русскийюридический словарь, изданный Н.Х. Ахметшиным в 2005 г., привлек вниманиеД.А.Медведева, который в ранге вице-премьера российского правительства посетилвыставку книг российских авторов о Китае, открывшуюся в Пекине в марте 2006года в связи с Годом России в Китае. Будущий президент России, взяв этотсловарь в руки, сказал: «Здесь есть и книга для меня». Наиль Хасанович такжеявляется соавтором Китайско-русского финансово-экономического словаря,вышедшего из печати в 2007 году.
В последние годы уН.Х.Ахметшина проявился талант путешественника и писателя. Он совершал поездкив отдаленные районы Китая и создавал интересные книги, раскрывающие многиетайны Тибета, пустыни Такла-Макан, Шелкового пути и ворот Шамбалы. При этом всвоих работах научно-популярного жанра Наиль Хасанович удачно сочетал своиметкие наблюдения с натуры с громадным объемом сведений из многих архивных,документальных источников, а также народных преданий и былин. Популярноеизложение сложного материала, рассчитанного на широкого читателя, базировалосьна глубоких научных знаниях, дополнялось многими важными деталями, передающимиаромат древней эпохи и краски современных реалий китайской действительности.
К глубокому сожалениюНаиль Хасанович прожил короткую жизнь. Но она была яркой, наполненной многимиинтересными событиями, творческими удача и свершениями. Ему удалось всестороннереализоваться в своей профессиональной деятельности. Он имел счастье издаватьнаучные труды в соавторстве со своим отцом – заслуженным деятелем науки РФ,доктором юридических наук, профессором Хасаном Мубараковичем Ахметшиным. Рядего работ иллюстрировано его любимой дочерью Ренатой Ахметшиной, окончившейИСАА при МГУ в 2008 году. Они совершили ряд отважных и интересных поездок потруднодоступным районам Китая и изложили свои наблюдения в книгах.НаильХасанович обладал удивительными человеческими качествами. Он любил жизнь вовсех ее проявлениях, глубоко разбирался в искусстве, спорте, имел широкийкультурный кругозор. Он был интересным собеседником, веселым рассказчиком,человеком широкой души, верным и надежным другом и товарищем. К нему всегдатянулись люди, любили коллеги, друзья и ученики. Трудолюбие, творческаяактивность, принципиальность и доброжелательность к людям вызывали глубокоеуважение к этой «космической личности» у всех, кто знал его лично илизнакомился с его публикациями.
Коллеги, друзья иученики Наиля Хасановича Ахметшина глубоко скорбят по поводу его трагическойкончины и приносят свои соболезнования его родным и близким.
Светлая память о НаилеХасановиче Ахметшине навсегда сохранится в сердцах его друзей, коллег иучеников».
Еще пример некролога(Московский листок», 17 декабря 1993, № 350):
Памяти Александра Леонидовича Яншина
9 октября 1999 г. на 89-м годужизни ушел из жизни выдающийся ученый, патриарх российской геологии и экологии,советник Президиума РАН, Президент Российской Экологической Академии, президентМосковского Общества Испытателей Природы, почетный директор Института литосферыокраинных и внутренних морей РАН, Герой Социалистического Труда, ЛауреатГосударственных премий СССР, член многих зарубежных академий и научных обществ,академик РАН — Александр Леонидович ЯНШИН.
А.Л. Яншин получил широкуюизвестность и научное признание после своих исследований стратиграфии,тектоники и геоморфологии Северного Приаралья, обобщенных в блестящеймонографии, изданной в 1953 г. После избрания действительным членом АН СССР «28»марта 1958 г. – в день своего 47-летия, он стал одним из самых молодыхакадемиков-геологов страны и надолго связал свои научные интересы с Сибирью. Имбыли разработаны теоретические основы и инициированы поиски калийных солей ифосфоритов в Восточной Сибири и Монголии, приведшие в конечном счете, коткрытию крупнейшего месторождения калийных солей в кембрийских отложенияхПрибайкалья и Хубсугульского фосфоритоносного бассейна в Монголии.
Под руководством А.Л. Яншина былсоздан и издан уникальный 15-томный труд «История развития рельефа Сибири иДальнего Востока», удостоенный Государственной премии СССР в 1978 г. Им внесенбольшой вклад в разработку теоретических основ тектонического районирования,отображенный в изданной «Тектонической карте Евразии» и в «Атласе тектоническихкарт и опорных профилей Сибири» (1988 г.).
В 1982 г. А.Л.Яншин был избранвице-президентом Академии Наук и директором Института литосферы. Как один изглавных организаторов он приложил много сил для проведения 27-ой сессииМеждународного Геологического конгресса (1984 г.), явившегося важным этапом вразвитии международных научных связей геологов России.
Настоящий патриот и крупныйобщественный деятель — А.Л.Яншин принимал активное участие во многих важныхпроектах. Будучи членом Верховного Совета СССР он входил в состав рядакомиссий, занимая активную гражданскую позицию и подготовил теоретическиобоснованные возражения, повлиявшие на решения по реализации многихэкологически спорных проектов индустриализации и преобразования природы — загрязнения оз.Байкал, переброски стока сибирских рек, сооружения каналаВолга-Чограй, строительства Крымской АЭС и др.
Всю жизнь, особенно в последнее10-летие, А.Л.Яншин занимался вопросами экологии и организации экологическогодвижения. С 1993 г. он стал одним из организаторов и первым президентомРоссийской Экологической академии.
А.Л. Яншин всегда интересовался изанимался историей науки. Им была организована публикация серии «Научно-биографическаялитература», редколлегию которой он возглавлял более 35 лет. Перу А.Л. Яншинапринадлежит цикл статей о научном значении творчества великого русского ученогоВ.И. Вернадского. В последние годы он руководил Комиссией РАН по разработкенаучного наследия академика В.И.Вернадского. Он был активным борцом завозвращение в Россию наследия Н.К. и С.Н. Рерихов.
В течение многих лет А.Л. Яншин былбессменным Президентом Московского Общества Испытателей Природы – старейшегонаучного общества столицы, учрежденного при Московском университете в 1805 году.Даже находясь в Сибири, А.Л. Яншин продолжал руководить этим обществом,занимаясь организацией его издательской деятельности, совещаний и выставок. Имвнесен огромный вклад в создание многих выставочных экспозиций и развитиемузеев естественно-научного профиля в Москве.
А.Л. Яншин являлся председателем ичленом многих научных советов, комиссий и комитетов. Он был одним изоснователей Сибирского отделения РАН и Института проблем нефти и газа РАН. Онбыл удостоен правительственных наград (в том числе и зарубежных), академическихи других премий (золотой медали им. А.П. Карпинского, серебряной медали им.С.Н. Бубнова). Ему присвоено высшее государственное звание ГерояСоциалистического Труда. До последних дней Александр Леонидович сохранялработоспособность. Несмотря на свою занятость, он всегда оставался внимательными отзывчивым человеком по отношению к своим многочисленным коллегам и ученикам.Его яркие выступления на общественных собраниях, сопровождаемые интереснейшимицитатами, остаются незабываемыми воспоминаниями для многих. Высшей наградойА.Л. Яншину навсегда будет непоколебимый авторитет его трудов, искренняя любовьи светлая память людей его знавших.
Бывают некрологи, в которыхтак подробно не отражается жизненный путь покойного, а отмечаются лишь еговажные периоды, а сам текст публицистический и более эмоциональный,предполагает значительное вторжение личностного начала, обязательное дляобразной публицистики личностное отношение пишущего к умершему.
Примером можетпослужить некролог, опубликованный под заголовком «Памяти товарища» (Сура. –2009. – № 4):
Двадцатьчетвертого июля 2009 года Олегу Михайловичу Савину исполнилось бы 76 лет! Умныйи талантливый от природы человек достиг возраста мудрости… и ушел. Ушел,оставив всем нам, к счастью, свои великолепные книги. Со дня основания «Суры»он был членом редколлегии журнала, а с 1992 года – редактором отдела истории икраеведения. На этой должности Олег Михайлович проработал до 2009 года, почтидо последних дней своей жизни. Именно его материалы вот уже 17 лет рассказываютчитателям «Суры» о непреходящих ценностях: удивительных событиях, необычныхсудьбах, уникальных явлениях. Об истории родного края! Научными работами,статьями, краеведческими исследованиями О. М. Савина всегда зачитывались ивосхищаются до сих пор и юнцы-студенты, и маститые краеведы, и придирчивые историки,и дотошные архивисты. И, конечно, читатели. Это он научил нас, молодых коллег,бережно относиться к историческим фактам, доверять не домыслам, а документам,быть беспощадными к исторической неправде, необязательному пересказу иэпигонству.
ОлегМихайлович Савин родился в селе Овино Тихвинского района Ленинградской областив 1933 году. В 54-м окончил историко-филологический факультет ПГПИ им. В. Г.Белинского. Работал в газетах, на ТВ и, безусловно, запомнился читателям «Пензенскойправды» и зрителям литературно-драматической редакции Пензенской студиителевидения. Стихи, очерки, сценарии, исторические изыскания… Ему былподвластен любой жанр, удавалось все!
Вотглавные вехи его творческой биографии: в 1958 г. был принят в Союз журналистовСССР; годом позже защитил диссертацию и стал кандидатом филологических наук; с1977 г. – член Союза писателей СССР; звания «Заслуженный работник культуры РФ»удостоен в 1993 г.; с 1992 года – редактор отдела истории и краеведениялитературного журнала «Сура».
ОлегСавин автор множества публикаций в периодической печати, полусотни книгисторико-литературной и краеведческой направленности, среди которых такиеизвестные, как «Пишу тебе в Пензу», «Судьбы солдатские», «Пенза театральная», «Императорыи губернаторы»… Он автор поэтических книг «Костер» и «Рябина».
Всеи всегда этот беспокойный и талантливый человек делал с душой, увлеченно,радостно! И до последнего дня своей жизни работал, работал, работал… Мы,коллеги Олега Михайловича, обязательно завершим работу над последней его книгой«А.С. Пушкин и Пенза» и выпустим ее в свет.
Памятьо выдающемся пензенском писателе и историке-краеведе, поэте и редакторенавсегда сохранится в наших сердцах.
Редакция литературного журнала «Сура»
Еще пример (изпубликации «Памяти друга» (Метро. – 11 января. – 2000):
Жил рядом с намичеловек. Исправно ходил на работу. Писал в газету статьи и репортажи. Повыходным играл в баскетбол. По вечерам, если случались редакционные пирушки,был душой кампании. Человеку было почти шестьдесят, но по неписаной газетнойтрадиции все его звали просто Славой. А начальство знало, что Слава неподведет. И вот его нет. Умер.
Мы потеряли друга,замечательного журналиста Вячеслава Ивановича Трушкова. В газете он велспортивный раздел и делал это профессионально и добросовестно. В его работесказывалась та старая школа, которая сегодня почти уже не встречается, – онаосновывалась на огромной ответственности перед читателем, на абсолютной точностии верности добру. Славу нельзя было заставить рыться в чьем-то грязном бельеили вытаскивать на свет божий непроверенные факты. Он ценил и свою безупречнуюрепутацию, и авторитет газеты. Не случайно он занимал высокий пост в Федерацииспортивной прессы.
Без малого сорок лет онотдал спортивной журналистике. Работал в уфимской молодежной газете, в ЦКВЛКСМ, спортивной редакции ТАСС, журнале «Обозреватель», вел свои репортажи сомногих Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, публиковался в самых авторитетныхизданиях страны. Последние годы Слава был с нами, в «Метро». Еще летом онделился грандиозными планами по организации массовых футбольных соревнований напризы газеты. А в августе слег. Он долго и упрямо боролся с недугом. Говорилнам: «Вы на меня не обижайтесь, потерпите еще немного, я вот-вот поправлюсь».Мы верили и ждали. Увы...
Больше его подпись непоявится под статьями и заметками. Но в нашей памяти он останется навсегда. Искорбя мы вспоминаем слова Беллы Ахмадулиной:
Давайте будем же ксвоим
друзьям причастны,
Давайте верить, что они
прекрасны,
Терять их страшно, –
Бог не приведи...
Приведенные примерыговорят о том, что форма написания некролога может быть разной, а суть этихтекстов одна – известить общественность о смерти известного, уважаемогочеловека.
Если ушел из жизнивидный государственный деятель, то текст некролога с большим портретомпубликуют центральные газеты на первой полосе. Также может публиковатьсянекролог на областных руководителей в местной прессе. Оформляется он в черную рамку,фамилию, имя и отчество умершего набирают крупным полужирным или жирнымшрифтом, в некрологе Артамонова фамилия набрана прописными буквами.
Правда, в последнеевремя в центральных и местных газетах в черной рамке публикуют только имя,отчество и фамилию умершего. А вот «Комсомолка» некролог Юрию Щекочихинуопубликовала в рубрике «Прощание». Заголовок и подзаголовок размещены навыворотке белыми буквами, что напоминает о светлой памяти умершего, а сам текствоспроизведен на светлом растре (сетка) полужирным курсивом, что сильновыделяет его на полосе.
Некрологи могут быть спортретами и без них. Причем портрет публикуют в верхней части текста, слеваили справа от него, чтобы он давал зрительное представление об умершем, но немешал чтению некролога.
Например, некрологАлексия II[6]:
Алексий II(Ридигер Алексей Михайлович) (23.02.1929 – 05.12.2008)
Алексий II, в мируАлексей Михайлович Ридигер, родился в Таллине, и всю жизнь мечтал статьсвященником. Его семья – глубоко верующие люди. Отец служил в церкви, но былрукоположен в дьяконы только в 40 лет. Смерть матери стала для молодого Алексеядушевным потрясением – он постригся в монахи и тем самым определил свою судьбу.В семинарию Алексей был зачислен без экзаменов и сразу на третий курс. ЗатемЛенинградская Духовная академия. Будучи на первом курсе Алексий был рукоположенв священники и назначен настоятелем церкви небольшого городка Йыхви Таллинскойгубернии.
Уже в самом начале своегослужения, в 1962 году, епископу Алексию удалось отстоять Пюхтицкий Успенскиймонастырь, который власти намеревались закрыть и переделать под дом отдыха. «Отвоевывать»монастыри и храмы он будет всю жизнь.
«В 1990 году, когдаменя избрали Патриархом, и на мою долю выпало восстанавливать то, что былоразрушено, – это был нелегкий труд, восстанавливать нужно было не только стены,но и души людей», – говорил в интервью Алексий II.
Его вступление напатриарший престол было знаковым – он стал пятнадцатым Патриархом за все времясуществования Православия на Руси.
Ряд подписанныхАлексием II документов заложил основы для развития сотрудничества церкви ссистемами здравоохранения, социального обеспечения, вооруженными силами,правоохранительными учреждениями. Но главный договор его жизни, как он самсчитал, это подписание Акта о восстановлении канонического общения междуМосковским Патриархатом и Русской Православной Церковью За рубежом.
«Я думаю, очень важнособирать Русский мир, который рассеян. Шли мы к этому долгое время – это плотьот плоти и кровь от крови, это люди, которые вынуждены были покинуть родину, носохранили любовь к Родине, к своей культуре», – отмечал в одном из интервьюПатриарх Алексий II.
Доктор богословия,автор более 200 научных работ, член ряда российских и иностранных академий. Всвоем последнем интервью Патриарх Алексий II много говорил о том, что еговолнует сегодня.
«Чтобы пережить этоткризис, нашим православным людям нужно думать не только о материальных благах,но и о душе своей, и я думаю, что кризис должен заставить людей думать», –сказал Алексий II.
Свою последнюю литургиюон совершил накануне. Поздравил христиан с началом Рождественского поста и, какобычно, наполнил души людей радостью совместной молитвы. Сегодня более чем в600 храмах Москвы звонят колокола об упокоении его души.
25.12.2008
В связи со смертью илитрагической гибелью общественно значимого человека в печати публикуют ещесоболезнование от имени государственных или муниципальных органов власти,общественных организаций, коллективов предприятий, учреждений. Соболезнованиепубликуют как одновременно с некрологом, так и без него. В соболезновании сприскорбием сообщают о безвременной кончине или трагической гибели на каком-тогоду жизни человека, занимавшего общественно значимую должность, выражаютсоболезнование семье, родным и близким покойного.
Например, Российскийфутбольный союз (РФС) выразил соболезнования в связи с кончиной известногофутболиста Андрея Иванова, который умер 19 мая на 43-м году жизни в результате тяжелойболезни (Советскийспорт. – 2009. – 21 мая. – № 12):
«РФС выражает искренниесоболезнования родным и близким Андрея Иванова, а также всем поклонникам егофутбольного таланта, – говорится в заявлении союза, опубликованном наофициальном сайте организации. — Спортивная общественность навсегда сохранит онем светлую память в своих сердцах».
Если соболезнованиепубликуется накануне похорон или в день похорон, то в нем сообщается, когдасостоятся похороны, где и в какое время можно простится с покойным, в какомчасу состоится вынос тела. Приведем пример:
Губернатор иЗаконодательное собрание Пензенской области с глубоким прискорбием извещают отом, что 13 марта на пятьдесят седьмом году жизни после тяжелой болезнискончался заместитель председателя Законодательного собрания Пензенской области
Владимир ИвановичАРТАМОНОВ.
Комиссия по организациипохорон сообщает, что похороны Владимира Ивановича состоятся 15 марта наНовозападном кладбище.
Доступ к телу будетоткрыт с 10 часов 15 марта в Круглом зале Дома Советов (ул. Московская, 75).
Вынос тела в 13 часов.
По сложившейся традициив соболезновании фамилия покойного набирается прописными буквами на однойстрочке, а имя и отчество – на нижестоящей строке. В соболезновании по поводукончины Артамонова от этой традиции отступили, видимо, потому, что его текстрастянут на три обычные газетные колонки. Опубликовано оно под текстомнекролога.
Если же соболезнованиепубликуют после похорон, то в нем не указывают ни времени похорон, ни их дат/,ни время прощания с покойным. Как правило, такое соболезнование публикуют безнекролога. В нем только извещают общественность о смерти уважаемого человека ивыражают соболезнование семье, родным и близким покойного.
Например, ВладимирПутин выразил глубокие соболезнования семьям погибших и пострадавшим врезультате трагедии в московском аквапарке:
«Трагедия в московскомаквапарке стала тяжелым ударом для всех нас. Погибли и были ранены десяткилюдей, среди которых, к сожалению, много детей. Это страшное происшествиетребует тщательного расследования. Виновные должны понести наказание. Выражаюглубокие соболезнования семьям погибших. Самые искренние слова поддержки исочувствия всем пострадавшим»[7].
Заключение
Многие газеты публикуюттакие информационные материалы, которые выглядят достаточно специфическими,хотя на страницах газет и журналов они присутствуют довольно часто и, пожалуй,с первых дней зарождения периодической печати. Это – некрологи.
Некролог по самомусвоему характеру – литературное произведение, отредактировать которое ничьярука не могла бы с таким знанием дела, как рука того, о ком оно написано.
Жанровое своеобразиенекролога определяется, что вполне очевидно, предметом отображения, каковым являетсяфакт смерти какого-то человека. Смысл публикаций этого рода в отличие, скажем,от криминальных сообщений, как известно, заключается прежде всего в том, чтоони просто извещают аудиторию о смерти людей (прежде всего – известных даннойаудитории).
Для этого жанра главноене факты, а освещение, какое им придает некрологист, форма, в какую он ихоблекает, выводы, которые он из них делает, и заключение, к которому онприходит.
Кроме того, некрологи,как правило, содержат краткую биографию умершего, сообщают о том, где и как онработал, о его достижениях, наградах.
Иногда в некрологеговорится о причине смерти, месте похорон.
Завершается некрологобычно прощальными словами, выражением скорби по умершему.
Список используемой литературы
1. ВорошиловВ.В. Журналистика. Базовый курс: Учебник. – 5-е изд. – СПб.: Изд-во МихайловаВ.А., 2006. – 640 с.
2. ПамятиАлександра Леонидовича Яншина//Московский листок. – 1993. – 17 декабря. – №350.
3. Памятидруга//Метро. – 2000. – 11 января.
4. Памятитоварища//Сура. – 2009. – № 4.
5. Словарьрусского языка. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 980 с.
6. СтариковМ. Некролог как жанр письма. Доклад на третьих Шпетовских чтениях. Апрель 1999года// tfk2.narod.ru/nekrolog.htm).
7. Толковыйсловарь русского языка: В 4 тт./Под ред. Д.Н.Ушакова. М.: Русский язык, 1995.
8. ЧетвертковН.В. Современная пресс-служба: учебное пособие для студентоввузов/Н.В. Четвертков; научный редактор И.Н. Столяров. – Пенза:Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. – 206 с.
9. http://www.akhmetshin.ru/index-2.html
10. http://www.pohoroni.info/nekrolog/-aleksii_ii_ridiger_aleksei_mihailovich/
11. http://www.putin2004.ru/putin/work/4030E321


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.