--PAGE_BREAK--Этапы революции:
1 этап– с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г. (у власти стоит крупная буржуазия – конституционалисты, которые идут на компромисс с дворянством и сохраняют конституционную монархию).
2 этап– с 10 августа 1792 г. по 2 июня 1793 г. (у власти стоят жирондисты, выражающие интересы средних слоёв торговой и промышленной буржуазии). Во Франции 22 сентября установилась республика.
3 этап– 2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г. – у власти якобинцы.
Революция, начавшаяся в Париже, стремительно охватила всю страну. Крупная буржуазия, занимавшая господствующее положение в Учредительном собрании, использовало народное движение в своих целях.
Преобразования 1 этапа и их закрепление в праве.
Свою деятельность Учредительное собрание начало с издания декрета о ликвидации старого административного деления Французского королевства. Окончательная ликвидация средневековой раздробленности страны была осуществлена декретом от 15 января 1790 г., согласно которому, Франция делилась на 83 департамента, они в свою очередь делились на дистрикты, дистрикты – на кантоны, кантоны– на коммуны. Во всех административно-территориальных единицах органы самоуправления были выборными.
Самым важным вопросом всякой революции является вопрос о земле. Весьма компромиссно был решён аграрный вопрос. В этом выражается классовая сущность крупной буржуазии, которая стремилась прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.
Декрет Учредительного собрания «Об уничтожении феодальных прав и привилегий» от 11 августа 1789 г. ликвидировал лишь относительно второстепенные личные феодальные повинности крестьян (право «мёртвой руки», серваж, сеньориальный суд). Уничтожалось монопольное право дворян иметь голубей, наносивших ущерб крестьянским хозяйствам; отменялось исключительное право дворян на охоту и т.д. Наиболее же существенные феодальные повинности, связанные с держанием земли, лежавшие в течение многих веков тяжелейшим бременем на крестьянстве, остались прежними. Так, в частности, барщина и поземельный чинш подлежали денежному выкупу. Декретом о феодальных правах 15 марта 1790 г. Учредительное собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами. Для предотвращения недовольства со стороны крестьянства и бедноты из-за умеренного подхода к решению аграрной проблемы был принят 10 августа 1789 г. специальный Декрет о подавлении беспорядков, предписывающий местным властям “наблюдать за сохранением общественного спокойствия”и “разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах”.
Гораздо более радикально был разрешён вопрос о церковных владениях. Учредительное собрание декретами, изданными в июне – ноябре 1790 г. ввело так называемое гражданское устройство церкви. Последняя становилась под контроль государства. Административное подчинение французской католической церкви Ватикану ликвидировалось. Священники отныне должны были избираться прихожанами, при вступлении на должность приносили присягу на верность государству и получали от государства жалование наравне с другими должностными лицами. Была значительно ограничена сфера церковной юрисдикции: из ведения католической церкви были изъяты такие важные функции как регистрация рождения, брака, смерти т.п. Церковные земельные владения были национализированы и пущены в продажу.
Большое значение для развития капиталистических отношений имели декреты Учредительного собрания, ликвидировавшие различные ограничения (внутреннюю таможенную систему, цеховой строй и пр.). 19 июня 1790 г. был принят Декрет об отмене наследственных дворянских титулов и сословного деления общества.
Важнейшим программным документом1 этапа французской революции явилась Декларация прав человека и гражданина (творцы: Лафайет, Мунье, Мирабо, Дюпор), провозглашенная 26 августа 1789 г. Декларация провозгласила принципы будущего общественно-политического строя Франции. Декларация открывалась преамбулой, излагавшей принцип о неотъемлемых правах каждой человеческой личности, дарованных ей самой природой и принцип народного суверенитета.
Иерархия принципов:Соблюдение естественных и неотъемлемых прав человека возлагалось на государство, базирующееся на принципе народного суверенитета. Целью государства провозглашалось обеспечение естественных прав человека, к которым в первую очередь относились свобода, собственность, сопротивление угнетению и безопасность.
В Декларации проводилось различие между «естественными» правами человека и правами гражданина, получающего их от государства в силу своей принадлежности к нему.
Провозглашался принцип всеобщего избирательного права. Декларация устанавливала, что высшая законодательная власть вручается представительному органу, который должен был выражать волю народа. В ст. 6 закреплялось, что закон – есть выражение общей воли.
Декларация провозглашала уничтожение сословных привилегий и ликвидацию королевского абсолютизма.
В Декларации буржуазия объявляла налоговое обложение, бюджет и контроль за его исполнением своей исключительной компетенцией.
Декларация провозглашала принципы нового государственного строя.
Декларировалось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Выдвигались такие принципы уголовного права и процесса, как равенство всех перед законом, соответствие наказания преступлению, презумпция невиновности и др.
Положения Декларации были революционным вызовом старому отжившему строю. Поэтому она была прогрессивным документом. Декларация провозглашала право крестьян участвовать в определении налогов, следить за их распределением, требовать отчёта у должностного лица по вверенной ему части управления.
Вместе с тем Декларация отражала интересы господствующего класса:
Во-первых, частная собственность провозглашалась священной и неприкосновенной.
Во-вторых, обходились молчанием важнейшие требования масс, в частности крестьянства, в части уничтожения феодальных повинностей и ликвидации помещичьего землевладения.
В-третьих, ничего не говорилось об уничтожении рабства во французских колониях. Демократические принципы не были претворены в жизнь.
Демократические принципы Декларации должны были прежде всего помочь буржуазии сохранить поддержку народных масс, без чего была бы невозможна победа революции.
Действительное отношение буржуазных законодателей к принципам свободы и равенства обнаружились, как только дело дошло до проведения их в жизнь. Оказалось, что правящие круги крупной буржуазии и не собирались претворять в жизнь демократические принципы Декларации.
В этом наглядно убеждал новый порядок выборов в органы государственной власти и управления, принятый Собранием в том же 1789 г. Стремясь не допустить в государственный аппарат представителей народа, Учредительное собрание своим Декретом от 22 декабря 1789 г. ввело новую цензовую избирательную систему в соответствии с которой из 26 миллионов человек населения право голоса имело лишь 4.3 миллиона человек.
Декрет Учредительного Собрания от 22 декабря 1789 г. о введении имущественного и других цензов:
А) для активных граждан:
- необходимо быть французом;
- иметь возраст 25 лет;
- прожить в кантоне не менее 1 года;
- платить прямой налог в размере трехдневной зарплаты;
- не быть слугой на жаловании.
Б) Подавляющая часть французов не удовлетворяла этим квалифицированным требованиям и попадала в разряд пассивных граждан.
Антидемократические положения были зафиксированы в законе Ле Шапелье 1791 г., который был принят по настоянию предпринимателей «относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии», формально направлен против феодальных корпораций и цеховых объединений, но практически запрещавший рабочие союзы, собрания и стачки. Нарушители закона подвергались штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному заключению.
Об отсутствии демократических начал свидетельствует и характер Конституции 1791 г. Конституция 1791 г. закрепила политическое господство крупной буржуазии, которая пошла на известный компромисс с дворянством, установив во Франции конституционную монархию.
Исполнительная властьвручалась королю и назначенным им министрам. Особа короля объявлялась «священной и неприкосновенной». Вместе с этим подчёркивалось, что во Франции нет власти, стоящей над законом. «Король царствует лишь в силу закона и лишь именем закона он может требовать повиновения».Т.е. власть короля значительно ограничивалась Национальным собранием.
Конституция устанавливала основные принципы законодательной процедуры: законопроект, принятый Национальным собранием, подлежал утверждению королём. Последнему предоставлялось право отлагательного вето. Если отвергнутый королём законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Собрания, он приобретал силу Закона. Однако, на законодательные акты финансового или конституционного характера королевское вето не распространялось. В свою очередь королевские указы требовали обязательной контрасигнации соответствующего министра, что в известной мере освобождало короля от политической ответственности и перекладывало ее на правительство, но кроме этого король единолично назначал и увольнял министров, руководил их деятельностью. Он так же являлся верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны.
Законодательная властьпринадлежала однопалатному Национальному собранию (парламенту). Оно избиралось на 2 года и не могло быть распущено королём. Избирательное право по выборам в парламент было цензовализировано. К компетенции Национального собрания было отнесено законодательство, учреждение новых государственных должностей, определение размеров государственных расходов и доходов, решение вопросов войны и мира.
Судебная властьвручалась избираемым на определенный срок народом судьям и утверждаемыми в должности королем. Провозглашалась независимость суда от законодательной и исполнительной власти, а также имущественный ценз при выборах в судьи. Судьи могли быть смещены или отстранены от должности только в случаях совершения преступления и в строго установленном порядке.
Конституция предусмотрела введение во Франции неизвестного ранее института присяжных заседателей. Лицо, оправданное законным составом присяжных, не могло быть “вновь привлечено к ответственности или подвергнуто обвинению по поводу того же деяния”.
Конституция закрепила создание кассационного суда при Национальном собрании, который рассматривал в кассационном порядке жалобы на решения нижестоящих судов.
Был создан Верховный Национальный Суд, разбиравший проступки министров и преступления, угрожающие безопасности государства.
Конституция закрепляла новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты и кантоны. В городах и определенных сельских округах образуются – коммуны. Органы местного управления выборные.
Таким образом, в Конституции нашёл законодательное закрепление компромисс между буржуазией и дворянством. Крупная буржуазия получила законодательную власть, дворянство во главе с королём — исполнительную.
В Конституциивпервые в истории Франции были сформулированы важнейшие принципы буржуазного парламентаризма: разделение властей, законодательные и бюджетные права парламента, парламентская неприкосновенность, цензовое избирательное право и т.д.
По сравнению с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Конституция отходила от демократических принципов: в вопросе о форме правления, устанавливала во Франции конституционную монархию, провозглашенное в Декларации право всех граждан участвовать в образовании закона, конституция свела на нет, а именно, сохранив предусмотренные в декрете от 22 декабря 1789 г. деление граждан на пассивных и активных и дополняла еще двумя условиями для активных граждан: 1) быть включенным в список национальной гвардии муниципалитета и 2) принести гражданскую присягу. Кроме этого для выборщиков предусматривался еще более высокий имущественный ценз – доход или аренда имущества (жилья), равные стоимости 100-400 рабочих дней (в зависимости от местности и численности населения).
Непоследовательный характер конституции проявлялся в том, что она, построенная на идее равенства,
Переход ко 2 этапу
.После принятия Конституции 1791 г. революция по существу для крупной буржуазии закончилась, т.к. главная цель — завоевание политической власти была ею достигнута.
В этот период происходит размежевание третьего сословия, в процессе которого сложились 3 основные группировки буржуазии в составе Законодательного собрания. 1 группа — крупная торговая и финансовая буржуазия — фейяны — сторонники конституционной монархии; 2 группа -средняя буржуазия, преимущественно её торгово-промышленные круги, была представлена жирондистами1; 3 группа — партия мелкой буржуазии, смыкающаяся с народом — якобинцы2 (вожди якобинцев — М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Дантон, Сен-Жюст).
Летом 1792 г. против революционной Франции были двинуты объединённые силы европейских государств. В это же время в самой Франции готовились контрреволюционные заговоры дворян-контрреволюционеров во главе с королевским двором Людовика XVI.
В этой сложной внешней и внутренней обстановке, когда революции угрожали силы феодальной реакции, а правительство бездействовало, народ под руководством якобинцев поднялся на восстание против монархии. Руководство восстанием народных масс взяла на себя Парижская коммуна (революционный орган самоуправления столицы).
II
период – Первая республика во Франции (10 августа 1792 г – 2 июня 1793 г.). 10 августа 1792 г. власть в Париже полностью перешла в руки Парижской коммуны. Людовик XVIбыл арестован по обвинению в контрреволюционном заговоре. Конституция 1791 г. прекратила своё действие.
Коммуна заставила Учредительное собрание издать ряд декретов. Так, декретами от 10 и 11 августа король был отстранён от обязанностей главы исполнительной власти. Был создан временный орган высшей власти — Национальный Учредительный конвент, избранный на основе всеобщего (для мужчин) избирательного права, гораздо более демократичного, нежели по Конституции 1791 г.
Руководящие позиции в Конвенте заняли жирондисты и, таким образом, у власти встала средняя буржуазия в лице этой партии. Они не имели большинства мест, но их поддержало“болото”– значительная часть депутатов занимающая промежуточное положение между жирондистами и якобинцами. Исполнительная власть была передана временному правительству, называемому Исполнительным комитетом конвента.
Королю Людовик XVI в декабре 1792 г. Конвент, под влиянием политических эмоций, вынес смертный приговор.
Декретом от 21-22 сентября 1792 г.Франция объявлялась республикой. Революция в своём движении по восходящей линии шагнула на новую ступень. В конце сентября был принят декрет Конвента о введении во Франции нового революционного летосчисления, берущего свое начало с установлением Французской республики.
Жирондисты уже в первые месяцы августовского восстания получили от революции всё, чего они добивались и не хотели дальнейшего углубления революции. Подобно тому, как это было с фельянами, жирондисты уже к 1793 г. превращаются в контрреволюционную силу. Не случайно к еще зиме 1792 г., когда в Париже вновь усилились противоречия в революционном лагере, жирондисты были исключены из Якобинского клуба который являлся политическим центром революционного Парижа. Здесь укрепилось влияние монтаньяров, “истинных”якобинцев (Дантон, Робеспьер, Марат), пользовавшихся поддержкой низов Парижа.
В связи с опасностью иностранной интервенции и монархических мятежей, угрожающих самому существованию республики, жирондистский Конвент, под напором Якобинцев, декретами учреждал: комитет общественной безопасности (2 октября 1792 г.), чрезвычайный уголовный трибунал в Париже (10 марта 1793 г.), комитет общественного спасения (6 апреля 1793 г.).
Между тем, антифеодальная революция была ещё далека от завершения. Не были ещё окончательно ликвидированы феодальные отношения в деревне. Декретом от 25 августа 1792 г. “Об уничтожении остатков феодализма” крестьянские землевладения освобождались почти от всех лежащих на нём феодальных повинностей. Предусматривались и другие меры. Но все они носили половинчатый характер. Независимо от политической позиции правящей партии жирондистов, народные массы продолжали борьбу за радикальное, демократическое разрешение аграрного вопроса, за окончательное уничтожение феодальных отношений в деревне. Революционная ситуацияприобрела особую остроту в связи с недостатком продовольствия и начавшимся в Париже голодом. По всей стране вспыхивали восстания крестьянства и городской бедноты. Назревали контрреволюционные заговоры в столице. Вспыхнул роялистский мятеж в Вандее (приверженцы династии Бурбонов). На юге страны жирондисты, вступив в союз с роялистами, подняли мятеж в Тулоне и Марселе.
III
этап – Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.)Возмущение народа политикой жирондистов вылилось в вооружённое восстание 31 мая — 2 июня 1793 г. против них, во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны. Власть перешла в руки якобинцев, находившихся в то время в союзе с народом. Так закончился второй и начался третий этап революции, высший и последний период — якобинской диктатуры.
Они возглавили правительство в момент, когда революция, казалось, была на краю гибели. Название органа, ставшего в ходе событий высшим оперативным центром революционного правительства — Комитет общественного спасения, — в этом смысле весьма точно передавало его главное назначение.
Переход власти к якобинцам означал, что народ сделал ещё одно усилие, чтобы добиться осуществления своих требований, и что революция поднялась на более высокую ступень в своём развитии. За якобинцами стоял широкий блок революционно-демократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, деревенская и особенно городская беднота). Ведущую роль в этом блоке играли т.н. монтаньяры (Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон, Марат и др.), речи и действия которых отражали прежде всего господствовавшие бунтарские настроения масс. Якобинцы не проявляли большой щепетильности в выборе средств борьбы со своими политическими противниками. Наиболее показательным примером являлось их аграрное законодательство. Сразу же по приходу к власти с целью закрепить свой политический союз с народными массами якобинцы издали ряд декретов, которые предоставляли крестьянам в пользование землю и ликвидировали все феодальные права. Это декрет от 3 июня 1793 г. «О разделе национальных владений в общинах, не имеющих общинных земель» и от 17 июля «Об окончательном упразднении феодальных прав». Для закрепления принципов нового гражданского общества Конвентдекретом от 7 сентября 1793 г. постановил, “
ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства
”
.
Связь якобинцев с городскими низами неоднократно вынуждала их отступать от принципа свободы торговли и неприкосновенности частной собственности. В июле 1793 г. Конвент ввел смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости, в сентябре 1793 г. декретом о максимуме устанавливались твердые цены на продовольствие.
За время правления якобинцев были изданы два важнейших документа «Декларация прав человека и гражданина 1793 г.» и «Конституция 1793 г.»
«Декларация» 1793 г. в отличие от «Декларации» 1789 г. была более демократична и революционна. Своей теоретической основой она имела учение Ж. Ж.Руссо о суверенитете народа. Отражая республиканские устремления её авторов, Декларация запрещала монархию под страхом смертной казни. «Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами», — говорилось в ней.
Только народу предоставлялось право пересмотра и изменения конституции. Декларация закрепила право народа на восстание в случае, если правительство нарушает права народа. Это право народа на революцию характеризует революционный характер якобинской демократии.
В этом документе декларировался также широкий круг демократических прав и свобод, обязанность общества обеспечивать средствами существование лиц, неспособных к труду, и другие обязанности общества.
Вместе с тем, Декларация провозглашала незыблемость частной собственности на средства производства, что отражало её классовую ограниченность.
«Декларация прав человека и гражданина» легла в основу якобинской Конституции того же года, в соответствии с которой, Франция объявлялась республикой. Конституция отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое.
Верховным органом законодательной властиобъявляется Законодательный корпус (Национальное собрание) избираемый на 1 год мог лишь предлагать законы. Законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если в течении 40 дней после рассылки его в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.
Исполнительная власть была в руках исполнительного Совета состоящего из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием. Все органы, от центральных до местных, становились выборными.
Избирательное право носило несравненно более демократический характер, чем по Конституции 1791г. (упразднено деление граждан на активных и пассивных, снижен возрастной ценз с 25 лет до 21г., снижен ценз оседлости, имущественный ценз и т.п.).
Значительно расширился в конституции раздел о гражданских правах и свободах (по ст. 122 каждому французу гарантировалось всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций, право объединения в народные общества и др.).
Резкое ухудшение внешней и внутренней обстановки вынудило Конвент отсрочить введение в действие Конституции 1793г., а контрреволюционный переворот 1794г. привел к тому, что она осталась лишь памятником права, никогда не действовавшим.
Организация революционной власти. Как выше было подчеркнуто, приход к власти якобинцев совпал с резким ухудшением внешней и внутренней обстановки. На фронтах республиканские армии вследствие предательства ряда офицеров терпели одно поражение за другим, и возникла реальная угроза неприятельского вторжения в центральные департаменты страны. По всюду следовали контрреволюционные заговоры, местами были охвачены целые районы. В стране царил экономический и продовольственный кризис, везде свирепствовал голод.
В этих условиях для спасения революции якобинцы создали особую систему государственных органов в центре и на местах, представлявших собой временное революционное правительство.
Рассмотрим структуру временного революционного правительства как механизма революционно — демократической диктатуры якобинцев.
Высшим законодательным органомреспублики и одновременно верховным исполнительным органом являлся Национальный конвент. За ним признавалось право на принятие и толкование декретов.
Исполнительную властьКонвент осуществлял через ряд комитетов икомиссий.
Правительственную властьв системе революционной диктатуры якобинцев осуществлял Комитет общественного спасения, который наблюдал за деятельностью всех органов исполнительной власти, осуществлял мероприятия по обороне страны, ведал вопросами дипломатических сношений с иностранными государствами и другими вопросами в этой области, а так же выполнял некоторые другие функции исполнительной власти. В частности, он осуществлял контроль за деятельностью 12 исполнительных комиссий, созданных по отраслям управления. Во главе комитета стоят М. Робеспьер, а в состав вошли Сен-Жюст, Кутон. Комитет сначала ежедневно, а с декабря 1793 г. ежемесячно представлял отчеты о своей работе в Национальный конвент.
Следующим органом революционного правительства являлся Комитет общественной безопасности, созданный в октябре 1792 г. Это был орган революционного террора, осуществлявший борьбу с контрреволюцией. Он преследовал лиц, заподозренных в антигосударственной деятельности, мог производить аресты и предавать суду Революционного трибунала. Свою деятельность Комитет общественной безопасности осуществлял в соответствии с «Декретом о подозрительных» от 17 сентября 1793 г. и др. актами. Он не был подчинен Комитету общественного спасения и должен был ежемесячно представлять свои отчеты непосредственно в Конвент.
Особое место в системе органов якобинской диктатуры занимал Чрезвычайный уголовный трибунал, созданный Декретом Конвента 10 марта 1793 г. Созданный для борьбы с контрреволюцией, осенью 1793 он был переименован в Революционный трибунал.
Подсудность Чрезвычайного Уголовного трибунала была широкой и охватывала все преступления контрреволюционного характера, независимо от того, кто их совершал — должностные лица или частные граждане, военнослужащие или гражданские чиновники.
Трибунал состоял из постоянных судей и временных судей-присяжных заседателей. Судьи и заседатели избирались Конвентом из граждан Парижа и близлежащих департаментов. В состав трибунала организационно входили общественный обвинитель и два его помощника, назначаемые Конвентом.
Процедура рассмотрения дел в Уголовном трибунале:
Председатель трибунала или один из судей в присутствии общественного обвинителя допрашивали обвиняемого и при наличии в его действиях вины составлялось обвинительное заключение. За отсутствием достаточных оснований дело могло быть прекращено. На этом предварительное следствие заканчивалось.
Непосредственно судебное заседание начиналось с оглашения обвинительного заключения. После этого допрашивались свидетели и составлялись вопросы для присяжных. Председатель резюмировал существо обвинения, и присяжные удалялись на совещание для вынесения вердикта. После совещания каждый из присяжных оглашал перед судом своё мнение, затем председатель объявлял вердикт лицу, которому предъявлялось обвинение.
В случае вынесения вердикта о невиновности, обвиняемый немедленно освобождался. В противном случае судьи тут же высказывали своё мнение о наказании, после чего писался приговор, где указывалось о немедленном (в 24-х часовой срок) приведении его в исполнение.
Все заседания трибунала были публичными, обвиняемый пользовался правом на отвод заседателей, на выбор защитника. Однако решения трибунала обжалованию не подлежали.
В сентябре — октябре 1793 г. был издан ряд декретов, направленных на реорганизацию трибунала. Упрощалось судопроизводство, расширялись его функции, увеличилось число судей и присяжных заседателей. Все эти меры были направлены на то, чтобы освободить его от излишних формальностей, давлевших на него. С этого времени начался период наиболее усиленной и решительной его деятельности. До июня 1793 г., т.е. до издания закона о реорганизации трибунала, через него прошли все крупные дела. Это дела жирондистов, королевы Марии Антуанетты, герцога Орлеанского, Елизаветы — сестры Людовика, Мануэля — бывшего прокурора Коммуны и другие.
10 июня 1794 г. декретом Конвента
“
О врагах народа
”была произведена новая реорганизация Трибунала, придавшая ему необходимую гибкость и должную решительность при рассмотрении дел и назначении наказания в борьбе с врагами революции, но вместе с тем упразднены элементарные демократические основы судопроизводства.
Отменялось предварительное следствие по делам, рассматриваемым им; обвиняемый теперь допрашивался только во время судебного заседания; виновные не стали пользоваться услугами защитников; ограничивался вызов в суд свидетелей: они вызывались лишь в том случае, если у суда не было других каких-либо доказательств.
В соответствии с законом, Революционному трибуналу были подсудны дела «врагов народа». В декрете перечислялись лица, которых относили к врагам народа. Это контрреволюционеры, изменники, спекулянты, саботажники, проститутки и некоторые другие.
Было установлено, что наказанием за преступления, подлежащие ведению Революционного трибунала, является смертная казнь.
Закон устанавливал, что руководством для произнесения приговора служит совесть присяжных, поддержанных любовью к Родине. Это значит, что для обвинительного вердикта присяжных достаточно было их убеждения в виновности лица, которое предавалось суду.
Анализ судебной практики трибунала свидетельствует о том, что по мере усиления контрреволюции и спекуляции усиливалась его репрессия. Это выражалось в довольно частом применении смертной казни Революционным трибуналом. Такая практика вытекала из ст. 7 Декрета от 10 июня 1794 г. Как гласила эта статья, приговор мог означать только одно: или полное оправдание, или смертная казнь на гильотине. Не исключались, конечно, даже в самые острые моменты ожесточённой борьбы применение трибуналом и других мер наказания. Интересны такие данные. Всего за 15 месяцев своей деятельности Революционный трибунал рассмотрел дела о 3918 подсудимых, из которых было казнено 2595 человек, оправдано — 1129 человек, остальные приговорены к разным наказаниям.
Государственное управление на местах. Существенные изменения произошли в системе государственного управления на местах. Была проведена большая работа по очищению муниципалитетов от засевших там контрреволюционных элементов.
Наряду с выборными муниципалитетами огромную роль в укреплении революционной власти в стране играли революционные комитеты, якобинские клубы, комиссары Конвента.
Революционные комитеты,созданные в соответствии с мартовским 1793 г. Декретом Конвента, как органа власти на местах, осуществляли свои полномочия наряду с муниципалитетами. Они избирались населением в каждой городской коммуне и являлись проводниками в жизнь революционных законов. В частности, они осуществляли постоянное наблюдение за врагами революции и подозрительными лицами, составляли списки на них, отдавали приказы об арестах.
Важное место в системе механизма якобинской диктатуры занимал Парижский якобинский клуб с его густой сетью местных отделений в различных районах страны. На территории Франции было создано свыше 40 тысяч таких отделений. Вырабатывая и формулируя политику якобинцев, эти клубы являлись органами партийного руководства якобинцев.
В столичном клубе подвергались предварительному обсуждению важнейшие законопроекты, которые затем вносились якобинцами в Конвент. Многие решения, принимаемые на собраниях, облекались в форму директивных указаний, которые были обязательны к исполнению. Клуб и его отделения принимали самое непосредственное участие в проведении всех мероприятий по борьбе с контрреволюцией. На собраниях, как в центре, так и на местах, рассматривались кандидатуры лиц, выдвигаемых на различные посты в государственном аппарате, обсуждались отчёты должностных лиц. Члены клуба и его отделений оказывали помощь комиссарам Конвента в чистке государственного аппарата местной администрации от ненужных лиц.
Чрезвычайно велика была роль комиссаров Конвента, как особо уполномоченных лиц, наделённых чрезвычайной властью. Они посылались в те армии, департаменты, муниципалитеты, клубы, где революции угрожала наибольшая опасность. Под руководством комиссаров проводились важнейшие мероприятия по повышению боеспособности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страны продовольствием и т.п. Так, они руководили проведением рекрутских наборов, расследовали злоупотребления должностных лиц, предавали суду военного трибунала, осуществляли чистку аппарата управления от контрреволюционных элементов. Часто они брали на себя фактическое командование отдельными армиями.
С учётом сказанного можно отметить, что работа местных органов являлась примером действенного сочетания предельно централизованного аппарата с широкой инициативой на местах.
Вооружённые силыв государственном механизме якобинской диктатуры:
· Особая революционная армия (для борьбы с контрреволюцией);
· Постоянная армия — против коалиции государств Австрии, Пруссии, Англии, Испании, Сардинского королевства и ряда германских государств.
Во время якобинской диктатуры снова возникла необходимость использования вооружённых сил для политических целей. Для этого в сентябре 1793 г. Конвент принял решение о создании «Особой революционной армии для борьбы с заговорщиками». Являясь политической опорой якобинцев в борьбе против контрреволюции, «революционная армия» наблюдала за выполнением революционных законов; подавляла всякие контрреволюционные восстания; всячески содействовала правильному снабжению Парижа продовольствием. Отряды этой армии, посланные во все районы страны, были наделены чрезвычайными полномочиями вплоть до применения смертной казни. На основе специального закона от 17 сентября 1793 г. аресту подлежали все подозрительные лица.
В состав «революционной армии» входили беднейшие, плебейские и полупролетарские элементы.
Эта армия существовала недолго и вскоре после разгрома «бешеных», эбертистов, шометистов она прекратила своё существование. Однако «революционная армия» сыграла огромное значение в судьбе французской революции: она ликвидировала гражданскую войну, которая была не менее опасна, чем война с внешним врагом.
Неблагоприятная обстановка на внешних фронтах заставляет якобинцев проводить дальнейшую реорганизацию вооружённых сил.
К августу 1793 г. было повсеместно закончено проведение в жизнь декрета об амальгаме.
В дальнейшем Конвент переходит от принципа добровольности в комплектовании вооружённых сил к принципу всеобщей воинской повинности. Этот принцип нашёл своё конституционное закрепление. «Военная сила республики, — было записано в Конституции 1793 г., — составляется из всего народа. Все французы являются солдатами; все они обучаются уменью владеть оружием.»
14 августа 1793 г. Конвент издаёт декрет «О массовом наборе».В соответствии с ним все французы в возрасте от 18 до 40 лет были объявлены состоящими под постоянной реквизицией; но в первую очередь призывались все холостые и бездетные вдовцы в возрасте от 18 до 25 лет.
Почему Конвент перешёл к принципу всеобщей обязательной воинской повинности?
Дело в том, что буржуазия всячески отлынивала от военной службы. Существовавший порядок комплектования вооружённых сил, сочетавший в себе принудительный набор с добровольчеством, предоставлял буржуазии возможность уклоняться от военной службы. Буржуа нанимал за себя заместителя, вооружал и экипировал его за свой счёт. Это не давало возможности создать многочисленную армию. Переход к новому принципу комплектования позволил к концу 1793 г. создать французским вооружённым силам численный перевес над противником.
продолжение
--PAGE_BREAK--