--PAGE_BREAK--
3.Инструментарий государственного регулирования экономики
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления – снижается. Но во всех слу-чаях государство должно придерживаться основного правила – так воздейство-вать на экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допус-тить кризисных явлений.
Применение правомочными государственными органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характе-ра, направленной на достижение определенных социально-экономических це-лей, и представляет собой государственное регулирование экономии-ки.
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для ре-ализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Выбор инструментов государственного регулирования экономики, харак-тера и механизма их использования не может быть случайным. Инструмента-рий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегия-ми и путями развития экономики. Набор инструментов государственного воз-действия на экономику может быть одним и тем же в разных странах.
3.1.Формы воздействия на экономику.
Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о фор-мировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования, вмешательст-ва государства в экономику. Прежде всего, различают две основные формы: прямое вмешательство через государственную собственность на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное – с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами.
К административным методам регулирования относятся разнообразные “меры” контроля за доходами, учетным процентом, квотирования, лицензиро-вания и др.Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.
Административные методы используются государством в том случае, когда экономические методы недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наи-более эффективно используются в следующих областях:
— естественная государственная монополия (железнодорожный транспорт, связь, фундаментальная наука);
— охрана окружающей среды и использование ресурсов;
— сертификация, стандартизация, метрология;
— социальная политика, прежде всего, — это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантирован-ный минимум заработной платы, пособие по безработице и т.д.).
Государственное правовое регулирование осуществляется на основе хо-зяйственного законодательства через систему установленных им норм и правил.
К прямому экономическому регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, предприятий, от-раслей – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней. Сюда же относятся льготные кредиты.
На стыке административных и прямых экономических методов регу-лирования находятся такие формы государственного регулирования как прог-рамммно-целевой подход, проектное финансирование и кредитование.
К экономическим (косвенным) методам регулирования относится прово-димая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых сис-тем, амортизируемого имущества и др. Из этого следует, что государство, ис-пользуя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое пове-дение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринима-тельство.
1. Государственные расходы считаются одним из важных элементов макро-экономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ре-сурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и транс-ферных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров ( затраты на оборону, строительство и со-держание школ, автодорог, научных центров, и т.д.). Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех на-логоплательщиков, определённым слоям населения в виде пособия по безрабо-тице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государствен-ные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно использу-ют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ре-сурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возмож-ность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные плате-жи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров ин-дивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоёв насе-ления, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.
2. Налогообложение. Налоги – основной источник бюджетных средств. В го-сударствах с рыночной экономики взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путём в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы.
Одна из основных проблем – справедливость распределения налогового бремени. Существуют три основные системы, основанные на понятии прогрес-сивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с до-хода конкретного работника, к величине этого дохода:
— пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
- регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
- прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).
Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процент-ное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять сти-мулы к труду, а следовательно – к большим заработкам. Как правило, подоход-ный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и ак-цизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинст-ве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает разное различную долю.
Задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплатель-щиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклоне-ние от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели всё чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идёт меньше средств.
3. Государственное регулирование. Государственное регулирование призва-но координировать экономические процессы и увязывать частные и обществен-ные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают ис-пользование налогов и кредитов для воздействия на национальный объём про-изводства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление госу-дарственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо пред-приятиям. К их числу обычно относят отрасли, создающие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка в сфере науки, образования подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целе-вые, субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определённым программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран сос-тавляет 5-10 %. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государ-ство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.
4. Государственное предпринимательство. В современной рыночной эконо-мике государство является не только координатором и контролером, но и пред-принимателем. Под государственным предпринимательством понимается дея-тельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг государственными организациями.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются ог-ромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринима-тельства состоит в том, что первоочередная цель государственного предприни-мательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономичес-ких задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание цик-лических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-техни-ческого прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфра-структуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государ-ственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоёмким отраслям экономики в целях ускорения науч-но-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в ми-ровом хозяйстве, проведение региональной политики – строительство в эконо-мически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды, путём внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных ис-следований, производство товаров, являющиеся, по закону, государственной монополией.
Государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах, где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частным государственные предприятия являются менее эффективными. Государст-венное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и от-ветственностью, всегда отстаёт от частного в степени хозяйственной самос-тоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как ры-ночные, так и нерыночные, идущие от государства мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений мини-стерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неяс-ной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную коньюк-туру. Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которых зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могу стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному со-перничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отно-шение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рам-ках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акцио-нерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве орга-низации производства и т.д.
Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они ста-новятся первой жертвой правительственной политики, направленной на прео-доление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, пер-выми ощущают замораживание зарплаты. Видимо, поэтому волна приватиза-ции, прокатившаяся в 1980-е годы по экономикам западных стран, не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давле-ния, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хо-зяйства, стать совладельцами частных предприятий.
3.2. Экономические методы регулирования экономики
Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельнос-ти, стабилизации и подъёма экономики государство должно проводить соответ-ствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-де-нежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные.
Фискальная политика
Фискальная политика – это сознательное применение расходных и нало-говых функций правительства для достижения определенных макроэкономи-ческих целей.
Фискальная политика регулируется государственным бюджетом и нало-гообложением с целью стабилизации и оживления экономики.
Основным рычагом фискальной политики государства является измене-ние налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фис-кальной политики – прерогатива законодательных органов власти страны, по-скольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной поли-тикой понимается сознательное регулирование государственных расходов, на-логов и сальдо государственного бюджета в целях воздействия на реальный объём национального производства, занятость, экономический рост и инфля-цию.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
— увеличения государственных расходов;
— снижения налогов;
— сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
Во время спада производства для увеличения совокупного спроса госу-дарство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (стро-ительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных госу-дарственных программ, тем самым, оживляя многие отрасли и фирмы. На подъ-ём экономики государство может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению эко-номики. Налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширен-ного производства, но и простого воспроизводства. Оно должно предусмат-ривать определённые льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики; для стиму-лирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих дохо-дов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расшире-ние действующего производства. зацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. дорог, мостов и других объектов) и на
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финан-сированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный спрос), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается:
— уменьшение государственных расходов;
— увеличение налогов;
— сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогооб- ложением.
Снижение государственных расходов в определённых случаях приводит к снижению дефицита государственного бюджета, а следовательно, замедлению инфляционных процессов.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.
Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственны-ми действиями государства в лице его органов управления, поскольку госу-дарство может запаздывать в своих действиях.
В экономике существуют определённые механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обна-руживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически осуществлять изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пос-обий и др. Таким стабилизатором может быть прогрессивная система налого-обложения, которая определяет налог в зависимости от доходов. С повышением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, утверждаемые пра-вительством заранее.
Фискальная (бюджетная) политика государства направлена, в первую очередь, на сглаживание экономических колебаний. Осуществляя только эту политику, государство не может выполнять свои функции без соответствующей кредитно-денежной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.
Кредитно-денежная политика
Кредитно-днежная политика государства представляет собой комплекс мер, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита в целях дос-тижения неинфляционного экономического роста и полной занятости.
Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным её преимуществом перед бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гибкость. Поскольку она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она меньше подвержена политическому влиянию.
В мировой экономической практике используются следующие инстру-менты регулирования денежной массы в обращении:
— изменение учётной ставки (ставки рефинансирования), т.е. регу-лирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
— изменение нормы обязательных резервов;
— операции на открытом рынке с ценными бумагами.
Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Цент-ральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.
Центральный банк может воздействовать и нормируя обязательные резер-вы. Снижение этой нормы создаёт больше возможностей коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.
Государство может существенно влиять на экономический рост и инфля-цию скупкой или продажей своих ценных бумаг. При скупке ценных бумаг у их держателей появляются свои денежные средства, что может стимулировать эко-номический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым, уменьшая в обороте денежную массу.
Как показала мировая практика бюджетная и кредитно-денежная полити-ка должны проводиться совместно и сбалансировано, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на экономику страны.
Научно-технический политика
Ускорение научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором подъёма экономики и превращение страны в мощное индустриальное государство. Так, например, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что в после-военный период эта страна правильно сориентировалась и стала целеноправ-ленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.
Под единой научно-технической политикой государства понимается сис-тема целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.
Единая государственная научно-техническая политика предполагает вы-бор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую под-держку государства в этом развитии. Общепризнанны следующие приоритет-ные направления в развитии науки и техники: комплексная автоматизация про-изводства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий, биотехнология.
Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышлен-ности, как машиностроение, химическая, электроэнергетика, ускоряют НТП во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.
Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осущест-вление прогрессивной и инвестиционной политики; совершенствование систе-мы оплаты труда научных сотрудников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном на-учно-техническом сотрудничестве и др.
Эффективная научно-техническая политика не может быть осуществлена без соответствующей поддержки государством на достаточно высоком уровне средней и высшей школы, а также академической науки.
Амортизационная политика
Амортизационная политика – составная часть общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок её начисле-ния и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер вос-производства, и в первую очередь скорость обновления основных фондов.
При разработке амортизационной политики государство должно придер-живаться следующих принципов:
— своевременное осуществление переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции;
— нормы амортизации должны быть достаточными для простого и рас- ширенного воспроизводства основных фондов;
— амортизационные отчисления на предприятиях должны использовать только исходя из функционального назначения;
— нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;
— возможное осуществление предприятиями ускоренной амортизации;
— амортизационная политика должна способствовать обновлению основ-ных фондов и ускорению НТП.
С 1991 г. Амортизационная политика государства существенно измени-лась: амортизационные отчисления стали производиться только на полное вос-становление (реновацию) основных фондов, а на капитальный ремонт они были отменены; амортизация стала начисляться в пределах нормативного (а не фак-тического, как раньше) срока службы средств труда; амортизационные отчис-ления предприятий полностью остаются в его распоряжении; разрешена уско-ренная амортизация основных фондов.
Важный момент в амортизационной политике – своевременность перео-ценки основных фондов, особенно в условиях инфляции. Согласно Постановле-нию Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967, всем предприятиям, независимо от форм собственности, разрешено осуществлять переоценку ос-новных фондов путём индексации их балансовой стоимости в соответствии с действующими ценами и условиями воспроизводства, а также проводить ин-дексацию амортизационных отчислений путём применения поправочного коэф-фициента, соответствующего индексу инфляции, опубликованному органами государственной статистики. Этим же Постановлением всем предприятиям разрешено, начиная с 1 июля 1994г., принимать понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям в размере до 0,5 в случаях, когда финансово-экономические показатели предприятия и организации после переоценки ос-новных фондов существенно ухудшаются. Подобные переоценки и индексации осуществляются ежегодно. Все эти меры правительства должны привести к соз-данию благоприятных условий для активного обновления основных фондов и ускорению научно-технического прогресса. Проводя правильную амортиза-ционную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.
Инвестиционная политика
Важными рычагами воздействия на экономику страны и предпринима-тельскую деятельность является инвестиционная политика государства.
При помощи инвестиционной политики государство непосредственно мо-жет воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изме-нение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
Существенный спад производства за период 1991-2003 гг., за период про-ведения реформ, в значительной степени был обусловлен существенным сок-ращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в три раза, а их доля в национальном дохо-де снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство об-щественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.
В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, чтобы частный сектор в экономике был заинтересован в инвестицион-ной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабиль-ность экономики и её предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а сле-довательно, и высоких ставок процента банковского кредита объёмы инвести-ций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объёма инвестиций от величины ставки процента, в соответствии с которой – чем выше процент ставки, тем ниже объём вложений инвестиций.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:
— кредитно-финансовой и налоговой политикой;
— предоставлением самых различных льгот предприятиям, вкладываю-щим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение про-изводства;
— амортизационной политикой;
— созданием благоприятных условий для привлечения иностранных инвес-тиций;
— научно-технической политикой и др.
Будущее экономики страны в значительной степени зависит от инвести-ционной политики, проводимой государством.
Государственное предпринимательство
Одно из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику – государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предприни-мательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.
Государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реа-лизуя определённые общенациональные цели: структурную перестройку произ-водства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулиро-вание научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.
Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в ма-лорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но развитие которых определяет общие условия воспроиз-водства. Это, прежде всего отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика.
До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была по мировым меркам чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие эко-номики. В результате осуществления реформ, и в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но ещё остаётся достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны весьма актуален – необходимо довести долю государственного сектора до оптимального уровня.
Государственное прогнозирование, планирование и регулирование
Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства в управлении экономикой страны. С переходом к рыноч-ным отношениям роль прогнозирования и регулирования не снижается, а мето-ды планирования существенно изменяются. На смену директивному планирова-нию, когда каждому предприятию устанавливалось заранее заданная произ-водственная программа и потребители, приходит индикативное планирование. Суть его в том, что государство на основе детального анализа функционирова-ния экономики за предшествующий период и исходя из имеющихся ресурсов устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уро-вень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефи-цит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характе-ризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство дол-жно закладывать в план также макроэкономические показатели, которые в со-вокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жиз-ненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения. То есть заранее предопределяется фискальная, научно-техническая, кредитно-финансовая, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.
Государственное планирование должно быть непрерывным, обеспечи-ваться наличием краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных перспективных планов. Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3-5 лет. Долгосроч-ные программы составляются на срок от пяти и более лет, что позволяет выра-ботать экономическую стратегию государства и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспектив-ных планов.Наличие экономической и научно-технической страте-гии позволят государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного произ-водства.
С планированием тесно связанно регулирование. Государство осущест-вляет регулирование только в том случае, если запланированные макроэконо-мические показатели в ходе их реализации не выполняются.
Во многих развитых странах планирование на уровне государства прини-мает форму разработки и реализации определённых программ.
Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних отношений, госу-дарство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в различных секторах экономики в соответствии с потребностями на-ционального хозяйства как целого.
Ценовая политика
Ценообразование – это один из действенных рычагов воздействия на эко-номику. Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, на перераспределение дохода и ресурсов, на обеспечение мини-мального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляцион-ные и другие процессы в желательном для себя направлении.
Государство должно проводить политику в области ценообразования, прежде всего с целью обеспечения стабильности цен, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъёма национальной эконо-мики.
Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. определяются спросом и предложением. На часть важ-нейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Это практика почти всех стран мира с развитой рыночной эконо-микой. Хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются госу-дарством, незначительна – всего 10-15% от общей товарной массы, но для поддержания минимального прожиточного уровня населения это имеет большое значение.
Административный контроль государства над ценами порой необходим, чтобы устранить издержки рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не дают желаемого результата.
Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государст-во может оказать проводя соответствующую внешнеэкономическую и социаль-ную политику.
Осуществляя внешнеэкономическую политику (таможенные тарифы, протекционизм; принятие законов, создающих, благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимате-лей на мировой рынок, и другие меры), государство может существенно расши-рить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвес-тиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда.
В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в приложении С таблица 1. продолжение
--PAGE_BREAK--