--PAGE_BREAK--Глава 3.Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
Для лиц, вступающих в брак, весьма важно знать о состоянии здоровья друг друга.
Неосведомленность по данному вопросу может привести к негативным последствиям(заражение друг друга тяжелым инфекционным заболеванием, рождение больного ребенка и т.п.). В связи с эти ст. 15 СК предусматривает возможность бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также их консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, что согласуется с требованиями федерального законодательства в области здравоохранения. Подобные консультации могут даваться всем заинтересованным гражданам по самым различным интересующим их вопросам медико-психологического, медико-генетического и иного характера, перечень которых законом не ограничен.
Так, в соответствии со ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровьяграждан каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно- брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.
Бесплатное медицинское обследование лиц, вступающих в брак, как и консультациипо медико-генетическим и иным вопросам, проводятся только при условии их согласия, то есть на началах добровольности, учреждениями государственной и муниципальной системы здравоохранения. Однако следует иметь в виду, что в ст. 15 СК установлены определенные ограничения, заключающиеся в том, что результаты такого обследования составляют медицинскую (врачебную) тайну и могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия лица, прошедшего обследование. Эти результаты включают в себя сведения о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и любые иные сведения, полученные при обследовании. Необходимость получения согласия лица, прошедшего обследование (или его законного представителя), на передачу другим лицам сведений о результатах медицинского обследования является общим правилом, которое применяется во всех жизненных ситуациях, включая и рассматриваемую. В этих целях закон предусматривает требование, по которому гражданину перед проведением обследования предварительно должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Медицинская (врачебная) тайна не должна разглашаться лицами, которым она стала известна при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, что предусматривается и ст. 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Из смысла ст. 41 Конституции РФ и ст. 14 Основ законодательства РФ об охранездоровья граждан следует, что медицинские услуги по проведению обследования и консультаций могут предоставляться лицам, вступающим в брак, также и учреждениями частной системы здравоохранения, но не безвозмездно, а за плату.
В таком порядке по желанию лиц, вступающих в брак, могут быть проведеныобследования по самым разнообразным вопросам медико-генетического характера. В частности, сегодня возможны обследования и консультации даже по определению пола будущего ребенка.
Медицинское обследование (освидетельствование) в учреждениях государственной,муниципальной или частной системы здравоохранения, в том числе и анонимное, может по просьбе лиц, вступающих в брак, производиться целенаправленно: в целях выявления ВИЧ-инфекции, то есть заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека.
Это связано с особой опасностью данного заболевания, которое порой являетсянеизлечимым и создает угрозу безопасности окружающих и, прежде всего, членов семьи инфицированного лица. По результатам обследования лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется о необходимости соблюдения мер предосторожности в целях исключения распространения заболевания и предупреждается об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения другого лица. Лицо, страдающее ВИЧ-инфекцией или венерической болезнью и знающее об этом, при вступлении в брак заведомо ставит в опасность заражения своего супруга. Поэтому сокрытиеодним из лиц, вступающих в брак, наличия у него такого заболевания согласно п. 3 ст. 15 СК дает право другому лицу для обращения в суд с требованием о признании заключенного брака недействительным. В этом случае, как следует из п. 4 ст. 169 СК и ст. 181 ГК, иск супругом может быть предъявлен в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о сокрытии другим супругом при вступлении в брак о болезни. Установленная ч. 3 ст. 15 СК норма имеет важное значение для соблюдения законных прав и интересов добросовестного супруга (то есть супруга, права которого нарушены заключением такого брака) с учетом значительной распространенности в РФ венерических заболеваний.
При определенных обстоятельствах действия, ставящие в опасность зараженияВИЧ-инфекцией, в соответствии с ч. 1 ст. 122 УК могут повлечь наказание для виновного лица в виде ограничений свободы сроком до трех лет, либо арест сроком от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.
Если же по вине вступившего в брак лица произошло заражение его супругаВИЧ-инфекцией, то уголовно-правовые последствия согласно ч. 2 ст. 122 УК могут заключаться уже в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Уголовная ответственность предусмотрена и при заражении другого лица венерической болезнью (ст. 121 УК). Однако привлечение виновного супруга к уголовной ответственности и признание брака недействительным не во всех случаях может компенсировать вред, причиненный здоровью одного из супругов. В этой связи в литературе по семейному праву отмечается несовершенство редакции ст. 15 СК. Например, Антокольская М. В. полагает целесообразным предусмотреть обязательное сообщение результатов обследования лицу, с которым обследуемый намерен заключить брак, если обследуемый сам не отказывается от намерения вступить в брак после того как узнал о наличии у себя неизлечимого заболевания, передающегося по наследству, или опасного инфекционного заболевания, как ВИЧ-инфекция, что позволило бы обеим сторонам принять осознанное решение о заключении брака в связи со значительным риском передачи заболеваний по наследству. Другие авторы предлагают ввести обязательное предварительное медицинское освидетельствование на наличие вируса ВИЧ-инфекции у лиц, вступающих в брак, с последующим представлением соответствующей справки органу загса и соответственно установить обязанность органов загса предупреждать гражданина о том, что, его избранник является носителем ВИЧ-инфекции.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 4. Порядок заключения брака
В соответствии с п. 1 ст. 10 СК брак должен заключаться в органах загса. Даннаяформа заключения брака (то есть гражданская форма брака) вытекает из содержания п. 2 ст. 1 СК, устанавливающего, что в РФ признается брак, заключенный только в органах загса. Отсюда следует, что брак, заключенный на территории РФ любым иным способом и в другом учреждении, помимо органа загса, не признается и не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, брак, совершенный по религиозным обрядам (например, венчание в церкви) или по национальным обычаям, не является браком с юридической точки зрения, а значит, и не порождает прав и обязанностей супругов. Гражданская (то есть светская) форма брака, заключаемого посредством его регистрации в государственных органах, была введена в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Этим же декретом отменялась церковная форма брака и ее признавали впредь частным делом брачующихся. Исключение декретом и другими нормативными актами делалось только для религиозных браков, совершенных до образования или восстановления государственных органов записи актов гражданского состояния. Эти браки приравнивались к зарегистрированным и не нуждались в последующей регистрации в органах загса. СК делает единственное исключение (п. 7 ст. 169) для браков граждан РФ, совершенных по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны довосстановления на этих территориях государственных органов загса, — признает их действительными и имеющими правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.
Следует заметить, что в настоящее время, несмотря на распространенность в РФфактов оформления в церкви брака лицами, вступающими в брак, такой брак будет иметь юридическую силу только при его государственной регистрации в органах загса.
Права и обязанности супругов не могут возникнуть из фактических брачныхотношений мужчины и женщины без гocyдарственной регистрации заключения брака, сколь бы длительными ни были эти отношения.
Согласно ст. 25 Закона об актах гражданского состояния государственнаярегистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак, и состоит в том, что орган загса составляет запись акта о заключении брака между конкретными лицами и выдает им свидетельство о заключении брака. С момента государственной регистрации заключения брака в органах загса, как установлено п. 2 ст. 10 СК, возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.
Подтверждением данного юридического факта является составляемая органом загса запись акта о заключении бракаи выдаваемое органом загса свидетельство о заключении брака. В записи акта о заключении брака и в свидетельстве о заключении брака содержатся следующие сведения о лицах, вступающих в брак:
-фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, национальность (вносится по желанию лиц, заключивших брак), место жительства каждого из лиц, заключивших брак;
-сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака (если лицо (лица), заключившие брак, состояли ранее в браке);
-реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;
-дата заключения брака, дата составления и номер записи акта о заключении брака, место государственной регистрации заключения брака (наименование органа загса);
-серия и номер выданного свидетельства о браке, дата выдачи свидетельства о браке. Со вступлением в брак мужчина и женщина становятся субъектами отношений, урегулированных нормами как семейного права, так и других отраслей права (гражданского права, права социального обеспечения и др.). Этим отношениям придается устойчивость и определенность и, что весьма важно, — обеспечивается правовой статус будущих детей супругов. Таким образом, только зарегистрированный в установленном законом порядке брак порождает соответствующие правовые последствия. Как отмечается, в теории семейного права, именно в этом заключается конститутивное значение государственной регистрации заключения брака.
В некоторых случаях с заключением брака закон непосредственносвязывает предоставление гражданам определенных льгот и преимуществ. Например, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в течение трех месяцев с момента заключения первого брака выплачивается беспроцентная ссуда на срок до трех лет в размере до двенадцати окладов их денежного содержания.
Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается вцелях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Посредством государственной регистрации заключения брака представляющие государство органы загса выполняют следующие основные задачи:
— контролируют соблюдение установленных законом порядка и условий вступления в брак;
— официально оформляют возникновение брачных отношений между мужчинойи женщиной, удовлетворяя их личные интересы и потребности в создании семьи;
— получают сведения о брачном статусе граждан и ведут учет каждогофакта заключения брака, что используется при ведении статистической отчетности в РФ и выработке основных направлений государственной семейной и демографической политики;
— приобретают возможность осуществлять в будущем контроль зазаконностью возможных случаев расторжения брака.
Что касается браков между гражданами РФ, проживающими за пределамитерритории России, то в соответствии со ст. 157 СК они заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, которым законом[5]предоставлены соответствующие полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Кроме того, ст. 158 СК установлено, что за пределами РФ браки между гражданами РФ могут быть заключены не только в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях РФ, но и в компетентных органах иностранных государств с соблюдением законодательства страны места их заключения, в том числе и по церковному обряду. Такие браки признаются действительными в РФ, если к их признанию нет препятствий, непосредственно предусмотренных ст. 14 СК.
Непосредственно сам порядок заключения бракарегламентируется ст. 11 СК, согласно которой заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак. Это означает, что государственная регистрация заключения брака через представителя в РФ не разрешается. Причем присутствие лиц, вступающих в брак, является обязательным, независимо от места заключения брака. Наличие уважительных причин, препятствующих явке в орган загса обоих или одного из будущих супругов, является основанием для сокращения или увеличения установленного законом срока государственной регистрации заключения брака, но не может служить основанием для их (его) отсутствия в момент заключения брака.
Желающие вступить в брак лично подают об этом совместное письменное заявлениепо своему выбору в любой орган загса на территории РФ. В нем они должны подтвердить взаимное добровольное согласие на заключение брака, указать, что к вступлению в брак не имеется препятствий, предусмотренных ст. 14 СК. Кроме того, в совместном заявлении о заключении брака лица, вступающие в брак, должны указать следующие сведения:
-фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак);
-место жительства каждого из вступающих в брак;
-фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;
-реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.
Одновременно с подачей заявления необходимо предъявить документы,удостоверяющие личности вступающих в брак, а также документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака (в случае, если лицо, вступающее в брак, ранее состояло в браке) и разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста, если лицо, вступающее в брак, является несовершеннолетним (ст. 26 Закона об актах гражданского состояния).
Если по какой-либо причине присутствие в органе загса при подаче заявленияобоих граждан, вступающих в брак, невозможно или крайне затруднительно (отдаленность проживания друг от друга, болезнь, прохождение военной службы и т. п.), волеизъявление лиц вступающих в брак может быть оформлено отдельными заявлениями. В этом случае подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния, должна быть нотариально удостоверена в установленном законом порядке[6]. Так, подлинность подписи может быть засвидетельствована государственным или частным нотариусом, а также специально уполномоченными на это должностными лицами органов исполнительной власти, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
Следует иметь в виду, что факт подачи в орган загса заявления о вступлении вбрак свидетельствует лишь о первоначальном намерении подписавших его лиц создать семью и сам по себе не порождает никаких правовых последствий для них, то есть не связывает лиц, подавших такое заявление, взаимными обязательствами. Поэтому они в любой момент вправе отказаться от принятого решения вступить в брак и не явиться в орган загса в установленный срок для государственной регистрации заключения брака. Однако решение отказаться от вступления в брак, независимо от его мотивов и причин, должно быть принято подавшими заявление лицами только до момента государственной регистрации заключения брака. После государственной регистрации заключения брака в последующем брак может быть расторгнут или признан недействительным лишь с соблюдением установленного законом порядка.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 СК, заключение бракапроизводится по истечении месяца со дня подачи в орган загса заявления лицами, вступающими в брак. Течение данного срока (а он установлен для проверки серьезности намерений лиц, желающих вступить в брак) начинается на следующий день после подачи заявления в орган загса и истекает в соответствующее число последующего месяца срока (ст. 191 — 192 ГК). В том случае, если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК). Следует заметить, что установленный законом месячный срок для государственной регистрации заключенная брака дает также возможность заинтересованным лицам сообщить в орган загса о наличии препятствий к заключению брака между конкретными лицами. Орган загса обязан проверить — соответствуют ли эти сведения заявителя действительности или нет.
Необходимо иметь в виду, что орган загса вправе при наличии уважительныхпричин как сократить установленный Кодексом месячный срок для заключения брака, так и увеличить его, но не более чем на месяц. В самой статье не дается ни понятия, ни примерного перечня причин, которые в таких случаях могут быть признаны уважительными. Вопрос об этом решается руководителем органа загса исходя из оценки конкретных жизненных обстоятельств и сложившейся практики.
Так, сокращение месячного срока для вступления в браксчитается возможным при наличии следующих обстоятельств, требующих более быстрого заключения брака:
призыв жениха на военную службу
отъезд кого-то из будущих супругов на длительный срок вкомандировку, в том числе за рубеж
беременность невесты
рождение ребенка в результате внебрачной связи
наличие между сторонами фактических брачных отношений и т. п.
Безусловно, что некоторые обстоятельства должны быть подтвержденысоответствующими документами (например, справками учреждения здравоохранения о беременности, болезни, рождении ребенка, командировочным удостоверением и т. п.). С совместным заявлением о сокращении установленного законом срока для заключения брака обращаются сами вступающие в брак[7].
продолжение
--PAGE_BREAK--