--PAGE_BREAK--
1.6. Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества
Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации унитарного предприятия служит прогнозный план (программа) приватизации. При подготовке предприятия к преобразованию в открытое акционерное общество проводится инвентаризация, составляется промежуточный баланс унитарного предприятия, осуществляется аудиторская проверка, определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, оценивается имущество. При этом должны быть определены: срок преобразования; величина уставного капитала открытого акционерного общества; количество акций, их номинальная стоимость, способы и сроки продажи; состав совета директоров и ревизионной комиссии; должен быть разработан устав общества.
Законом о приватизации введены некоторые ограничения в отношении распоряжения имуществом предприятия и увольнения работников со дня утверждения прогнозного плана до момента перехода права собственности к покупателю. Так, не допускается сокращать численность работников предприятия; совершать сделки, цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов; получать кредиты и др.
Решением об условиях приватизации унитарного предприятии утверждаются:
а) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса;
б) перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса. В частности, в перечень входят исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Указывается дальнейшая судьба таких объектов, например, передача новому собственнику по договору, передача в собственность субъекту РФ или муниципальному образованию, передача иным юридическим лицам;
в) перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, в соответствии со ст. 28-31 Закона о приватизации;
г) расчет балансовой стоимости активов унитарного предприятия, подлежащих приватизации. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о приватизации, балансовая стоимость их активов определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса;
д) размер уставного капитала, количество именных обыкновенных бездокументарных акций общества и номинальная стоимость одной акции. При наличии соответствующего решения указывается также, что в отношении общества принято решение об использовании «золотой акции».
Решение об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия утверждается Правительством РФ, Минимуществом РФ или его территориальным органом.
Кроме того, утверждается Устав открытого акционерного общества, назначается единоличный исполнительный орган, определяется количественный состав и назначаются члены совета директоров и его председатель, назначаются члены ревизионной комиссии. На основании решения и в соответствии с ним составляется передаточный акт, который подписывается принимающей стороной после регистрации акционерного общества. Государственная регистрация осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Им же осуществляется регистрация сделки приватизации (возникновения права собственности у открытого акционерного общества).
Единоличный исполнительный орган открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических, не вправе совершать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согласия Правительства РФ или уполномоченного государственного органа. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна.
1.7. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе
Порядок проведения конкурса определен Законом о приватизации и Положением о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала этого общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену, при условии выполнения им условий конкурса.
Исчерпывающий перечень условий приведен в Законе о приватизации. Это сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; ограничение на изменение профиля деятельности и др. При продаже федерального имущества они утверждаются Минимуществом РФ. Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, должны быть указаны сроки их исполнения и порядок подтверждения исполнения.
При продаже федерального имущества продавцами на конкурсе выступает РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные государственные учреждения. Законодательством определены права и обязанности продавца. В частности, не позднее чем за 30 дней до объявленной даты он должен опубликовать информационное сообщение о проведении конкурса, указав в нем: наименование имущества; начальную цену (на основании отчета независимого оценщика); условия и сроки платежа; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок; порядок ознакомления покупателей с информацией; порядок определения победителей; размер, срок, порядок внесения задатка; условия конкурса; место и срок подведения итогов и др.
Конкурс является открытым по составу участников. Для участия в нем претенденты представляют заявку, платежный документ (для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка), иные документы. Задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, но не более чем 4,5 млн МРОТ. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
Предложения о цене подаются участниками в запечатанных конвертах в день подведения итогов конкурса либо, по желанию претендента, при подаче заявки. Решение продавца об определении победителя конкурса оформляется протоколом. Утвержденный продавцом протокол является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи.
Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов конкурса. При уклонении (отказе) победителя конкурса от заключения договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается. Остальным претендентам суммы задатков возвращаются в течение 5 дней с даты утверждения протокола. Договор купли-продажи между продавцом и покупателем, которым является победитель конкурса, заключается не позднее 10 дней с даты подведения итогов конкурса в порядке, определенном ГКРФ и Законом. Договор предусматривает: порядок выполнения победителем условий конкурса, порядок подтверждения выполненных обязательств, порядок осуществления контроля за выполнением условий, ответственность сторон. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать одного года. Победитель вправе до перехода к нему права собственности совершать в отношении объекта ряд полномочий, определенных Законом о приватизации.
Выполнение условий конкурса контролируется продавцом. В течение 10 дней с даты окончания срока выполнения условий конкурса победитель направляет продавцу сводный (итоговый) отчет. Фактическое исполнение условий конкурса на основании представленного победителем отчета осуществляет комиссия, создаваемая для этих целей продавцом. При продаже федерального имущества в состав комиссии включаются сотрудники продавца, представители Минимущества РФ, соответствующего отраслевого федерального органа исполнительной власти, Минэкономразвития РФ, Министерства труда и социального развития РФ.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, ненадлежащего их исполнения договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с победителя неустойки. Имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении этого имущества прекращаются. Помимо неустойки с. Покупателя могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
1.8. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Порядок проведения аукциона определяют Закон о приватизации и Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 (далее – Положение).
Аукцион является открытым по составу участников. Для участия в нем претендент представляет заявку, платежный документ, подтверждающий перечисление задатка, иные документы. Предложения по цене приватизируемого имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений) либо заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма). Форма подачи предложений определяется решением об условиях приватизации. Задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, но не более 4,5 млн МРОТ. Аукцион, в котором принял участие только один претендент, признается несостоявшимся. Претендент приобретает статус участника аукциона с момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками. Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе установлен Законом о приватизации и является исчерпывающим.
При продаже федерального имущества продавцом на аукционе выступает РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные государственные учреждения. Права и обязанности продавца и комиссии по проведению аукциона определены Законом о приватизации и Положением. Продавец публикует информационное сообщение о проведении аукциона, включающее: наименование имущества; начальную цену; форму подачи предложений; порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок; исчерпывающий перечень представляемых покупателем документов и требования к ним; срок заключения договора купли-продажи; порядок определения победителя; размер, сроки и порядок внесения задатка; место и срок подведения итогов; порядок ознакомления покупателей с иной информацией.
Положением подробно определен порядок проведения аукционов двух видов: с подачей предложений о цене имущества в открытой и закрытой форме. По итогам конкурса составляется протокол, подписываемый аукционистом и уполномоченным представителем продавца. Протокол является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.
Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за выставленное на аукционе имущество. Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя от заключения договора купли-продажи имущества задаток не возвращается и он утрачивает право на заключение договора. Другим участникам аукциона суммы задатков возвращаются в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Договор купли-продажи заключается между продавцом и победителем аукциона в соответствии с ГК РФ и Законом о приватизации не позднее 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Оплата государственного имущества производится единовременно в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи или в рассрочку в порядке, установленном Законом. Передача имущества и оформление прав собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества. Факт оплаты подтверждается выпиской со счета продавца о поступлении средств в размере и в сроки, указанные в договоре. Продавцом публикуется сообщение об итогах аукциона.
1.9.
Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций
Специализированным аукциономпризнается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Порядок его проведения определяется Законом о приватизации и Положением об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденным Постановлением Правительства от 12 августа 2002 г. № 585.
Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Аукцион, в котором принял участи только один участник, признается несостоявшимся. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о проведении аукциона.
Заявка подразделяются на два типа:
1) заявками первого типа считаются заявки, в которых претендент выражает намерение купить акции по любой единой цеце продажи, сложившейся на специализированном аукционе;
2) заявками второго типа признаются заявки, в которых претендент выражает намерение купить акции по единой цене продажи, сложившейся на специализированном аукционе, но не выше максимальной цены покупки одной акции, указанной в заявке.
В заявке должна быть указана сумма денежных средств, направляемых претендентом на оплату акций. Эта сумма перечисляется на один из указанных в информационном сообщении счетов продавца.
При продаже на специализированном аукционе акций, находящихся в федеральной собственности, продавцами выступают РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные учреждения. Функции продавца при проведении специализированного аукциона определяются Законом о приватизации и Положением. Решения продавца, в том числе об итогах приема заявок, об определении участников специализированного аукциона и об итогах специализированного аукциона, оформляются соответствующими протоколами.
Единая цена продажиакций устанавливается по следующим правилам:
а) при ее расчете учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе;
б) единая цена рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала максимально возможный коэффициент реализации акций (отношение числа акций, подлежащих передаче победителям, к числу продаваемых акций), который не может быть менее 0,95.
Победители специализированного аукциона определяются по следующим правилам:
1) число акций, получаемых победителем, вычисляется путем деления суммы денежных средств, указанных в заявке, на единую цену продажи;
2) в первую очередь удовлетворяются все заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств больше единой цены продажи;
3) во вторую очередь удовлетворяются все заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки превышает единую цену продажи.
Оставшиеся акции распределяются следующим образом:
— в первую очередь удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств равна единой цене продажи;
— во вторую очередь удовлетворяются заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки равна единой цене продажи (последовательно – от заявки, в которой указана большая сумма, к заявке, в которой указана меньшая сумма).
Не удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств меньше единой цены продажи, и заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки меньше единой цены продажи.
Протокол об итогах специализированного аукциона оформляется продавцом в день подведения итогов. Утвержденный продавцом протокол означает для победителей специализированного аукциона заключение договоров купли-продажи. Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через 30 дней с даты подведения итогов аукциона в соответствии с законодательством РФ и условиями специализированного аукциона. Также в месячный срок со дня подведения итогов для регистрации покупателей в реестре владельцев акций эмитента продавец направляет реестродержателю эмитента передаточные распоряжения.
Законом и Положением предусмотрены особенности проведения межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций, находящихся в федеральной собственности. Специализированный аукцион является межрегиональным, если приемзаявок организован одновременно на территории не, менее 15 субъектов РФ, и всероссийским, если заявки принимаются одновременно на территории не менее 25 субъектов РФ.
1.10. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг
Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли осуществляется по правилам, установленным организатором торговли. В продаже могут участвовать брокеры в соответствии с «Правилами привлечения брокеров для продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 845. «Правила… » подробно регламентируют функции продавца при данном способе приватизации. В частности, продавец устанавливает начальную цену акций, проводит конкурс по отбору брокеров, контролирует исполнение брокером своих поручений и др. Число брокеров устанавливается исходя из предполагаемого объема продаж акций, но не может быть меньше трех и больше десяти.
Отбор брокеровосуществляется на конкурсной основе. В информационном сообщении публикуются сведения о проведении конкурса и иная информация в порядке, установленном «Правилами… ». Для участия в конкурсе претендент представляет продавцу заявку по установленной форме с приложением необходимых документов (анкета по установленной форме, копии учредительных документов и документов о государственной регистрации брокера, копия лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и др.). Основания для отказа в приеме заявки также определены «Правила…».
Критериями отбора брокеров служат наибольший объем торгового оборота брокера за последние полгода и продолжительность предшествующего периода работы, в течение которого к брокеру не применялись санкции со стороны органа, регулирующего рынок ценных бумаг. Методика оценки показателей разрабатывается продавцом.
Решение продавца об отборе брокеров является документом, который удостоверяет право указанных в нем брокеров на заключение с продавцом договора поручения.
После публикации решения об условиях приватизации, предусматривающего продажу через организатора торговли, отобранные на конкурсе брокеры могут направить продавцу предложения оразмере премии за превышение цены акций над их начальной ценой. С учетом полученных предложений продавец выбирает брокера, предложившего наименьший размер премии за превышение цены продажи акций над начальной ценой, и подписывает с ним договор поручения.
В договоре, в частности, должны быть определены: перечень организаторов торговли, через которых брокер может осуществлять продажу акций; порядок взаимодействия брокера и продавца; условие совершения брокером сделок с ценными бумагами продавца только на основании заявок, адресованных неограниченному числу участников торгов при продаже акций в порядке приватизации; порядок определения размера вознаграждения брокера и премии за превышение цены продажи акций над начальной ценой и др. При этом в Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 845 указано, что:
— размер выплачиваемого брокеру вознаграждения не может превышать 0, 3 процента начальной цены продажи акций;
— размер премии за превышение цены продажи указанных акций над их начальной ценой не может быть более одного процента разницы между этими ценами.
1.11. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
Продажа имущества посредством публичного предложения осуществляется, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение в этом случае рассматривается в качестве публичной оферты. Порядок продажи имущества данным способом установлен Законом о приватизации, а также Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549. Следует иметь в виду, что это Положение должно применяться при продаже федерального имущества. В отношении же имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности, оно является примерным.
Организацию продажи федерального имущества осуществляют РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные учреждения. Функции продавца определены в Законе о приватизации и Положении. В частности, продавец принимает решение об установлении: начальной цены имущества (цены первоначального предложения, которая не может быть меньше начальной цены аукциона); величины, на которую снижается начальная цена; периода, по истечении которого последовательно снижается цена предложения (не менее трех дней); минимальной цены предложения, по которой может быть продано имущество (цена отсечения). При этом в соответствии с Законом нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.
Претенденты подают продавцу заявку, в которой должна быть указана цена имущества (первоначальная или сформировавшаяся на момент подачи заявки в результате снижения). В заявке также должно содержаться указание на то, что претендент полностью и безоговорочно принимает публичное предложение о продаже имущества, ознакомлен с проектом договора купли- продажи и обязуется заключить договор по цене предложения.
Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение имущества по цене первоначального предложения. При отсутствии в установленный срок заявки на покупку имущества по цене первоначального предложения осуществляется ее последовательное снижение до цены отсечения. Прием заявок прекращается после регистрации первой заявки. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации заявки приведен в Законе о приватизации и Положении.
Зарегистрированная заявка является предложением (акцептом) о заключении договора купли-продажи. Договор заключается в день регистрации заявки. Далее, в течение 10 дней, покупатель должен произвести оплату имущества. Не позднее чем через 30 дней после полной оплаты происходит передача имущества, и оформляются права собственности. При уклонении или отказе покупателя от оплаты с него взыскивается пеня в размере 5 процентов суммы платежа за каждый день просрочки. продолжение
--PAGE_BREAK--