Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ

--PAGE_BREAK--в) ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» – вводит изменения в лицензионное законодательство, устанавливает замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это поможет малому бизнесу: не надо будет приносить большие пачки документов, для того чтобы продлить лицензии.
г) ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
д) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
е) ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности.» — позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления.
Ж) ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» – этот закон направлен на поддержку предприятий малого бизнеса путём создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов
2) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:
а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
3) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
г) ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» — позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.
4) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» и т.д.
III. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами. Видимо законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:
1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);
IV. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. Комментируемый закон четко указывает на необходимость приятия в каждом субъекте РФ не только специального закона, регулирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, но и соответствующей региональной программы.
V. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.
В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации»,[12] принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.[13]
Международные договоры Российской Федерации заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры, от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:
1) Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в1956 году);
2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в1980 году);
3) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
4) Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.
2.2 Изменения в законодательстве
Поправки ФЗ «О регистрации юридических лиц»
Минэкономразвития и минфин согласовали поправки в законодательство, регулирующее регистрацию юридических лиц. Их цель, с одной, стороны, сохранить заявительный, а не разрешительный порядок регистрации, с другой — так изменить эти правила, чтобы их не могли использовать для создания фирм-однодневок, а также в рейдерских атаках. Уже сейчас представители малого бизнеса заявляют, что ужесточение порядка регистрации ударит не только по фирмам-однодневкам и рейдерам. По словам специалистов, это создаст дополнительные хлопоты для добросовестных налогоплательщиков. [14]
Измененная процедура государственной регистрации позволит защитить права третьих лиц при государственной регистрации юридических лиц, считают разработчики закона. Для этого предлагается, во-первых, обязать публиковать сведения об изменении наименования, места нахождения и руководителя юридического лица, а также об уменьшении уставного капитала, о его реорганизации или ликвидации в электронных СМИ.
Предприниматели с сомнением относятся к появлению такой нормы. Так, по мнению экспертов общественной организации ОПОРЫ России, эффективность этой меры как способа противодействия рейдерству незначительна, а издержки — временные и материальные — для основной массы добросовестных участников рынка очевидны. Более того, эта мера может иметь обратный эффект с точки зрения использования рейдерами дополнительной информации о юридическом лице.
Во-вторых, в законе прописана обязанность учредителей получать и представлять в регистрирующий орган письменное подтверждение согласия собственника жилого помещения или лиц, обладающих другим правом на это жилье, содержащее нотариально засвидетельствованную подпись на использование адреса в качестве места нахождения юридического лица. Делается это в целях борьбы с регистрацией фирм-однодневок по так называемым адресам массовой регистрации (это когда в одном месте регистрируется сразу 20-30 фирм, причем гражданин, проживающий по этому адресу, может не знать о том, что его квартира дала «прописку» всем этим компаниям).
В-третьих, устанавливаются дополнительные требования к учредительным документам юридического лица, а именно: подписание каждым из учредителей и нотариальное удостоверение всех учредительных документов. По мнению минэкономразвития, нотариальное удостоверение согласия учредителей как физических, так и юридических лиц необходимо для защиты интересов тех, кто не выражал желания создать юридическое лицо, а также в целях борьбы с мошенничеством. Не секрет, что при регистрации фирм-однодневок зачастую используются поддельные паспорта, владельцы которых не подозревают о том, что стали учредителями. Что касается юридических лиц, то сегодня не представляет никакой сложности подделать любую печать, причем даже эксперты-криминалисты не всегда могут отличить подделку в отличие от выявления подделки печатей и штампов нотариусов.
Расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Так, вводятся дополнительные основания: представление документов, содержащих сведения, противоречащие друг другу или не соответствующие ранее внесенным в государственный реестр сведениям (за исключением случаев, если эти сведения изменяются в соответствии с представленными при государственной регистрации документами). Еще одна причина для отказа в регистрации — установление недействительности или подложности документов, удостоверяющих личность. А также если заявление подписано неуполномоченным лицом. Срок регистрации — пять дней.[15]
Предусмотрена административная и уголовная ответственность для налогоплательщиков-нарушителей. Расширен перечень оснований нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых может устанавливаться повышенный по сравнению с действующей редакцией размер штрафов. Причем в отношении физических лиц максимальный размер устанавливается в размере 100 МРОТ. Также расширен перечень правонарушений, влекущих назначение наказания в виде дисквалификации.
КоАП дополняется несколькими новыми пунктами, такими, как систематическое представление (два и более раза в течение двух лет) в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об учредителях и адресе руководителя юридического лица.
Эксперты ОПОРЫ согласны с ужесточением ответственности в отношении недостоверных сведений об учредителях. Но предлагают исключить из этой статьи «адрес» (местонахождение) юридического лица. Логика разработчиков понятна — борьба с фирмами-однодневками и адресами массовой регистрации. Но за представление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица предпринимателя можно привлечь по части 3 статьи 14.25 кодекса. То есть механизм привлечения к ответственности уже есть. Сейчас налоговый орган может провести проверку на предмет реального нахождения юридического лица по адресу, указанному им в учредительных документах, и привлечь нарушителя к ответственности.
Этот закон направлен на борьбу с рейдерами, а не с малым бизнесом. А эта норма (в части адреса) ударит именно по малому бизнесу, считают эксперты. Ужесточением ответственности проблему не решишь. Проблема несоответствия адресов характерна именно для малого бизнеса. Причины — частая смена адреса (краткосрочные договора), нехватка помещений, налоговые проверки в случае смены адреса и перехода в другую налоговую инспекцию. Рейдеров это не остановит, а для малого бизнеса станет существенным ударом, считают в ОПОРЕ.
Также административную ответственность влечет за собой непредставление, или представление по истечении установленного срока, несвоевременное представление, или представление должностным лицом или гражданами, выступающими учредителями, заведомо недостоверных сведений о месте нахождения (адресе) юридического лица. Ответственность предлагается установить и за неисполнение лицом установленных обязанностей по ликвидации юридического лица.[16]
Одновременно уточняется, что непринятие мер по расторжению договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на управление юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 1000 МРОТ или административное приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток.
Уточнены основания для уголовной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации. Вводится новая редакция статьи 171 УК. Согласно ей систематическое представление (два и более раза в течение двух лет) в регистрирующий орган документов, содержащих грубые искажения сведений об учредителях и адресе руководителя, карается штрафом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или обязательными работами, или арестом. Такое же наказание положено за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или если предпринимательская деятельность ведется с нарушением лицензионных требований и условий, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям либо государству.
Поправки в НК.
В новом, 2009 году налоговое законодательство серьезно изменится. Есть изменения, безусловно, положительные для налогоплательщиков, есть — не очень, есть и не вполне определенные, каковы они, покажет практика их применения. На большинство этих поправок наложил отпечаток тот факт, что принимались они в период кризиса, и, по-видимому, в спешке. Отсюда порой и не самые продуманные решения.
Устранение временного лага.
Для того чтобы налогоплательщики в самое короткое время могли воспользоваться налоговыми послаблениями, ст. 5 НК РФ дополнена положением, устанавливающим, что акты законодательства о налогах и сборах, смягчающие ответственность за налоговые нарушения, отменяющие налоги или сборы и приносящие прочие подобные налоговые льготы, могут вступать в силу прямо со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.[17]
Сам себе корректор.
Статья 54 НК РФ дополнена следующим абзацем: «Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Это выгодное для налогоплательщиков уточнение. Но действовать оно начнет только с 1 января 2010 года. Такое впечатление, что законодатели оставили себе время, чтобы еще передумать.
Камеральная проверка.
В ст. 88 НК РФ внесены два изменения. Одно скорее в пользу налоговых органов, другое — в пользу налогоплательщиков.
Так, теперь трехмесячный срок проведения камеральной проверки будет отсчитываться со дня представления налоговой декларации или расчета. Раньше отсчет начинался со дня представления налоговой декларации (расчета) и документов, которые согласно НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.
В ст. 88 НК РФ появился п. 9.1, где уточняется, что если в указанный выше трехмесячный срок налогоплательщик предъявит уточненную налоговую декларацию, то налоговая инспекция должна прекратить проверку предыдущего документа и начать проверку нового, заново отсчитывая срок проверки. И, конечно же, в новой проверке можно использовать наработки, полученные в ходе проведения ранее полученной налоговой декларации.[18]
Лучше поздно, чем никогда.
В п. 5 ст. 100 НК РФ уточнен срок, в течение которого налогоплательщику должен быть вручен акт налоговой проверки. Это должно быть сделано в течение пяти дней «с даты этого акта».
Такое же уточнение сделано и в отношении решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. Этот документ должен быть передан налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения.
В ст. 101 и 101.4 НК РФ прописано, что при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.
Однако для самих налогоплательщиков сделано послабление. Они все же имеют возможность представить документы (информацию), относящуюся к делу, с нарушением сроков представления, установленных налоговым законодательством. Контролирующие органы обязаны принять такую информацию к рассмотрению и учесть ее при вынесении решения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»,предусматривает поэтапную отмену в России 49 из 124 ныне лицензируемых видов деятельности.
С 1 января 2008 г. прекращается лицензирование оценочной и аудиторской деятельности, а с 1 сентября 2008 г. — туроператорской, турагентской, а также деятельности по проектированию, строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Изменения в законодательстве понадобились главным образом для того, чтобы сократить избыточное вмешательство государства в те сферы бизнеса, где оно было неэффективным., только в Росстрое сегодня выдачей строительных лицензий занимаются около двух тысяч чиновников. Все они с 2008 года были лишены такого " удовольствия".
Все это облегчит денежную нагрузку на бизнес. Сегодня, к примеру, средняя цена лицензии составляет около 1300 рублей, а если к этому добавить деньги, которые предприниматели платят за различные экспертизы, сертификаты, исследовательские работы, то дело доходит порой до 80-100 тысяч рублей. Эти издержки потом закладываются в цену услуг или товаров, а значит, косвенным образом перекладываются на кошельки потребителей. Особенно страдает строительный сектор. Отмена лицензий избавит предпринимателей от необходимости обивать чиновничьи пороги и терять драгоценное время.
Что касается защиты прав потребителей, то до сих пор наличие лицензии этой защиты не гарантировало. Отныне по некоторым видам деятельности, на которые отменены лицензии, граждан будут защищать страховщики. Компании же, которые застраховали свою ответственность перед потребителями, можно будет лицезреть в открытом информационном Реестре. Именно этот Реестр, а не пресловутые лицензии, станет лучшим подтверждением их добросовестности и «чистоты» работы. [19]
Закон предусматривает упрощение процедур получения и переоформления лицензий. Сроки их выдачи сократятся с 60 до 45 дней. А в будущем лицензируемых видов деятельности в России останется совсем мало. Предприниматели будут получать лицензии только на самые опасные виды деятельности, как это и принято во всем мире.
ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля».
По мнению председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова, закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля, имеет революционный характер. Реализация содержащихся в проекте положений позволит на порядок снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий, уверен Федоров. При этом расходы государственных и местных бюджетов на организацию проверок также значительно сократятся, а желающих начать предпринимательскую деятельность граждан станет больше, отметил он.
Сегодня по данным минэкономразвития на федеральном уровне действует около 30 видов государственного контроля плюс 85 контролирующих органов в субъектах РФ. В России проходит более 20 миллионов проверок в год, которые обходятся федеральному бюджету в более чем 162 миллиарда рублей.
К предпринимателям в офис в качестве внеплановой проверки может пожаловать кто угодно: санэпидемстанция, милиционеры, пожарные, представители службы охраны труда, экологи и так далее.
Самое главное, если чиновники его будут исполнять, то малому и среднему бизнесу должно стать как минимум легче. Потому что, например уже с 1 января 2009 года чиновники без особого разрешения не могут приходить на предприятия чаще одного раза в год. Основания для внеплановых проверок будут существенно сокращены. Только информацию о возникновении угрозы жизни и здоровью людей, а также нанесение ущерба окружающей среде или возникновение аварийных ситуаций, можно будет считать основанием для таких проверок.[20]
Что же касается выездных внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса, то они разрешены только с санкции прокурора региона, на территории которого располагается компания. Более того, результаты проверки могут быть признаны недействительными, если она была проведена с нарушениями. Перечень таких нарушений также определяется в законе. В частности, к числу таких нарушений относятся отсутствие основания для проведения проверок, согласование с прокурором субъекта Федерации и уведомления о проверке.
Помимо данных инициатив закон вводит уведомительный порядок. Как считают разработчики закона, введение уведомительного порядка облегчит предпринимателям выход на рынок. Председатель подкомитета по государственному регулированию рынка подакцизных товаров Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский отметил, что устранение избыточных административных барьеров станет существенным стимулом для граждан, желающих начать собственное дело, и поможет решить проблему легализации мелкой предпринимательской деятельности, осуществляемой значительной долей экономически активного населения без должной ее регистрации.
После принятия закона малым предприятиям в сфере общепита, розничной и оптовой торговли, гостиничных и бытовых услуг, пассажирских и грузоперевозок и так далее достаточно будет заполнить и отправить по почте только одно уведомление. Кстати, впоследствии минэкономразвития предлагает с 2010-го или 2011 года ввести практику заполнения уведомительной декларации в электронном виде. Новые уведомления будут открытыми и прозрачными, а учет их будет вести уполномоченный орган.
Вместе с тем, отмечает председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, для интенсификации развития малого и среднего бизнеса принимаемые меры защиты — только половина задачи. Важно сформировать новую архитектуру для масштабного, свободного, инновационного малого и среднего предпринимательства. В первую очередь требуется усилить роль саморегулируемых организаций малого и среднего бизнеса, считает глава комитета.
Сам малый и средний бизнес уже давно ждет таких законодательных инициатив, потому что в цену товара закладываются расходы на взятки проверяющим чиновникам. Но самое главное, как отмечают представители малого бизнеса, важно, чтобы принимаемые федеральные законы исполнялись чиновниками на местах.[21]

Глава 3. Проблемы законодательства и пути их преодоления
3.1 Проблемы в законодательстве
Начальные трудности
Для всех этапов начала предпринимательской деятельности характерна общая черта – значительное количество требуемых государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявок.
При открытии практически любого бизнеса в сфере торговли и бытового обслуживания населения, а равно некрупного производственного предприятия к помещениям предъявляются требования, которые не описываются в законодательных актах, но содержатся во внутриведомственных документах.
Параллельно с техническими нормами к объектам предъявляются многочисленные требования региональных законодательных и нормативных актов, различного рода инструкций органов власти, в том числе муниципального уровня, за несоблюдение которых устанавливается административная ответственность законами субъектов Российской Федерации.[22]
Показательным примером является открытие предприятия общественного питания, для создания которого необходимо в орган исполнительной власти (субъекта РФ или муниципалитета) подать около 20 документов, только один из которых установлен федеральным нормативным правовым актом (заключение госпожнадзора), а остальные установлены на региональном уровне (в том числе, согласование муниципалитетами размещения предприятия питания, справка санэпиднадзора, справка БТИ о состоянии здания, выписка из технического паспорта на здание, разрешение на переустройство помещений и производство связанных с ним ремонтных работ, техническое заключение о состоянии несущих конструкций здания и возможности переустройства помещений под предприятие питания, выполненное уполномоченной лицензированной организацией, акт осмотра каналов естественной вентиляции, выполненного специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида работ, разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации, оформленное в установленном порядке и др.).
Таким образом, для открытия предприятия общественного питания нормативными актами требуется не менее 20 документов (без учета сертификации) с реальным сроком рассмотрения до полугода – года и стоимостью до 20 тыс.руб. за кв.м.
Кроме того, большинство необходимых разрешений дублируют друг друга и имеют ограниченный срок действия. Так, например, при создании малого предприятия, оказывающего типографские услуги, объем документации, подтверждающей выполнение только природоохранных, требований составляет около 40 позиций. При этом получение разрешительных документов по 17 позициям представляет собой дублирование ранее полученных документов.[23]
Зачастую для открытия бизнеса требуется перепланировка, которая может в стоимостном выражении составлять до 7000000 рублей (данные на начало 2007 года) и процесс согласования которой длится более года. Старые СНИПы и САНПины по оборудованию помещения предприятий питания не учитывают новых технологий и нового оборудования, содержат нормы, не влияющие на безопасность жизни и здоровья (основное требование для предприятий питания), но позволяют неограниченно долго предъявлять различные требования, замедляя процесс согласования, фактически ставя предпринимателя перед необходимостью оплаты «дополнительных услуг».
Так, для открытия торгового предприятия (продовольственного магазина) в орган исполнительной власти необходимо подать около 15 документов: (в том числе: заключение госпожнадзора, заключение санэпидемнадзора, получение лицензии на вывоз мусора, подготовка проекта перепланировки помещения, получение разрешения на перепланировку, участие в конкурсе на аренду помещения), из которых самой сложной частью являются документы на перепланировку.[24]
Это значительно повышает срок ожидания всех разрешений от 7 месяцев до полутора лет, увеличивая стоимость проекта с 700 тыс. рублей до 1200 тыс. руб. (без учета аренды).
Для открытия малого производственного бизнеса (без учета проведения строительных работ) необходимо подать не менее 12 документов со сроком ожидания рассмотрения документов от 7 до 11 месяцев (установлено актами), при реалистичном прогнозе до полутора лет и повышая непроизводственные издержки с 1,4 млн.руб. до 6 млн.руб.
В связи с тем, что большинство новых компаний не являются собственниками помещений, они вынуждены быть арендаторами помещений у муниципалитетов и госучреждений. Однако получение прав аренды нежилого помещения в органе исполнительной власти требует ожидания решения до полугода и подачи более 20 документов: (заказ по установленной форме, копии учредительных документов предприятия-заявителя, копия о включении предприятия-заявителя в Реестр субъектов малого предпринимательства, паспорт предприятия, документы о назначении должностных лиц предприятия, личные анкеты руководителей предприятия-заявителя, копия балансов и отчетов о финансовых результатах деятельности предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированный налоговой инспекцией, перечень основного имущества предприятия-заявителя, список кредиторов и должников предприятия с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженности, справка из налоговой инспекции о наличии банковских счетов, банковские справки о состоянии счетов, технико-экономическое обоснование проекта использования помещения, заявление на регистрацию договора аренды, учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации предприятия, свидетельство о постановке на налоговый учет, коды статистики, документы БТИ, поэтажный план, экспликация, выписка из технического паспорта, справка о стоимости помещения, согласованная с санэпидемнадзором, энергетическими и газовыми организациями, госпожнадзором, акт о передаче помещения между предприятием и ДЕЗом, страховое свидетельство, контракт или иной документ, подтверждающий полномочия руководителя предприятия).
Также показательным является процесс подготовки документации к проведению строительных работ. Для этого в орган исполнительной власти необходимо подать около 80 документов, включая: согласование предпроектных проработок, акт разрешительного использования, расчет стартовых условий инвестиционных торгов, разработку регламентного альбома, прохождение регламентной комиссии, разработку отраслевых разделов градостроительного обоснования, получение предварительных ТУ, согласование отраслевых разделов градостроительного обоснования, подготовку и согласование материалов для разработки акта разрешительного использования, проведение инвестиционных торгов, заключение инвестиционного контракта и ожидать принятия решения до года с затратами до 6 млн.руб.[25]
Осложняют ситуацию различные ГУПы, МУПы и ГУЧи, которые занимаются рассмотрением соответствующих заявок, и работу которых предприниматель оплачивает дополнительно, в том числе на сертификацию и лицензирование.
Многие нормы о предварительных заключениях как федеральных, так и региональных инстанций должны заменяться уведомительными. Подобные положения предусмотрены законе «Технический регламент «О пожарной безопасности», принятом Государственной Думой в первом чтении, которым вводится декларация соответствия пожарной безопасности вместо заключения пожнадзора, подаваемая предпринимателем в уведомительном порядке. Аналогичные положения необходимо вводить для других видов контроля.
Помимо указанных затрат на начальном этапе, можно выделить издержки предпринимателей, связанные с обязанностью плательщиков единого налога на вмененный доход применять (и, соответственно, приобретать) контрольно-кассовую технику. За время, в течение которого решается вопрос об освобождения большого числа предпринимателей от контрольно-кассовой техники (ККТ), стоимость контрольно-кассовой машины достигла 25000 рублей, приобретение электронной ленты криптозащиты – 7 500 рублей, ежегодное обслуживание – 3000 рублей. Совокупные ежегодные затраты малых предпринимателей на приобретение и обслуживание ККТ оцениваются в 30,5 млрд. рублей и составляет более 50% суммы собираемого ЕНВД (данные за 2007 год).
18 октября 2008 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт», который был поддержан Комиссией по законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.[26]
Указанный проект федерального закона предусматривает предоставление права организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками единого налога на вмененный доход, применять контрольно-кассовую технику, не оснащенную фискальной памятью, а в случае продажи товара также право не применять контрольно-кассовую технику при условии предоставления по требованию покупателя товарных чеков.
Проблемы при регистрация малых предприятий
Порядок государственной регистрации юридических лиц определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), который ввел заявительную систему создания юридических лиц, что в целом соответствует общемировой тенденции.
Вместе с тем, идея «устранения административных барьеров» оказалась не в полной мере реализованной. Значительное сокращение контрольно-надзорных функций государственных органов привело к тому, что потребность в государственном регулировании оказалась неудовлетворенной, а также существенно ухудшилось правовое положение кредиторов, поскольку недобросовестные предприниматели зачастую учреждают юридические лица в целях уклонения от исполнения обязательств, в том числе налоговых. Учитывая то, что существующие механизмы привлечения указанных лиц к ответственности неэффективны, экономическому обороту наносится серьезный ущерб.[27]
Реакцией на подобные злоупотребления стал фактический возврат к разрешительной системе государственной регистрации, когда регистрирующий орган при наличии определенных субъективных оснований («адрес массовой регистрации», учреждение одними и теми же лицами нескольких организаций, назначение одного и того же лица генеральным директором в нескольких организациях и т.п.) может затянуть сроки государственной регистрации, вынести решение об отказе по формальным основаниям, либо потребовать личного присутствия учредителей или генерального директора при представлении документов. Кроме того, в настоящее время регистрирующий орган фактически проводит юридическую экспертизу документов, представляемых заявителем при государственной регистрации юридических лиц, и, в случае несоответствия предоставляемых документов законодательству Российской Федерации, отказывает на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В целях повышения эффективности контроля за достоверностью фактических сведений, предоставляемых заявителями, предполагается установить дополнительные основания для отказа в государственной регистрации: отсутствие информации в ЕГРЮЛ об учредителе – российском юридическом лице либо установление недействительности документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося учредителем и руководителем юридического лица, а также признание таких лиц недееспособными или дисквалифицированными на основании судебного решения. Для получения своевременной и достоверной информации, необходимой для вышеуказанной проверки, предлагается разработать порядок электронного взаимодействия между государственными органами. Такое электронное взаимодействие необходимо также для упрощения процедуры государственной регистрации и реализации принципа «одного окна» (получение документов пенсионного фонда, органов статистики, социального страхования, медицинского страхования в регистрирующем органе).
В целях защиты прав и интересов третьих лиц предлагается установить обязательность нотариального свидетельствования подписей всех учредителей на учредительных документах, одновременно установив повышенную ответственность нотариусов.[28]
Для повышения публичности процедуры государственной регистрации предполагается введение механизма размещения в электронном средстве массовой информации сведений об изменении наименования, места нахождения юридического лица и управляющей компании юридического лица, а также предварительное размещение сведений об уменьшении уставного капитала, о реорганизации и о ликвидации юридического лица. Кроме того, предлагается повысить доступность информации, содержащейся в реестре дисквалифицированных лиц, путем размещения ее в сети «Интернет» и предоставления бесплатного к ней доступа, одновременно установив повышенную ответственность за заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом, либо непринятие мер по расторжению такого договора.
Также в целях создания комфортных условий для предпринимателей вводится единый федеральный регистрационный номер юридического лица, в будущем предполагается возможность государственной регистрации организаций с помощью сети «Интернет» при условии использования электронной цифровой подписи и типовых документов, а также возможности электронной обработки документов в регистрирующем органе.
3.2 Основные направления по совершенствованию законодательства
На основании имеющихся данных можно выделить несколько основных проблем, мешающих развитию малого бизнеса. В первую очередь это несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого бизнеса. Колоссальные бюрократические препоны и, как следствие, коррупция; огульное налогообложение, единое как для начинающего предприятия, где работает два-три человека практически с нулевым оборотом, так и для коммерческих предприятий, численностью 40-50 человек с ежемесячным оборотом по миллиону долларов; отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущих предприятий в сфере производства; неразвитая, если не сказать больше, система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.[29]
Чтобы определить приоритетный механизм преодоления перечисленных проблем нужно в первую очередь определиться с основополагающими целями развития малого бизнеса: что здесь первично — экономическая или социальная составляющая?
После долгих размышлений можно прийти к единому выводу, что, не принижая значимости экономической составляющей в сфере малого предпринимательства, главным приоритетом государственной политики следует признать социальную миссию развития малого бизнеса. С этим выводом, кстати, согласны и Министерство финансов, и Министерство по налогам и сборам, и Министерство экономического развития.[30]
Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решение неотложных задач:
— создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого бизнеса, обеспечивающих повышение социальной направленности деятельности малых предприятий;
— упрощение административных процедур и снижение связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;
— устранение неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
— значительное сокращение количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотр технических норм и правил;
— совершенствование налогообложения малых предприятий;
— расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
— обеспечение доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности;
— поддержка программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей;
— расширение государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
— Проведение на всех уровнях активной оптимальной политики и защиты малых предприятий от недобросовестной конкуренции;
Существует необходимость внесения конкретных изменений в конкретные федеральные законы, что позволит сформировать систему государственной поддержки предпринимательства, обеспечит создание завершенной нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства, повысит защищенность российских предпринимателей.
Следует отметить необходимость особого внимания к уровню социальной защищенности тех, кто сегодня работает в этом секторе. Всем известно, что сегодня значительная часть заработка выплачивается в конвертах с целью уклонения от уплаты подоходного налога и единого социального налога. Даже снижение ставки подоходного налога до 13 процентов не решило всех этих проблем. Но ведь невысокие выплаты за каждого работника в социальные фонды — это не только слабая наполняемость этих фондов сегодня, это и низкие пенсии, и социальные выплаты завтра уже самим этим работникам, в отношении которых хитрят руководители этих предприятий.
Для решения данной задачи разумно было бы ввести специальные налоговые льготы для тех частных предприятий, средняя заработная плата на которых выше прожиточного минимума в конкретном субъекте Федерации.[31]
Особый разговор о людях, работающих по найму у предпринимателей без образования юридического лица. Такие предприниматели по закону не обязаны уплачивать единый социальный налог за наемных работников. В результате наемные работники вообще не могут рассчитывать на оплату больничных, отпусков, в том числе по беременности и уходу за ребенком. Более того, период работы на предприятии без образования юридического лица не засчитывается в трудовой стаж для начисления пенсии в отличие от самих предпринимателей. Будет справедливо, если ограничить возможности использования наемного труда предпринимателями без образования юридического лица. Либо ты — индивидуальный предприниматель, своим личным трудом зарабатывающий деньги, либо, если ты хочешь привлекать дополнительную рабочую силу, регистрируй малое предприятие и работай, не нанося ущерба социальной защищенности своих работников.
Важно обратить внимание на позицию и принципы подхода к налогообложению малого бизнеса, из которых выделяются два направления.
Первое — применять по отношению к малым предприятиям только экономически обоснованные и более низкие по сравнению с действующими сегодня налоги, исчисление которых не требует ведения полномасштабного бухгалтерского учета и отчетности — это единый налог на вмененный доход и налог, уплачиваемый по упрощенной системе.
Второе — предприниматель должен иметь возможность выбора между системами налогообложения, а также выбор налогооблагаемой базы, естественно, в рамках Налогового кодекса.[32]
Следует признать, что вряд ли удастся решить проблему малого бизнеса без облегчения его доступа к финансовым ресурсам. Жизненно важно разработать пути создания финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса, из которых выделяются: государственная помощь в организации ориентированных на малый бизнес обществ взаимного кредитования и других небанковских кредитных институтов; второе — формирование системы распределения кредитных рисков в сфере малого предпринимательства с участием государственных федеральных и региональных гарантийных фондов и кредитных бюро; третье — распространение льгот на малый бизнес аналогично тем, которые применяются сегодня при кредитовании предприятий сельского хозяйства, когда ими оплачивается только одна треть процентной ставки Центрального банка.
Кроме того, обоснованы своей значимостью основные концептуальные направления реализации имущественной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства, в том числе, что особенно важно, направления по созданию и развитию кадрового потенциала для сферы предпринимательства.
Есть хорошая народная мудрость: «Выход из нищеты начинается в голове». В этой связи полезно будет привести некоторые статистические данные, которые достаточно показательны. Только 4 процента работников малых предприятий имеют высшее образование, что существенно меньше, чем в целом по российской экономике. Тот же вывод можно сделать и в отношении работников со средним специальным образованием, доля которых едва превышает 30 процентов. Необходимо готовить сегодня не только кадры для малого предпринимательства, но готовить и преподавателей, способных осуществлять такую подготовку.
Многочисленные обследования показали, что только 7 процентов предпринимателей не испытывает проблем с информационным обеспечением, хотя существуют государственные информационные ресурсы — как официальная статистика, так и ведомственная. Необходимо обеспечить расширение доступа к ним малых предприятий.[33]
Интересны результаты еще одного опроса. Только для половины субъектов малого предпринимательства доступны услуги, оказываемые инфраструктурой поддержки малого бизнеса — это фонды, агентства, бизнесцентры, бизнес-инкубаторы. Для остальных это большая проблема. Либо такие инфраструктуры в субъектах Федерации не работают или их нет вообще.
И еще одна вступления в ВТО, и надо предусмотреть меры для защиты малого бизнес оат возможных негативных последствий. Не лишним будет разобраться и с последствиями, которые могут быть порождены для малого бизнеса грядущим повышением тарифов на 38 процентов на электроэнергию, на 20 процентов на газ.
Мероприятия Минэкономразвития по поддержке малого бизнеса.
Минэкономразвития разработало и активно осуществляет меры по антикризисной поддержке малого бизнеса. МЭР является «головным исполнителем» по данному направлению антикризисного плана правительства.
В частности, введено обязательное проведение всеми государственными и муниципальными заказчиками специальных торгов с участием исключительно субъектов малого предпринимательства, существенно расширена номенклатура продукции, закупаемой у малого бизнеса путем проведения специальных торгов, установлен приоритет закупок отечественных товаров.
Важной антикризисной мерой станет пакет принятых законов о проверках. С 1 июля 2009 года в 13 самых массовых видах деятельности от услуг общественного питания до производства обуви новое дело можно будет начать, отправив уведомление, а внеплановые проверки малого бизнеса станут возможными только с согласия прокурора.
Уже вступил в силу закон, предусматривающий сокращение полномочий милиции при проведении проверок и исключающий возможность осуществления органами внутренних дел полномочий по проверке предпринимателей вне рамок административного и уголовного процессов. [34]
«Удалось совместно с общественной организацией ОПОРой, депутатами провести долгожданный закон, позволяющий предпринимателю выкупить занимаемое помещение вне конкурса. Первые сто сделок уже совершены», — Э.Набиуллина.
Кроме того, МЭР разработало пакет документов, упрощающих и удешевляющих процедуру технологического присоединения к сетям для населения и малого бизнеса.
В этом году МЭРу предстоит реализовать принятые решения по сокращению административных барьеров, наладить мониторинг эффективности принятого закона о проверках. Также должны внесены поправки в КоАП в части сокращения полномочий милиции по составлению протоколов по 32 составам административных правонарушений, поработать над выявлением отраслевых административных барьеров.
Кроме того, Минэкономразвития предстоит вместе с регионами реализовать модернизированную программу поддержки малого бизнеса, увеличенную до 10,5 млрд. рублей.
При активном участии Минэкономразвития разработаны новые правила предоставления кредитов малому бизнесу через Банк развития, причем объем выделяемых средств увеличен до 30 млрд. рублей. При этом кардинально изменена схема финансирования — от двухуровневой системы кредитования перейдем к рефинансированию портфелей кредитов субъектов малого и среднего предпринимательства на основе стандартизации кредитов. Это в будущем позволит создать условия для рефинансирования этих кредитов Центральным Банком.
Важным решением стало одобрение Программы развития конкуренции, которая кроме общесистемных мер включает конкретные действия на конкретных рынках. [35]
Антирейдерские мероприятия. Когда идет речь о собственности малого бизнеса, здесь как раз возникает риск рейдерских захватов. То есть малый бизнес становится очень привлекательным для рейдеров, потому что у них появляется собственность, недвижимость. Здесь необходимо защитить малый бизнес, потому что он, очевидно, может столкнуться с таким риском.
Поэтому хотелось бы об этом специально сказать несколько слов, с чем это может быть связано. Часто рейдеры пользуются и тем, что малый бизнес не защищён юридически. Когда он создаётся, у малого бизнеса не всегда есть возможности при подготовке своих документов привлекать квалифицированных юристов, этим часто пользуются. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы у малого бизнеса были возможности (необременительные для него) иметь профессиональных советников, специалистов в области юриспруденции.
В регионах уже стали создаваться такие центры правовой защиты, правовой информации, правового консультирования – они показывают свою эффективность. Такие центры правовой защиты должны создаваться во многих субъектах Федерации. При этом инициаторами могли бы выступать как органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, так и некоммерческие объединения малого и среднего предпринимательства.
К основным направлениям работы таких центров могло бы относиться и правовое консультирование, консультирование при подготовке юридических документов, представительство интересов малого бизнеса при проведении контроля и надзора, чтобы не нарушались права малого бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях, представительство в суде при рассмотрении спора с участием предпринимателей, представительство предпринимателей в рассмотрении споров в досудебном порядке (например, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба) и также реагирование на случаи возможной попытки рейдерских захватов.[36]
Второй вопрос, который также важен, – это вопрос представительства интересов малых бизнесменов, малых предпринимателей в судах. Сейчас в экономических спорах в арбитражном процессе общественные организации не могут представлять интересы предпринимателей, выступая от своего лица. Поэтому предлагается внести изменения в законодательство, которое позволило бы общественным объединениям предпринимателей от своего имени обращаться в суд за защитой прав и законных интересов предпринимателей. Такие же права должны быть даны и саморегулируемым организациям.
Третий вопрос, который очень важен, – это формирование механизма оперативного реагирования на случаи, связанные с угрозой захвата акций, долей предприятий, отъёма собственности у предпринимателей, то есть, собственно, антирейдерская защита. Есть опыт защиты бизнеса от рейдерских захватов в ряде регионов, прежде всего в крупных городах, потому что там начались прежде всего эти случаи, и в крупных городах это приобрело особый размах. Для противодействию этой проблеме во многих городах существуют антирейдерские комиссии. В основном эти комиссии работают по случаям, связанным с крупным бизнесом, но механизм отработан, и можно этот опыт полезно было учесть для того, чтобы использовать его для защиты предприятий малого и среднего бизнеса. И чтобы такие штабы или комиссии по оперативному реагированию не были декоративными и декларативными, нужно, конечно, активное взаимодействие и региональных, и федеральных органов власти, и взаимодействие в первую очередь с правоохранительными органами. Такие комиссии было бы необходимо специализировать на малом и среднем бизнесе.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Четвёртое, может быть, самое главное – это развитие всех институтов защиты прав собственности. Здесь важно развитие всей системы правоприменения по спорам с участием предпринимателей, защита прав предпринимателей, ведущих бизнес в форме обществ с ограниченной ответственностью – потому что это та форма, в которой прежде всего создаются предприятия малого бизнеса, – и совершенствование системы госрегистрации юридических лиц. [37]
Сегодня рейдеры активно используют нечёткость процессуальных норм, подведомственности и подсудности дел и путём подачи множества однородных исков в различных судах, по сути, изматывают компании, добиваясь вынесения нужных им решений. На наш взгляд, необходимо закрепить принцип локализации корпоративных споров в одном суде, в одном деле, желательно по месту регистрации компании, для того чтобы здесь не было возможности использовать такую нечёткость процессуальных норм, а также исключать выявленные судебной практикой нормы корпоративных законов, которые провоцируют конфликты.
В последнее время рейдеры переключились на небольшие компании, которые работают в форме обществ с ограниченной ответственностью, и понятно, что здесь нужно меньше издержек, для того чтобы захватить такую компанию, чем крупную компанию. И возбуждаются дела.
Необходимо, на наш взгляд, внести изменения в законодательство, которые бы ужесточили и сделали прозрачнее всю процедуру внесения изменений в документы, которые связаны со сделками, с паями и с долями, то есть с переходом прав. Ввести нотариальное удостоверение соответствующего договора-соглашения о переходе доли, потому что достаточно часто просто в регистрирующий орган приносится договор купли-продажи долей, подписанный неизвестно кем, ничего не проверяется, и переводится доля на подконтрольное юридическое лицо. То есть это самый распространённый способ осуществления вот этого рейдерского захвата. И дать регистрирующему органу в случае перехода долей полномочия по проверке достоверности фактов о лице, которое отчуждает или приобретает долю, о нотариусе, который удостоверяет сделку, а также полномочия по отказу во внесении изменений в Единый реестр юридических лиц в случае недостоверности указанных фактических сведений.[38]
Полезно будет ужесточать нормы, которые связаны с первичной регистрацией юр. лица. То есть вход на рынок, создание новых юридических лиц оставить достаточно либеральным, это то преимущество, которое было создано в последние годы, и здесь не нужно никаких особых ужесточений, но всё-таки сделать процедуры изменения, которые связаны с переходом долей, то есть собственности, достаточно контролируемыми. Потому что иначе не получится защитить малый бизнес, и не только малый бизнес, от рейдерских захватов.
Вот это основные изменения, которые предлагаются, то есть развивать центры правовой защиты, создавать штабы оперативного реагирования, ускорить принятие антирейдерского пакета и внести изменения в систему регистрации долей.

Заключение
В ходе работы удалось решить поставленные изначально задачи. Проведен анализ правовой базы регулирующий малый бизнес, изучены основные проблемы связанные с несовершенным законодательством, дано нормативное определение субъекта малого бизнеса, выявлены недостатки нормативной базы и определены методы решения этих трудностей.
Итак необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Очевидно, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: пока еще несовершенное законодательство бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие — очень высокая криминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь до сих пор происходит монолог со стороны государства (несмотря на тенденцию по либерализации малого бизнеса), которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Малый бизнес замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Как было сказано Президентом, — «Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.
С другой стороны, и бизнесу нужно вести себя ответственно: и налоги платить, и действовать в законодательном поле, в нормальном законодательном поле, не используя чудовищных нецивилизованных схем оптимизации. Потому что, понятно, налоги никто платить не любит, и все пытаются найти способ оптимизировать их, но то, как у нас это делается, когда оптимизацией достигается четырёх-, пятикратное сокращение налоговой обязанности, это тоже неприемлемо.
В результате можно сказать, что существует порочный круг: с одной стороны, из бизнеса тянут деньги всякими незаконными способами, а сам бизнес коррумпирует правоохранительные органы.
И если этот порочный круг не будет разорван, то у нас так и будет всё в зачаточном состоянии. Несмотря на существующие проблемы, нельзя сказать, что государство ничего не делает. За последнее время принято множество законов, не меньше внесено поправок. Стоит только упомянуть быль приняты такие законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля», «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", так же были внесены изменения в следующие законодательства «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц», НК.
Но всех этих законов и поправок будет абсолютно недостаточно, они просто дадут нулевой эффект, если не будет создан полноценный благоприятный деловой климат. И эту задачу в первую очередь должно решать государство. Для этого необходимы системные реформы, которые помогут установить понятные и обязательные для всех правила ведения бизнесом, реформы позволяющие гарантировать неприкосновенность частной собственности, противодействовать рейдерским захватам, снизить коррумпированность власти, и наконец, необходимо реформирование судебной системы, которая должна быть независимой.
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России — уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Библиографический список
1.     ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». № 164, от 01.02.08.
2.     ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора) ». № 342 от 15.04.08.
3.     ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». № 521 от 09.11.08.
4.     ФЗ «О защите прав юридических лиц при проведении госконтроля». № 403 от 03.07.08.
5.     ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». № 301 от 06.04.06.
6.     ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». № 298 от 04.03.01.
7.     ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». № 602 от 05.06.08.
8.     ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». № 405 от 04.04.07.
9.     ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности». № 604 от 01.07.08.
10.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            ФЗ «Об изменениях в отдельные акты в связи с возможностью замены обязательной сертификации декларированием соответствия.» № 631 от 01.09.08.
11.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ».
12.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Гражданский кодекс.
13.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Налоговый кодекс.
14.             Баженов Ю.К. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.,2008. – 104 с.
15.             Басовский Л.Е. Экономический анализ. – М., 2007. – 222 с.
16.             Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. –М., 2008. – 497 с.
    продолжение
--PAGE_BREAK--17.             Грибов В.Д. Правовые основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: 2008. – 160 с.
18.             Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / М.А. Маренный. – М., 2008. – 199 с.
19.             Лапуста М.Г. Малое предпринимательство.– М., 2007. – 453 с.
20.             Полонский Ю.Д. Предприниматель без образования юридического лица. – М., 2008. – 164 с.
21.             Н.В. Колчиной, Г.Б. Поляк. Финансы предприятия. – М., 2006. – 447 с.
22.                                                                                                                                                                                                                                                                                                Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием.- М.,2009.- 290 с.
23.                                                                                                                                                                                                                                                                                                Дедул.В.А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы. — М., 2008. — 200с
24.                                                                                                                                                                                                                                                                                                Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России. – М., 2008. – 400с
25.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Карпов ВВ., Лукина Я.В. Малые предприятия. — М.,2008. — 200 с.
26.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Сомова.А.Г. Юрист компании. – М.,2007.-98 с
27.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Гаврелюк.И.С. Проблемы малого предприятия. — М.,2007. – 11 с
28.                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Токарев.П.П., Семенов.Е.Д. Перспективы развития малого бизнеса в России. – М., 2008. – 48 с
29.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Дубинин.Е.А. О малом предприятии. – М.,2007. — 112 с
30.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Семшов.У.Э. Предприниматель. – М.,2008. — 115с
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соционический подход к изучению наций english
Реферат Использование ЭВМ в процессе обработки кадровой информации
Реферат Изучение системы команд микропроцессора Intel 8086 и аппаратных особенностей ПЭВМ IBM PC
Реферат Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита (на примере анализа понятия пустоты)
Реферат Предметы ведения субъекта Федерации и их реализация в государственном управлении (на примере Пензенской области)
Реферат Философия истории Арнольда Дж.Тойнби
Реферат Функции ДНК и ее биологическая роль
Реферат «Обзор методов получения пленок и их свойств»
Реферат Наследование по римскому праву
Реферат «Ресурсозберігаючі технології отримання конверторної сталі та утилізації відходів металургійного виробництва»
Реферат Создание эффективных правовых инструментов надлежащей охраны фонограмм и музыкальных произведений
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Биофизика» По направлению подготовки 020300 Химия, физика и механика материалов
Реферат Title: Хроника воздушной войны: Стратегия и тактика
Реферат Рейдерство в России и борьба с ним
Реферат Синтетический и аналитический учет основных средств 2