Понятие и признаки государства
В современной учебной и научной литературе, посвященной вопросам теории государства и права, содержатся различные определения понятия государства [54; 106; 107]. На наш взгляд, наиболее точным является следующее определение: государство — это исторически сложившаяся особая политическая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и принуждения и придающая своим велениям обязательную для населения всей страны силу. В правоведении выделяют четыре основных признака государства, принципиально отличающих его от органов управления догосударственных форм общества [38, с. 6-8]:
наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы и правоохранительные органы страны), а также управления. К последним относятся органы законодательной и исполнительной власти, выступающие носителями государственного суверенитета;
административно-территориальная организация населения и аппарата власти страны. Распространение государственной власти только на население, проживающее на территории определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (штаты, кантоны, губернии, края, области и т. д.). Необходимость такого деления связана с поиском способов наилучшей организации государственной власти и управления на занимаемой территории. В отличие от государственных форм, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от кровнородственных связей и принадлежности их к тому или иному роду, племени, семье;
государственный суверенитет как независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в исключительном праве самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики. Следовательно, государственный суверенитет проявляется внутренне как исключительное право на законодательство и управление внутри страны в пределах всей государственной территории и внешне — как самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме немногочисленных случаев, предусмотренных международным правом. Например, по решению международного юрисдикционного органа по защите прав человека возможно введение миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствии с ее Уставом [3, с. 30–31];
сбор налогов с населения [38; 58]. Доходы, получаемые государством в виде налогов, идут на содержание органов государственного управления, развитие экономики страны и регионов, а также на поддержку социальной сферы (образование, медицина и т. д.). Сбор налогов осуществляют специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых основана на налоговом законодательстве, определяющем виды, размер и порядок налогообложения.
Функции государства и формы их осуществления
Функции государства — это основные направления его деятельности. Сущностью государства является упорядочение общественных отношений при помощи присущих публичной власти специфических форм и методов. Публичное упорядочение общественных отношений имеет два ключевых аспекта:
установление определенных правил, имеющих общий характер;
охрана этих правил от нарушения их кем бы то ни было.
Поэтому функции государства (рис. 1.1) можно разделить на регулятивные и охранительные. В зависимости от сферы применения выделяют внутренние и внешние функции. Внутренние функци. определяют внутреннее развитие общества, а внешние функции — направления деятельности в отношениях с другими государствами. Конкретное содержание функций государства определяется его формой и политическим режимом. Наибольшее значение функции государства имеют в политической, экономической и социальной сферах жизни общества. Соответственно выделяют политическую, экономическую и социальную функции государства.
Политическая функция заключается в обеспечении государственной и общественной
безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержке социального согласия, разрешении социальных конфликтов и т. д.
Экономическая функция призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, установления нормативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.
Социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по не зависящим от них причинам не могут самостоятельно обеспечить себе средства для достойного существования и т. д. Формы, в которых осуществляются функции государства, могут быть правовыми и неправовыми (организационными).
К числу правовых форм относятся: правотворчество — разработка и принятие законов и иных нормативных актов; правоприменение — государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права; правоохрана — деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.
К числу неправовых форм относятся: экономические — дотации, кредитование, субсидии и т. д.; политические — согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и пр.; идеологические — призывы к населению, агитация через средства массовой информации и т. п.; организационные мероприятия — планирование, социальное программирование, контроль и т. д.
Теории происхождения государства
Современная научная теория происхождения государства (ее иногда называют историко-материалистической) исходит из того, что государство возникло как результат разрастающегося в первобытном обществе конфликта интересов, как механизм поддержания порядка.
Однако не все и не всегда так понимали и понимают процесс происхождения государства. Существуют и другие взгляды на возникновение государства.
К наиболее известным теориям происхождения государства относятся:
теологическая теория;
патриархальная теория;
патримониальная теория;
органическая теория;
теория насилия;
психологическая теория;
теория Гегеля;
договорная теория;
марксистская теория, — и другие. Рассмотрим эти теории поподробнее.
Теологическая. Согласно этой теории, государство есть результат проявления божественной воли, практическое воплощение власти бога на земле. Подчинение человека государственной воле угодно Богу.
Народ должен повиноваться государственной воле как воле божественной. Постичь природу и сущность государства, проникнув в тайну божественного замысла, невозможно. "… Человек создан по образу Божию", — говорится в Библии («Бытие», гл. 9); «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены» («Послание к римлянам Святого Апостола Павла», гл. 13).
Большую роль в обосновании теологических воззрений на государство сыграл ученый монах-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
По его мнению, процедура учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сначала появляется материальный мир, а уже затем устанавливаются определенные соотношения между различными вещами этого материального мира (вещам придаются функции) — тем самым в мир привносятся стройность, организованность, порядок.
Точно также и в общественный мир вносится организационное начало — отношения господства и подчинения, а затем на его базе появляется государство. В этих отношениях человеку отведена функция — подчиняться государству.
Сущность власти — это порядок отношений господства и подчинения. Данный порядок заведен богом, поэтому власть всегда — нечто благое.
В настоящее время эта теологическая доктрина является официальной доктриной Ватикана. Многие другие теории происхождения государства выходят на теологические идеи или пересекаются с ними.
Очевидно, что, с материалистических позиций, эта доктрина не оставляет места активной созидательной роли человека, тогда как в реальной жизни человек не просто подчиняется действительности, а и сам творит ее.
Патриархальная. Эта концепция была распространена в Древней Греции и Древнем Риме, в Средние века. У истоков ее стоял Аристотель. Он считал, что государственная власть, власть монарха есть продолжение и развитие отцовской власти (власти патриарха) в семье, роде.
Как существа общественные люди стремятся к объединению, образуют патриархальные семьи и селения. Увеличение числа семей, селений естественным образом приводит к образованию государства, а глава семьи становится монархом.
Представителем этой теории является также Роберт Фильмер (ХVII в.), написавший труд «Патриархия, или Естественная власть короля».
По Фильмеру, власть короля — от власти прародителя Адама. «Государь, — писал он, — не назначается, не выбирается и не смещается подданными, ибо все они — его дети».
В России патриархальная теория поддерживалась и проводилась социологом и публицистом Н.К. Михайловским (1842-1904), историком М.Н. Покровским (1868-1932).
Влиянием патриархальной теории можно объяснить существовавшие в России вековые традиции веры в хорошего царя, «отца народа». По сути, такая позиция ведет к культу личности, пассивному ожиданию решений свыше, снижает социальную активность народа, способствует концентрации власти в одних руках и произволу.
Патримониальная. Патримониальная теория получила свое название от слова «патримониум», что означает право собственности на землю. Наиболее видным представителем этой теории считается немецкий политолог Людвиг фон Галлер (1768-1854).
В центре теории находится идея, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на этой земле, по такой, примерно, логике: власть ограничена территорией; кто находится на этой территории, должен подчиняться власти; кто владеет территорией, тот осуществляет власть.
Очевидно, что идеологическая задача этой теории — обосновать феодальный сюзеренитет (т.е. систему «сюзерен, сеньор — вассалы»), закрепить феодальную систему, в которой верховным сюзереном был король.
В раннефеодальной Германии, например, существовали два основных сословия — привилегированное и податное. Король стоял на вершине иерархической системы привилегированного сословия, состоящей из князей, графов, свободных господ, рыцарей.
Органическая. Еще Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивал государство с организмом.
Согласно представлениям Платона, человеческая душа — независима от тела и бессмертна. Чем больше она пребывает в царстве идей, тем больше знает данный человек.
Душа состоит из 3 частей: разумной (создается богом, демиургом), аффективной (движимой страстями) и вожделеющей (движимой желаниями).
Победа разумной части над другими возможна лишь при правильном воспитании человека. Для
этого-то и необходимо государство и законы.
При этом разумной части души соответствуют правители-философы, аффективной — силовые органы (армия, воины), вожделеющей — массы, народ (ремесленники и т.п.).
С появлением дарвинизма (ХIХ в.) биологические закономерности (эволюция, естественный отбор, межвидовая и внутривидовая борьба) попытались перенести на социальные процессы.
Получалось, что человечество — это результат эволюции животного мира. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм — государство. Правительство в государстве выполняет функции мозга, который через право передает обществу управленческие импульсы.
Представителем этой теории был, в частности, английский философ Г. Спенсер (1820-1903). Развитие общества Спенсер представил как процесс объединения мелких общественных групп в более крупные и сложные — племена, союзы племен, города-государства, империи.
Внутри сложного общественного организма по мере его роста складываются отношения господства и подчинения — между мужчинами и женщинами, между рабами и рабовладельцами и т.д. В результате эволюции выкристаллизовывается правящий слой — государство.
Впоследствии, в ХХ веке, многие идеи Спенсера были заимствованы и развиты при построении разного рода социальных концепций на Западе.
Некорректность органической теории заключается в том, что она пытается вмонтировать закономерности одной системы (биологической) в другую систему (социальную).
Ее смысл — оправдать, закрепить существующее в обществе неравенство.
Теория насилия. Представителями этих взглядов на государство были Людвиг Гумплович (1838-1909), Евгений Дюринг (1833-1921), Карл Каутский (1854-1938) и другие. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
Согласно этой доктрине, государство возникло как результат войны, завоевания слабых племен более сильными и организованными.
В ходе борьбы и взаимопоглощения племен появляются управляющие и управляемые, классы и сословия. Государство призвано защищать завоевания.
На следующих этапах, при дальнейшем развитии общества, государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и сильных, и слабых.
Согласно Л. Гумпловичу, борьба за существование — это закон истории. Побеждают сильнейшие; сильные объединяются, чтобы победить третьего сильного.
Войны, завоевания — спутник человечества, стимулятор развития. Расовые различия и стремление к удовлетворению материальных потребностей — вот причины войн и завоеваний. Внутри государства расовая борьба трансформируется в борьбу классов и групп.
Данная теория игнорирует социально-экономические факторы: если нет условий для содержания государственного аппарата, производства оружия, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.
Вместе с тем, насилие, действительно, служило катализатором этого процесса.
Психологическая. Возникновение государства объясняется в данной теории свойствами человеческой психики: потребностью человека жить в коллективе, повелевать и подчиняться, искать авторитеты, справедливые варианты действий, отношений, решений и т.п. Эти поиски и потребности ведут к появлению государства, монархий, религий, партий и т.п.
Некорректность теории состоит в том, что причины общественных явлений подменяются их следствиями.
Действительно, человеческое сознание зависит от авторитета вождей, монархов, политических деятелей, религий, а социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, его психику. Но при этом не психика формирует социально-экономические условия, а, наоборот, внешние условия оказывают определяющие влияние на психику.
Следовательно, именно социально-экономические условия и нужно учитывать в первую очередь.
Представителем психологической теории является Л.И. Петражицкий (1867-1931), профессор Петербургского, а после 1918 года — Варшавского университетов.
Теория Гегеля. Крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель (1770-1831), профессор Прусского королевского университета, создал своеобразную теорию происхождения государства.
Согласно этой теории, в основе государства, как и всех прочих явлений, лежит абсолютное духовное и разумное начало («абсолютная идея», «мировой разум», «мировой дух»). Воля государства, по Гегелю, — это не обобщенная воля общества или отдельных личностей, а нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое от воли отдельных лиц.
Государство, считал Гегель, не может быть творением лиц, служить для охраны личности и собственности, т.е. чьим-либо интересам. Оно не служит, а господствует. Оно является не средством, а целью, высшей из всех, — абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее право в отношении личности, а личность должна быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
Фактически теория Гегеля создает культ государства, подчиняет ему человека полностью, разрывает экономическую, человеческую связь между государством и человеком, в утонченной форме возрождает теологические воззрения на государство.
Формула Гегеля «все действительное разумно» (в том смысле, что все в мире и сам мир есть порождение разумной воли") была призвана оправдывать феодально-абсолютистский строй.
В целом теория противостояла демократическим идеям естественных и неотчуждаемых прав человека, договорной теории происхождения государства.
Договорная. Еще древне-греческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.) указывал, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.
В создание и развитие договорной теории внесли вклад Г. Гроций (1583-1645), Б. Спиноза (1632-1677), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), А.Н. Радищев (1749-1802) и другие.
В Декларации независимости США 1776 года говорилось, что «все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами… для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...».
Вкратце суть договорной теории сводится к следующему: в догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами — не было ни государства, ни права, ни власти, способной защитить человека и его собственность.
Чтобы обрести порядок и защиту своих прав, люди объединились и заключили общественный договор. По этому договору часть своих прав они передали государству как органу, представляющему общие интересы.
Государство, в свою очередь, прибрело по договору обязанность обеспечить права человека, закрепить естественные права человека законами.
Если государство будет нарушать эту свою обязанность, попирать права человека, то народ вправе сменить власть, в том числе и посредством революции.
По договорной теории получается, что каждый человек, с одной стороны, подчиняется общей воле (государству), а с другой стороны, сам становится одним из участников этой воли.
Суверенитет принадлежит народу в целом, а не правителям, не государству. Правители (цари, президенты, правительства и т.п.) — лишь уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Гуго Гроций писал: «Государство есть союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». «Догосударственное» состояние человека рассматривалось им как
«естественное состояние»: люди были свободны, равны, обладали общностью имущества. Затем, по некоему — молчаливому — соглашению возникла и была узаконена частная собственность; в результате раздела или завладения «каждый получил в собственность то, чем успел завладеть».
А.Н. Радищев также считал, что государство возникло как результат молчаливого договора для обеспечения благой жизни, защиты слабых и угнетенных.
При этом народ оставляет суверенитет за собой и не может согласиться на рабство — крепостное право. Если же законы государства не учитывают естественные права, не основаны на свободе, справедливости, то они недействительны.
Понятно, что подобные «антигосударственные» воззрения А.Н. Радищева не могли понравиться самодержавию.
Договорная теория неисторична в том смысле, что общественный договор есть не факт истории, а социальная абстракция.
Кроме того, не учитываются социально-экономические условия и предпосылки возникновения и развития государства.
Научная и практическая ценность теории состоит в том, что она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности и подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, о правах человека и обязанностях государства.
Многие идеи теории нашли отражение в действующих конституциях ряда государств, в том числе в Конституции России 1993 года.
Марксистская. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного экономического развития первобытного общества, изменений социально-экономических отношений, способа производства.
Возникновение государства связано с появлением частной собственности, расколом общества на классы и с классовыми противоречиями.
Проще говоря, согласно марксистской теории государство возникло потому, что общество разделилось на классы — богатых (меньшинство) и бедных (большинство). Государство было необходимо богатому, имущему меньшинству для того, чтобы обеспечить свои интересы, свое господство в обществе. Государство — это орудие подавления господствующим классом других классов.
Представителями данной теории являются Л.Г. Морган (1818-1881), Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Г.В. Плеханов (1856-1918) и другие. Наиболее полно теория изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Данная теория концентрирует в себе наиболее важные философские и экономические воззрения на государство и представляет собой дальнейший шаг в развитии теоретической мысли. Эта теория дальше других продвинулась в понимании природы и причин происхождения государства.
В то же время марксистская теория, объясняя появление государства зарождением классов, не охватывала случаи появления государств там, где не было классов (восточные государства).
Кроме того, теория рассматривала государство как статичное явление, видела в государстве только одну сторону сущности — классовую и не видела другую — общесоциальную.
Неверным оказался также прогноз марксистской доктрины относительно отмирания государства.
Помимо рассмотренных теорий происхождения государства, существуют и другие, менее известные.
Для чего необходимо знать эти теории, если практически все они не вполне корректны, не отражают реалий во всем их многообразии, не могут считаться
Как видно из изложенного, практически каждая из теорий отражает ту или иную сторону процесса происхождения государства либо знакомит нас с «поворотами» человеческой мысли на этот счет. В результате изучаемое явление — государство — предстает перед нами более многогранным.
Изучая новые и новые грани и аспекты того или иного явления, мы тем самым приближаемся к познанию истины.
[ ]