Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие и система современного международного права

--PAGE_BREAK--  на  решение;  3.  Совет


министров Иностранных Дел (СМИД) – координация  внешних  политик  на  основе


решений  СГГ  И  СПГ.  Координационно-консультативный  комитет  –  действует


постоянно,  2  чел  с  каждого  гос-ва  и  Координатор,   назначаемый   СГГ.


Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат  находится  в  Минске.   СГГ-


состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается  создание  главное


командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения  мира;


Совет командующих пограничными войсками.  Экономический  суд  –  обеспечение


выполнение  эконом  обязательствв  СНГ.  Коммисия  по  правам   человека   –


консультативный  орган  и  наблюдает  за  обязательствами.   Межпарламенская


ассамблея – состоит из парламент.  делегаций,  расматривает  законодательные


вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99  на  СМИД  обсудили


вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический  союз.  2.


единый исполнительный комитет – координация  всех  органов  СНГ;  3.  единый


бюджет СНГ.














9. Архипелажные воды


Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву  от  1982  -  это  воды  гос-ва


архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий  (не


более 100  миль),  соединяющих  наиболее  выдающиеся  в  море  точкинаиболее


отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела –  состоит


полностью из архипелпага (ов) и может  включать  др.  острава.  Архипелаг  –


группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др.  природные


образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по  водам  шириной


в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).














10. Вспомогательные средства для определения правовых норм


Вспомогательные источники представляют  собой  лишь  результат  определенных


стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования  того


или иного принципа и  ли  нормы  международного  права;  они  выступают  как


“вспомогательное средство для  определения  правовых  норм”  (ст.38  Статуса


Международного  Суда).  Такими  источниками  могут   быть:1.   постановления


межправительственных организаций; 2.  решения  международных  и  арбитражных


судов;  3.  нормы  национального  законодательства  и  решения  национальных


судов,  4.  доктрины  юристов-международников.  Как  закреплено  в   статуте


Международного   Суда   (ст.38,   п.1),   Международный   суд   в   качестве


вспомогательных средств для определения правовых  норм  применяет  “судебные


решения и доктрины наиболее квалифицированных   специалистов  по  публичному


праву различных  наций”.   Решения   Международного   Суда   и   арбитражных


судов — это акт толкования или применения той или иной нормы  международного


права; они не имеют нормообразующей силы, так как  не  являются  результатом


согласования  воль  суверенных  государств   и   не   имеют   универсального


характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле  сторон  и  лишь


по данному вопросу” (ст.59  статута).  Международный  Суд  только  применяет


действующие нормы международного права к  конкретным  случаям.  Национальные


законодательные акты  выступают в качестве  “вспомогательного  средства  для


определения  правовых  норм”.  Решения  национальных  судов  имеют   большое


практическое значение при  определении  и  толковании  нормы  международного


права в данном государстве. Доктрины ученых МП  -  личное  мнение  отдельных


лиц. Но с ее помощью можно установить содержание  конкретных  принципов  или


норм  МП,  и  сформулировать  позицию,  которая  может  оказать  влияние  на


формирование норм МП путем заключения международного договора.


В межгосударственных отношениях  кроме  правовых  норм  действуют  и  другие


социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали.  Мораль,  как


особая  форма  общественного  сознания,  отлична  от  права,  как   продукта


согласования воль государств. Но мораль и  право  постоянно  взаимодействуют


друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы  права.


Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь  Устав


ООН.














11. Международно-правовой обычай как источник МП






Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС  ООН  –  докозательство  всеобщей  практики,


признаной  (кадефикация)  в  качестве  правовой  нормы.   Ранее   опеделялос


продолжительность повторяющихся однородных действий – от  50  до  100   лет,


хотя в настоящее  время,  с  учетом  прогресса  транспорта  и  связи  фактор


времени  сейчас  не  имеет  значения.  Пример  –  запуск  в  57  спутника  –


иследование космического пространсва. Важно  признание  гос-вом  обычая  как


правовая норма.














12.Правовой режим Международного района морского дна


Описан  в   части  XI  Конвенции  ООН  1982.  Морское   дно   за   пределами


континентального шлейфа и  его  недра,  или  Район  (ст.  1),  имеют  особый


правовой режим, который установлен Кон. ООН 1982  и  Соглашением  (1994)  об


осуществлении части XI Кон. (вступило в силу 1997).  Соглашение  изменило  в


Кон.:  1.  прямое  финансирование  деятельности   в   Районе   в   интересах


развивающихся гос-ств, обязательства по обеспечению  передачи  технологии  и


оказание иной помощи этим странам.  Принципы  правового  режима  Района:  1.


Район и его ресурсы является наследием чел-ва; 2.  Никто  не  претиндует  на


северинитет и суверенные права в Районе; 3. Все права в  Районе  преданлежат


чел-ву от имени которого действует Междунар. Орган по морскому дну  (Орган);


4. Гос-ва, физ. и  юр.  лица  могут  претендовать  на  права  Района  и  его


ресурсов; 5. Гос-ва несут ответственность  за  невыполнение  обязательств  в


Районе; 6. Используется в мирных  целях;  7.  Иследования  только  в  мирных


целях и  на  бляго  человечества.  Архиологические  и  исторические  находки


принадлежат человечеству.  Гос-во  осуществляет  работу  в  Районе  согласно


плану, утвержденному Органом, который создан в соответствии Кон. ООН 1982  и


начал деятельность 1996 г. Штабквартира Кингстон (Ямайка). Члены – все  гос-


ва участники Кон 1982. Наделен правосубъектностью. Его органы: 1.  Ассамблея


– состоит из все членов органа. Собирается 1 раз в  год  и  избирает  членов


Совета, ген.  Секретаря,  ген  директора  и  членов  правления  Предприятия,


учреждает вспомогательные органы, устанавливает взносы и бюджет. 2. Совет  –


из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по  географическому  принципу,


остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т.  д.


Собирается 3 раза в год. Функция  в  контроле  положений  Конвенции  1982  –


исполнительный  орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4  года,  может


переизбраться)  и  персонал.  Предприятие  -  международное  промышленное  и


коммерческое  подразделение  Органа,   функция   –   разведка,   разработка,


транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.














13. Процесс создания норм международного права


Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП.  Паритет  –  основной


принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное  право  партнера.


Нормообразование в МП началось с образованием обычаев –  правило  поведение,


за которым субъекты  признают  юридически  обязательный  характер.  В  случи


разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т.  д.


Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в  виде


письменных  правил  –  кодификация  –  систематизация  международно-правовых


норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд.  договора  и  т.  д.


Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд.  НГО  (Институт  МП).  ООН


имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы.  Не  путать


с  международным  обыкновением  –  международная  практика,  за  которой  не


признается  юридически  обязательной  нормой  (обмен  визитами).  В  н.   в.


Развивается «мягкое  право»  -   международные  акты  не  имеющие  характера


договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).














14. Правовой режим Арктики


К артическому бассейну  относятся  Россия,  Канада,  Норвегия  США,  Швеция,


Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные  сухопутные  пространства).


В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили  о  своих  правах  на


арктическиесектора  до  самого  полюся.  Сухопутные  образования  в  Арктике


подчинены власти – суверенитету  гос-тв,  граничащих  с  Северным  Ледовитым


океаном.  Юр.статус  морских  пространств  Арктики  в   целом   определяется


принципами и нормами МП,  относящимися  к  Мировому  океану  и  закреплен  в


Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП  1982.  Характерны


для  мор.внтур.вод  приполярных  стран  статус  исторических  вод   (к   ним


относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную  ширину  тер.моря


–  24  мор.мили  (РФ,  Канада,  Норвегия).  Особыми  правами   наделены   МП


прибрежные гос-ва в области  управления  различными  видами  морепользования


(предотвращение,  сокращение  и   сохранение   под   контролем   загрязнения


окр.среды  с  судов  (ст.234  Конвенции  1982)).  Дания  актическое   гос-во


благодаря –  Гренландии, Норвегия  — Шпицбергенскому архипелагу  (все  члены


могут заниматься рыболовством 1920). Но данные  сектора  не  считаются  гос.


границами, как объявил СССР в 1926, что вся территория  в  секторе  является


его собственностью, и что  сектор  расматривается  как  зона   своих  особых


интересов, что дает право России принимать необходимые меры для  обеспечения


б/о, вплоть до запрещения появления военных кораблей и  самолетов  др.  гос-


ств.  Северный морской путь –  национ.транспортная  коммуникаци  РФ.  Статус


регламентируется   Правилами   СССР   69   портов   открыты    для    захода


иностр.грузовых судов.(данный путь –  расположенный  во  внутренних  морских


водах,  тер-ном  море  или  исключ.экономич.зоне   СССР   его   национальная


транспортная коммуникация, включающая пригодные  к  ледовой  проводке  судов


трассы – Постановление министров СССР 1990). Не допускается  плаванье  судов


не имеющих на борту свид-тва о  надлежащем  фин.обеспечении  гражд.ответ-сти


владельца судна за ущерб от загразнения  морской  среды).  Решения  по  всем


вопросам касающихся «пути» в компитенции спец. гос. органа  –  Администрации


Северного морского пути. Интернационализация Арктики – имеет  большие  шансы


на успех, так как многим арктическим странам это выгодно. В  частности   США


в 1970 г. Пыталать созвать международную конференцию в целях выработки  меж-


прав. режима  Арктики,  которая  провалилась.  С  отдной  стороны  концепция


интернац. Считают, что на арктические водные  пространства  должны  поностью


распростроняться универсальные нормы. Другие – региональное решение.  Третьи


– частичная интернационализация  –  200  миль  исключительной  экономической


зоны. Процессу интернац Арктики может способствовать Арктический  Совет  (г.


Оттава  1996)  цели:  1.  Сотрудничество  Арктических   стран;   2.   охрана


окружающей  среды;  3.  Определение  круга  ведения  программы   устойчивого


развития, ее контроль и координация; Распространение информации по  Арктике.


В настоящее время очень остро стоит вопрос  Делимитаризации  Арктики  –  США


против.











    продолжение
--PAGE_BREAK--


15. Взаимодествие международного и внутригосударственного права.


Национальная  правовая  система  оказывает  влияние  на  формирование  МП  –


двусторонние соглашения о режиме гос границы  отражает  нац.  закон  о  гос.


границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние  все  ростет  –


обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во  обязуется


выполнение  его  на  свей  своей  территории,  всеми  органами  и  лицами  –


имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно  –


то есть п. ст. 4 Конст.  РФ   -  МП  часть  нац.  правовой  системы  РФ,  МП


преимущественнней. Трансформация –  если  это  не  указанно  в  конституции


страны то обязательно указывается в законе.  Гос-во  не  может  сылаться  на


свое нац. законодательство при  международном  споре.  Существует  2  теории


соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х  правовых  систем;


2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые  развиваются


на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина  находится  посередине.


В аспекте нормообразования – самостоятельные. В  аспекте  правоприменения  –


неразрывно взаимосвязаны.














16. Виды территорий в МП и их правовой статус


Terra (лат.) – земля. Существует 3 теории прововой  природы  территории:  1.


Объективная теория  –  земля  объект  частной  собственности,  гос-во  имеет


обладает   публично-вещным   правом   собственности   на   землю,   и    оно


преимущественней права собственника. Изжила себя так как появились др.  виды


тер. (вод. Воздушные тер.); 2.  Теория  компетенции  (предела)  –  тер.  Это


сфера валидарности (юрид.  деятельности).  Отвергается  современным  МП.  3.


Пространственная  теория   (укр.   Юрист   Назабитовский)   –   сфера   гос.


властвования, тер-ного  верховенства,  суверенитета,  осуществляемого  в  тех


приделах, которые образуются совокупностью  земельных,  водных  и  воздушных


участвов, данного гос-ва  как  страны  в  целом.  Категории  тер.  по  видам


правового режима: 1. Гос. тер. –  принадлежность  определенному  гос-ву;  2.


Межд. тер. Общего пользования – открытое море,  воздушное  прастранство  над


ним,  международ.  Район  морского  дна,  Антарктика,  космос  (Луна  и  др.


небесные тела). 3. Тер. со смешанным режимом – находится за  пределами  гос.


территории. Но действуют как МП так и Нац. право. Делится: 1.  Прилежащая  –


таможня, фискальная, иммиграционная и санитарная. – зона морского района  не


шире 24 миль. 2.  Исключительная  экономическая  зона  -  прибрежное  гос-во


имеет исключительное право разведка, разработка естественных ресурсов и  др.


вид деятельности, сохранение природных ресурсов, использование энергии  воды


и ветра. В пределах 200 миль. 3.  Континентальные  шельф  (1982  –  максимум


350миль) — прибрежное гос-во может делать раздетку  и  разработку  природных


ресурсови недр морского дна. Терр. Межд. пользования:  Мед.  реки,  пролива,


каналы, а также острова – спец межд. договора – Шпицберген.














17. Понятие и произнаки субъектов МП.


СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами  и  обязанностями,


непосредственно  вытекающими  из  МП.  Международная   правосубъектность   =


международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные –  это  гос-ва,  а


при определенных обстоятельствах  народы  и  нации,  которые  самостоятельно


участвуют в межд. отношениях, и направлены на  приобретение  гос-ственности.


Это  самостоятельные  и  самоуправляемые  образования,  которые  уже   своим


существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных  СМП)  –


образования, источником правосубъектности которых  является  соглашение  или


др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не  привышая


полномочия  указанные  в  учредительных  док-тах.  Признаки:   участвуют   в


становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы  МП,


а  также  осуществляют  меры  по  принуждению   к   их   выполнению.   Межд.


правосубъектность гос-ва –  универсальна  –  полномоштабное  его  участие  в


Межд. правоотношениях. Делятся: 1. Простые (унитарные) – имеет единое  гос.


образование; 2.сложные – федерации.  Где  субъекты  в  определенной  степени


могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся  на  унии:  1.  реальные  –


слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз  2  и  >  гос-ств  связанные  с


монархической  формой  правления.  Каждое  гос-во  –  СМП.  Конфедерация   –


постоянный союз  суверенных  гос-ств.  Выступает  как  СМП  но  органиченно.


Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО –  такими


не являются.  Физ  и  Юр  лица  как  и  транснациональные  компании  СМП  не


являются.














18. Международно-правовые средства мирового разрешения споров.


В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о  принципах  МП  1970


г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-


твами мирными средствами таким образом, чтобы не  подвергать  угрозе  мир  и


безопасность  и  справедливость”.  Межд.спор  -    специфическое   политико-


правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов  МП


и отражающее противоречия,  существующие  в  рамках  этого  отношения.  Спор


имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии  по


поводу одного и того же предмета  спора.  Ситуация  же  имеет  место  тогда,


когда   столкновение   интересов   гос-ств   не   сопровождается    взаимным


предъявлением претензий, хотя и порождает трения между  ними.  “Ситуация”  -


более  широкое  понятие.  Мирное  разрешение  в  виде:   -   переговоры;   -


консультации сторон; -  обследование  (используется  в  тех  случаях,  когда


спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор  или


приведших  к  спору.  В  этом  случае  назначается  на  паритетных   началах


межд.следственная комиссия иногда во главе с  представителем  третьего  гос-


тва); — примирение;  -  добрые  услуги  (действия  не  участвующей  в  споре


стороны, направленные на установление контактов между спорящими  сторонами);


-  посредничество  (непосредственное  участие  третьей  стороны   в   мирном


разрешении спора для содействия); -  межд.арбитраж  (добровольно  выраженное


согласие  спорящих  передать  свой  спор  на  рассмотрение  третьей  стороны


(третейское разбирательство),  решение  которой  является  обязательным  для


сторон в споре); — судебное разбирательство (главное сходство  с  арбитражем


— в обязательности выносимых  решений,  различия  касаются  главным  образом


порядка  образования,  способа  формирования,  численного  и   персонального


состава, функционирования и т.д. Основной суд  -  МС  ООН).  Важную  роль  в


урегулировании  международных  споров  играют   международные   организации,


прежде всего ООН по сердством: — миротворчество (действия,  направленные  на


то, чтобы склонить спорящих  к:  оглашению  с  помощью  мирных  средств);  -


поддержание  мира  (обеспечение  присутствия  ООН  в  районе  международного


конфликта,  которое  может   быть   связано   с   развертыванием   военного,


полицейского   или   гражданского   персонала   ООН);   -    постконфликтное


миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора);  -  превентивная


дипломатия  (действия,   направленные   на   предупреждение   споров   между


сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и  ограничение  масштабов


возникших конфликтов); — использование в случае возникновение  юр.споров  МС


ООН.














19. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой  односторонний  акт,


которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-


прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва  явл.  полным


и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не  может


быть условным, т.е.  предоставляемым  при  условии  выполнения  определенных


требований. Оно не может быть отозвано.  Порой  процесс  становления  гос-ва


затягивается, например в  результате  гражданской  войны.  В  таких  случаях


может быть предоставлено признание временное, ограниченное — признание  “де-


факто» но сопровождается  установлением  полуофициальных  отношений  без  юр


оформления  и  может  быть  отозвано.  Встречаются  в  международно-правовой


практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с  вновь


возникшим образованием,  претендующим  на  международную  правосубъектность,


без процедуры признания.  Обычно  это  происходит  когда  необходимо  решить


какую-либо конкретную  и  достаточно  узко  очерченную  цель  международного


взаимодействия. В этом  случае  речь  идет  о  кратковременном  признании  -


признании ад хок (ad hoc) — в данной ситуации, по конкретному  делу:  России


в отношении Чечни. Признание  правительств.  Признание  вновь  образованного


гос-ва  означает  признание  и  его  правительства.   Вопрос   о   признании


правительства возникает в случае  создания  правительства  неконституционным


путем,  в  результате   революции,   переворота.   Признание   правительства


означает, что признающее гос-во рассматривает  данное  правительство  зак  и


единственным представителем гос-ва в межд отношениях.














20. правовой режим международных проливов и каналов. Проливы -  естественные


морские проходы, соединяющие между собой части одного и  того  же  моря  или


отдельные  моря  и  океаны.  Проливы,  являющиеся  проходами,  ведущими   во


внутренние воды государства (Керченский пролив),  или  проливы,  которые  не


используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции  составляют


внутренние морские пути, не относятся к  международным.  Их  правовой  режим


определяется законами и правилами прибрежного гос-ства.  Межд.считаются  все


проливы, используемые  для  межд.судоходства  и  соединяющие  между  собой:-


части открытого  моря  (или  экономических  зон);  -  части  открытого  моря


(экономической зоны) с территориальным морем  другого  или  нескольких  гос-


ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило,  в  соответствии  с  которым


главным принципом для межд.проливов  является  принцип  разумного  сочетания


интересов стран, пользующихся проливами и  прибрежных  стран.  Прежде  всего


это  означает  свободный  транзитный  проход  через  международные   морские


проливы. Режим транзитного прохода не применяется к  проливам,  используемым


для   межд.судоходства   между   частью   открытого   моря   (исключительной


экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив  Тирана),


а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с  проливом  и


его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь  же


удобный с точки зрения навигации путь в открытом море  (Мессинский  пролив).


В  таких  проливах  применяется  режим  мирного  прохода  без  невозможности


прибрежному гос-тву  его  остановить.  Правовой  статус  и  режим  отдельных


наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями  (Черноморские


поливы: Босфор — Мраморное море — Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой  и


Малый Бельты, Зунд).














21.  Правопреемство в МП. Правопреемство — это переход прав  и  обязанностей


в результате  смены  одного  гос-ва  другим  в  несении  ответственности  за


межд.отношения  какой-либо  тер-рии.  Правопреемство   касается   нескольких


аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство  в  отношении


гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство      продолжение
--PAGE_BREAK--в


отношении гос долгов. Правопреемство имеет  место  при  обстоятельствах:  а)


при смене гос-ного политического  строя  в  результате  гос-ного  переворота


(например,  правопреемство  Советского  гос-тва);   б)   при   появлении   в


результате национально-освободительного движения  новых  независимых  гос-тв


(скажем, приобретение независимости бывшей  колонией);  в)  при  образовании


нескольких государств на территории их предшественника; г)  при  объединении


двух или более государств  в  одно  (федеративное  или  унитарное);  д)  при


переходе  части  одного  государства  к   другому.   Венская   конвенция   о


правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года  (далее  по  тексту  -


Конвенция  1978  года)   представляет   собой   многостороннее   соглашение,


совершенное 23 августа на диплома-кой конференции  в  Вене.  Конвенция  1978


года имеет своей целью регулирование  последствий  правопреемства  гос-тв  в


отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей  между


гос-вами,  границ  и  режимов,  относящихся  к  границам,  а  также   особых


территориальных   режимов.   Конвенция   1978   года   содержит   положения,


формулировки и терминологию Венской конвенции о  праве  межд.договоров  1969


года,  которые  были  использованы  Комиссией   международного   права   при


разработке текста Конвенции 1978  года  в  качестве  основы.  Вместе  с  тем


указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП  и  являются


самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции  1969


года, где  указывается, что положения конвенции не предрешают ни  одного  из


вопросов, которые могут возникнуть в отношении  договора  из  правопреемства


государств.  Следует  отметить,  что  Конвенция  1978  года  применяется   к


последствиям   правопреемтсва   государств   в    отношении    международных


соглашений, заключенных только между государствами  и  только  в  письменной


форме. Однако это правило не затрагивает  применение  между  гос-твами  норм


указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками  которых  могут


быть также другие субъекты МП, а также применение норм  настоящей  Конвенции


к случаям, которые подпадают  под действие таких норм в силу  МП  независимо


от указанной Конвенции














22. Понятие международного экологического права, источника и принципы.


Предмет – международные отношения  по поводу охраны Окружающей  среды  (ООС)


либо  рационального  использования.  Предметные  области   Медж.   ООС:   1.


ограничение воздействия  на  ОС;  2.  Установление  эколог.  Целесообразного


(рационального)  режима  использования   природных   ресурсов;   3.   охрана


природных памятников и резерватов; 4. регулирование НТ  сотрудничества  гос-


ств по ООС. Объекты входящие в ООС: 1. объекты естественной среды-  флора  и


фауна; 2. неживой среды – гидросфера, атмосфера, литосфера (почва),  космос;


3.  Объекты  искусственной  среды  –  созданной  человеком.  Источники:   1.


Стокгольмская конференция ООН по  ОС  1972  (приняты  декларация  принципов,


план мер-тий, рекомендации по созданию UNEP); 2. К-ция ООН по ОС и  развитию


(1992 Рио-де-Жанейро) – (Рамочная К-ция  об  изменении  климата  и  К-ция  о


биологическом разнообразии,  Декларация  по  окружающей  среде  и  развитию,


Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого  развития


и сохранения всех форм жизни, и повестку дня на  XXI  век).  Кроме  основных


принципов МП как 1. уважение гос.  суверинитета;  2.  Суверенного  равенство


гос-ств; 3. территориальная  целостность  и  неприкосновенность;  4.  Мирное


разрешение споров; 5. Добросовестное выпоснение обязательств.  Экологисеское


право  руководствуется  специфическими  принцапами:  1.  Пр-п  ООС  на  блао


нынешнего    и    бубущего     поколений;     2.     Пр-п     международного


природоохранительного    сотрудничествава     3.     Пр-п     предотвращение


транцграничного ущербы ОС; 4. Пр-п ответственности  за  ущерб  ОС;  5.  Пр-п


предварительной оценки воздействия природную среду; 6. Пр-п обмена  инфо  об


экологической ситуации  на  нац  и  региональном  уровнях;  7.  Пр-п  оценки


трансграничных   экологических    последствий    планируемой    деятельности


(разработана  ЮНЕП);  8.  Пр-п  запрета  военного  или  любого   враждебного


использования средств воздействия на природную среду. 9. Пр-п  Экологической


Безопасности (недопущение  экоспазма)  10.   Пр-п  контроля  за  соблюдением


межд. договоров по ООС;














23. Понятие и основные принципы МП


Основные принципы  МП  являются  универсальными  и  не  включают  отраслевых


принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных; ОПМП являютмя принципами  jus


cogens. 1970 г. Ген Ассомблея ООН приняла Декларацию о принципах МП  (7  пр-


п). А  в  1975  г.  Совещание  по   безопасности  и  сотруд-ва  в  Европе  в


Заключительном акте сформулировало  Декларацию  принципов,  которыми  гос-ва


будут руководствоваться во взаимных отношениях. и уже не 7,  а  10.  ОПМП  –


это концентрированно выраженные и обращенные общепризнанные нормы  поведения


субъектов  международных  отношений   по  поводу  наиболее  важных  вопросов


международной жизни. Принципы: 1. Пр-п неприменения силы и угрозы силой;  2.


Пр-п разрешения межд. споров мирными средствами; 3. Пр-п невмешательства  во


внутренние дела гос-ва; 4. Пр-п  обязанности  гос-ств  сотрудничать  друг  с


другом; 5. Пр-п равноправия и самоопределения народов; 6.  Пр-п  суверенного


равенства; 7. Пр-п добросовестное выполнение обязательств по МП – этому  пр-


пу предшествовал пр-п соблюдения Межд. договоров (pacta sunt  servanda);  8.


Пр-п нерушимости гос. границ; 9. Пр-п территориальной  целостности  гос-ств;


10Пр-п уважения прав человека и основных свобод.














24. Окончание войны и его правовые последствия


Формы окончания: Перемирие – временное прекращение воен.действий, на  основе


взаимного соглашения между участниками вооруж. конфликта.  Виды:  местное  и


общее.  Местное  перемирие  -   цель   приостановить   воен.действия   между


отдельными  частями  и  подразделениями  на  ограниченном  участке   военных


действий; направлено на решение частных задач (подбор  раненных,  погребение


мертвых,  эвакуация  из  осажденного  района  лиц  из   числа   гражданского


населения,  посылка  парламентеров  и  т.д.).  В  случае  общего   перемирия


воен.действия приостанавливаются на всем участке  театра  военных  действий;


общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если  стороны  в


конфликте формально  не  заявили  о  наличии  состояния  войны  между  ними)


способно не только приостановить  военные  действия,  но  и  привести  к  их


прекращению.Специфической формой приостановления военных  действий  является


выполнение   участвующими   в   конфликте   государствами   решения   Совета


Безопасности ООН (на основании  ст.  40  Устава  ООН  “о  временных  мерах”,


которые могут включать,  в  частности,  прекращение  огня,  отвод  войск  на


заранее   занятые   позиции,   освобождение   определенной   территории    и


т.д.).Согласно IV Гаагской конвенции о законах и  обычаях  сухопутной  войны


1907 года, всякое существенное нарушение  перемирия  одной  из  сторон  дает


право другой стороне отказаться от него и даже в крайнем случае  возобновить


военные действия (ст. 40). Однако  нарушение  перемирия  отдельными  лицами,


действующими по собственному почину, дает только право  требовать  наказания


виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились  (ст.


41).Капитуляция – это  прекращение  сопротивления  вооруженных  сил  или  их


части. Виды: почетная (капитуляция по  договоренности  сторон,  при  которой


капит-щая  сторона  может  покинуть  свои  позиции);  простая   (прекращение


воен.действий  на  отдельном  участке);  общая  (общее  прекращение   боевых


действий, признание поражения с возможностью наложения  полит.  и  матер-ной


ответ-сти,  разоружение);  безоговорочная  (повсеместно  прекращение   воен.


действий, разоружение, сдача всех  вооруженных  сил  побежденного  гос-тва).


Как правило, при капитуляции  все  вооружение,  военное  имущество,  военные


корабли  и  самолеты  переходят  к  противнику.  Капитуляция  отличается  от


перемирия  тем,  что  капитулирующая  сторона  лишается   даже   формального


равенства   с   победителем.   Основным   международно-правовым    средством


прекращения состояния войны между  воюющими  сторонами  является  заключение


мирного  договора.  Подобные  договоры  охватывают  широкий  круг  вопросов,


касающихся урегулирования полит., эконом., тер-ных и других проблем в  связи


с прекращением войны и восстановлением  мира  между  воюющими.  Последствия:


(для воюющих  сторон)  прекращают  действовать  законы  и  обычаи  войны,  у


станавливаются мирные  отношения,  возобновляется  действие  межд.договоров,


вывод войск, репортация  гражданского  населения,  возврат  военно  пленных;


(для  нейтральных  гос-тв)  прекращается  состояние  нейтралитета  в  войне;


ликвидируется режим соблюдения зон  веденя  войны,  возврат  воен.техники  и


граждан воюющих сторон оказавших на тер-рии и т.д.














25. Ответственность в международном праве Комиссия МП по  поручению  ГА  ООН


занимается кодификацией  с  1956  г.  Но  еще  не  закончила.  Международно-


правовая ответ-сть — это  юридическая  обязанность  субъекта-правонарушителя


ликвидировать  последствия  вреда,  нанесенного  другому   субъекту   МП   в


результате совершенного правонарушения МП. Виды:  Полит.  ответственность  –


за сам факт нарушения. Действия (бездействия), выразившиеся  в  несоблюдении


нормы права, считается международным  деликтом,  а  соответствующий  субъект


делинквентом.  Материальная  ответственность  –  за  нанесенный  ущерб   или


материальное     возмещение     предусмотрено     договором.     Объективная


ответственность – самостятельный комплекс м-п отношений,  где  обязует  гос-


во,  спец  соглашениями,  возместить  ущерб,   возникший   при   правомерных


действиях.   Условия  возникновения  объективной  ответственности:  1.   М-П


норма, где предусмотрена она; 2. события вызвавшее  ущерб  (землятресение  и


т.  д.);  3.  Связь  между  событием  и  ущербом.   Формы   реализации   М-П


ответственности: А. Политическая ответ-ность:  1.  Сатисфакция  –  публичное


извинение; 2. Репрессалия – ответные насильственные  действия;  3.  Реторсии


ответная акция не насильственная (отзыв посла); Коллективная  санкция  –  на


основании решения  СБ  ООН.  Б.  Материальная  отв-ность:  1.  Реституция  –


восстановление  мат.  положения;  2.  Репарация  –  мат.   компенсация;   3.


Субституция – передача  объектов,  равнозначных  утраченным.  Контребуция  –


возмещение победителю военных издержек, в настоящее время не выплачивается.














26. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (ВК)  является


одним из принцыпов МГП – это система  М-П  принципов  и  норм,  регулирующих


отношение воюющих гос-ств, с целью ограницениеприменения средств  и  методов


ведения  войны,  защиты  ее  жертв  и  установлевающих  ответственность   за


нарущения. Принципы: 1. гуманизация ВК; 2. М-П защита жертв ВК;  орнаничение


воюющих  в  выборе  методов  и  средств;  охрана  гражданских   объектов   и


культурных  ценностей;  Защита  интересов  нетральных  гос-ств.      продолжение
--PAGE_BREAK--Нормами  МП


являются  4  (четыре)  Женевских  Конвенций   1946  г.    и   дополнительные


протоколы I и II 1977 г. Направлено на  категории  лиц:  раненным,  больным,


лицам петерпевшим караблекрушение, военнопленным и  гражданскому  населению.


МГП обязывает нетральные страны помогать этим лицам.  Обеспечивать  правовой


режим  военнопленных.  Только  комбатанты  –  могут  стать   военнопленными,


Некомбатанты  такими  не  являются.  Гражданское   население   –   лица   не


предадлежащие к участникам войны и не принимающие участия.  Если  существует


сомнения о принадлежнсти лица – то оно считается гражданским.














27.   Ответственность   за   преступления   М-П   характера    Международные


преступления – это тягчающие международно-противоправные  деяния  (для  гос-


ств также  невыполнение  обязательств),  которые  нарушают  основополагающие


нормы  МП,  имеющие  жизненно  важное  значение   для  всего  международного


сообщества, и угражают  международному  миру  и  безопасности.  Преступления


относящиеся  к  данной  категории:   преступления   против   мира,   военные


преступления и преступления против  человечности  (Нюрнберге  1945  и  Токио


1946 гг.). Квалификацию преступления против  человечности  получили  геноцид


(Конференции о предупреждении преступления  геноцида  и  наказания  за  него


1948 г.), расизм и рассовая  дискриминация  (М/н  конференция  о  ликвидации


всех форм расовой дискриминации 1965), апартеид  (М/н  Конвенция  пресечении


преступления апартеида  и  наказании  за  него  1973),  применение  ядерного


оружия (Декларация ГА ООН 1961 о  запрещении  применения  ядерного  оружия),


колониализм (Декларация  ООН  о  предоставлении  независимости  колониальным


странам и народам). В 1953 г Комиссия м/н права разработала  проект  кодекса


преступлений против мира и б/о чел-ва, который не был принят 1954 г. В  1997


г. Комиссия м/н права подготовила новый проект. Кде  включены  преступления:


агрессия,  угроза  агрессии,  вмешательство  во  внутренние   дела   гос-ва,


геноцид,   апартеид,   систематические    и    массовые    нарушения    прав


человека, исключительно   серьезные   военные   преступления,   международный


терроризм, м/н оборот наркотиков,  серьезный  ущерб  окружающей  среде.  М/н


ответственность физических лиц – при преступлениях,  совершаемые  отдельными


лицами или группами  лиц  не  от  имени  гос-ва,  но  имеющие  международные


последствия. считаются преступлениями  международного  характера.  Судят  по


нац-ному законодательству (Гаага — Нидерланды).  Ответственность  гос-ва   -


ограничение   его   юрисдикции   в   отношении   собственных    граждан    –


непосредственных участников совершения  м/н  престепления.  Их  судят  суды.


Осуществляющие международную уголовную юрисдикцию.














28. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов (ВК)  Средства  ведения


войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для  уничтожения


живой силы  и  военной  техники  противника;  методы  ведения  войны  —  это


различные способы использования средств ведения  войны  в  указанных  целях.


Цель средств и методов ведения боевых действий одна  —  “ослабление  военных


сил неприятеля; для  достижения  этой  цели  достаточно  выводить  из  строя


наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация  1868  г.).  В  ст.  22


Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г указывается –  воюющие


не  пользуются  неограниченным  правом  в  выборе  средств  нанесения  вреда


неприятелю.  Запрещенные  методы:  1.  предательское  убийство  или  ранение


неприятеля; 2. Нападение на вышедших из  строя;  3.  взятие  заложников;  4.


Отдать приказ – не оставлять никого в живых; 5. принуждать служить  в  силах


неприятеля; 6. бомбардировка незащищенных городов; 7.  использование  не  по


назначению отличительные  национальные  и  международные  защитные  эмблемы.


Запрещенные средства – этопричиняющие излишние страдания  своим  поражающими


свойствами:  1.  взрывчатые  и  зажигательные,  легко  разварачивающиеся   и


сплющивающиеся пули; 2. снаряды с удушающими  или  вредоносными  газами;  3.


ядовитые,  удушающие  газы;  4.  бактериологическое  оружие;   5.   средства


воздействия  на  природу  (долгосрочные,  широкие  поледствия).  Запрещается


использование обычного вооружения с неизбирательным  действием.  В  1993  г.


Удолось запретить применение хим. оружия.  В Оттаве подписана  130  гос-вами


Ковенция  нераспространении противопихотных мин. ГА ООН запросила М/н Суд  о


правомерности использования ядерного оружия. М/н Суд пришел  к  выводу,  что


нет  м/н  норм  запрещающих   использование   ядерного   оружия,   но   есть


ограничительные нормы. Но любое применение подпадает под действия норм  МГП,


из-за поражающего фактора.














29. Международный договор – источник международного права


Венские Конвенции 1969 «О праве м/н договора» и Венская  конвенция  1986  г.


«О праве дог-ров между гос-вами и  м/н  орг.».  М/н  договор  –  заключенный


между субъектами МПв письменной форме, не  зависимо  от  того,  содержет  ли


такое соглашение в одном или более связанных между собой  док-тах,  а  также


независимо от конкретного наименования. Договор может также  быть  и  усным.


Классифицируются по кругу  участников  и  объекту.  По  кругу  участников  –


двусторонние  и  многосторонние   (универсальные   и   ограниченным   числом


участников). По  объекту:  по  политическим,  экономическим,  экологическим,


правовым, транспортным вопросам и вопросам связи, и т. д. Закрытые  договора


– уставы м/н организаций, двусторонние дог-ра.  Участие  в  таких  договорах


третьих  гос-ств  предполагает  согласие  участников.  Открытые  договора  –


Венская Конвенция о  правопреемственности  гос-ва  1983  г.  Закон  РФ  «  О


международных договорах» от 1995 г. Классифицирует договора заключаемые  от:


1. имени РФ; 2. межправительственные; 3. Межведомственные. Все эти  договора


являются договорами России, и  в  независимости  какое  ведомство  подписало


договор, он создает права и налагает обязанности на РФ в  целом.  Форма  МД:


1. письменный договор; 2. устный -  джентельменское  соглашение.  Структура:


1. Преамбула – формируется цель договора и толкование  дог-ра;  2.  Основная


часть – делится на статьи и могут быть сгрупированны  в  разделы  (конвенция


ООН по морскому праву 1982 г.), главы  (устав  ООН),  или  части  (Чикагскоя


конвенция международной гражданской  авиации  1944  г.);  3.  Заключительная


часть – условия  вступления  или  прекрощения  договора,  язык;  4.  Подписи


сторон. Наименования договоров – конвенция, соглашение, собственно  договор,


хартия, устав, пакт, декларация, протокол, без названия и т. д. –  не  имеет


юридического значения, поскольку понятие «договор»  является  родовым.  Язык


договора определяется  сторонами,  обычно  используется  третьий  нетральный


язык, который используется для толкования договора.














30. Участники вооруженных конфликтов


В 1977 г. На дип. конференции, принявшие доп протоколы  I и II  к  Женевской


Конвенции «О защите жертв войны» от  1949  г.  Впервые  было  сформулировано


понятие Вооруженные силы и включает наличие: 1.  военной  организацией,  под


командованием  лица,  ответственным  за  поведение  своих  подчиненных;   2.


Внутренней дисциплинарной системой, обеспечивающей соблюдение норм МГП.  УВК


делятся на  комбатантов  –  сражающихся  и  некомбатантов  -  несражающихся.


Комбатанты являются законными если: 1. имеют лидера; 2. имеют  отличительные


знаки; 3. открыто носят оружие; 4. соблюдают правила войны. К  некомбатантам


относятся мед. и духовный  персонал.  Комбатант  может  использовать  высшую


меру насилия, Некомбатант может использовать оружие только при  самообороне.


На  комбатантов  распространяется  режим  военнопленных.   Некомбатанты   не


являются военнопленными и при  пленении  могут  оказывать  мед.  и  духовную


помощь. Комбатант в морской войне: 1. экипаж военных кораблей; летчики  ВМФ;


экипаж торговых кораблей переоборудованных в военные.  Комбатанты  воздушной


войны –  летчики  военных  самолетов.  Некомбатантами  –  экипаж  санитарных


самолетов. Воздушная война не регламентирована в МП, проект в Гааге  1923  о


воздушной войне не вступил в силу. Главный вопрос бомбардировка  с  воздуха.


Должны максимально оберегаться гражданские,  культурные  здания,  госпиталя.


Для этого дожны  обозначены  спец  знаками,  чтобы  были  видны  с  воздуха.


Военный  разведчик  –  это  лицо,  собирающий  сведения  в  районе  действия


противника в форме своей армии. При пленении на него распростроняется  режим


военнопленного.  Наемник   не   является   участником   ВК,   на   него   не


распространяется  режим  военнопленного  и  с  точки  зрения   МП   являются


уголовными преступниками: 1. завербованный для срожения в ВК; 2.  фактически


принимающий  участие;  3.  Его  цель  получение  выгоды;  4.  не  являющийся


гражданином и не проживает в гос-ва; 5. не входит в личный состав ВС; 6.  Не


направлено гос-вом для выполнения официальных  обязанностей.  Военный  шпион


(лазутчик) – Гаагская конвенция 1907 – лицо которое действуя тайным  образом


или под ложными  предлогами,  собирает  или  старается  собрать  сведения  в


районе действия одного из воюющих  с  намерением  сообщить  такое  противной


стороне. Не имеет статус военнопленного.














31.  Заключение  Международного  Договора:  принятие  согласованного  текста


договора и установление его аутентичности  Стадии  заключения  договора:  1.


подготовка и принятие текстадоговора; 2. установление  аутентичноститекстов;


3.  выражение  соглания  сторон  по  обязательствам   договора.   Заключению


договора    предшествует    договорная    инициатива.    Полномоченные     и


уполномоченные.  Законодательством  гос-ва  и   правилами   м/н   оганизации


определяется какие органы могут от их  имени  заключать  договора.  А  этими


органами уполномочиваются лица для подписания.  Подготовка  текста  договора


осуществляется  путем  переговоров  через  дипломатические  каналы,  на  м/н


конференциях и в м/н  организациях.  В  ООН  действуе  Комиссия  МП  которая


подготавливает проекты М/Н  норм.  Принятие  текста  договора  имеет  разные


формы  — подписание текста или парафирование. В  м/н  организациях  принятие


происходит  путем  голосования  2/3  голосов  если  не  предусмотрено  иное.


Установление аутентичности текста договора  –  означает,  что  данный  текст


является подленным и достоверным. После чего договор не подлежит  изменению,


согласно  ст.  10  Венской  Конвенции  1969  и  1986  гг.,  путем  условного


подписания (ad referundum), парафирование  илизаключение  акта  конференции,


где содержитсяданный текст.














32.  Правовое  регулирование   вооруженных   конфликтов   международного   и


немеждународного характера.


Право  вооруженных  конфликтов  (ПВК)  —   совокупность  норм  и  принципов,


применяемых во время  войны,  международных  и  немеждународных  вооруженных


конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение  некоторых  средств  и


методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих  права  индивида  в  ходе


этой  борьбы   и   устанавливающих   международно-правовую   ответственность


государств и уголовную  ответственность  физических  лиц  за  их  нарушение.


Предметом  –  отношения   между   воюющими    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.