Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы

1. Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы. Развитие права собственности на землю и другие природные ресурсы
Согласно действующему законодательству, земля и другие при­родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Термин «право собственности на природные ресурсы» можно понимать как объективном смысле, так и в субъективном.

В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов. В субъективном смысле право собственности на природные ресурсы – это совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности, а данном случае – природным ресурсом.

Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу. Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд. Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей. Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно.

Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода. Прежде всего, они являются не только источниками материального потребления, но и естественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране. Кроме того, они являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктом человеческого труда, в связи с чем количество их ограничено. И, наконец, природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключением животных), т.е. являются недвижимым имуществом. Из этого следует, что кроме прав, предусмотрены и обязанности. В частности, устанавливается обязанность собственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально и эффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевым назначением; обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды; вводятся особые условия использования имущества в связи с установлением особых правовых режимов охраны (например, при создании природных парков или заказников, установлении водоохранных зон вокруг водоемов и т.п.); имущество может обременяться публичными и частными сервитутами; ограничивается оборотоспособность природных объектов.

До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная. Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования отношений собственности начались и преобразования в современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения данного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции РФ.
2. Формы земельной собственности, формы собственности на другие природные ресурсы. Субъекты и объекты права собственности
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Другими природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов. Однако не все из указанных природных ресурсов будут являться объектом права собственности. Право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности, что обусловлено его физическим состоянием. Эта позиция нашла свое отражение и в Законе «Об охране атмосферного воздуха», согласно которому объектом права собственности воздух не является.

Конституция РФ, в ст. 9, предусматривает такие формы собственности на землю и другие природные ресурсы, как частная, государственная, муниципальная и иные.

Государственной собственностью являются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной, муниципальной или иной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ; виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров; месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также пограничные и транспортные водные объекты; иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Своеобразие положения государства как субъекта права собственности на природные ресурсы состоит в том, что его правомочия владения и поль­зования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятель­ности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуще­ствляется государством в основном через управленческие функции его ком­петентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной ок­ружающей природной среды и др.

К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную собственность, а также приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, находившегося до приватизации в государственной собственности; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения; земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В частной собственности могут находиться: земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке, а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок; древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, если иное не установлено федеральным законом; древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу; обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами; объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

Право частной собственности на природные объекты может также приобретаться в результате приватизации, то есть осуществляется переход природных объектов и ресурсов, которые находятся в государственной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Законодательство содержит и соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы. Согласно Закону РФ «О недрах», в статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса РФ. Статьей 30 Кодекса установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями законодательства РФ о лесном и растительном мире.
3. Защита права собственности на землю и другие природные ресурсы и охрана окружающей природной среды. Связь права собственности на природные ресурсы с экологическим правом
Действующее законодательство содержит определенные гарантии и защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной, государственной, муниципальной и иных норм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты.

Важным средством правовой защиты и гарантий соблюдения прав и интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов является наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно земельному законодательству к таковым относятся: добровольный отказ, от земельного участка или части его; прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства; использование земли не по целевому назначению; систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором; неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства; изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд; использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъектами Российской Федерации. Определенные гарантии соблюдения прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотрено, что для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у граждан может производиться после выделения по их желанию местной администрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду. Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков различных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противореча­щие закону (ст. 209 ГК РФ). Вместе с тем в сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со специфи­кой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъек­тов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы — особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхожде­ния, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостоя­ния человека. Поэтому состояние и использование природных ресурсов и окружающей среды в целом — сфера не только и не столько частных, сколько публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование от­ношений собственности на природные ресурсы, установление законодатель­ных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Учитывая большую экологическую и социально-экономическую цен­ность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владе­ние, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допус­кается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ).

В силу рассмотренных причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами субъек­ты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и вос­производству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредно­го влияния своей деятельности.

Законом также установлены определенные ограничения в сфере распоря­жения природными ресурсами, которые выражаются в определении его осо­бого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания эконо­мических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земель­ных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вооб­ще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).
Задачи
В низовьях Волги сложилась тяжелая гидрохимическая обстановка. Ежегодно предприятиями крупных городов Среднего и Нижнего Поволжья в реку сбрасываются миллионы кубических метров хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод с превышением отдельно допустимых норм содержания вредных веществ.

Так, предприятия города Волгограда сбрасывают в Волгу около 300 млн м3 сточных вод. Заводы и фабрики Татарстана сбрасывают в бассейн Волги примерно такое же количество неочищенных стоков. Установлено, что основными загрязнителями являются предприятия и организации коммунального хозяйства городов, агропромышленного комплекса Минсельхозпрода РФ, Минудобрений РФ.

Прокурор Волжской межобластной природоохранной прокуратуры предъявил в областных арбитражных судах к соответствующим предприятиям Волгограда, Самары, Саратова, Казани иски о возмещении вреда, причиненного водным ресурсам Волжского бассейна сбросом неочищенных сточных вод.

Арбитражные суды отказали в удовлетворении исков на том основании, что по данным вопросам отсутствует официально утвержденная методика подсчета вреда.

Оценить правильность решений арбитражных судов. Дать характеристику основных функций вод как объекта использования и охраны водопользователями.
Согласно водному законодательству РФ водные объекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли или в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человеческого общества в воде.

Основные функции водных объектов перечислены и регулируются Водным Кодексом РФ. В частности это использование для: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 133), в целях здравоохранения (ст. 136), для промышленности и энергетики (ст. 137), для сельского хозяйства и лесного хозяйства (ст. 138), для гидроэнергетики (ст. 139), для рыбного хозяйства (ст. 140), для охотничьего хозяйства (ст. 141), для транспорта и лесосплава (ст. 142), для рекреации (ст. 143), для сброса сточных и дренажных вод (ст. 144), для добычи полезных ископаемых, строительных нужд и проведения иных работ (ст. 145) и для обеспечения пожарной безопасности (ст. 146).

Основные цели, с которыми используется вода – это расход на питьевые нужды, расход на хозяйственно-бытовые нужды (приготовление пищи, умывание, стирка, поддержание чистоты жилищ и т.д.), а также расход на производственные нужды (расход предприятиями промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и д.).

При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая пер­воочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Для поддержания качества воды, законом предусмотрены нормативы качества, которые представляют собой предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду со стороны антропогенной деятельности человека, и к которым относятся санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные и комплексные нормативы.

Так, к производственно-хозяйственным нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ. К рассматриваемым нормативам относятся также любые другие требования, предъявляемые к источникам с целью охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 утвержден порядок разработки и утверждения экологических нормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Проекты нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ разрабатываются самими предприятиями. При этом учитываются предложения местных органов самоуправления, научных учреждений, общественных организаций, мнения общественности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1996 г. № 1504 «О порядке разработки утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты» осуществляется разработка нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.

Методика подсчета вреда нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений утверждена в перечне нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 23 июля 1998 года N 448.

В связи с возникающими у арбитражных судов вопросами о праве специализированных прокуратур направлять в арбитражные суды иски и протесты Генеральная прокуратура Российской Федерации в письме от 06.06.94 N 8/3-3-94 сообщила следующее.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации может образовать специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей. Также к специализированным прокуратурам, наделенным правами областных, относятся Волжская природоохранная прокуратура и 17 транспортных прокуратур. На основании этого Письма прокурор Волжской межобластной природоохранной прокуратуры имел право предъявить иск к соответствующим предприятиям.

Таким образом, арбитражные суды неправомерно отказали в удовлетворении исков.
2. Службой охраны заповедника задержаны местные жители Селезнев и Корнев, которые на озере «Живописное», находящемся на территории заповедника, произвели отстрел перелетных птиц, застрелив трех лебедей и семь уток. Какая-либо охота на территории заповедника запрещена. Директор заповедника попросил совета у судьи, какие в связи с этим нарушением необходимо оформить документы и куда их направить.

Ответить директору на поставленные вопросы.
Согласно ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», государственный природный заповедник – это один из видом особо охраняемых природных территорий, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Такие природные территории имеют особый статус, и в частности в них запрещена охота, а пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

По ст. 31 Закона «О животном мире» должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право: задерживать нарушителей законодательства об охране и использовании животного мира и среды его обитания, составлять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы.

Административная ответственность наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) в соответствии со ст. 8.39 Кодекса об административных правонарушениях. За совершение данного правонарушения административное взыскание вправе наложить органы охраны территории государственных природных заповедников и национальных парков (ст. 23.25 Кодекса об административных правонарушениях). Это дело также может рассмотреть судья в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ст. 23.1 ч.2 Кодекса об административных правонарушениях).

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 56 Закона «О животном мире»).

Уголовный кодекс РФ, в п. г ч. 1 ст. 258, предусматривает ответственность за незаконную охоту на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, директору заповедника в связи с нарушением, совершенным местными жителями Селезневым и Корневым, необходимо составить протокол на совершенное ими правонарушение и доставить указанных нарушителей в правоохранительные органы. Также необходимо исчислить ущерб животному миру в соответствии с таксами и методиками, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Кроме того, в связи с осуществлением Селезневым и Корневым незаконной охоты, возможно уголовное преследование.
3. Решением администрации Хабаровского края Сикачи-Алянские наскальные рисунки времен неолита объявлены памятником природы. Здесь бывал известный археолог, акад. А.П. Окладников. Памятник находится на территории села Сикачи-Алян в запущенном состоянии. Приезжие туристы пытаются отколоть рисунки на память. В большую воду на реке Амур большинство рисунков оказываются затопленными.

Какие организационно-правовые последствия влечет за собой решение об объявлении Сикачи-Алянских наскальных рисунков памятником природы? На какую организацию возлагаются обязанности по охране этого памятника природы и в чем состоят данные обязанности?
Основной закон, регулирующий вопросы в отношении природных памятников сегодня — это Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 года. В соответствии с данным законом, памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно этому ст. 27 этого Закона, с объявлением природных комплексов и объектов памятниками природы, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В Приказе Минприроды РФ от 25 января 1993 г. № 15 «Об утверждении Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации» сказано, что режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

К предмету ведения местного самоуправления относится сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности (ст. 6 ч.2 п. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, влечет наступление уголовной ответственности по ст. 262 Уголовного кодекса РФ.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

Таким образом, решение об объявлении Сикачи-Алянских наскальных рисунков памятником природы влечет за собой утверждение границы и определение режима особой охраны территорий памятников природы, которые находятся в их ведении, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов. Обязанности по охране этого памятника природы возлагаются на органы местного самоуправления.
Список нормативных актов и литературы
1. Конституция РФ

2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1. от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301.

3. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 20 ноября 1995 г. № 47. Ст. 4471.

4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ //

5. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 03 февраля 1997 г. № 5. Ст. 610.

6. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29 октября 2001 г. № 44. Ст. 4147.

7. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ от 06 марта 1995 г. № 10. Ст. 823.

8. ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства РФ от 24 апреля 1995 г. № 17. Ст. 1462.

9. ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // «Российская газета» от 22 марта 1995 г.

10. ФЗ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // Собрание законодательства РФ от 23 июля 2001 г. № 30. Ст. 3060.

11. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

12. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах».

13. Приказ Минприроды РФ от 25 января 1993 г. № 15 «Об утверждении Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации»

14. Приказ Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды от 23.07.1998 г. № 448 «Об утверждении «Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений».

15. Указание Государственного Комитета РФ по охране окружающей среды от 6.09.1999 г. «Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений».

16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 (ред. от 06.02.2007) «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

17. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.06.1994 г. № 1-7/ОП-460 «О предъявлении специализированными прокуратурами исков в арбитражные суды».

18. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998.

19. Веденин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1998.

20. Данилова Н.В. Экологическое право: Конспект лекций. – Томск: изд-во ТГУ, 2001.

11. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.

22. Павлов П. Особенности права собственности на животный мир // Российская юстиция. 1998. № 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.